Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Постановление Правительства Москвы от 29.11.2016 N 791-ПП

«Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости земель города Москвы по состоянию на 1 января 2016 г.»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Налоговые вычеты по НДС: уменьшаем – не значит нарушаем03.10.2011

Введение

Действующий на сегодняшний день механизм функционирования НДС по-прежнему считается одним из самых сложных. В общих чертах он выглядит следующим образом. Налогоплательщик обязан дополнительно к цене реализуемого товара (работы, услуги) предъявить к оплате покупателю сумму НДС, исчисленную по каждому виду этих товаров (работ, услуг). Данные императивные правила установлены п. 1 ст. 168 НК РФ и ст. 146 НК РФ и отражают характер НДС как косвенного налога.
Не позднее 5 календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг) или со дня передачи имущественных прав, выставляются соответствующие счета-фактуры, в которых суммы НДС выделены отдельной строкой.
Выставленные поставщиком счета-фактуры являются документами, на основании которых предъявленные им покупателю суммы НДС принимаются к налоговому вычету.

На основании п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик вправе уменьшить общую сумму исчисленного НДС на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты, порядок применения которых регламентирован ст. 171 и ст. 172 НК РФ.
Что представляет собой налоговый вычет по НДС? Фактически это суммы НДС, уплаченные налогоплательщиками поставщикам товаров (работ, услуг) либо в бюджет с авансовых или иных платежей в силу исполнения обязанности по уплате налога, уменьшающие сумму налога путем вычета.

Таким образом, законодатель установил такой порядок исчисления и уплаты НДС в бюджет, при котором исполнение обязательств по гражданско-правовой сделке — оплата стоимости товара (работы, услуги) — влечет для налогоплательщика и налоговые последствия в виде признания государством факта уплаты НДС в составе платежа поставщику за приобретенные товары, и, как следствие, право на вычет сумм НДС, предъявленных поставщиком и ему уплаченных, из общей суммы НДС.

Итак, исходя из буквального содержания правовых норм гл. 21 НК РФ и их системного толкования, можно говорить о праве налогоплательщика воспользоваться вычетом по НДС.
Но большинство из бухгалтеров прекрасно знают, что в ряде ситуаций воспользоваться таким правом бывает весьма непросто.
Основная причина заключается в том, что налоговые инспекторы отказывают налогоплательщикам в принятии к вычету заявленных сумм НДС и принимают решения о доначислении НДС в связи с непринятием заявленных налогоплательщиками сумм «входного» налога.
Однако, по мнению арбитров, отказывая организациям в вычетах по НДС, налоговые органы тем самым понуждают налогоплательщика в конечном итоге уплатить НДС в сумме большей, чем это установлено налоговым законодательством.
В итоге в налоговых правоотношениях между налоговыми органами и налогоплательщиками возникают конфликтные ситуации, разрешаемые в судебных инстанциях.
Так, зачастую налоговые инспекторы настаивают на том, что организация, не реализующая в каком-либо налоговом периоде товары (работы, услуги), не имеет права предъявить к вычету «входной» НДС. Но обоснованна ли подобная претензия налоговиков? Ведь организация наверняка приобретала в это время необходимые товары или же ей оказывались какие-то услуги, которые оплачивались поставщикам с учетом НДС.

Другим поводом для отказа в вычетах по НДС может послужить представление налогоплательщиком исправленных счетов-фактур. В какой степени отказ по указанной причине налоговиков соответствуют налоговому законодательству?
За ответом на этот и другие вопросы, связанные с правомерностью применения налоговых вычетов по НДС, организации обращаются в суды.
И если представители налоговых органов в ходе судебных разбирательств, как правило, говорят о злоупотреблении организацией правом на налоговый вычет и доказывают судьям необоснованное получение налогоплательщиком налоговой выгоды в связи с неправомерностью применения налоговых вычетов по НДС, то налогоплательщики, напротив, всячески пытаются отстоять свое право на заявленный вычет.

Всегда ли законны действия налоговых инспекторов, в каких ситуациях налогоплательщик может доказать свое право на уменьшение сумм исчисленного НДС путем применения налоговых вычетов?
Поиску ответов на актуальные вопросы применения налоговых вычетов по НДС и посвящен предлагаемый вашему вниманию тематический сюжет.

Поскольку многие из таких вопросов относятся к разряду спорных, то в сюжете мы проанализируем различные точки зрения, существующие по рассматриваемым проблемам. Кроме того, выявим основные тенденции судебной практики, в том числе характерные для Московского региона. С этой целью в сюжет включены отдельные судебные акты, изучение которых, на наш взгляд, поможет вам не только оценить вероятность принятия судьями положительного/отрицательного решения по той или иной ситуации, но и найти необходимые аргументы, которые можно предъявить в арбитражном суде, отстаивая свои интересы.

Подробно с материалами, в которых освещены вопросы применения вычетов НДС в сложных ситуациях, вы можете ознакомиться в электронной подборке документов «НДС и налог на прибыль: решение сложных вопросов налогообложения. Практика применения налоговых вычетов в спорных ситуациях».

Общие положения

В соответствии с п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму исчисленного НДС.
В этой связи рассмотрим вопрос, нередко задаваемый бухгалтерами:

1. Вправе ли организация принять к вычету суммы НДС, не заявленные ей в налоговой декларации по НДС, при наличии у нее первичных документов, подтверждающих уплату НДС поставщикам?

Надо сказать, что споры между налогоплательщиками и налоговыми органами по данному вопросу не единичны.
По мнению налогоплательщиков, они имеют право на вычет по НДС независимо от того, представлена ими соответствующая налоговая декларация по налогу или нет.
Налоговые инспекторы думают иначе, связывая право на получение налогоплательщиками вычетов сумм НДС с представлением налоговых деклараций по НДС за соответствующий налоговый период. Большинство же арбитражных судов разделяют мнение налоговиков и признают позицию налогоплательщиков неправомерной, указывая при этом, что в данном случае налогоплательщик необоснованно претендует на налоговые вычеты по НДС (см., например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 30.06.2010 № А33-13425/2008).

