Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Распоряжение Мэра Москвы от 30.06.2014 N 542-РМ

(ред. от 30.11.2016)
«О предельных (максимальных) индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в городе Москве»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Выплата зарплаты «в конвертах»: настоящее, а есть ли будущее?09.07.2012

Как всем хорошо известно, на официальную зарплату работника начисляется НДФЛ в размере 13% от его заработка, который перечисляет в бюджет работодатель, выступая в качестве налогового агента сотрудника. Второй вид начислений с выплат работникам – страховые взносы во внебюджетные фонды, ставки начисления по которым в настоящее время немаленькие. Это, пожалуй, и становится главной причиной, заставляющей некоторых работодателей применять схемы выплаты сотрудникам серой зарплаты или, как еще ее называют, зарплаты «в конвертах», т.е. когда официально в учете отражается не вся зарплата, а только ее часть. 

При получении работником серой зарплаты ущемляются его законные права и интересы: например, ему не доплачиваются различные социальные пособия, рассчитываемые из среднего заработка (больничные листы, пособия по беременности и в связи с материнством); не полностью оплачивается отпуск, выплаты при увольнении и т.п. В конечном итоге зарплата «в конверте» сокращает объемы социальных благ, медицинского и будущего пенсионного обеспечения работника.

Еще один негативный момент: работнику с такой зарплатой вряд ли удастся взять кредит в банке и тем более оформить ипотеку, т.к. большинство кредитных учреждений для получения заемных средств требуют подтверждение доходов заемщика. Если кредит будет получен, то наверняка в банке с сомнительной репутацией и под высокий процент.

Что же касается работодателя, то схема выплаты зарплаты «в конвертах» в финансовом смысле выгодна для него, поскольку позволяет уйти от уплаты страховых взносов и НДФЛ в полном объеме и сократить тем самым свои расходы. Это такой своеобразный метод налоговой оптимизации (на наш взгляд, весьма сомнительный), позволяющий сэкономить на обязательных платежах в бюджетную систему.

Очевидно, что выплата серой зарплаты наиболее распространена в сфере малого бизнеса.

К сожалению, и сегодня приходится говорить о том, что работодатели скрывают реальную зарплату своих работников, используя незаконную схему «конвертных» выплат. Чем может грозить работодателю и должностным лицам организации столь рискованный способ минимизации налоговых обязательств и какие методы применяют налоговые инспекторы для выявления выплат зарплат «в конвертах»? Ответы на эти вопросы будут рассмотрены нами в сегодняшнем тематическом сюжете.

 

Вначале определимся с понятием «серая зарплата»: теневой или серой заработной платой налоговики называют выплаты работникам, не учитываемые при налогообложении, - это неофициальная заработная плата, выдаваемая «в конвертах», страховые премии и аннуитеты, выплачиваемые через страховые компании, и ряд других форм скрытой зарплаты. См.:

 

Письмо УФНС РФ по г. Москве от 08.08.2007 № 15-08/075418

 

Где найти:

ИБ Москва Проф

 

При выплате зарплаты «в конвертах» государство недополучает значительные денежные средства, поэтому налоговые органы (и не только они) активно борются с серыми зарплатами, используя для этого различные методы.

 

Одним из приоритетных и, пожалуй, наиболее действенных методов воздействия на работодателей является вызов руководителя и бухгалтера организации на комиссию, которая в обиходе получила название «зарплатная».

В городе Москве порядок работы такой комиссии установлен следующим документом:

 

Приказ УФНС РФ по г. Москве от 22.02.2008 № 96

«Об утверждении новой редакции приказа Управления ФНС России по г. Москве от 18.04.2006 № 240 "О создании Комиссии Управления ФНС России по г. Москве по рассмотрению вопросов полноты уплаты предприятиями и организациями налогов и взносов с сумм оплаты труда…"»

 

Где найти:

ИБ Москва Проф

 

Для координации деятельности контролирующих и правоохранительных органов в вопросах, в частности, защиты трудовых прав граждан и легализации их доходов в городе Москве была создана специальная Межведомственная комиссия, в состав которой вошли представители Правительства Москвы, налоговой и статистической служб, внебюджетных фондов, инспекции труда, а также отдела внутренних дел по линии экономической безопасности (см. распоряжение Правительства Москвы от 24.05.2006 № 867-РП).

