Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Постановление Правительства Москвы от 17.10.2012 N 564-ПП

(ред. от 22.11.2016)
«Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги "Выдача разрешения на право организации розничного рынка" в городе Москве»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Изменения законодательства для бухгалтера: что год грядущий нам готовит?01.12.2011

Введение

Российских бухгалтеров уже не удивляет, что каждый новый год налоговое законодательство (впрочем, не только налоговое) существенно обновляется и корректируется. Общеизвестно, что основанием для внесения изменений в законодательство о налогах и сборах являются Основные направления налоговой политики, составляемые на трехлетнюю перспективу. «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», одобренные Правительством РФ 20 мая 2010 года, предусматривали внесение новаций в налоговое законодательство по различным направлениям.

Например, в качестве одного из приоритетных направлений было обозначено налоговое стимулирование инновационной деятельности.
При этом, как сказано в Основных направлениях, роль налоговой системы в поддержке инновационной активности заключается в создании условий для спроса на инновационную продукцию, для модернизации, т. е. для инвестиций в новые технологии.
Кроме того, налоговая система не должна создавать препятствий для деятельности налогоплательщиков, направленной на внедрение в производственные процессы результатов НИОКР, приводящих к увеличению производительности труда.

В рамках реализации задач этого направления был принят Федеральный закон от 7 июня 2011 года № 132-ФЗ «О внесении изменений в статью 95 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности…» (далее — Закон № 132-ФЗ), на основании которого с 1 января 2012 года будет действовать новый порядок учета расходов на НИОКР при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Также Законом № 132-ФЗ были внесены изменения в порядок налогообложения имущества организаций, а именно: с 1 января 2012 года вводится налоговая льгота по налогу на имущество в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, — в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества. Перечисленные объекты не будут облагаться налогом на имущество.
В целях создания благоприятных условий для функционирования некоммерческих организаций, оказания социальных услуг населению, развития благотворительной деятельности добровольцами принят Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 235-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности» (далее — Закон № 235-ФЗ).
В соответствии с ним некоммерческие организации получили право создавать резерв предстоящих расходов, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности и учитываемых для целей налогообложения прибыли.

Серьезные коррективы внесены в действующий порядок исчисления и уплаты НДС. И хотя значительная часть поправок, внесенных Федеральным законом от 19.07.2011 № 245-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации…» (далее — Закон № 245-ФЗ), уже начала действовать с 1 октября 2011 года, некоторые важные изменения вступают в силу с 1 января 2012 года. Например, изменяются правила применения заявительного порядка возмещения НДС. Так, вводится новый порядок представления в налоговый орган банковской гарантии при подаче налогоплательщиком заявления на заявительное возмещение НДС: в течение пяти рабочих дней со дня подачи налоговой декларации по НДС в инспекцию.

Нововведения затрагивают и порядок налогообложения таким налогом, как НДФЛ. В качестве главного изменения стоит назвать увеличение размеров предоставляемого налогоплательщикам стандартного налогового вычета на детей (Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 330-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации…», далее — Закон № 330-ФЗ).

Кардинальным изменениям, которые вступят в силу с 1 января 2012 года, подверглась и часть первая НК РФ.
Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения» (далее — Закон № 227-ФЗ) устанавливает с 1 января 2012 года принципиально новый законодательный порядок налогового контроля за трансфертным ценообразованием, практически полностью изменяя принципы определения цен для целей налогообложения.
В частности, Закон № 227-ФЗ дополняет часть первую НК РФ новой гл. 14.2 «Общие положения о ценах и налогообложении», правовые нормы которой будут применяться налоговиками при проверках по таким налогам, как НДС, налог на прибыль, НДФЛ и НДПИ.

Как мы видим, изменений много, при этом здесь приведен далеко не полный их перечень.
В этих условиях от бухгалтера требуется в максимально короткие сроки освоить новые правила налогообложения, чтобы в наступающем году применять их на практике без ошибок.
Хотим оказать вам посильную помощь в решении этой сложной задачи и предлагаем вашему вниманию тематический сюжет, посвященный обзору новаций части второй НК РФ.
Поскольку в рамках формата материала не представляется возможным проанализировать все новшества законодательства 2012 года, мы ограничились рассмотрением наиболее важных и значимых изменений, произошедших в налогообложении такими налогами, как налог на прибыль, налог на имущество и НДФЛ.
Кроме того, нами будут рассмотрены поправки в другие отрасли законодательства, с которыми вам предстоит работать в наступающем году.

Обращаем ваше внимание, что подробно ознакомиться с нормативными правовыми актами, а также материалами, в которых освещены изменения, внесенные в часть первую НК РФ и порядок налогообложения другими налогами, вы сможете, обратившись к подборке, которая так и называется: «Все изменения 2012 года, о которых нужно знать каждому бухгалтеру».

Раздел 1. Изменения части второй НК РФ

Часть I. Налог на прибыль

1. С 1 января 2012 года изменяются правила оценки внереализационных доходов при получении безвозмездно имущества (работ, услуг) или имущественных прав (абз. 2 п. 8 ст. 250 НК РФ в новой редакции).