Ярким примером, демонстрирующим позицию судей при разрешении споров по обозначенному вопросу, является следующий судебный акт:

Постановление ФАС Центрального округа от 11.04.2011 по делу № А23-1013/10А-14-51

Где найти:
ИБ ФАС Центрального округа

Как отмечено в постановлении, применение налоговых вычетов по НДС является правом налогоплательщика, носит заявительный характер посредством их декларировании в подаваемых в налоговый орган налоговых декларациях и может быть реализовано только при соблюдении установленных гл. 21 НК РФ условий.
Также арбитры указали, что само по себе наличие у налогоплательщика документов, подтверждающих, по его мнению, право на применение налогового вычета, без отражения (указания, заявления) суммы налогового вычета в налоговой декларации, не является основанием для уменьшения НДС, подлежащего уплате в бюджет по итогам налогового периода.
С точки зрения судей, наличие документов, обуславливающих применение налоговых вычетов по НДС, не заменяет их декларирования.
По итогам судебного разбирательства суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что у суда первой инстанции не было правовых оснований для признания незаконным предложения организации уплатить недоимку по НДС, начисления пеней и привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности в виде штрафа.
Определением ВАС РФ от 30.06.2011 № ВАС-7510/11 в передаче дела по заявлению налогоплательщика об отмене решения налоговой инспекции было отказано.

На наш взгляд, точку в налоговых спорах, связанных с правомерностью получения налогового вычета по НДС при наличии у налогоплательщика документов, подтверждающих это право, но не отраженного им в декларации, поставил Президиум ВАС РФ, издав документ:

Постановление Президиума ВАС РФ от 26.04.2011 № 23/11 по делу № А09-6331/2009

Где найти:
ИБ Решения высших судов

В постановлении судьи высшей судебной инстанции определили правовую позицию по вопросу получения налоговых вычетов по НДС в случае их недекларирования. Фактически в документе указано на неправомерность применения вычетов сумм НДС, не заявленных налогоплательщиком в налоговой декларации по НДС.
Заметим, что в постановлении не содержится прямого указания на то, что в целях формирования единообразной практики толкования и применения норм налогового законодательства содержащиеся в документе положения обязательны к применению арбитражными судами. Однако на сегодняшний день уже имеется несколько судебных прецедентов, когда судьи при вынесении решения ссылаются на выводы, сделанные Президиумом ВАС РФ. И, как вы понимаете, решения эти не в пользу налогоплательщиков (см., в частности, постановления ФАС Поволжского округа от 04.08.2011 по делу № А72-5887/2010, Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2011 по делу № А57-16304/10, Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2011 № 18АП-5225/2011 по делу № А07-21081/2010, от 04.07.2011 № 18АП-5721/2011 по делу № А47-9714/2010).

С учетом вышеизложенного ответ на поставленный вопрос отрицательный.

Далее речь в нашем сюжете пойдет об условиях, которые должны быть соблюдены налогоплательщиком для обоснования его права на налоговый вычет по НДС. Они установлены п. 2 ст. 171 НК РФ и п. 1 ст. 172 НК РФ.
Согласно указанным нормам налогового законодательства для предъявления сумм НДС к вычету необходимо выполнение следующих условий:

1.1) приобретение товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения НДС (подп. 1 п. 1 ст. 171 НК РФ);
1.2) приобретение товаров (работ, услуг) для перепродажи (подп. 2 п. 2 ст. 171 НК РФ);

2) принятие к учету приобретенных товаров (работ, услуг), имущественных прав, а также наличие соответствующих первичных документов, подтверждающих принятие их к учету (абз. 2 п. 1 ст. 172 НК РФ);

3) наличие счетов-фактур по приобретенным у налогоплательщиков товарам (работам, услугам), имущественным правам (абз. 1 п. 1 ст. 172 НК РФ).

Теоретически все предельно ясно: приобрел товары, принял их к учету, получил от поставщика счета-фактуры — заявляй вычет по НДС на законных основаниях.
Но на практике все гораздо сложнее, и для многих налогоплательщиков заявленные ими вычеты по НДС оборачиваются конфликтами с налоговыми инспекторами.

В этой связи в рамках нашего исследования мы рассмотрим наиболее острые проблемы, которые возникают у организаций при реализации ими права на получение вычетов по НДС, касающиеся, в частности, выполнения необходимых условий применения налоговых вычетов по налогу.
В частности, нередко основанием для отказа организации в ее праве на налоговый вычет по НДС является вывод налогового органа об отсутствии у налогоплательщика объекта налогообложения НДС в том же периоде, т. е. отсутствии собственных оборотов по реализации товаров (работ, услуг), позволяющих принять входной НДС к вычету.

2. Вправе ли организация предъявить в налоговой декларации по НДС за III квартал 2011 года к вычету суммы НДС по приобретенным в указанный период товарам при отсутствии в этом же квартале операций, облагаемых налогом?

Приходится говорить о том, что на сегодняшний день вопрос остается до конца не урегулированным.
Поиск ответа на него в конечном итоге сводится к тому, что мы с вами должны выяснить, существует ли зависимость права на налоговый вычет по НДС от наличия либо отсутствия у организации в налоговом периоде операций, признаваемых в соответствии со ст. 146 НК РФ объектами налогообложения.

Представители контролирующих органов категорически против применения вычетов сумм НДС в том налоговом периоде, в котором реализация товаров (работ, услуг) отсутствовала. Они заявляют, что если налогоплательщик в налоговом периоде налоговую базу по НДС не исчислял, то принимать к вычету суммы НДС, предъявленные поставщиками товаров (работ, услуг), оснований у него не имеется.
По их твердому и, главное, неизменному мнению, налоговые вычеты производятся не ранее того налогового периода, в котором возникает налоговая база по НДС.
Писем, в которых высказана подобная точка зрения, достаточно много. В качестве примера приведем одно из них:

Письмо Минфина РФ от 08.12.2010 № 03-07-11/479

Где найти:
ИБ Финансист

Специалисты налоговых органов полностью согласны с финансистами, заявляя, что право на налоговый вычет по НДС возникает у налогоплательщика только при наличии у него в соответствующем налоговом периоде операций, признаваемых объектом налогообложения (см. письмо ФНС РФ от 01.11.2004 № 03-1-09/2248/16).
Иными словами, без налоговой базы по НДС в конкретном налоговом периоде нет и налоговых вычетов в том же периоде.