 

Между тем вызову руководителя на «зарплатную» комиссию предшествует серьезная аналитическая работа, в ходе которой налоговые инспекторы детально изучат экономическую ситуацию у работодателя, анализируя при этом уровень зарплаты в данной организации в сравнении с такими показателями, как: среднерыночный уровень зарплаты по конкретным должностям, сложившийся по данному региону, среднемесячная отраслевая зарплата. Инспекторы выявляют тех работодателей, которые занижают зарплату своим работникам по сравнению с перечисленными показателями.

 

Соответствующая информация черпается налоговиками из различных источников, в частности, из публикуемых органами Госкомстата сборников экономико-статистических материалов, официальных интернет-сайтов этого ведомства и управлений ФНС РФ по субъектам РФ (см. приказ ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@).

 

Важный показатель, который используется инспекторами при проведении аналитической работы, – величина прожиточного минимума, который устанавливается в каждом регионе страны. Так, в городе Москве величина прожиточного минимума для трудоспособного населения за I квартал 2012 года составила 10 490 руб. (см. постановление Правительства Москвы от 05.06.2012 № 258-ПП), в Московской области за IV квартал 2011 года – 7 593 руб. (Закон Московской области от 28.04.1998 № 13/98-ОЗ)

 

Один из рычагов давления на тех работодателей, кто официально выплачивает мизерную зарплату, – установление в конкретном регионе на текущий год минимального размера заработной платы.

Напомним, что в городе Москве и Московской области он установлен соответствующими соглашениями на 2012 год в следующих размерах:

 

  • в городе Москве – с 1 июля 2012 года - 11 700 руб.;
  • в Московской области – с 1 января 2012 года – 9 000 руб.

 

Как видим, величины региональных МРОТ и прожиточного минимума в Московском регионе незначительно отличаются между собой.

 

Работодатели Московского региона, присоединившиеся к региональному Соглашению, обязаны выплачивать зарплату своим сотрудникам не ниже той, которая установлена Соглашением.

Впрочем, работодатели вправе и отказаться от присоединения к упомянутым соглашениям, но для этого нужны веские причины, указываемые в мотивированном отказе. В этом случае в организации зарплата не должна быть менее МРОТ, установленного на федеральном уровне, т.е. не менее 4 611 руб. (ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ).

 

Для справки: выплата зарплаты в размере ниже МРОТ более двух месяцев образует состав уголовного преступления, предусмотренный п. 2 ст. 145.1 Уголовного кодекса РФ.

 

В случае установления налоговыми органами выплаты сотрудникам зарплаты ниже приведенных значений может быть назначено наказание в виде штрафа в размере от 100 000 до 500 000 руб. или лишение свободы на срок до 3 лет. Хотя на практике, надо заметить, подобные случаи исключительны.

Кроме того, в отношении самой организации и ее должностных лиц предусмотрена административная ответственность по ст. 5.27 КоАП РФ.

 

Продолжаем наш сюжет.

Нередко налоговые инспекторы прибегают к такому способу оценки реальной зарплаты, выплачиваемой в организации, как проверка соответствия уровня зарплат, которые указывает работодатель в рекламных объявлениях о вакансиях, с теми зарплатами, которые отражены в справках о доходах сотрудников компании по форме 2-НДФЛ.

Таким образом они проводят сравнительный анализ зарплаты, предлагаемой в объявлениях о вакантных должностях, с той зарплатой, которую организация выплачивает официально и показывает ее в отчетности по НДФЛ, представленной в налоговую инспекцию.

