Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Закон г. Москвы от 21.11.2007 N 45

(ред. от 23.11.2016)
«Кодекс города Москвы об административных правонарушениях»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Уведомляем инспекцию и налогоплательщика о невозможности удержать НДФЛ21.01.2013

Всем хорошо известно, что налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму НДФЛ непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму НДФЛ у налогового агента возникает обязанность письменно сообщить об этом налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета. Данная обязанность возложена на него п. 5 ст. 226 НК РФ. Причем сообщения о невозможности удержать указанный налог и сумме НДФЛ должны быть направлены
не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства.

Это означает, что 31 января 2013 года – крайний срок представления налоговыми агентами указанных сведений в налоговую инспекцию и уведомления работника. В каких ситуациях организация не может удержать НДФЛ; каким образом нужно сообщить об этом в инспекцию – ответам на эти вопросы посвящен наш сегодняшний материал. Более подробно мы рассмотрим следующий вопрос: применяются ли к налоговому агенту какие-либо меры ответственности, если он не подал сведения о невозможности удержать НДФЛ или сдал их несвоевременно?

Исходя из положений п. 4 ст. 226 НК РФ, налоговый агент обязан удержать сумму НДФЛ только при фактической выплате налогоплательщику любых денежных средств.

По мнению судов, признание организации налоговым агентом в смысле положений гл. 23 НК РФ и возникновение у налогового агента обязанностей, установленных п. 2 ст. 230 НК РФ, а также п. 5 ст. 226 НК РФ, поставлено в зависимость от факта выплаты организацией дохода физическому лицу в денежной либо натуральной форме, а также получения физическим лицом от организации дохода в виде материальной выгоды (см. постановление ФАС Центрального округа от 30.10.2009 по делу № А14-4229/09/95/28).

Если удержание налога невозможно по объективным причинам, то обязанности по удержанию и перечислению налога у налогового агента не возникают (см. постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 18.08.2010 по делу № А18-822/2008).

Также судьи указывают, что обязанность сообщить в налоговый орган по месту своего учета сведения о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика – это обязанность организации, являющейся в соответствии с налоговым законодательством налоговым агентом в отношении тех доходов налогоплательщика, налог с которых не мог быть удержан при их выплате.

Таким образом, обязанность представлять сведения о невозможности удержания налога является производной от обязанности удержать налог (см. постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2009 № 09АП-13367/2009-АК по делу № А40-21439/09-20-100).

А что, собственно, такое «невозможность удержать налог»?

В ранее действующей редакции п. 5 ст. 226 НК РФ говорилось, что невозможностью удержать налог, в частности, признаются случаи, когда заведомо известно, что период, в течение которого может быть удержана сумма начисленного налога, превысит 12 месяцев.
Однако Федеральным законом от 27.12.2009 № 368-ФЗ, вступившим в силу с 29.12.2009, указанное определение было изъято.

Логично предположить, что положения
гл. 23 НК РФ не исключают возникновения ситуации невозможности удержания налоговым агентом НДФЛ у физического лица, не ограничивая перечень причин и оснований, с которыми может быть связана такая невозможность.

Поэтому давайте рассмотрим отдельные ситуации, когда организация как налоговый агент не может удержать из доходов налогоплательщика НДФЛ и, соответственно, перечислить налог в бюджет.

Одной из таких ситуаций, причем весьма распространенной, является ситуация, когда бухгалтер обнаружил, что у уволившегося из организации сотрудника ошибочно не был исчислен НДФЛ с какой-либо денежной выплаты.

В таком случае, поскольку работник уже уволился и удержать НДФЛ невозможно, организация обязана сообщить об этом в налоговую инспекцию и бывшему работнику.

Невозможность удержать НДФЛ у налогоплательщика – физического лица может возникнуть при выплате доходов в натуральной форме, полученных им, в частности, при проведении организацией стимулирующей лотереи.

Согласно правилу, установленному подп. 2 п. 2 ст. 211 НК РФ, при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются в т.ч. доходы, полученные налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, товары, полученные им на безвозмездной основе.

Напомним, что стимулирующая лотерея представляет собой лотерею, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи (подп. 2 п. 3 ст. 3 Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях»).