В этой ситуации, как нам представляется, можно говорить о том, что официальные органы в некоторой степени превышают свои полномочия, поскольку устанавливают дополнительное обязательное условие для применения налоговых вычетов по НДС, не предусмотренное налоговым законодательством.

Что касается судебных инстанций, то арбитры придерживаются противоположной точки зрения.
Практика рассмотрения данной категории налоговых споров была сформирована Президиумом ВАС РФ еще в 2006 году. См.:

Постановление Президиума ВАС РФ от 03.05.2006 № 14996/05 по делу № А06-2102у-4/04нр

Где найти:
ИБ Решения высших судов

ВАС РФ удовлетворил заявление организации о признании недействительным решения налоговой инспекции в части отказа налогоплательщику в применении налоговых вычетов по НДС, т. к. налоговым законодательством для применения этого вычета предусмотрен закрытый перечень условий и не устанавливается наличие реализации товаров (работ, услуг) в конкретном периоде в качестве обязательного условия для его применения.
Отметим, что позиция, высказанная Президиумом ВАС РФ в постановлении, закрепила в арбитражной практике единообразный подход, указывающий на правомерность предъявления к налоговому вычету сумм НДС при отсутствии объекта налогообложения, при соблюдении, конечно, обязательных условий, определенных гл. 21 НК РФ.
Поэтому и сегодня многие суды, руководствуясь мнением арбитров ВАС РФ, принимают в налоговых спорах сторону налогоплательщиков (см., например, постановления ФАС Московского округа от 06.05.2011 № КА-А41/3783–11 по делу № А41-20229/10, от 04.02.2011 № КА-А40/18237–10 по делу № А40-8161/10-90-109, от 29.12.2010 № КА-А40/16329–10 по делу № А40-55910/10-99-267 и др.).
По итогам рассмотрения налоговых споров судьи приходят к заключению, что нормами гл. 21 НК РФ не установлена зависимость вычетов НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) от фактического исчисления налога по конкретным операциям, для осуществления которых приобретены данные товары (работы, услуги). См., в частности:

Постановление ФАС Московского округа от 11.02.2010 № КА-А40/351–10 по делу № А40-64733/09-126-430

Где найти:
ИБ ФАС Московского округа

Интересный, на наш взгляд, вывод был сформулирован судьями Седьмого арбитражного апелляционного суда в постановлении от 24.05.2010 № 07АП-3405/10 по делу № А27-25479/2009: если самой реализации, для которой были приобретены товары (работы, услуги), НДС по которым предъявляется к вычету, еще не произошло, это не означает, что деятельность — операции по реализации — не ведется.

Исходя из благоприятной для налогоплательщиков формирующейся арбитражной практики и учитывая, что большинство судебных решений принимается в их пользу, ответ на вопрос может быть положительный. Однако в этом случае не исключены конфликты с налоговиками.
Поэтому каждый из вас, прежде чем принять решение о предъявлении к вычету «входного» НДС в том налоговом периоде, в котором сумма НДС, исчисленная к уплате в бюджет, отсутствовала, должен реально осознавать степень риска проведения налоговым органом камеральной проверки налоговой декларации по НДС с истребованием практически любых документов, подтверждающих правомерность применения налоговых вычетов. Правда, только в том случае, если вы рассчитываете на возврат НДС из бюджета.

Проблемные ситуации по предъявлению вычета возникают и при осуществлении налогоплательщиком операций по перепродаже товаров (работ, услуг), т. е. при применении правовой нормы, изложенной в подп. 2 п. 2 ст. 171 НК РФ.
Некоторые суды полагают, что данная норма не связывает возникновение у налогоплательщика права на налоговые вычеты с реализацией товаров, приобретенных для перепродажи (см. постановление ФАС Дальневосточного округа от 23.06.2003 № Ф03-А51/03–2/1178).

В другом судебном решении отмечено, что законодатель не уточняет, что имеется в виду перепродажа только в пределах РФ, т. е. за исключением экспорта (см. постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.08.2007 по делу № А56-48614/2006).
Судьи вынесли следующий вердикт: приведенная в подп. 2 п. 2 ст. 171 НК РФ норма не препятствует налогоплательщику в получении вычетов по НДС в случае приобретения им товаров за границей (импорт) и реализации этих товаров на экспорт.

Дата перепродажи имущества не имеет правового значения для налогового периода, в котором вычеты по НДС могут быть применены, констатировал ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 17.03.2009 № А78-3995/07-С3-12/264-Ф02-473/09 по делу № А78-3995/07-С3-12/264.

Также некоторые суды говорят о том, что подп. 2 п. 2 ст. 171 НК РФ не предусмотрено, что вычетам подлежат суммы НДС, уплаченные при ввозе товаров, только после продажи этих товаров (см. постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.08.2006 по делу № А56-12714/2005).

Теперь рассмотрим практическую ситуацию, касающуюся применения вычетов по НДС по реализации товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Ситуация: По результатам проверки налоговая инспекция вынесла решение о привлечении организации к ответственности по ст. 122 НК РФ за неполную уплату НДС. В акте проверки было указано на неправомерность принятия к вычету по затратам (изготовление технических паспортов), связанным со строительством квартир в городе. По мнению налоговых инспекторов, налогоплательщик мог принять спорные налоговые вычеты только в составе налоговых вычетов с общей суммы затрат по строительству квартир после принятия последних на учет в составе основных средств. Организация с выводами проверяющих не согласилась, отмечая, что расходы на изготовление технических паспортов на квартиры понесены для осуществления последующей их продажи, которая является операцией обложения НДС. Какая из сторон права?

Схожая ситуация стала предметом рассмотрения ФАС Волго-Вятского округа. См.:

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 15.03.2006 по делу № А29-1822/2005а

Где найти:
ИБ ФАС
Волго-Вятского округа

Арбитры встали на сторону налогоплательщика, признав, что у налоговой инспекции отсутствуют основания для отказа организации в применении налогового вычета по НДС.
Подведем промежуточный итог нашего разговора:
из содержания п. 2 ст. 171 НК РФ следует, что необходимым условием для применения налоговых вычетов по НДС является в том числе наличие определенной цели приобретения товара, а именно: товар (работы, услуги) должен приобретаться для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения НДС, или для перепродажи. То есть для налогоплательщика правовое значение имеет цель приобретения товаров (для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения).