До вступления в силу положений Закона № 227-ФЗ п. 8 ст. 250 НК РФ предусматривал, что при получении имущества безвозмездно оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений ст. 40 НК РФ, но не ниже определяемой в соответствии с гл. 25 НК РФ остаточной стоимости — по амортизируемому имуществу.
Закон № 227-ФЗ скорректировал это правило: в наступающем году налогоплательщики обязаны оценивать безвозмездно полученное имущество (работы, услуги) с применением порядка, предусмотренного ст. 105.3 НК РФ.
Данное нововведение напрямую затрагивает порядок формирования первоначальной стоимости объекта основных средств, получаемого налогоплательщиком безвозмездно, т. к. на основании действующей сегодня редакции п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость такого объекта определяется в соответствии с п. 8 ст. 250 НК РФ.

Таким образом, если ваша организация в 2012 году получит основное средство, то при определении его первоначальной стоимости бухгалтер должен использовать правовые нормы, изложенные в ст. 105.3 НК РФ.

Представим, что организация в результате инвентаризации выявила ранее не учтенные на балансе объекты основных средств. Ситуация, надо сказать, весьма распространенная.

В этой связи рассмотрим следующий вопрос:

1. Как в 2012 году должна определяться первоначальная стоимость ранее не учтенного на балансе организации основного средства, выявленного при инвентаризации?

Для ответа на вопрос давайте вспомним положения п. 1 ст. 257 НК РФ, из которого следует, что первоначальная стоимость основного средства, выявленного в ходе проведения инвентаризации, определяется в виде стоимости излишков имущества. Но по какой стоимости? В гл. 25 НК РФ об этом ничего не сказано.
Приведем точку зрения Минфина РФ, которая не раз была высказана специалистами ведомства. См., например:

Письмо Минфина РФ от 25.03.2010 № 03-03-06/1/189

Где найти:
ИБ Финансист

Ссылаясь на нормы п. 5 ст. 274 НК РФ и п. 1 ст. 257 НК РФ, финансисты пришли к выводу, что стоимость такого имущества в налоговом учете определяется исходя из его рыночной цены с учетом положений ст. 40 НК РФ.
Полагаем, что этим разъяснением необходимо руководствоваться налогоплательщикам и в 2012 году.
Из этого следует, что с 1 января 2012 года формирование первоначальной стоимости основного средства, выявленного при проведении инвентаризации, будет осуществляться с учетом требований ст. 105.3 НК РФ.

2. Расширен список внереализационных доходов налогоплательщика: с 1 января 2012 года к ним будут также относиться суммы корректировки прибыли налогоплательщика вследствие применения методов определения для целей налогообложения соответствия цен, примененных в сделках, рыночным ценам (рентабельности), предусмотренных ст. 105.12 и ст. 105.13 НК РФ (п. 22 ст. 250 НК РФ в новой редакции).

Для справки:
— ст. 105.12 НК РФ регламентирует порядок применения метода сопоставимой рентабельности, суть которого заключается в определении рыночного интервала по одному из видов операционной рентабельности и сопоставлении операционной рентабельности контролируемой сделки с этим интервалом;
— ст. 105.13 НК РФ устанавливает порядок использования и применения метода распределения прибыли, который состоит в сопоставлении фактического распределения между сторонами сделки совокупной прибыли, полученной всеми сторонами этой сделки, с распределением прибыли между сторонами сопоставимых сделок.

3. Следующим изменением, внесенным в гл. 25 НК РФ, является уточнение порядка расчета предельной величины процентов по долговым обязательствам, признаваемых расходом при исчислении налога на прибыль (ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 235-ФЗ).

С 1 января будущего года абз. 4 п. 1 ст. 269 НК РФ будет изложен в новой редакции, согласно которой расчет предельных процентов по долговым обязательствам, выданных на сопоставимых условиях и признаваемых расходом при исчислении налогооблагаемой прибыли, должен производиться исходя из ставки рефинансирования Банка России при отсутствии долговых обязательств не только перед российскими организациями, но и иными лицами, т. е. при полном отсутствии сопоставимых долговых обязательств.
Вместе с тем нельзя забывать о наличии другой нормы НК РФ, в соответствии с которой до 31 января 2012 года при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, предельная величина процентов по долговым обязательствам в рублях, признаваемых расходом, принимается равной ставке рефинансирования Банка России, увеличенной в 1,8 раза (п. 1.1 ст. 269 НК РФ).

Организациям, привлекающим для осуществления своей хозяйственной деятельности заемные средства в той или иной форме, надо иметь в виду, что анализ процентов по долговым обязательствам на предмет сопоставимости должен осуществляться ими одновременно по всем критериям, перечисленным в абз. 2 п. 1 ст. 269 НК РФ, а именно: займы, кредиты, иные долговые обязательства выданы в той же валюте на те же сроки в сопоставимых объемах, под аналогичные обеспечения.
Налогоплательщик не вправе определять сопоставимость условий выдачи (получения) долговых обязательств только по нескольким критериям, выбранным им из четырех вышеприведенных. Соответственно, неправомерен и выбор разных групп критериев по различным видам долговых обязательств (например, по процентам по РЕПО — валюта и объемы, по процентам по депозитам юридических лиц — валюта, сроки, объемы).

Мы привели позицию официальных органов, представленную, в частности, в письмах ФНС РФ от 19.05.2009 № 3-2-13/74 и Минфина РФ от 27.04.2010 № 03-03-05/92.
Причем налоговики в своем письме указали на недопустимость самостоятельного введения налогоплательщиками иных критериев сопоставимости, кроме установленных п. 1 ст. 269 НК РФ.