В случае несоответствия данных о зарплате, размещенных организацией в СМИ, уровню оплаты труда в организации у налоговых инспекторов наверняка возникнут подозрения о выплате зарплаты работникам «в конверте».

 

Но судебные инстанции в ряде случаев признают эти доводы налоговиков несостоятельными, подчеркивая при этом, что объявления в периодических изданиях не могут являться основанием для определения зарплаты работников данной организации, т.к. в этом случае, как правило, указывается максимальная зарплата по соответствующей должности. Более того, судьи указывают, что расхождения в суммах указанной зарплаты никоим образом не подтверждают факт неправомерного неперечисления организацией НДФЛ. См.:

 

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.01.2009 по делу № А56-4256/2008

 

Где найти:

ИБ ФАС Северо-Западного округа

 

Еще один дополнительный источник выявления серой зарплаты и определения реальной зарплаты сотрудников организации, который нередко используют налоговые работники, – информация, поступающая от работников по телефонам горячей линии. Причем рассматриваются и анонимные звонки. См., например:

 

Постановление ФАС Уральского округа от 25.01.2006 № Ф09-6339/05-С2 по делу № А47-7255/05

 

Где найти:

ИБ ФАС Уральского округа

 

Кстати, по результатам рассмотрения обстоятельств данного дела судьи признали недоказанность налоговой инспекцией факта выплаты заработной платы «в конверте».

 

В этой связи хотелось бы сказать следующее: указывая в объявлении о вакансии конкретный размер оплаты труда по ней, помните, что информация такого рода может попасть в поле зрения налоговых органов.

 

Подведем краткий итог: компания может стать кандидатом на вызов на «зарплатную» комиссию в случае, если зарплата работников организации ниже, чем:

 

- прожиточный минимум;

- МРОТ;

- среднемесячная зарплата в организациях аналогичной сферы экономической деятельности.

 

Итак, проверка сведений о размере выплачиваемых зарплат произведена, далее по результатам мониторинга зарплат налоговые работники принимают решение, кого из работодателей вызвать на комиссию.

Дела нарушителей рассматриваются на заседаниях комиссии, где провинившимся работодателям дают шанс исправиться.

Фактически на комиссии от руководителя получают объяснения относительно причин выплаты низких зарплат, после чего следует предложение повысить зарплату до определенной величины и сделать зарплату белой.

 

Вызов на комиссию – действенная для налоговиков, но вынужденная для работодателей мера, и в большинстве случаев одни работодатели повышают зарплату своим сотрудникам до прожиточного минимума и выше, другие - до среднего уровня по видам экономической деятельности.

 

Почему вынужденная мера, спросите вы? Потому что, несмотря на рекомендательный характер такого предложения, в случае отказа работодателя увеличить зарплату сотрудникам организация станет объектом первоочередной выездной налоговой проверки.

 

ВОПРОС

Какие меры ответственности применяются к работодателю в случае неявки руководителя на заседание «зарплатной» комиссии?

 

Вначале приведем официальную позицию, изложенную, в частности, в документе:

 

Письмо Минфина РФ от 09.04.2010 № 03-02-08/21

 

Где найти:

ИБ Финансист

 

По мнению Минфина РФ, за неявку на «зарплатную» комиссию руководителю организации может быть назначено административное наказание в соответствии с санкцией ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ, предусматривающей наложение штрафа на должностных лиц организации от 2 до 4 тыс. руб.

 

Кроме того, обратим внимание еще на один документ:

 

Приказ УФНС РФ по г. Москве от 22.02.2008 № 96 (далее – Приказ)

 

Где найти:

ИБ Москва Проф

 

В п. 10 Приказа Управление рекомендует специалистам московских инспекций проводить выездной налоговый контроль в отношении налогоплательщиков, должностные лица которых не явились на заседания рабочих групп комиссии в инспекциях без объяснения причин.

 

Как показывает арбитражная практика, часть работодателей обращается в суды с заявлениями о признании незаконными действий должностных лиц налоговых инспекций, выразившихся в требовании явиться на заседание комиссии по легализации теневой заработной платы.