Продолжаем.
Как свидетельствует арбитражная практика, значительная доля налоговых споров, касающихся отказов налоговыми органами в применении налогоплательщиками налоговых вычетов по НДС, приходится на соблюдение третьего обязательного условия — наличия счетов-фактур от поставщиков. Оно и понятно: именно счет-фактура является основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм НДС к вычету.
Требования к счетам-фактурам установлены в пп. 5 и 5.1 ст. 169 НК РФ, в которых перечислены обязательные реквизиты, которые должны содержаться в счетах-фактурах, выставляемых при реализации товаров (работ, услуг), а также при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг). П. 6 ст. 169 НК РФ содержит требования, касающиеся порядка подписания счетов-фактур, в том числе составленных в электронном виде.
Невыполнение требований, предусмотренных перечисленными нормами НК РФ, — основание для отказа налогоплательщику в принятии к вычету сумм НДС, предъявленных продавцом.

Таким образом, только в том случае, если от поставщиков получены счета-фактуры, оформленные в соответствии с требованиями, установленными в ст. 169 НК РФ, налогоплательщик может надеяться на получение налоговых вычетов по НДС.
Причем в соответствии с постановлением Президиума ВАС РФ от 09.11.2010 № 6961/10 по делу № А70-9235/2008 документальное обоснование права на налоговый вычет сумм НДС, уплаченных контрагентам, при приобретении товаров (работ, услуг) лежит на налогоплательщике.
Получается, что требования НК РФ не исполнил поставщик, а негативные последствия в виде отказа в заявленном вычете сумм «входного» НДС отражаются на покупателе.

Как известно, от ошибок, в том числе допущенных в счетах-фактурах, никто не застрахован.
Ошибку может обнаружить покупатель, а может и сам поставщик найти какой-либо недочет в выставленном им ранее счете-фактуре.
У покупателя выход один — получить исправленный счет-фактуру, чтобы не получить отказ в вычете НДС.
Вот здесь-то и сталкивается бухгалтер с весьма непростым вопросом:

3. Может ли покупатель применить налоговый вычет по исправленному продавцом счету-фактуре; если да, то в каком периоде?

Условно разделим вопрос на две части.
Что касается его первой части, то ни специалисты налоговых органов, ни финансисты не возражают против принятия к вычету НДС по исправленным счетам-фактурам. Достаточно привести хотя бы одно из последних писем Минфина РФ, посвященных рассматриваемому вопросу:

Письмо Минфина РФ от 01.09.2011 № 03-07-11/236

Где найти:
ИБ Финансист

Хотя налоговые инспекторы иногда предпринимают отдельные попытки отказать налогоплательщику в вычетах по исправленным счетам-фактурам, суды выносят решения в пользу налогоплательщика, признавая легитимность таких счетов-фактур.
При этом они указывают, что законодательство о налогах и сборах не лишает налогоплательщика права на применение налоговых вычетов НДС и в случае нарушения поставщиками предусмотренных ст. 169 НК РФ требований, если эти нарушения устранены в установленном порядке.

Следует иметь в виду, что гл. 21 НК РФ не содержит запрета на исправление и доисправление ошибок в счетах-фактурах, обнаруженных инспекторами в ходе налоговой проверки, до ее окончания (см. постановление ФАС Московского округа от 09.07.2007, 16.07.2007 № КА-А40/6452–07 по делу № А40-72230/06-75-428).
ФАС Поволжского округа в постановлении от 02.04.2008 № А57-6342/07–5 признал правомерным применение компанией налогового вычета по НДС в ситуации, когда организация устранила нарушения, установленные в ходе налоговой проверки, направив в адрес налогового органа исправленные счета-фактуры, в которых отражены сведения, предусмотренные ст. 169 НК РФ, в частности в счетах-фактурах был исправлен ошибочный ИНН поставщика.

С учетом вышесказанного автор тематического сюжета дает следующий ответ на первую часть вопроса: исправленные счета-фактуры являются основанием для применения налогоплательщиком налоговых вычетов по НДС. Подтверждение тому — аналогичный вывод, сделанный в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 29.09.2004 № А56-9360/04.
Итак, мы с вами выяснили, что исправленные счета-фактуры при условии их соответствия требованиям пп. 5 и 6 ст. 169 НК РФ подтверждают обоснованность заявленных налогоплательщиком вычетов по НДС.

Перейдем ко второй части нашего вопроса и постараемся понять: в каком же налоговом периоде покупатель сможет принять вычет по НДС по исправленному поставщиком счету-фактуре?
По данному вопросу существует несколько мнений, и в настоящее время единый подход к данной проблеме отсутствует, что приводит к многочисленным налоговым спорам между налогоплательщиками и налоговыми инспекциями.
Давайте проанализируем имеющиеся точки зрения, причем не только контролирующих органов, но и судебных инстанций.

1. Позиция Минфина РФ: НДС принимается к вычету в том налоговом периоде, в котором получен исправленный счет-фактура. См.:

Письмо Минфина РФ от 26.07.2011 № 03-07-11/196

Где найти:
ИБ Финансист

Совсем недавно финансисты подтвердили данную точку зрения в письме от 01.09.2011 № 03-07-11/236, ранее уже упоминаемом нами.

2. Позиция УФНС РФ по г. Москве: налогоплательщик имеет право принять к вычету НДС, уплаченный поставщикам товаров по исправленным в установленном порядке счетам-фактурам, не ранее налогового периода внесения исправлений. См.:

Письмо УФНС РФ по г. Москве от 01.10.2010 № 16–15/102769

Где найти:
ИБ Москва Проф

Стоит сказать, что некоторые суды соглашаются с мнением московских налоговиков, указывая, что вычет НДС по исправленным счетам-фактурам может быть применен только в том налоговом периоде, когда в счета-фактуры были внесены исправления (см., в частности, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.12.2007 № А19-8804/07-24-Ф02-9197/07, ФАС Восточно-Сибирского округа от 26.10.2007 № А19-4796/07-Ф02-8022/07).
Другие арбитры, напротив, считают, что довод налогового органа о возможности применения налогового вычета по исправленным счетам-фактурам только в том налоговом периоде, когда внесены данные исправления, не основан на нормах законодательства о налогах и сборах (см. постановление ФАС Волго-Вятского округа от 02.04.2007 № А43-32274/2006-32-953).