Одновременно необходимо отметить, что если долговые обязательства соответствуют всем критериям сопоставимости, но приняты от разных категорий кредиторов, т. е. физических или юридических лиц, то они будут считаться несопоставимыми (см. письма Минфина РФ от 10.06.2008 № 03-03-06/1/357, от 21.04.2009 № 03-03-06/1/268).

Нередко бухгалтеры задают вопросы, касающиеся последнего критерия — «аналогичное обеспечение».
Согласно п. 1 ст. 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Применительно к налоговому учету аналогичным обеспечением признается одинаковое обеспечение одного вида (например, долговые обязательства, обеспеченные только поручительствами).
Представители финансового ведомства считают, что если способы обеспечения разные, то обязательства не признаются сопоставимыми. При этом учитываются также объем обеспечения и категории лиц, их предоставивших (см. письмо Минфина РФ от 25.02.2010 № 03-03-06/2/33).
Вместе с тем Минфин РФ не отрицает право организации самостоятельно установить в своей учетной политике для целей налогообложения прибыли значения критерия «аналогичное обеспечение», в т. ч. долговые обязательства без обеспечения.

4. С 1 января наступающего года серьезно меняется порядок учета расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) (ст. 2 Закона № 132-ФЗ).

4.1. Устанавливается перечень таких расходов (п. 2 этой статьи).

4.2. Вступают в силу новые правила признания расходов на НИОКР (п. 4 ст. 262 НК РФ): они признаются для целей налогообложения независимо от результата соответствующих изысканий после завершения этих исследований или разработок (отдельных этапов работ) и (или) подписания сторонами акта сдачи-приемки.
При этом налогоплательщик вправе включать расходы на НИОКР в том отчетном (налоговом) периоде, в котором завершены такие исследования или разработки (отдельные этапы работ).

Мнение Минфина РФ относительно порядка учета расходов на НИОКР, по которым на 31.12.2011 работы завершены с положительным результатом, но не начато фактическое использование или по которым работы по состоянию на 01.01.2012 не завершены, изложено в письме:

Письмо Минфина РФ от 22.08.2011 № 03-03-06/1/511

Где найти:
ИБ Финансист

4.3. Вводится специальный порядок учета произведенных налогоплательщиком расходов на НИОКР, в результате проведения которых он получает результаты интеллектуальной деятельности (п. 9 ст. 262 НК РФ в новой редакции).

4.4. Изменяются правила налогового учета расходов налогоплательщика на НИОКР (в т. ч. не давшие положительного результата) по перечню, установленному Правительством РФ, с применением коэффициента 1,5 (п. 7 ст. 262 НК РФ в новой редакции).

4.5. Вводится новая ст. 267.2 НК РФ, которая устанавливает механизм формирования резерва предстоящих расходов на НИОКР.

5. Особое место среди вступающих в силу поправок по налогу на прибыль занимают нововведения, которыми устанавливается порядок формирования резервов предстоящих расходов некоммерческих организаций и учета затрат на формирование таких резервов (п. 8 ст. 1 Закона № 235-ФЗ).

5.1. Глава 25 НК РФ дополнена новой ст. 267.3 «Расходы на формирование резервов предстоящих расходов некоммерческих организаций».

Итак, с 1 января 2012 года некоммерческие организации (далее — НКО) смогут формировать резерв на предстоящие расходы, выбирая самостоятельно виды расходов, в отношении которых он создается, определяя их в учетной политике для целей налогообложения.
Одновременно в ст. 267.3 НК РФ приводятся некоторые формы НКО, которые не наделены правом создавать резерв предстоящих расходов, связанных с ведением предпринимательской деятельности и учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
В частности, в их числе названы госкорпорации (одна из организационно-правовых форм НКО), обладающие особым правовым статусом.
Кроме того, такой резерв не смогут создавать государственные компании, объединение юридических лиц (абз. 1 п. 1 ст. 267.3 НК РФ).

Теперь более детально остановимся на правилах учета расходов на формирование резервов предстоящих расходов НКО.

Списание данных расходов будет производиться за счет суммы созданного резерва.
Что касается размера резерва, то он должен определяться на основании разработанных и утвержденных организацией смет расходов на срок, не превышающий три календарных года. Причем предельный размер отчислений в резерв предстоящих расходов не может превышать 20% от суммы доходов отчетного (налогового) периода, учитываемых при определении налоговой базы.
Еще один важный нюанс: если сформирован резерв на осуществление расходов, предусмотренных несколькими сметами расходов, то организация самостоятельно распределяет в налоговом учете сумму отчислений в резерв между сметами расходов.

По окончании периода, на который создавался резерв, бухгалтеру предстоит подвести итоги, и в зависимости от полученного результата его действия будут следующими:

— если сумма резерва была не полностью использована организацией для осуществления расходов, предусмотренных сметой расходов, то ее нужно включить в состав внереализационных доходов на последнее число налогового (отчетного) периода, на который приходится дата окончания сметы расходов;

— если сумма созданного резерва, напротив, оказалась меньше фактических расходов, в отношении которых сформирован резерв, то разницу между ними надо отнести на расходы, учитываемые при определении налоговой базы по прибыли.

5.2. Расходы на формирование резервов предстоящих расходов налогоплательщиком — некоммерческой организацией, зарегистрированной в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», определяемые в размерах и порядке, рассмотренных нами выше, учитываются в составе внереализационных расходов.