 

Другие компании пытаются оспорить составление налоговиками протоколов о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ, указывая, что подобные требования нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.

Однако подавляющее большинство арбитров считают, что такие действия налоговых органов предусмотрены законодательством (пп. 1, 4 ст. 31 НК РФ, ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах РФ») и совершаются ими в рамках предоставленных им полномочий. См.:

 

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 22.08.2008 № Ф03-А51/08-2/3393 по делу № А51-425/200820-8

 

Где найти:

ИБ ФАС Дальневосточного округа

 

Добавим, что высшая судебная инстанция не нашла оснований для отмены этого решения и отказала организации в передаче дела для пересмотра в порядке надзора в Президиум ВАС РФ (см. определения ВАС РФ от 10.12.2008 № ВАС-16448/08 по делу № А51-425/2008-20-8 и от 17.12.2008 № ВАС-16448/08 по делу № А51-425/2008-20-8).

 

Итак, не явившемуся на комиссию руководителю придется заплатить денежный штраф (как минимум 2 тыс. руб.). Но, как мы выяснили ранее, куда более серьезное следствие неявки – это применение налоговиками такого действенного инструмента налогового контроля, как выездная налоговая проверка.

Возможно, не все из вас еще знают о появлении нормативного документа, изданного совсем недавно налоговым ведомством, которым вводится дополнительное основание для проведения налоговиками выездной проверки, а именно: информация от граждан, правоохранительных и иных контролирующих органов, о выплате организацией-работодателем неучтенной заработной платы («в конвертах»). См.:

 

Приказ ФНС России от 10.05.2012 № ММВ-7-2/297@

«О внесении изменений в приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок"»

 

Где найти:

ИБ Версия Проф

 

По результатам выездной проверки налоговики наверняка примут решение о доначислении налогов и применении санкций за использование «зарплатной» схемы «в конвертах».

Несогласные с таким итогом проверки работодатели идут в суды с заявлениями о признании подобных решений недействительными.

 

Давайте посмотрим, какие доказательства представляют налоговые органы в подтверждение факта выплаты «неофициальной» зарплаты в организации, чтобы убедить арбитров в наличии вины работодателя и законности принятых ими решений о привлечении организаций к налоговой ответственности.

Наиболее полный перечень доказательств, свидетельствующих о выплате работодателем серых зарплат, приведен в письме ФНС РФ, которое было направлено во все территориальные налоговые органы для руководства в работе по выявлению неофициальных зарплат. См.:

 

<Письмо> ФНС РФ от 28.07.2006 № ВЕ-6-04/742@

«О направлении для анализа и использования в работе документов»

 

Где найти:

ИБ Версия Проф

 

Письмо включает пять судебных решений, в трех из которых рассмотрены споры о получении зарплаты «в конвертах» и занижении налоговой базы по НДФЛ.

Итак, налоговым инспекторам рекомендовано использовать следующие аргументы в качестве доказательной базы применения «конвертной» схемы:

 

- допросы/опросы в качестве свидетелей работников организации, которые дали показания о том, что при получении зарплаты расписывались в двух ведомостях (официальной и неофициальной); при этом расчетные листки бухгалтерия на руки сотрудникам не выдавала;

- начисление зарплаты в расчетно-платежных документах по зарплате, представленных к проверке, только в виде оклада, без начисления доплат работникам (премий, надбавок, доплат за работу в вечернее, ночное время и в праздничные дни, за внеплановые работы);

- уровень зарплаты отдельных работников по предыдущему месту работы в несколько раз превышал их начисленную зарплату на проверяемом предприятии; данное обстоятельство подтверждается сведениями о доходах физических лиц по предыдущему месту работы;

- средняя зарплата должностных лиц, несущих ответственность за деятельность организации, значительно ниже средней зарплаты рядовых работников, в т.ч. предпенсионного возраста и пенсионеров;

