Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Распоряжение Мэра Москвы от 30.06.2014 N 542-РМ

(ред. от 30.11.2016)
«О предельных (максимальных) индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в городе Москве»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Не сдали вовремя налоговую декларацию? Не в полном объеме представили годовую бухгалтерскую отчетность? – Каких неприятностей ждать?12.08.2013

Аксиома, хорошо известная всем бухгалтерам: нарушение сроков представления налоговой декларации в инспекцию влечет применение к организации налоговой ответственности по ст. 119 НК РФ. Минимальный размер налагаемого денежного штрафа составляет 1 тыс. руб., а максимальный – не более 30% неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления. Штраф может составлять весьма внушительную величину. Например, подмосковная инспекция вынесла решение о применении к организации ответственности по ст. 119 НК РФ за непредставление в установленный срок налоговых деклараций по акцизу в виде штрафа в размере более 1 млн. 664 тыс. руб. (см. постановление ФАС Московского округа от 16.04.2012 по делу № А41-23554/10). Налоговые инспекторы, помимо возможности наложить денежный штраф за несвоевременную сдачу налоговой отчетности в инспекцию, обладают еще одним мощным оружием в борьбе с нарушителями НК РФ – они имеют право заблокировать счета налогоплательщика в банке. Так как в июле прошла очередная декларационная кампания, в качестве одного из направлений сегодняшнего сюжета мы решили выбрать проблемы блокировки счетов в банке по причине несвоевременности представления налоговых деклараций.

Неприятности грозят организации и в случае несвоевременной сдачи бухгалтерской отчетности в налоговые органы или представления не всех форм. Этот аспект мы также рассмотрим в нашем сюжете. Кроме того, кратко коснемся вопросов применения ответственности за непредставление бухгалтерской отчетности в органы статистики. Хочется надеяться, что, прочитав наш сюжет, вы сможете оценить правомерность действий сотрудников инспекций, а в случае незаконности действий налоговиков – оспорить их в судебном порядке. Впрочем, неприятностей можно избежать, если вовремя сдавать все необходимые формы отчетности в соответствующие контролирующие органы.

 

Часть 1.

Ответственность в виде блокировки счетов налогоплательщика в банке в связи с непредставлением и / или несвоевременным представлением налоговых деклараций в налоговый орган.

Правовые основания для применения подобной меры ответственности установлены п. 3 ст. 76 НК РФ, из которого следует, что руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в случае непредставления налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10-и дней по истечении установленного срока ее представления может быть вынесено решение о приостановлении операций организации по ее счетам в банке.

 

Это весьма серьезная мера ответственности, которая может самым негативным образом сказаться на экономической деятельности компании в целом и непосредственно повлиять на ее финансовые результаты. Решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика фактически является одной из форм наложения ареста, и организация фактически парализована, т.к. она лишена возможности распоряжаться принадлежащими ей денежными средствами.

 

Показательно, но судьи ВАС РФ недавно высказали мнение о том, что приостановление расходных операций по счету налогоплательщика по причине непредставления налоговой декларации является не обязанностью, а правом налоговой инспекции, и по существу выступает мерой организационного, а не обеспечительного характера (см. определение ВАС РФ от 20.03.2013 № ВАС-4246/12 по делу № А40-36688/11-97-327).

Хотя арбитражные суды в своем большинстве указывают, что обеспечительной мерой может быть в т.ч. приостановление операций по счетам в банке в порядке, установленном ст. 76 НК РФ (см., например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 27.08.2008 по делу № А29-7041/2007). Тем более что данная статья НК РФ расположена в гл. 11 «Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов».

Впрочем, характер данной меры ответственности (обеспечительная или организационная) не влияет на порядок ее применения. А потому далее мы с вами посмотрим, как реализуются на практике нормы, изложенные в п. 3 ст. 76 НК РФ.

 

Вопрос:

В течение какого периода времени инспекция вправе вынести решение о блокировке счетов налогоплательщика, не представившего налоговую декларацию?

 

Вначале проанализируем официальную точку зрения.