6. Расширен перечень прочих расходов: в частности, п. 1 ст. 264 НК РФ дополнен подп. 48, на основании которого с 1 января 2012 года в составе прочих расходов будут учитываться расходы налогоплательщиков, связанные с безвозмездным оказанием услуг по изготовлению и (или) распространению социальной рекламы.

Введение этой новации позволяет организациям, которые понесли затраты на производство или распространение рекламы на безвозмездной для заказчика основе, учесть их в расходах при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Для того чтобы признать подобные затраты в целях налогообложения прибыли, организация должна выполнить требования к социальной рекламе, установленные новым подп. 32 п. 3 ст. 149 НК РФ, вступающим в силу с нового года согласно п. 6 ст. 1 Закона № 235-ФЗ.

Итак, в социальной рекламе, распространяемой:
— в радиопрограммах продолжительность упоминания о спонсорах составляет не более трех секунд;
— в телепрограммах, при кино- и видеообслуживании продолжительность упоминания о спонсорах составляет не более трех секунд, и такому упоминанию отведено не более 7% площади кадра;
— другими способами на упоминание о спонсорах отведено не более 5% рекламной площади (пространства).

Для справки: социальной рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства (п. 11 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»).
Таким образом, отличительным признаком социальной рекламы является ее некоммерческое, социальное содержание. По сути такая реклама является одним из инструментов в арсенале государства и муниципалитетов, обеспечивающих достижение общественно полезных целей.
Заметим, что, хотя у нас в стране социальная реклама не столь широко распространена, нежели коммерческая, тем не менее сегодня можно констатировать ее присутствие в медиапространстве.

Требования к социальной рекламе установлены ст. 10 Закона № 38-ФЗ, часть 4 которой предусматривает, что в социальной рекламе не допускается упоминание о конкретных марках (моделях, артикулах) товаров, товарных знаках, знаках обслуживания и об иных средствах их индивидуализации, о физических и юридических лицах, за исключением упоминания об органах государственной власти, иных государственных органах, органах местного самоуправления, муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, о спонсорах.

Разъяснения отдельных положений НК РФ, касающиеся налогообложения производства и размещения социальной рекламы, в т. ч. налогом на прибыль, содержатся в документе:

Письмо ФНС РФ от 18.11.2011 № ЕД-4-3/19322@

Где найти:
ИБ Версия Проф

7. Одной из существенных поправок, затронувших гл. 25 НК РФ, является изменение порядка отражения в налоговом учете расходов на приобретение исключительных прав на использование программы для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем.

Во-первых, с 1 января 2012 года организации смогут отнести на прочие расходы, учитываемые для целей налогообложения прибыли, расходы, связанные с приобретением баз данных по договорам с правообладателем не только по лицензионным соглашениям, как это предусмотрено сейчас, но и по сублицензионным соглашениям.

Во-вторых, что очень важно, в подп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ (в новой редакции) указан предел стоимости, который позволяет учесть в расходах на приобретение исключительных прав на программы для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем.

Перечисленные поправки внесены Федеральным законом от 07.06.2011 № 132-ФЗ.

2. Как учитываются при исчислении налога на прибыль расходы на обновление программы для ЭВМ стоимостью 35 000 руб., исключительное право пользование которой приобретено организацией в феврале в 2012 года?

Согласно новой редакции подп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ с 1 января 2012 года в состав прочих расходов будут включаться затраты на приобретение исключительного права на программу для ЭВМ стоимостью менее стоимости амортизируемого имущества, определенной п. 1 ст. 256 НК РФ.
В настоящее время для признания имущества амортизируемым его первоначальная стоимость должна составлять более 40 000 руб.
Это значит, что организация сможет признать расходы, упоминаемые в тексте вопроса, единовременно в составе прочих расходов.

8. С 1 января 2012 года компании лишаются права учитывать в расходах на оплату труда затраты на возмещение работникам уплаченных процентов по займам (кредитам) на приобретение или строительство жилья (ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 22.07.2008 № 158-ФЗ).

3. Вправе ли организация включить в расходы для целей налогообложения прибыли сумму денежных средств в размере 65 000 руб., перечисленную в январе 2012 года на счет сотрудницы с целью погашения процентов, уплаченных ею банку по кредиту на строительство жилого дома?

С 1 января 2009 года до 1 января 2012 года на основании п. 24.1 ст. 255 НК РФ, введенного подп. «б» п. 7 ст. 1 Федерального закона от 22.07.2008 № 158-ФЗ, расходы на возмещение затрат работников по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения признавались расходами при исчислении налогооблагаемой базы по прибыли.
В конце 2011 года различные организации стали обращаться в Минфин РФ c вопросом о продлении действия этой правовой нормы.
Со ссылкой на положения «Основных направлений налоговой политики РФ на 2012 год и на плановый период 2013–2014 годов» Минфин РФ отвечал всем одно и то же: пролонгации действия п. 24.1 ст. 255 НК РФ не предусмотрено. См., например:

Письмо Минфина РФ от 16.09.2011 № 03-03-06/1/555

Где найти:
ИБ Финансист

Поэтому ответ на поставленный нами вопрос отрицательный.

Следующий вопрос, на котором мы остановимся, звучит так:

4. Должна ли управляющая компания в 2012 году учитывать в налоговой базе по налогу на прибыль денежные средства, поступающие от жильцов — собственников квартир в многоквартирном доме, за счет которых компания планирует осуществить текущий ремонт общего имущества дома?