- средняя зарплата в организации в несколько раз ниже среднестатистической по отрасли, а также ниже величины прожиточного минимума;

- установление реальных ведомостей расчета зарплаты, расположенных в файлах на системных блоках;

- превышение величины зарплаты по вакансиям по сравнению с уровнем реальной оплаты по данной должности;

- существенное различие сведений о зарплате работников, представленных в Центр занятости для назначения пособия по безработице, и сведений об их зарплате, отраженных организацией в отчетности;

- организация ежемесячно в день выдачи зарплаты снимала с расчетного счета денежные средства, которые фактически не оприходовались в кассу организации и целиком шли на выплату заработной платы, а не выдавались под отчет.

Вот этими аргументами и вооружаются налоговые инспекторы в борьбе с выплатой работодателями зарплат «в конвертах».

 

Далее мы с вами проанализируем последствия применения «конвертной» схемы выплаты зарплаты в том случае, если налоговые инспекции докажут этот факт.

В целях налогообложения результат выплаты «в конверте» - занижение налоговой базы по НДФЛ, вследствие чего НДФЛ с этих доходов не был исчислен, не удержан и не перечислен в бюджет.

 

Так как организации выступают в качестве налоговых агентов по НДФЛ в отношении доходов работников, то неисполнение обязанности по удержанию и перечислению в бюджет суммы НДФЛ образует состав правонарушения, квалифицируемого по ст. 123 НК РФ, предусматривающей взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию и/или перечислению.

 

Для того чтобы определить фактическую величину НДФЛ, подлежащего уплате в бюджет и с которого исчисляются налоговые штрафные санкции, налоговые инспекторы используют право, предоставленное им подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ, а именно: применяют расчетный метод.

Чаще всего такой метод сводится к определению зарплаты исходя из средней платы в организациях, выбранных налоговиками в качестве аналогов, т.е. практически они используют данные о размере зарплаты, выплаченной аналогичными предприятиями своим работникам за сопоставимую работу в том же периоде.

Дальше – дело техники: с этих зарплат инспекторы исчисляют налогооблагаемую базу по НДФЛ по всем работникам и доначисляют налог.

 

В этой связи целесообразно заметить, что многие организации оспаривают в судах правомерность расчета и доначисления НДФЛ таким способом. Главный их аргумент: при исчислении НДФЛ организация является налоговым агентом, тогда как в диспозиции подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ говорится об определении расчетным путем налогов, подлежащих уплате налогоплательщиками (а не налоговыми агентами).

 

Судебная практика по этому спорному вопросу противоречива.

И если одни арбитры встают на сторону организаций (см., например, постановление ФАС Московского округа от 06.04.2011 № КА-А40/2505-11 по делу № А40-29190/10-129-127), то другие, напротив, признают применение расчетного метода по НДФЛ законным (см., в частности, постановления ФАС Поволжского округа от 26.02.2008 по делу № А72-933/2007, ФАС Уральского округа от 18.01.2007 № Ф09-11893/06-С2 по делу № А71-709/05).

 

Таким образом, пока на сегодняшний день среди судей нет единой позиции относительно правомерности применения налоговыми органами расчетного метода для доначисления НДФЛ в судебных разбирательствах по фактам использования работодателем схемы выплаты серой зарплаты.

 

Одновременно мы хотим вас предупредить, что если у работодателей есть шанс признать в суде доначисление НДФЛ расчетным методом на величину зарплаты «в конвертах» неправомерным, то избежать начисления и уплаты пеней в порядке ст. 75 НК РФ за несвоевременную уплату НДФЛ, в т.ч. не удержанного с налогоплательщика налога, вряд ли удастся. Согласно правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума ВАС РФ от 16.05.2006 № 16058/05 и от 26.09.2006 № 4047/06, в этой ситуации пени могут быть взысканы за счет денежных средств и иного имущества компании.