Кстати, не все территориальные налоговые инспекции разделяют мнение, высказанное их московскими коллегами.
Из краткого анализа региональной судебной практики, проведенного автором, следует, что налоговые инспекции многих субъектов страны при проведении контрольных мероприятий в отношении плательщиков НДС используют разъяснения, сделанные Минфином РФ. Считая, что при получении налогоплательщиком от поставщика исправленного счета-фактуры налоговый вычет по НДС может быть предоставлен в том периоде, в котором получен исправленный счет-фактура, они отказывают организациям в применении налоговых вычетов и доначисляют им НДС.

Учитывая противоречивость позиций контролирующих органов, было бы интересно посмотреть, как подходят суды к рассмотрению подобной спорной ситуации.
Заметим, что в последние годы она складывается в пользу налогоплательщиков. Озвучим позицию большинства судей:

3. Позиция судебных инстанций: налоговые вычеты по исправленным счетам-фактурам применяются в том налоговом периоде, когда выполнены все установленные налоговым законодательством (ст. 171 и ст. 172 НК РФ) условия.

Примеров, подтверждающих мнение арбитров, много; мы остановили свой выбор на судебных решениях, принятых судами Московского региона. В частности, нам показался интересным следующий документ:

Постановление ФАС Московского округа от 08.06.2011 № КА-А40/7029–11 по делу № А40-110063/10-118-607

Где найти:
ИБ ФАС Московского округа

В постановлении говорится, что право налогоплательщика на налоговый вычет НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) обусловлено их производственным назначением, фактическим наличием, оприходованием и оплатой и, следовательно, подлежит отражению в том налоговом периоде, в котором выполняются данные условия. Налоговый период применения налоговых вычетов связан с выполнением только названных условий, определяющих право налогоплательщика на такие вычеты.
Окончательный вывод судей звучит так: последующее исправление счетов-фактур не влияет на правомерность отражения налогоплательщиком налоговых вычетов в том налоговом периоде, в котором выполнены установленные законодательством условия.

В постановлении ФАС Северо-Западного округа от 22.01.2010 по делу № А13-5320/2009 арбитры указали на такое важное обстоятельство: гл. 21 НК РФ не содержит и правил о том, что предъявление к вычету НДС по исправленным счетам-фактурам может быть осуществлено налогоплательщиком только в том налоговом периоде, в котором получены исправленные (переоформленные) счета-фактуры.

Как мы смогли с вами убедиться, все три точки зрения имеют место быть.
Что можно посоветовать бухгалтерам в этой ситуации?
Если ваша организация не хочет судиться с налоговой инспекцией, то бухгалтеру целесообразно руководствоваться мнением специалистов Минфина РФ, т. е. заявлять свое право на налоговый вычет по НДС в том периоде, когда организация получила от поставщика исправленный счет-фактуру.

Следующий вопрос, на котором предлагаем остановиться, наверняка заинтересует многих из вас:

4. Правомерно ли принятие покупателем к вычету сумм НДС на основании счета-фактуры, исправленного поставщиком путем его замены на дубликат, т. е. с указанием тех же реквизитов (номер и дата) и правильными сведениями?

По традиции начнем с официальной точки зрения, согласно которой исправление счета-фактуры путем его повторного выставления продавцом по товарам (работам, услугам), в отношении которых ранее был выставлен документ с недочетами, недопустимо. См.:

Письмо Минфина РФ от 01.04.2009 № 03-07-09/17

Где найти:
ИБ Финансист

Позиция налоговиков представлена, в частности, в письме УФНС РФ по г. Москве от 17.11.2009 № 16–15/120352. В нем сообщается, что при обнаружении нарушений в порядке составления продавцом счета-фактуры исправления вносятся в ранее представленный счет-фактуру.
Таким образом, позиция официальных органов заключается в том, что исправление счета-фактуры путем замены не соответствует нормам законодательства, ошибки в счете-фактуре исправляются только путем внесения изменений в первоначально выставленный продавцом (поставщиком) счет-фактуру.

Если оценивать арбитражную практику по анализируемому вопросу, то она противоречива и неоднородна, и до настоящего времени суды не выработали единой позиции.
Так, некоторые судьи отмечают, что порядок внесения изменений в счета-фактуры не предусматривает возможности устранения допущенных в счетах-фактурах ошибок путем их переоформления (см., например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.02.2009 № А19-9280/08-51-Ф02-52/09, от 11.01.2009 № А78-1331/08-Ф02-6668/08, от 25.01.2011 по делу № А74-1670/2010 и т. д.).

В других регионах страны арбитры на стороне налогоплательщиков. Например, в постановлении ФАС Московского округа от 23.07.2009 № КА-А40/6878–09 было отмечено, что каких-либо ограничений по внесению исправлений, в том числе и путем замены счета-фактуры, Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС, не содержат.
В постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 30.07.2009 по делу № А53-5313/2007-С5-23 суд пришел к заключению, что положения п. 2 ст. 169 НК РФ и иные положения гл. 21 НК РФ не содержат запрета на внесение изменений в неправильно оформленный счет-фактуру или замену такого счета-фактуры на документ, оформленный в соответствии с действующими нормами.
Тот же суд в 2011 году, вынося решение в пользу организации, исходя из отсутствия в налоговом законодательстве запрета на представление налогоплательщиком в обоснование правомерности применения налоговых вычетов замененных счетов-фактур, сделал вывод, что исправить ошибки путем замены счета-фактуры под тем же номером и датой не запрещается (см. постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 11.02.2011 по делу № А32-8968/2010).