Для чего проводятся подобные лотереи? Ответ очевиден. Основные задачи таких мероприятий, которые можно отнести к разряду маркетинговых, – это продвижение товаров, продукции, услуг и привлечение интереса потребителей/покупателей к ним за счет их участия в данной акции; конечная цель лотереи сводится к увеличению объема продаж.

Поэтому в большинстве случаев стимулирующая лотерея по своей сути является формой рекламной акции, т.е. мероприятием, проводимым в целях рекламы товаров, работ или услуг. С этим согласны и представители официальных органов (см., например, письмо Минфина РФ от 14.11.2007 № 03-04-06-01/392).

Как правило, по итогам стимулирующих лотерей физические лица получают не денежные призы, а призы в натуральной форме. Причем денежный эквивалент приза может быть различным.

С точки зрения налогообложения НДФЛ нас интересует конкретная величина – 4 000 руб., т.к. на основании п. 28 ст. 217 НК РФ не облагаются НДФЛ доходы, не превышающие 4 000 руб., полученные налогоплательщиком за налоговый период в виде любых выигрышей и призов в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров (работ, услуг). При этом организация не признается налоговым агентом (см. письмо Минфина РФ от 20.07.2010 № 03-04-06/6-155).

Если же стоимость приза составляет более 4 000 руб., то организация признается налоговым агентом и, соответственно, на нее возлагаются обязанности, предусмотренные для налоговых агентов ст. 226 НК РФ.

Выстраивается следующая цепочка:

– у налогоплательщика, получившего доход в натуральной форме, отсутствуют денежные средства, с которых организация может удержать и уплатить НДФЛ, тогда как налогооблагаемый доход у него имеется;

– у организации, в свою очередь, нет возможности удержать с него НДФЛ.

Следовательно, если доход, подлежащий обложению НДФЛ у налогового агента, получен налогоплательщиком в натуральной форме, и денежных выплат в данном налоговом периоде налогоплательщику не производилось, то у налогового агента отсутствует возможность удержания налога с плательщика. См.: Письмо Минфина России от 28.08.2012 № 03-04-05/9-1011

Где найти:

ИБ Финансист

Аналогичные разъяснения содержит п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 41, Пленума ВАС РФ № 9 от 11.06.1999 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», с той лишь разницей, что Минфин РФ говорит об отсутствии возможности, а судьи – об отсутствии обязанности.

Кроме того, в принимаемых решениях суды уточняют: т.к. обязанность налогового агента по удержанию НДФЛ выполнима при выплате дохода только денежными средствами, то в случае выплаты дохода в натуральной форме обязанность по удержанию налога выполнена быть не может (см. постановление ФАС Поволжского округа от 30.05.2008 по делу № А12-12669/07).

В этом случае необходимая информация представляется организацией в налоговый орган в порядке, предусмотренном подп. 2 п. 3 ст. 24 и п. 5 ст. 226 НК РФ.

Данная позиция была высказана арбитрами, например, в судебном акте:

Постановление ФАС Уральского округа
от 10.06.2009 № Ф09-3923/09-С2
по делу № А47-3113/2008-АС-32

Где найти:

ИБ ФАС Уральского округа

 

Следующая ситуация, при которой организация не может удержать НДФЛ, тоже наверняка знакома многим бухгалтерам: уволился сотрудник, за которым, как оказалось, числится невозвращенная подотчетная сумма, предположим, аванс за командировку. О чем нужно знать бухгалтеру в таком случае?

Как показывает практика, поскольку чаще всего речь идет о незначительных суммах, то руководитель компании принимает решение о прощении долга. Тогда у бывшего работника как у подотчетного лица образуется доход в виде остатка суммы неиспользованного аванса, который подлежит налогообложению НДФЛ в соответствии с правилами, предусмот-ренными гл. 23 НК РФ; а организация признается налоговым агентом.

При этом датой получения указанного дохода будет дата принятия соответствующего решения, т.е. дата прощения долга бывшему работнику.

Такие разъяснения даны Минфином РФ. См.:

Письмо Минфина РФ
от 24.09.2009 № 03-03-06/1/610

Где найти:

ИБ Финансист

 

Налогооблагаемый НДФЛ доход у бывшего работника, не вернувшего подотчетные суммы, возникнет и в том случае, если истек срок исковой давности на их взыскание, т.е. компания утратила возможность вернуть их в судебном порядке.