 

Помимо налоговых органов, проблемой выявления фактов выплаты зарплаты «в конвертах» не менее озабочены и другие контролирующие ведомства, в числе которых можно назвать: органы внебюджетных фондов, инспекции по труду, Роспотребнадзор, а также правоохранительные органы.

В частности, учитывая, что одним из важнейших и приоритетных направлений в деятельности органов прокуратуры является защита прав и свобод граждан, сотрудники прокуратур активно проводят различные мероприятия, направленные на противодействие фактам выплаты серой зарплаты, а также пресекают факты, когда работодатели уклоняются от уплаты страховых взносов на обязательное страхование работников.

 

По результатам осуществляемых ими проверок может быть вынесено решение о возбуждении дела по ст. 5.27 КоАП РФ «Нарушение законодательства о труде и охране труда», которое влечет наложение административного штрафа: на должностных лиц организации – от 1 000 до 3 000 руб., на организацию - от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Такое постановление передается для исполнения в трудовую инспекцию.

 

Серьезные неприятности работодателям могут принести мероприятия, осуществляемые правоохранительными органами, в частности, в лице сотрудников территориальных отделов Управлений по налоговым преступлениям МВД РФ, которые могут усмотреть (формально) в действиях должностных лиц организации, где выплачивается серая зарплата, признаки состава преступления, предусмотренные ст. 199 Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ), т.к. такие противоправные действия по сути являются уклонением организации от уплаты налогов.

 

Напомним, что в настоящее время действующим УК РФ уголовная ответственность за преступления в сфере налоговых правоотношений применяется:

 

- за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с НК РФ является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере (ст. 199 УК РФ);

- за неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с российским законодательством о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершенное в крупном или особо крупном размере (ст. 199.1 УК РФ).

 

Уместно добавить, что согласно правовой позиции Верховного Суда РФ к субъектам преступлений, предусмотренных данными нормами УК РФ, могут быть отнесены руководитель организации-налогоплательщика, главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера), в обязанности которых входит обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов. См.:

 

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 № 64

«О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления» (пп. 9 и 17)

 

Где найти:

ИБ Версия Проф

 

Обратившись к составам преступлений по ст. ст. 199 и 199.1 УК РФ, легко заметить, что и в том, и другом фигурируют такие понятия, как «крупный» и «особо крупный размер». При этом примечанием к ст. 199 УК РФ определено, что крупным/особо крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд соответственно: более 2/10 млн руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10%/20% от подлежащих уплате сумм, либо превышающая 6/10 млн руб.

 

Таким образом, обязательными признаками указанных составов являются конкретная сумма неуплаченных налогов и (или) сборов и доля неуплаченных налогов и (или) сборов.

 

Наличие этих условий делает практически невозможным привлечение работодателей к уголовной ответственности за выплату серой заработной платы.

 

Однако такая возможность может появиться в перспективе: недавно соответствующий законопроект поступил в Государственную Думу. См.:

 

Проект Федерального закона № 87516-6
«О внесении изменений в статью 120 части первой Налогового кодекса Российской Федерации и в статью 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации»

 

Где найти:
ИБ Законопроекты

 

В порядке законодательной инициативы документ был внесен депутатами Воронежской областной Думы. 5 июня 2012 года законопроект зарегистрирован и направлен Председателю Госдумы, а 7 июня он был направлен на рассмотрение в Комитет по бюджету и налогам.

В пояснительной записке к проекту его авторы указали, что он разработан с целью усиления ответственности (в т.ч. и уголовной) работодателей, которые отражают в отчетности заработную плату своих работников ниже фактически выплачиваемой.

Одновременно авторы законопроекта отметили, что его принятие не повлечет дополнительных расходов из средств федерального бюджета, более того, может принести дополнительные доходы в федеральный бюджет.

 

Какие меры предлагают разработчики законопроекта в целях ужесточения ответственности работодателей за выплату серой зарплаты?