Кроме того, судьи отмечают, что положения ст. 169 НК РФ не запрещают устранять нарушения в счете-фактуре путем направления продавцом покупателю переоформленного счета-фактуры, содержащего все необходимые реквизиты, взамен ранее оформленного с нарушением установленного порядка. См.:

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.01.2010 по делу № А13-5320/2009

Где найти:
ИБ ФАС
Северо-Западного округа

Кроме того, в постановлении сказано, что из положений гл. 21 НК РФ не следует, что счета-фактуры, переоформленные в соответствии с требованиями ст. 169 НК РФ, не могут служить основанием для предъявления НДС к вычету.

В другом постановлении ФАС Северо-Западного округа посчитал несостоятельным довод налоговой инспекции о том, что счета-фактуры не могут являться надлежащими доказательствами по применению налогоплательщиком вычета по НДС, т. к. они являются новыми (переоформленными) и содержат реквизиты, отсутствующие в первоначально представленных счетах-фактурах, что не соответствует порядку внесения исправлений в счета-фактуры (см. постановление от 19.05.2011 по делу № А56-41271/2010).

Учитывая противоречивую арбитражную практику, налогоплательщик невольно задается вопросом — как все-таки ему поступить?
Вариантов, как вы поняли, два:

1) если в планы вашей организации не входит налоговый спор с инспекторами, то способ исправления счета-фактуры один: продавец (поставщик) должен внести изменения в первоначально выставленный им счет-фактуру, при этом внесенные исправления заверяются подписью руководителя и печатью продавца с указанием даты исправления. Очевидно, что с точки зрения налоговых рисков данный вариант может быть оценен в качестве наиболее безопасного для налогоплательщиков;

2) если вы готовы отстаивать свое право на получение вычета по НДС по переоформленному счету-фактуре и намерены обратиться за защитой своих прав в суд, то, на наш взгляд, шансы выиграть судебное разбирательство по рассматриваемому выше вопросу оцениваются как 50 на 50.

Хотелось бы обратить ваше внимание на один момент, о котором следует знать: если недостатки, допущенные поставщиком в счетах-фактурах, были исправлены им до вынесения решения налоговой инспекцией о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, то суд может признать обоснованным право налогоплательщика на применение им налоговых вычетов по НДС по таким счетам-фактурам (см. постановление ФАС Уральского округа от 11.12.2006 № Ф09-10630/06-С2 по делу № А50-8950/06).

Следующий аспект, касающийся применения налоговых вычетов по НДС по исправленным счетам-фактурам, связан с возможностью/невозможностью замены счета-фактуры не только в ходе налоговой проверки, но и его представления непосредственно в арбитражный суд, минуя налоговые органы.

5. Правомерен ли отказ налоговой инспекции в принятии сумм НДС к вычету, если исправленный счет-фактура был представлен организацией после вынесения решения по результатам камеральной проверки декларации по НДС?

Так как официальная позиция отсутствует, то сразу перейдем к имеющейся арбитражной практике по существу обозначенного вопроса. Мнения судей разделились.
Например, московские арбитры высказались следующим образом: исправления в счетах-фактурах (внесение изменений в сведения о грузополучателе и грузоотправителе) могут быть приняты во внимание только после представления исправленных документов в налоговый орган и проведения по ним камеральной проверки, т. к. отсутствие указанных данных в ходе проверки препятствует осуществлению налогового контроля. См.:

Постановление ФАС Московского округа от 12.10.2006, 16.10.2006 № КА-А40/9935–06 по делу № А40-81234/05-45-688

Где найти:
ИБ ФАС Московского округа

Кроме того, в постановлении судьи обратили внимание, что внесение исправлений в данные счета-фактуры после принятия налоговым органом решения не является обстоятельством, исключающим наступившие последствия в связи с принятием этого решения.
Это значит, что предоставление налогоплательщиком суду исправленного счета-фактуры не может повлиять на действительность решения налогового органа о доначислении НДС, пени и штрафа (см. постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 28.02.2006 № Ф08-534/2006-239А по делу № А53-14316/2005-С6-37).
В то же время некоторые судьи указывают, что отказ в признании правомерности вычетов сумм НДС по исправленным счетам-фактурам не лишает организацию права на повторное представление ею в налоговую инспекцию надлежащих документов в ином налоговом периоде в пределах установленного законодательством срока (см. постановление ФАС Московского округа от 06.07.2006, 07.07.2006 № КА-А41/6209–06 по делу № А41-К2-22960/05).

В качестве примера, демонстрирующего иную точку зрения судей на возможность представления исправленного счета-фактуры в судебную инстанцию, приведем решение, принятое Конституционным Судом РФ:

Определение Конституционного Суда РФ от 12.07.2006 № 267-О

Где найти:
ИБ Версия Проф

В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 3.3 мотивировочной части определения, налогоплательщик в рамках судопроизводства в арбитражном суде во всяком случае не может быть лишен права представлять документы, являющиеся основанием получения налогового вычета, независимо от того, были ли эти документы истребованы и исследованы налоговым органом при решении вопроса о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности и предоставлении налогового вычета. При этом суд обязан исследовать соответствующие документы.
Иными словами, Конституционный Суд РФ указал на право налогоплательщика на налоговый вычет по НДС и в той ситуации, когда документы, подтверждающие данный вычет, были им представлены непосредственно в суд, фактически минуя налоговый орган.
Данной правовой позицией руководствуются арбитражные суды практически всех округов России, в то время как налоговые инспекторы продолжают утверждать, что неправомерно принятие судами документов, подтверждающих правомерность принятия к вычету НДС, которые отсутствовали у инспекции на момент проведения налоговой проверки.
Однако суды на стороне налогоплательщиков, а не налоговиков.

Считаем нецелесообразным перечислять все решения, принятые в пользу налогоплательщиков, предлагаем вашему вниманию свежие примеры.
В частности, в постановлении ФАС Поволжского округа от 04.07.2011 по делу № А65-10994/2010 сказано, что непредставление налогоплательщиком документов в ходе налоговой проверки не исключает возможности представить их в суд для оценки в совокупности с другими доказательствами по делу.