Датой получения бывшим сотрудником этого дохода будет считаться дата, с которой взыскание невозвращенных им денежных средств стало невозможным.

И при прощении долга, и по истечении срока исковой давности, учитывая, что работник уже уволился и организация как налоговый агент не может удержать НДФЛ с дохода в виде невозвращенных сумм денежных средств, выданных под отчет, бухгалтер должен письменно сообщить в инспекцию о невозможности удержать налог и указать сумму дохода, с которого не был удержан НДФЛ, и сумму исчисленного (неудержанного) НДФЛ. Не забудьте уведомить и своего бывшего сотрудника о величине полученного им дохода и сумме налога.

К сказанному хотелось бы добавить, что по мнению Минфина РФ, озвученному в вышеприведенном письме, при исчислении НДФЛ применяется общий срок истечения исковой давности, который в соответствии со ст. 196 ГК РФ составляет 3 года. Поэтому справку о невозможности удержать НДФЛ надо представить в налоговый орган не позднее одного месяца с даты окончания того года, в котором истек срок взыскания задолженности.

Продолжаем.

Невозможность удержать НДФЛ возникает при выплате организацией дохода работнику по решению суда в том случае, если в резолютивной части решения не будет указана сумма дохода, подлежащая взысканию в пользу работника, и сумма, которую необходимо удержать
в качестве налога и перечислить в бюджет.

Очевидно, что налоговый агент, не наделенный законодательным правом произвести удержания из причитающихся работнику денежных выплат, соответственно, не имеет возможности удержать, в частности, НДФЛ.

Поэтому организация, признаваемая налоговым агентом, обязана уведомить налоговую инспекцию о невозможности удержать налог.

Подтверждением данного вывода являются письма контролирующих органов (см. письма ФНС РФ от 28.10.2011 № ЕД-4-3/17996 и Минфина РФ от 20.12.2011 № 03-04-06/3-351).

Такой же подход мы видим и в арбитражной практике (см., например, постановление ФАС Московского округа от 26.07.2012 по делу
№ А40-67788/11-140-297).

Общий порядок представления сведений о невозможности удержать НДФЛ

Форма сообщения о невозможности удержать НДФЛ и сумме налога и порядок его представления в налоговый орган утверждены приказом ФНС РФ от 17.11.2010 № ММВ-7-3/611@ «Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц и рекомендаций по ее заполнению, формата сведений о доходах физических лиц в электронном виде, справочников» (далее – Приказ).

Пункт 2 Приказа устанавливает, что сообщением о невозможности удержать налог и сумме налога является форма 2-НДФЛ.

Порядок представления в налоговые инспекции сообщений о невозможности удержать НДФЛ утвержден другим приказом ФНС РФ: от 16.09.2011 № ММВ-7-3/576@.

Как было сказано ранее, сообщение о невозможности удержать НДФЛ представляется один раз в год. Однако некоторые организации осуществляют ежемесячные выплаты, к примеру, бывшим работникам, которые уволились из организации в связи с уходом на пенсию, например, это может быть ежемесячная оплата коммунальных услуг или предоставление определенного набора продовольственных товаров и т.п.

Зададимся вопросом:

ВОПРОС

Каков порядок представления сведений о невозможности удержать НДФЛ, если организация ежемесячно выплачивает своим бывшим сотрудникам доходы в натуральной форме?

Официальное мнение представителей финансового ведомства содержится в письме Минфина РФ от 15.12.2006 № 03-05-01-04/333.

Чиновники указали, что обо всех выплатах, произведенных в течение одного месяца, с которых организация – налоговый агент не имела возможности удержать исчисленную сумму НДФЛ, можно сообщать в налоговую инспекцию один раз по итогам каждого месяца.

Вместе с тем, в арбитражной практике имеются судебные решения, в которых представлена иная точка зрения. См., например:

Постановление ФАС Поволжского округа
от 15.07.2008
по делу № А57-6558/2006-22

Где найти:

ИБ ФАС Поволжского округа

 

В частности, судьи пришли к выводу об отсутствии у налогоплательщика обязанности ежемесячного представления сведений о невозможности удержания НДФЛ с доходов физических лиц, не являвшихся работниками общества. Отметим, что судебная коллегия ВАС РФ не нашла оснований для передачи дела в Президиум ВАС РФ, отказав налоговой инспекции в пересмотре постановления в порядке надзора (см. определение ВАС РФ от 19.11.2008 № 14718/08 по делу № А57-6558/2006-22).