Ответ на вопрос отрицательный и вот почему.

9. 16 ноября 2011 года президентом РФ Д. А. Медведевым был подписан законодательный акт, согласно которому средства жильцов, направляемые на проведение ремонта в многоквартирных домах, освобождаются от налогообложения налогом на прибыль. См.:

Федеральный закон от 16.11.2011 № 320-ФЗ
«О внесении изменения в статью 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

Где найти:
ИБ Версия Проф

В частности, подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ дополнен новым абзацем, в котором указано, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются в доходах доходы в виде средств собственников помещений в многоквартирных домах, поступающих на счета осуществляющих управление многоквартирными домами ТСЖ собственников жилья, ЖСК и иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций на финансирование проведения ремонта, капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.

10. С 1 июля 2012 года утрачивает силу Федеральный закон от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи».

Для справки: в апреле этого года был принят и вступил в действие Федеральный закон № 63-ФЗ «Об электронной подписи», пришедший на смену ныне действующему Федеральному закону от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи».
Важность Закона № 63-ФЗ для бухгалтеров заключается в том, что электронными документами налогоплательщик может обосновать свои расходы в целях исчисления налога на прибыль.
Кроме того, документы, оформленные в электронном виде, принимаются и в бухгалтерском учете.
Имейте в виду, что после 1 июля 2012 года электронный документ, подписанный ЭЦП, не будет соответствовать требованиям Закона № 63-ФЗ, а значит, фактически он будет недействительным.

5. В каком случае документы, оформленные в электронном виде, будут являться документами, подтверждающими осуществленные налогоплательщиком расходы при исчислении налога на прибыль?

За ответом на вопрос обратимся к документу:

Письмо Минфина РФ от 03.11.2011 № 03-07-11/297

Где найти:
ИБ Финансист

По мнению Минфина РФ, документ, оформленный в электронном виде и подписанный квалифицированной электронной подписью (ЭЦП), может являться документом, подтверждающим расходы, осуществленные налогоплательщиком, в случаях, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается требование о составлении такого документа на бумажном носителе.
Дополнительно письмом разъяснено, что если истребуемый у налогоплательщика документ составлен в электронном виде не по установленным форматам, то он представляется на бумажном носителе в виде заверенной налогоплательщиком копии с отметкой о подписании документа квалифицированной электронной подписью (ЭЦП).

Часть II. Налог на доходы физических лиц

1. Среди важнейших изменений по НДФЛ в первую очередь назовем увеличение размеров стандартных налоговых вычетов, предоставляемых налогоплательщикам на детей, и уточнение порядка их предоставления.

Размер налоговых вычетов составит:

 

с 1 января по 31 декабря 2011 года включительно

с 1 января 2012 года

- на первого ребенка

1 000 руб.

1 400 руб.

- на второго ребенка

1 000 руб.

1 400 руб.

- на третьего и каждого последующего ребенка

3 000 руб.

3 000 руб.

- на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы

3 000 руб.

3 000 руб.

Указанные изменения внесены Федеральным законом от 21.11.2011 № 330-ФЗ, вступают в силу со дня его официального опубликования и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.

Этим же законодательным актом внесены коррективы в порядок определения налоговой базы по НДФЛ в отношении операций РЕПО с ценными бумагами.

2. Вводятся новые дополнительные основания для получения налогоплательщиками социальных налоговых вычетов по НДФЛ: новая редакция подп. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ предусматривает дополнение перечня оснований на получение социального налогового вычета по НДФЛ, предоставляемого по расходам на благотворительные цели и пожертвования.

6. Вправе ли физическое лицо — налогоплательщик НДФЛ получить социальный налоговый вычет по НДФЛ по расходам, связанным с покупкой продуктов питания, переданных им в 2012 году в качестве пожертвований социально ориентированной некоммерческой организации?

До вступления в силу Федерального закона от 18.07.2011 № 235-ФЗ физическое лицо в приведенной ситуации вряд ли бы могло рассчитывать на получение социального вычета по НДФЛ, поскольку, во-первых, в перечне организаций, расходы на благотворительность которым принимаются к вычету, социально ориентированные некоммерческие организации отсутствовали, а во-вторых, по мнению Минфина РФ, предоставление налогоплательщику социального налогового вычета по расходам на благотворительные цели и пожертвования в сумме стоимости имущества, не являющегося денежными средствами, НК РФ не предусмотрено (см. письмо Минфина РФ от 02.03.2010 № 03-04-05/8–78).
С 1 января 2012 года ситуация меняется, а именно:
1) подп. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ (в ред. Закона № 235-ФЗ) будет включать в т. ч. социально ориентированные некоммерческие организации;
2) из упомянутой нормы исключается упоминание о перечислениях на благотворительные цели в денежной форме.
Это означает, что с 1 января 2012 года пожертвования могут делаться не только в денежной, но и иной форме.
Поэтому ответ на наш вопрос положительный. При этом социальный вычет по НДФЛ по данному основанию будет предоставляться в размере 25% дохода, полученного в налоговом периоде и подлежащего налогообложению НДФЛ.

3. Уточняется перечень доходов физических лиц, не подлежащих обложению НДФЛ.