Еще один пример судебного решения: право на получение налоговых вычетов по НДС возникает при наличии у налогоплательщика соответствующих первичных документов. При этом не имеет значения, когда были представлены эти документы — при проведении камеральной проверки или при разбирательстве в арбитражном суде (см. постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2011 № 17АП-6877/2011-АК по делу № А60-2551/2011).
Остается добавить, что подавляющее большинство судей приходит к аналогичным выводам.

Нельзя не упомянуть еще об одной ситуации, при которой судебная инстанция может поддержать налогоплательщика в его праве представить исправленный счет-фактуру сразу в суд. Речь идет о ситуации, когда ошибки в счете-фактуре были обнаружены специалистами налоговых органов при проведении ими налоговой проверки, но налогоплательщику об этом факте сообщено не было, равно как и не были затребованы дополнительные пояснения либо требование о внесении изменений в счета-фактуры в пятидневный срок согласно п. 3 ст. 88 НК РФ.
Можно рассмотреть следующий пример:

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14.09.2006 по делу № А39-1842/2006–88/11

Где найти:
ИБ ФАС
Волго-Вятского округа

Налоговая инспекция вынесла решение о взыскании с налогоплательщика НДС и штрафа ввиду необоснованного предъявления организацией к вычету НДС по ряду счетов-фактур, оформленных с нарушением порядка.
Судьи, исследовав представленные организацией в судебное заседание исправленные счета-фактуры, признали недействительным решение налогового органа, мотивировав свою точку зрения тем, что налоговые инспекторы не уведомили налогоплательщика о выявленных ими недостатках при заполнении счетов-фактур его поставщиками, хотя такая обязанность налоговых органов предусмотрена ст. 88 НК РФ. Тем самым они лишили налогоплательщика возможности реализовать свое право по исправлению допущенных ошибок.

Основания для доначисления НДС отсутствуют в том случае, если налоговый орган, выявив нарушения в заполнении счетов-фактур, представленных в обоснование налоговых вычетов по НДС, не сообщил об этом налогоплательщику. Данная точка зрения арбитров приведена в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 24.05.2006 по делу № А82-5934/2005–15.

Справедливости ради стоит упомянуть о наличии судебных решений, в которых судьи высказывают прямо противоположную точку зрения, а именно: ст. 88 НК РФ предоставляет право налоговому органу произвести определенные действия, а не обязывает их совершить. То есть налоговая инспекция вовсе не обязана информировать налогоплательщика об ошибках в счетах-фактурах, выявленных в ходе налоговой проверки (см. постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.11.2006 № А19-15542/06-15-Ф02-6436/06-С1, А19-15542/06-15-Ф02-6590/06-С1 по делу № А19-15542/06–15). Дополнительно отметим, что определением ВАС РФ от 09.04.2007 № 3662/07 по этому делу налогоплательщику было отказано в передаче дела по заявлению организации о признании недействительными решения налогового органа для пересмотра в порядке надзора данного судебного акта.

Интерпретацией вышеприведенной позиции арбитров ФАС Восточно-Сибирского округа является мнение судей ФАС Московского округа, которые пришли к выводу, что налоговая инспекция не обязана уведомлять налогоплательщика об ошибках, допущенных в представленных счетах-фактурах, но только в том случае, если в отношении налогоплательщика не было принято решение о привлечении его к налоговой ответственности (см. постановление ФАС Московского округа от 28.04.2007, 08.05.2007 № КА-А40/3270–07 по делу № А40-20967/06-98-151).

Заканчивая наш разговор, касающийся правомерности принятия сумм НДС к вычету по исправленным счетам-фактурам, заметим, что ошибка ошибке рознь. Не все ошибки и неточности в счетах-фактурах требуют их обязательного исправления для возможности получения налогового вычета по НДС по таким документам.

6. Правомерен ли отказ налоговой инспекции в применении налоговых вычетов по НДС, если в выставленных в адрес покупателя счетах-фактурах были указаны неполные наименования товаров?

При ответе на вопрос необходимо в первую очередь учитывать, что со вступлением в силу с 1 января 2010 года положений Федерального закона от 17.12.2009 № 318-ФЗ ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товара (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также ставку налога, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм НДС (п. 2 ст. 169 НК РФ).
С 1 октября 2011 года данная правовая норма претерпела небольшое изменение: к обычным счетам-фактурам, упоминаемым в п. 2 ст. 169 НК РФ, законодатель добавил еще и корректировочные счета-фактуры, которые, напомним, на основании норм Федерального закона от 19.07.2011 № 245-ФЗ должны выставляться продавцом покупателю товаров (работ, услуг) при изменении их стоимости.

Но вернемся к нашему вопросу.
По мнению Минфина РФ, указание в графе 1 счета-фактуры «Наименование товара (описание выполненных работ, оказанных услуг), имущественного права» неполной информации о товаре не является причиной для отказа в вычетах сумм НДС по таким счетам-фактурам. См.:

Письмо Минфина РФ от 10.05.2011 № 03-07-09/10

Где найти:
ИБ Финансист

Следовательно, налоговая инспекция не вправе отказать налогоплательщику в принятии покупателем сумм «входного» НДС к налоговому вычету по причине указания в счетах-фактурах неполных наименований товаров, и ответ на поставленный вопрос отрицательный.

Полагаем, что данный вывод можно распространить и на случай указания в счетах-фактурах неполной информации об оказанных услугах/выполненных работах.
За подтверждением обратимся к арбитражной практике.
Например, судьи ФАС Северо-Кавказского округа отметили, что ст. 169 НК РФ не содержит требование о том, что в счете-фактуре должен быть указан весь перечень выполненных работ (в данном случае строительных). См.:

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 25.06.2010 по делу № А53-24161/2009

Где найти:
ИБ ФАС
Северо-Кавказского округа

Другой пример:

Постановление ФАС Московского округа от 23.10.2009 № КА-А40/11044–09 по делу № А40-41709/08-143-146

Где найти:
ИБ ФАС Московского округа

Налоговая инспекция отказала организации в праве на вычет по НДС, т. к. в счетах-фактурах, предъявленных ей поставщиком услуг, отсутствует описание оказанных услуг.
Судом была дана надлежащая правовая оценка этому доводу. Как указал суд, поскольку в этих счетах-фактурах имеется ссылка на договор (акт), то это позволяет идентифицировать оказанные услуги. Следовательно, нарушений ст. 169 НК РФ, влекущих безусловный отказ в праве на вычет, не имеется.