Именно по окончании налогового периода, т.е. календарного года, налоговый агент должен определить, возникли или нет обстоятельства, свидетельствующие о невозможности удержать налог у налогоплательщиков (см. постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2005 по делу № А56-44669/2004).

Правда, следует иметь в виду следующее обстоятельство: и в письме, и в упомянутых судебных актах идет ссылка на ранее действующую редакцию п. 5 ст. 226 НК РФ, согласно которой налоговый агент был обязан сообщать о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств.

Сейчас, как известно, требования иные, и представить такие сведения организация должна по окончании налогового периода, т.е. в рассматриваемой ситуации нет необходимости сдавать их в инспекцию ежемесячно.

Несколько слов об особенностях представления сообщений о невозможности удержать НДФЛ по операциям с ценными бумагами.

Абзацем 17 п. 18 ст. 214.1 НК РФ предусмотрено право налогового агента при невозможности полностью удержать исчисленную сумму НДФЛ определить возможность его удержания до наступления более ранней даты из следующих дат:

1) месяца со дня окончания налогового периода, в котором не был удержан НДФЛ;

2) даты прекращения действия последнего договора между физлицом и налоговым агентом, в рамках которого был исчислен НДФЛ.

В первом случае сведения о невозможности удержания суммы налога по итогам налогового периода направляются налоговым агентом в налоговую инспекцию в срок до 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, а во втором – в течение одного месяца с момента окончания договора, который заключен между налогоплательщиком и налоговым агентом.

Ответственность налогового агента за несвоевременное представление / непредставление сведений о невозможности удержать НДФЛ

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

При этом положениями гл. 23 НК РФ никаких последствий в виде специальной ответственности за неисполнение или несвоевременное исполнение указанной в п. 5 ст. 226 НК РФ обязанности не предусмотрено.

Возникает вопрос: имеются ли у налогового органа основания для привлечения к ответственности налогового агента, который не сообщил в налоговую инспекцию о невозможности удержать НДФЛ либо нарушил срок представления таких сведений, к ответственности; если да, то какие налоговые санкции применимы в отношении данной организации.

Опираясь на соответствующие положения налогового законодательства, можно прийти к следующему заключению: в данном случае налоговый агент является субъектом правонарушения, предусмотренного правовыми нормами части первой НК РФ, а именно:

  - ст. 126 НК РФ (непредставление налоговым агентом в установленный срок в налоговые органы документов и иных сведений, предусмотренных НК РФ);

 - ст. 123 НК РФ (невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов).

Таким образом, он может быть привлечен к ответственности по одному из перечисленных оснований. Так ли это?

Представим, что организация передала в инспекцию сведения о невозможности удержания НДФЛ за 2012 год с доходов, выплаченных физическим лицам – бывшим работникам, не 31 января 2013 года, а 11 февраля, т.е. с нарушением срока представления налоговым агентом данной информации.

Как вы думаете, какой вывод в этом случае сделают налоговики?

Можете не сомневаться, что, выяснив подобное, они наверняка оформят акт об обнаружении факта правонарушения и вынесут решение о привлечении налогового агента к ответственности на основании п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление в установленный срок (31 января) сведений о невозможности удержания НДФЛ.

Давайте поговорим с вами о том, насколько правомерно такое решение.

ВОПРОС

Могут ли организацию привлечь к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ за несообщение в налоговую инспекцию о невозможности удержать НДФЛ и сумме задолженности налогоплательщика?

Что касается официальной точки зрения по обозначенной нами проблеме, то она изложена в документе:

Письмо Минфина РФ от 15.06.2006
№ 03-05-01-04/163

Где найти:

ИБ Финансист

Минфин РФ считает, что непредставление налоговым агентом в налоговые органы в установленный п. 5 ст. 226 НК РФ срок сведений о невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму НДФЛ влечет за собой наложение штрафа на налогового агента в размере 50 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ в ранее действующей ред.).