3.1. С 1 января 2012 года не подлежат обложению НДФЛ:

— выплаты добровольцам в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является безвозмездное выполнение работ, оказание услуг (п. 3.1 ст. 217 НК РФ);
— суммы выплат в виде благотворительной помощи в денежной и натуральной форме, оказываемой в соответствии с законодательством РФ о благотворительной деятельности зарегистрированными в установленном порядке российскими и иностранными благотворительными организациями (п. 8.2 ст. 217 НК РФ).

3.2. С 1 января 2012 года отменяется действие п. 40 ст. 217 НК РФ, предусматривающего освобождение от обложения НДФЛ денежных средств в виде выплат организациями своим работникам на возмещение их затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения, включаемых в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль (п. 2 ст. 7 Федерального закона от 22.07.2008 № 158-ФЗ).

В этой связи рассмотрим вопрос:

7. Каков порядок налогообложения НДФЛ в 2012 года сумм материальной помощи, выплачиваемой организацией работнику на погашение процентов по ипотечному кредиту на приобретение квартиры?

Как было сказано выше, п. 40 ст. 217 НК РФ применяется с 1 января 2009 года и до 1 января 2012 года.
Следовательно, с 1 января 2012 года суммы материальной помощи, выплачиваемой организацией работнику на погашение процентов по кредиту на приобретение квартиры, будут облагаться НДФЛ в общеустановленном порядке.

4. Изменяется порядок представления налоговыми агентами сведений о доходах физических лиц

4.1. С 1 января 2012 года налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ за этот налоговый период налогов (форма 2-НДФЛ), в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи или на электронных носителях. На бумажном носителе такие сведения смогут представлять только налоговые агенты при численности физических лиц, получивших доходы в налоговом периоде, до 10 человек.

4.2. Вступает в силу новый порядок представления в налоговую инспекцию сведений о доходах физлиц и сообщений о невозможности удержания НДФЛ. См.:

Приказ ФНС РФ от 16.09.2011 № ММВ-7-3/576@
«Об утверждении Порядка представления в налоговые органы сведений о доходах физических лиц и сообщений о невозможности удержания налога и сумме налога на доходы физических лиц» (далее — Порядок)

Где найти:
ИБ Версия Проф

Отметим, что с появлением и вступлением в силу нового Порядка будет наконец-то решена проблема подачи бухгалтером уточненных сведений по форме 2-НДФЛ в случае корректировок по отдельным работникам. Вопрос заключался в том, нужно ли представлять уточненный отчет в целом по организации либо только в отношении тех работников, по которым были изменения.
С 2012 года бухгалтер в случае представления уточненных сведений подает только те сведения, которые были откорректированы (п. 5 Порядка).
Порядком установлена новая форма реестра сведений о доходах физических лиц. По сравнению с ранее действующей новая форма включает такие реквизиты, как ОКАТО налогового агента и признак представленных сведений: 1 или 2 (напомним, что 1 — об удержании налога, 2 — о невозможности удержания НДФЛ).

5. Список лиц, признаваемых налоговыми агентами по НДФЛ при выплате доходов в пользу физических лиц (в т. ч. доходов по операциям с ценными бумагами), дополнен депозитариями, осуществляющими выплату (перечисление) дохода в денежной форме по эмиссионным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением (в отношении выпусков, государственная регистрация которых или присвоение идентификационного номера которым осуществлены после 1 января 2012 года) владельцу таких ценных бумаг.

Изменение внесено ст. 2 Федерального закона от 03.06.2011 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О рынке ценных бумаг“ и статьи 214.1 и 310 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

Часть III. Налог на имущество организаций

Закон № 132-ФЗ предусматривает освобождение от обложения налогом на имущество организаций энергоэффективного оборудования сроком на три года с момента ввода в эксплуатацию, а также оборудования, используемого для создания научно-технической продукции.

В частности, с 1 января 2012 года установлены льготы по налогу на имущество организаций в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством РФ, или в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством РФ предусмотрено определение классов их энергетической эффективности.

Указанная льгота установлена в целях стимулирования модернизации организаций и использования современного энергоэффективного оборудования
В «Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» подчеркивается, что введение указанной льготы может способствовать обновлению производственных мощностей в промышленности, а также обеспечивать спрос на продукцию высокотехнологичных производств, которые поставляют на рынок оборудование с высоким уровнем энергоэффективности.

Кратко напомним смысл понятий «класс энергетической эффективности» и «энергетическая эффективность»:

— класс энергетической эффективности — характеристика продукции, отражающая ее энергетическую эффективность;
— энергетическая эффективность — характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю (пп. 4 и 5 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Для сведения: согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ с 1 января 2012 года информацию о классе энергетической эффективности должны содержать, помимо бытовых энергопотребляющих устройств, производимые и импортируемые для оборота на территории РФ товары, также компьютеры, другие компьютерные электронные устройства и организационная техника.

8. Какой класс энергетической эффективности будет считаться высоким в целях применения новой льготы по уплате налога на имущество, установленной п. 21 ст. 381 НК РФ?

В настоящее время нормативными актами, которыми установлены правила определения класса энергетической эффективности в отношении конкретных объектов, являются следующие: приказ Минпромторга РФ от 29.04.2010 № 357, постановление Правительства РФ от 31.12.2009 № 1222, приказ Минрегиона РФ от 08.04.2011 № 161 (все перечисленные документы представлены в ИБ Версия Проф).