 

1. Прежде всего ими внесено предложение о дополнении ст. 120 НК РФ пунктом 41, которым вводится ответственность налоговых агентов за выплаты доходов физическим лицам по трудовым и гражданско-правовым договорам без отражения в бухгалтерском и (или) налоговом учете. За совершение такого правонарушения предлагается наказывать в виде взыскания штрафа в размере 20% от суммы неначисленного, неудержанного налога, при этом минимальный размер штрафа должен быть не менее 10 000 руб. по выплатам в пользу каждого физического лица в налоговом периоде.

 

2. Предлагается установить уголовную ответственность в отношении должностных лиц организации, дополнив ст. 199.1 УК РФ новым составом: умышленное неисполнение обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию и (или) перечислению НДФЛ с сумм доходов, выплаченных им по трудовым и гражданско-правовым договорам без отражения в бухгалтерском и (или) налоговом учете.

За данное правонарушение руководитель или главный бухгалтер могут быть: а) оштрафованы на сумму от 100 000 руб. до 300 000 руб.; б) арестованы на срок до 6 месяцев. Наиболее суровая мера наказания предусматривает лишение свободы на срок до 1 года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

 

Обратите внимание, что предлагаемые законопроектом санкции не содержат условий о размере сумм выплаченных доходов и НДФЛ, уплаченного с них.

То есть независимо от размера противоправно не отраженных доходов и НДФЛ будут применяться меры налоговой и уголовной ответственности.

 

Теперь представим, что законопроект Госдумой принят, так сказать, в первозданном виде.

Тогда руководителя и бухгалтера компании, в которой зарплата сотрудникам выдается «в конвертах», могут оштрафовать на приличную сумму, размер которой колеблется от 100 000 до 300 000 руб., либо, что гораздо страшнее, арестовать на полгода или лишить свободы на срок до года.

Согласитесь, перспективы не из радостных.

 

Хотя в настоящее время на самом деле сложно сказать, дойдут ли инициативы воронежских парламентариев до практической реализации и приобретет ли проект форму закона либо он будет доработан/переработан депутатами Государственной Думы. Правда, не исключен и третий вариант – предлагаемые изменения будут ими отклонены.

 

Внесенный законопроект активно обсуждается в СМИ и вызвал широкий резонанс в общественных кругах. Уже сейчас можно говорить о наличии двух лагерей. В частности, появились сторонники предлагаемых нововведений, которые поддерживают инициативу воронежских думцев, говоря о том, что для искоренения такого негативного явления, как серая зарплата, государство должно ужесточить наказание за ее выплату.

 

Представители другой стороны, напротив, полагают, что применение предложенных законопроектом дополнительных санкций и ужесточение ответственности за выплату зарплаты «в конвертах» вряд ли принесет ощутимые положительные результаты.

 

Свою точку зрения они обосновывают следующим:

 

- на сегодняшний день большинство крупных и средних фирм официально выплачивают белую зарплату;

- компании, относящиеся к малому бизнесу, будут по-прежнему вынуждены платить «в конвертах», т.к. иначе они просто-напросто разорятся по причине чрезмерно высокой налоговой нагрузки на зарплату сотрудников;

- для того чтобы налоговые органы могли реализовать предложенные меры на практике, им придется, скорее всего, увеличивать численность налоговых инспекторов. В противном случае им будет просто нереально справиться с такой глобальной задачей, как отслеживание отражения в учете всех хозяйственных операций, осуществляемых компаниями.

 

Нам же с вами остается только ждать и следить за прохождением такого важного законопроекта в Государственной Думе.

 

В заключение хочется выразить надежду, что все вы являетесь законопослушными налогоплательщиками/налоговыми агентами, не скрывающими доходы своих сотрудников «в конвертах». Вместе с тем, если вас заинтересовала рассмотренная нами проблематика, вы можете воспользоваться материалами нашей тематической подборки под названием: «Выплата зарплаты «в конверте»: вчера, сегодня, завтра», которая появится совсем скоро - 11 июля 2012 года.