Судебная практика изобилует примерами, которые наглядно демонстрируют правовую позицию арбитров по этому вопросу. Предлагаем обратиться к одному из судебных актов:

Постановление ФАС Северо-Западного
округа от 10.08.2012
по делу № А56-47243/2011

Где найти:

ИБ ФАС Северо-Западного округа


Кратко о сути налогового спора.

В вынесенном по итогам проверки кредитной организации решении инспекция сделала вывод, что в нарушение положений гл. 23 НК РФ налогоплательщик неправомерно не сообщил о невозможности удержания им НДФЛ с доходов в натуральной форме, возникших у физических лиц – клиентов банка при получении ими безвозмездных услуг бизнес-салонов в аэропорту.

Бездействие банка и послужило основанием для применения к нему мер налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ в виде взыскания денежного штрафа.

По мнению налоговых инспекторов, оплату банком подобных услуг следовало квалифицировать как доход физических лиц в натуральной форме и в соответствии со ст. 210 НК РФ включать в налоговую базу в целях исчисления НДФЛ. Одновременно налоговики указали, что в связи отсутствием возможности удержать у налогоплательщиков исчисленную сумму НДФЛ банк был обязан на основании п. 5 ст. 226 НК РФ письменно сообщить в налоговый орган о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщиков.

Банк не исполнил эту обязанность, за что и был оштрафован по п. 1 ст. 126 НК РФ в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.

Показательно, что если судами первой и апелляционной инстанций решение инспекции о привлечении организации к налоговой ответственности было признано неправомерным, то суд кассационной инстанции признал действия сотрудников налогового органа законными.

В свою очередь банк, не согласившись с арбитрами, обратился в ВАС РФ с заявлением о пересмотре в порядке надзора постановления ФАС Северо-Западного округа от 10.08.2012; определением ВАС РФ от 16.10.2012 № ВАС-13986/12 оно было принято к производству.

Неизвестно, к какому заключению придет высшая судебная инстанция. На сегодняшний день для решения вопроса о наличии оснований для пересмотра ВАС РФ определением от 12.11.2012 № ВАС-13986/12 по делу № А56-47243/2011 истребовал дело № А56-47243/2011 из арбитражного суда.

Справедливости ради отметим, что в большинстве ситуаций судьи все-таки поддерживают налоговых инспекторов в их стремлении оштрафовать налоговых агентов за просрочку представления сведений о невозможности удержать НДФЛ, признавая решения налоговиков о привлечении организаций к налоговой ответственности, установленной п. 1 ст. 126
НК РФ, правомерными.

Правда, арбитры считают возможным снизить размер налагаемого штрафа в связи с наличием смягчающих обстоятельств, в качестве которых они называют реальное представление сведений, отсутствие негативных последствий для бюджета. См.:

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2011 № 07АП-9485/11 по делу № А27-7485/2011

Где найти:

ИБ 7 апелляционный суд

 

В другом судебном решении арбитры, установив смягчающие вину организации обстоятельства, снизили подлежащие взысканию по требованию налогового органа штрафные санкции за представление налоговым агентом сведений о невозможности удержать НДФЛ с нарушением срока с 17 750 руб. (по 50 руб. за каждый непредставленный документ) до 1 000 руб. (см. постановление ФАС Дальневосточного округа от 25.12.2002 № Ф03-А73/ 02-2/2660).

Подведем краткие итоги нашего разговора:

– организация как налоговый агент за несообщение сведений в инспекцию о невозможности удержать НДФЛ или их несвоевременное представление, скорее всего, будет привлечена к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ, т.е. последствием в такой ситуации будет уплата штрафных санкций в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ;

– поскольку исчерпывающего перечня обстоятельств, смягчающих ответственность налогоплательщика, НК РФ не содержит, то суд, определяя меру ответственности за упомянутое налоговое правонарушение, может снизить размер взыскиваемого штрафа.

Теперь настало время поразмышлять над тем, может ли налоговому агенту быть вменено налоговое правонарушение, предусмотренное ст. 123 НК РФ, если он не уведомил надлежащим образом налоговую инспекцию о невозможности удержать НДФЛ.

В этой связи нам предстоит выяснить, содержит ли ответственность за непредставление сведений о невозможности удержать НДФЛ признаки состава налогового правонарушения, предусмотренного этой упомянутой законодательной нормой.