Так, в п. 5 постановления № 1222 говорится, что для оценки класса энергетической эффективности товаров используются обозначения: «A» (наибольшая эффективность), «B», «C», «D», «E», «F», «G» (наименьшая энергетическая эффективность).
Для новых многоквартирных жилых домов установлены следующие классы энергетической эффективности: «A» — наивысший; «B++», B+« — повышенные; «B» — высокий.

Можно констатировать, что на сегодняшний день система классификации объекта в зависимости от его энергетической эффективности отсутствует, что создает определенные дополнительные трудности для организаций, которые предполагают воспользоваться правом на льготу по уплате налога на имущество, введенную Законом № 132-ФЗ.
Также отсутствует документ, определяющий однозначно, что же такое «высокий класс энергетической эффективности».
В этих условиях организациям пока придется самостоятельно в каждом конкретном случае определять, отвечает ли вновь вводимый объект признакам высокой энергетической эффективности или имеет высокий класс энергетической эффективности.

Еще раз обратим ваше внимание, что льготой по налогу на имущество, предусмотренной п. 21 ст. 381 НК РФ, организации смогут пользоваться с 1 января 2012 года в отношении только вновь вводимых объектов, при этом законодатель ограничил срок действия освобождения от уплаты налога на имущество — в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества.

Раздел 2. Другие изменения Законодаельства 2012 года

Далее речь пойдет о важных новшествах 2012 года, о которых, на наш взгляд, бухгалтеру также полезно напомнить, поскольку они прямо или косвенно могут отразиться на его работе.

Общие изменения (вне зависимости от вида хозяйственной деятельности)

Итак, с 1 января 2012 года:

1. Изменяются тарифы страховых взносов, перечисляемых страхователями в ФФОМС — с 3,1% в 2011 году до 5,1% в 2012 году. При этом тариф страховых взносов на обязательное медицинское страхование в территориальный фонд ОМС с 1 января 2012 года составит 0% (подп. «а» и «б» п. 2 ст. 1 Федерального закона от 16.10.2010 № 272-ФЗ).

Таким образом, с 2012 года все страховые взносы на обязательное медицинское страхование будут зачисляться только в Федеральный фонд ОМС.

2. С 1 января 2012 года предельная величина базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 512 000 рублей нарастающим итогом с 1 января 2012 года (постановление Правительства РФ от 24.11.2011 № 974).

3. Размер скидки/надбавки к страховому тарифу по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний будет рассчитываться не за предшествующий год, а за три года. При этом скидка не устанавливается при наступлении страхового случая со смертельным исходом.

4. К обязанностям страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний будет относиться не только своевременное уведомление ФСС РФ обо всех обстоятельствах, имеющих значение при определении страховщиком в установленном порядке надбавок и скидок к страховому тарифу, но и сообщение в Фонд сведений о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах работников.

Эти новшества установлены документом:

Федеральный закон от 06.11.2011 № 300-ФЗ
«О внесении изменений в статьи 17 и 22 Федерального закона „Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“»

Где найти:
ИБ Версия Проф

Для справки: с 1 сентября 2011 года был введен в действие Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 № 342н, согласно которому аттестации подлежат все рабочие места работодателя, причем в отношении вновь организованных рабочих мест она должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию (пп. 4, 8 Порядка).

На основе результатов аттестации, проводимой для оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов, устанавливаются скидки (надбавки) к страховому тарифу в системе обязательного соцстрахования работников от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и др.

Что касается бухгалтерского аспекта аттестации рабочих мест, то в соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ затраты, связанные с оплатой работ аттестующей организации, выполняющей работы по аттестации, признаются для целей налогообложения налогом на прибыль расходами на обеспечение нормальных условий труда.
Добавим, что расходы на проведение аттестации рабочих мест могут быть учтены в составе расходов при применении УСН на основании подп. 26 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

5. Изменяются требования к хозяйственным обществам, созданным в форме ООО или АО, при несоответствии уставного капитала чистым активам общества, создаются дополнительные гарантии прав кредиторов в таких случаях. См.:

Федеральный закон от 18.07.2011 № 228-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пересмотра способов защиты прав кредиторов при уменьшении уставного капитала, изменения требований к хозяйственным обществам в случае несоответствия уставного капитала стоимости чистых активов»

Где найти:
ИБ Версия Проф

6. Вводится в действие новый порядок проведения медосмотров работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, а также установлен перечень вредных и опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся такие медосмотры (приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры…»).

7. Вводится новая форма электронного проездного документа (билета) на железнодорожном транспорте (приказ Минтранса РФ от 31.08.2011 № 228).

В чем состоит важность данного нормативного документа для бухгалтеров?
В п. 2 Приказа отмечено, что контрольный купон электронного билета является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ.

Разъясняя порядок учета для целей налогообложения прибыли расходов на покупку ж/д билета с учетом вышеупомянутого приказа, Минфин РФ отметил, что с 1 января 2012 года документом, подтверждающим данные расходы, может служить контрольный купон электронного проездного документа (билета) (выписка из автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками на ж/д транспорте. См.:

Письмо Минфина РФ от 08.11.2011 № 03-03-06/1/719

Где найти:
ИБ Финансист

8. И наконец, заключительное напоминание бухгалтерам всех организаций и учреждений: постановлением Правительства РФ от 20.07.2011 № 581 выходные дни, первоначально приходившиеся на 11 марта, 28 апреля, 9 июня и 29 декабря 2012 года, перенесены на другие дни, а именно на 9 марта, 30 апреля, 11 июня и 31 декабря соответственно. Рекомендуем учитывать указанный перенос при планировании хозяйственной деятельности вашей компании.