Не менее острой на сегодняшний день является проблема, возникающая у организаций в случае предъявления к вычету сумм НДС, уплаченных продавцу (поставщику) товаров (работ, услуг), не являющемуся плательщиком НДС. Чаще всего с такой проблемой приходится сталкиваться организациям в ситуациях, когда счета-фактуры выставляются контрагентами, применяющими УСН.
Поэтому следующую часть нашего тематического сюжета мы посвящаем исследованию данного аспекта применения налоговых вычетов по НДС.
В этой связи рассмотрим следующий вопрос:

7. Имеет ли право организация — заказчик оказания аналитическо-консультационных услуг по инвестиционным проектам принять к вычету суммы НДС, уплаченные исполнителю этих услуг — организации, применяющей УСН, которая выставила по оказанным ею услугам счета-фактуры с выделением в них сумм НДС?

Представители Минфина РФ и специалисты налоговых органов категорически против вычетов сумм НДС в подобной ситуации (см., например, письма Минфина РФ от 01.04.2008 № 03-07-11/126, ФНС РФ от 06.05.2008 № 03-1-03/1925, УФНС РФ по г. Москве от 05.04.2010 № 16–15/035198).
Налоговые инспекторы территориальных инспекций, считая неправомерным заявлять вычет по НДС на основании счетов-фактур от контрагентов, которые находятся на УСН и не являются плательщиками НДС, отказывают организациям по этой причине в принятии сумм к вычету НДС.

Однако суды говорят о том, что уплата НДС лицу, не являющемуся плательщиком этого налога, не является обстоятельством, исключающим право организации предъявить суммы налога по счетам-фактурам к вычету (см., в частности, постановление ФАС Дальневосточного округа от 29.11.2010 № Ф03-8343/2010 по делу № А59-1598/2010).
Обратимся к арбитражной практике, складывающейся по рассматриваемой проблеме. Например, в Московском регионе она практически полностью формируется в пользу налогоплательщиков.
Достаточно привести положительные судебные решения, принятые московскими арбитрами в 2011 году: постановления ФАС Московского округа от 01.08.2011 № КА-А41/7903–11 по делу № А41-34350/10, от 01.02.2011 № КА-А40/17547–10 по делу № А40-32852/10-127-146, от 08.02.2011 № КА-А40/17458–10 по делу № А40-23979/10-20-170, от 23.05.2011 № КА-А40/4436–11 по делу № А40-91312/10-20-477.

Проанализировав перечисленные судебные акты, обобщим выводы судей, сформулированные в них:

— если поставщик, применяющий УСН и не являющийся плательщиком НДС, выставил покупателю счет-фактуру с выделением в нем суммы НДС, то именно на поставщике лежит обязанность уплатить в бюджет предъявленный в счете-фактуре НДС, т. е. поставщик должен уплатить полученные от покупателя суммы НДС в бюджет;
— в свою очередь покупатель, оплатив приобретенные товары (работы, услуги) с учетом НДС, вправе применить вычет этих сумм НДС в общеустановленном порядке при соблюдении им всех предусмотренных НК РФ условий применения налогового вычета.

Более того, правомерность принятия к вычету сумм НДС по сделкам с контрагентом, который не являлся плательщиком НДС в связи с применением УСН, но выставлял счета-фактуры с выделением НДС, фактически признал ВАС РФ. См.:

Определение ВАС РФ от 16.05.2011 № ВАС-5177/11 по делу № А15-109/2010

Где найти:
ИБ Решения высших судов

Очевидно, что суд, пусть даже и высший, Минфину РФ не указ. Иначе чем еще можно объяснить появление совсем недавно нового письма Министерства, в котором в очередной раз сообщается, что покупатель не вправе принять к вычету входной НДС по товарам (работам, услугам) на основании счета-фактуры, выставленного поставщиком (организацией/индивидуальным предпринимателем), применяющим УСН и освобожденным от обязанностей плательщика НДС. См.:

Письмо Минфина РФ от 16.05.2011 № 03-07-11/126

Где найти:
ИБ Финансист

Таким образом, риск покупателя товаров/заказчика работ, услуг получить отказ от налоговых инспекторов в применении вычета по НДС при получении счета-фактуры от продавца, применяющего УСН, не являющегося плательщиком НДС, до сих пор сохраняется. Это означает, что многим налогоплательщикам НДС, возможно, придется доказывать свое право на вычет в судебном порядке. С нашей точки зрения, шансы выиграть налоговый спор с налоговым органом в этом случае весьма высоки.

Для справки: суды также подтверждают правомерность принятия к вычету по НДС на основании счетов-фактур, выставленных не только поставщиками, применяющими УСН, но и другие специальные режимы — ЕНВД и ЕСХН (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 29.09.2008 № Ф09-6975/08-С2 по делу № А47-8357/07, ФАС Поволжского округа от 09.09.2008 по делу № А57-7577/07).
Кроме того, судьи отклоняют доводы налоговых инспекторов о необоснованном получении налогоплательщиком налоговой выгоды в том случае, если он применил налоговый вычет по НДС по счетам-фактурам организаций, которые осуществляют операции, не подлежащие обложению НДС согласно ст. 149 НК РФ.

С учетом вышеперечисленных моментов ответ на поставленный вопрос положительный. Но, как вы понимаете, это субъективная позиция автора, которая может не совпадать с вашей точкой зрения. Каковы будут ваши действия при получении счета-фактуры от компаньона, применяющего УСН, и какой способ принятия к вычету НДС выберете вы (выгодный или безопасный для компании) — решать только вам в зависимости от конкретных условий и обстоятельств. Повторимся: с высокой степенью вероятности можно утверждать, что налогоплательщик одержит победу в судебном разбирательстве с налоговиками, если дело дойдет до суда.
Итак, в нашем сюжете рассмотрены отдельные спорные вопросы, связанные с возможностью применения налоговых вычетов по НДС. Надеемся, что ознакомление с материалом поможет вам отстоять свои права в подобных ситуациях.