ВОПРОС

Вправе ли налоговые инспекторы привлечь организацию к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ за несообщение сведений о невозможности удержать НДФЛ?

При отсутствии каких-либо официальных разъяснений для ответа на поставленный вопрос обратимся к арбитражной практике, тем более что примеров налоговых споров по этому вопросу можно найти немало.

Представители налоговых органов считают, что в случае отсутствия сообщения от организации – налогового агента о невозможности удержать НДФЛ у налогоплательщика и о сумме его задолженности налоговая инспекция вправе по результатам выездной налоговой проверки начислить пени за несвое-временное перечисление в бюджет НДФЛ (см., например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23.08.2004 № Ф04-5711/2004(А75-3757-19).

То есть, по их мнению, если налоговый инспектор обнаружил в ходе проверки, что организация не удержала НДФЛ, а сведения об этом в инспекцию не поступили, то к организации применимы меры ответственности, предусмотренные не только ст. 123 НК РФ, но и ст. 75 НК РФ, устанавливающей в качестве одной из санкций за нарушение законодательства о налогах и сборах начисление пени.

Однако большинство арбитров придерживаются противоположного мнения. В качестве примера предлагаем следующее судебное решение:

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21.07.2008
№ Ф04-4398/2008(8248-А81-15)
по делу № А81-4990/2007

Где найти:

ИБ ФАС Западно-Сибирского округа

 

Арбитры, обратив особое внимание на недопустимость взыскания НДФЛ за счет средств налогового агента, признали неправомерным доначисление инспекцией налога, пени и штрафа с доходов физлиц, с которых НДФЛ было невозможно удержать.

В постановлении ФАС Поволжского округа от 09.10.2008 по делу № А55-2050/2008 прозвучало, что невыполнение налоговым агентом обязанности сообщить налоговому органу о невозможности удержания НДФЛ не является основанием для доначисления налоговому агенту неудержанного НДФЛ и взыскания с него суммы налога за счет его собственных средств.

В постановлении ФАС Московского округа от 23.03.2010 № КА-А40/1943-10 по делу № А40-24005/09-112-117 судьи констатировали, что налоговое правонарушение, предусмотренное ст. 123 НК РФ, состоит в неправомерном неперечислении (неполном перечислении) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом.

В связи с этим арбитры пришли к выводу, что несообщение организацией в налоговый орган о невозможности удержания НДФЛ не является основанием для привлечения Общества к ответственности, предусмотренной упомянутой нормой НК РФ.

В другом судебном акте было отмечено, что несообщение в налоговый орган о невозможности удержания НДФЛ не является составом налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 123 НК РФ (см. постановление ФАС Поволжского округа от 30.05.2008 по делу № А12-12669/07).

При ответе на вопрос также надо учитывать разъяснение, содержащееся в п. 44 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5, согласно которому правонарушение, предусмотренное ст. 123 НК РФ, может быть вменено налоговому агенту только в том случае, если он имел возможность удержать соответствующую сумму налога у налогоплательщика, имея в виду, что удержание осуществляется из выплачиваемых налогоплательщику денежных средств.

Таким образом, в случае отсутствия у налогового агента реальной возможности удержать
и перечислить суммы НДФЛ налоговый орган не вправе привлекать его к ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ.

В постановлении ФАС Северо-Западного округа от 05.05.2008 по делу № А56-20513/2007 прямо указано, что ответственность за неисполнение обязанности, предусмотренной п. 5 ст. 226 НК РФ, ст. 123 НК РФ не предусмотрена.

Некоторые судебные инстанции отмечают следующий важный для налоговых агентов момент: чтобы привлечь организацию к ответственности по этому основанию, необходимо установить наличие у организации как у налогового агента обязанности по удержанию НДФЛ, а также отсутствие возможности удержать налог (см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.06.2009 по делу № А40-21439/09-20-100).

Кроме того, судьи указывают, что для возложения на налогового агента обязанности сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать НДФЛ и о сумме задолженности налогоплательщика необходимо установить, включаются ли данные суммы выплат в налоговую базу по НДФЛ (см. постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.07.2010 по делу № А56-24057/2008).

Неисполнение организацией обязанности письменно уведомить налоговый орган о невозможности удержания НДФЛ, предусмотренной п. 5 ст. 226 НК РФ, может быть квалифицировано по ст. 126 НК РФ, а не по ст. 123 НК РФ (см. постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2008 по делу № А56-20513/2007).