Следующая группа нововведений касается кредитных организаций:

1. Вступают в силу изменения, внесенные в План счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях Указанием Банка России от 26.08.2011 № 2679-У.

2. Устанавливается коэффициент усреднения в размере 1,0 для расчета усредненной величины обязательных резервов небанковскими кредитными организациями, имеющими право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций (Указание Банка России от 28.10.2011 № 2722-У).

3. Для кредитных организаций, расположенных на территории РФ, устанавливается порядок ведения бухгалтерского учета производных финансовых инструментов, определяемых в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» («Положение о порядке ведения бухгалтерского учета производных финансовых инструментов», утвержденное Банком России 04.07.2011 № 372-П).

4. Изменяется порядок формирования кредитными организациями резервов на возможные потери, в т. ч. недвижимое имущество и землю, не используемые для осуществления банковской деятельности (Указание Банка России от 20.04.2011 № 2612-У).

5. Изменяются правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, в частности, изменены ранее действующие методология оценки, учета и отражения в учете объектов недвижимости, временно не используемой в основной деятельности (Указание Банка России от 29.12.2010 № 2553-У).

В связи с введением в действие с 1 января 2012 года данных указаний кредитные организации принимают в целях формирования налоговой базы по налогу на имущество объекты основных средств (движимое и недвижимое имущество), отражаемые на балансовых счетах 60401, 60408, 60409, 60410, 60411, а также основные средства, полученные в лизинг (балансовый счет 60804), если учет переданного имущества по договору осуществляется лизингополучателем. Такие разъяснения даны Минфином РФ:

Письмо Минфина РФ от 19.10.2011 № 03-05-05-01/82

Где найти:
ИБ 
Вопросы-ответы

6. Размер собственных средств (капитала) банка, отвечающего требованиям, установленным ч. 4 и ч. 5 ст. 11.2 Федерального закона 02.12.1990 № 395–1 «О банках и банковской деятельности», должен быть не менее 180 млн руб. (ч. 6 ст. 11.2 Закона № 395–1).

Ответы на вопросы кредитных организаций, связанные с требованиями Федерального закона от 02.12.1990 № 395–1 «О банках и банковской деятельности» об увеличении размера собственных средств (капитала) банка даны в документе:

Письмо Банка России от 08.07.2011 № 33-3-19/3223

Где найти:
ИБ Финансист

7. Банки обязаны будут сообщать в налоговый орган об открытии или закрытии счета организации (об изменении реквизитов счета) только в электронном виде (п. 3 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ).

8. При направлении банком в налоговый орган сведений об остатках электронных денежных средств на счетах налогоплательщика банк должен будет руководствоваться Положением Банка России от 29.12.2010 № 365-П (вступает в силу со 2 апреля 2012 года).

Изменения, касающиеся бюджетных, казенных и автономных учреждений:

Бюджетными и автономными учреждениями вместо сметы будет составляться План финансово-хозяйственной деятельности, утвержденный приказом Минфина РФ от 28.07.2010 № 81н.

Вступают в силу общие требования к порядку составления и утверждения отчета о результатах деятельности государственного/ муниципального учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества.

При создании казенного учреждения на 1 января 2012 года путем изменения типа бюджетного учреждения, которому не предоставлялись субсидии из бюджета, формирование входящих остатков на указанную дату и перечисление денежных остатков в 2012 году производятся в порядке, предусмотренном п. 1 Методических рекомендаций, изложенных в письме Минфина РФ от 25.04.2011 № 02-06-07/1546.

Автономные учреждения при закупке товаров, работ, услуг будут обязаны руководствоваться положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (соответствующие разъяснения см. в письме Минэкономразвития РФ от 27.07.2011 № Д28-173).
 

Начинает свою работу официальный сайт в сети Интернет по размещению информации о государственных и муниципальных учреждениях.

Поступающие казенным учреждениям г. Москвы доходы от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности подлежат зачислению в доход бюджета города (см. письмо Департамента финансов г. Москвы от 06.04.2011 № 06–07/141 «Об отражении операций при изменении типа государственного учреждения»).

В заключение считаем целесообразным напомнить о поправках, которые были внесены в КоАП РФ и касаются применения санкций за нарушение обязательных требований в области технического регулирования, а именно: нарушение технических регламентов при продаже товаров, порядка маркировки продукции, отсутствие сертификатов соответствия и др. (см. Федеральный закон от 18.07.2011 № 237-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Коротко о наиболее существенных изменениях.

С 19 января 2012 г. за продажу товаров/выполнение работ/оказание услуг ненадлежащего качества на руководителя организации может быть наложен административный штраф в размере от 3 000 до 10 000 руб., а на юридическое лицо — от 20 000 до 30 000 руб.

Вводятся новые меры ответственности, которые будут применяться за нарушение законодательства о техническом регулировании. Например, недостоверное декларирование соответствия продукции повлечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 15 000 до 25 000 руб.; на юридических лиц — от 100 000 до 300 000 руб.

Не меньшие размеры штрафов вводятся за нарушение порядка маркировки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия: на руководителя организации — 10 000 — 20 000 руб., на юридическое лицо — 100 000 — 300 000 руб.