Пожалуй, этот вывод и будет ответом на наш вопрос.

Заканчивая наш разговор о мерах ответственности, нельзя не упомянуть о том, что наряду
с налоговой ответственностью за непредставление / несвоевременное представление в налоговую инспекцию сведений о невозможности удержать НДФЛ предусмотрена еще и административная ответственность в отношении должностного лица организации – налогового агента. В частности, на основании п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ на руководителя может быть наложен административный штраф в размере от 300 до 500 руб.

Еще один вопрос, заслуживающий внимания.

 

ВОПРОС

Наша организация 23 января 2013 года подала в налоговую инспекцию сведения о невозможности удержать НДФЛ с доходов 5 физических лиц. Нужно ли нам в срок до 1 апреля т.г. повторно отчитываться о доходах этих лиц за 2012 год по форме 2-НДФЛ? Ответ однозначен: обязательно. К такому заключению пришел Минфин РФ. См.:

Письмо Минфина РФ
от 29.12.2011 № 03-04-06/6-363

Где найти:

ИБ Финансист

 

Главный вывод письма: представление справки по форме 2-НДФЛ на основании п. 5 ст. 226 НК РФ не освобождает организацию от обязанности представить сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ налогов в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ, в т.ч. если организация не выплачивает налогоплательщику иных доходов, подлежащих обложению НДФЛ.

Сведения о доходах и сообщения о невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога представляются налоговым агентом по форме 2-НДФЛ «Справка о доходах физических лиц за 20_год».

Причем согласно Рекомендациям по заполнению Справки в поле «Признак» проставляется цифра 1, если Справка представляется в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ, и цифра 2, если Справка представляется в соответствии с п. 5 ст. 226 НК РФ.

Как разъяснили специалисты Минфина РФ в письме от 27.10.2011 № 03-04-06/8-290, в Справках о доходах физических лиц, представляемых ежегодно в целом по организации с признаком 1, указываются:

 общие суммы доходов и исчисленного НДФЛ, включающие доходы и исчисленную сумму налога, отраженную в Справке с признаком 2;

 суммы удержанного и перечисленного налога;

 сумма НДФЛ, не удержанная налоговым агентом, которая ранее была отражена в Справке с признаком 2.

Относительно рассматриваемой нами ситуации полагаем, что при желании (а главное, при возможности) бухгалтер мог одновременно направить в налоговую инспекцию 2 документа
до 31 января 2013 года.

В заключение нашего сюжета приведем еще некоторые важные моменты, которые бухгалтеру следует иметь в виду:

– после окончания налогового периода, когда организацией были выплачены физическим лицам доходы, с которых невозможно удержать НДФЛ, с момента представления в налоговую инспекцию письменных сведений о невозможности удержать налог обязанность организации по удержанию соответствующих сумм НДФЛ прекращается.

Об этом говорится в следующем документе:

Письмо Минфина РФ
от 05.04.2010 № 03-04-06/10-62

Где найти:

ИБ Финансист

 

– представить сведения о невозможности удержать НДФЛ налоговый агент обязан в любом случае, даже если он пропустил установленный для этого п. 2 ст. 226 НК РФ срок (см письмо ФНС РФ от 16.07.2012 № ЕД-4-3/11637@).

Итак, в случае невозможности удержать НДФЛ действия бухгалтера следующие:

  во-первых, он должен уведомить и налоговую инспекцию, и самого работника о невозможности удержать НДФЛ и суммах исчисленного налога;

  во-вторых, с получаемых сотрудником в 2013 году доходов не удерживать НДФЛ за прошлый год, т.к. в дальнейшем сотрудник должен самостоятельно исчислить, задекларировать и уплатить налог в порядке, предусмот-ренном ст. 228 и 229 НК РФ.

Для справки: в письме от 18.04.2012 № 03-04-05/3-524 чиновники из Минфина РФ сообщили о возможности рассмотрения вопроса об отмене обязанности декларирования налогоплательщиками доходов, НДФЛ с которых не был удержан налоговыми агентами, путем внесения изменений в налоговое законодательство.

На этом разрешите наш сюжет закончить.

 

Обсудить статью  в Facebook

Обсудить статью  в Vkontakte