Чиновники из Минфина РФ, равно как и представители налоговой службы, считают, что п. 3 ст. 76 НК РФ не ограничивает срок принятия руководителем налогового органа решения о приостановлении операций по счетам в банке за непредставление налоговых деклараций. См., в частности:

 

Письмо Минфина РФ от 05.05.2009 № 03-02-07/1-227

 

 

Где найти:

ИБ Финансист

 

Финансисты указали, что НК РФ не установлен конкретный срок для принятия руководителем налогового органа (его замом) указанного решения.

Специалисты ФНС РФ в письме от 09.02.2011 (б/н), полностью разделяя мнение своих коллег из Минфина РФ, внесли следующее дополнение: решение может быть вынесено в т.ч. при выявлении в текущем налоговом периоде факта непредставления организацией деклараций по тем налогам, которые она была обязана уплачивать в предыдущих налоговых периодах.

Сотрудники московского налогового Управления в письме от 24.12.2008 № 09-14/120416 пояснили, что 10-дневный срок, о котором упоминается в п. 3 ст. 76 НК РФ, – это срок, ранее которого налоговая инспекция не может принять решение о приостановлении операций по счетам в банке.

В судебной практике единообразного подхода к рассматриваемой проблеме не сформировалось.

Например, в постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2012 по делу № А41-42655/11 судьи пришли к заключению, что налоговая инспекция должна вынести решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в течение 10-и дней по окончании срока, установленного для представления декларации.

Небезынтересно и другое судебное решение:

 

Постановление ФАС Центрального округа от 26.03.2009 по делу № А64-4885/08-19

 

 

Где найти:

ИБ ФАС Центрального округа

 

Судьи признали недействительным решение инспекции о приостановлении операций по счетам организации в банке по причине того, что инспекторы не обосновали необходимость вынесения данного решения в связи с непредставлением деклараций по истечении полугода.

Итак, на сегодняшний день вопрос не имеет однозначного ответа, и споры вокруг него, очевидно, будут продолжаться. Но с 1 января 2015 года, с вступлением в силу положений Федерального закона от 28.06.2013 № 134-ФЗ, будут расставлены все точки над i, и налоговые конфликты между налогоплательщиками и налоговыми органами по обозначенной проблеме должны прекратиться.

В соответствии с новой редакцией п. 3 ст. 76 НК РФ руководителю налогового органа предоставляется право вынести решение о блокировке счетов в банке переводов электронных денежных средств в течение 3-х лет с момента истечения 10-и рабочих дней, следующих за окончанием установленного срока представления налоговой декларации.

Следующий важный вопрос, который волнует многих бухгалтеров:

 

Вопрос:

В каком размере может быть заблокирована сумма денежных средств на счете при несвоевременной сдаче налоговой декларации?

 

Обратимся к нормам ст. 76 НК РФ.

Согласно п. 2 названной статьи приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке в случае неисполнения этим налогоплательщиком требования об уплате налога, пеней или штрафа означает прекращение банком расходных операций по этому счету в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика по счетам в банке, т.е. в пределах недоимки.

Что же касается такого основания блокировки счетов, как непредставление налоговой декларации, то в налоговом законодательстве отсутствует соответствующая норма, устанавливающая предельный размер денежных средств замораживания счетов по указанному основанию.

Этот законодательный правовой пробел позволяет официальным органам говорить о праве руководителя налоговой инспекции принять решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика на всю сумму денежных средств, находящихся на его счетах. См.:

 

Письмо Минфина РФ от 15.04.2010 № 03-02-07/1-167

 

 

Где найти:

ИБ Финансист

 

Данный подход разделяют и некоторые судебные инстанции. См.:

 

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2011 по делу № А12-19093/2010

 

 

Где найти:

ИБ 12 апелляционный суд

 

В постановлении сказано, что приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке на основании п. 3 ст. 76 НК РФ означает прекращение банком всех расходных операций по этому счету.

 

В другом судебном акте арбитры указали, что НК РФ предполагает возможность приостановления операций по счетам налогоплательщика в банках в случае непредставления налогоплательщиком налоговой декларации, при этом подлежат приостановлению все операции, без указания суммы, на которую следует приостановить операции (см. постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2010 № 09АП-13570/2010-АК по делу № А40-112718/09-20-924).

Московские арбитры высказались еще более категорично: обеспечительные меры, предусмотренные п. 3 ст. 76 НК РФ, являются по своей сути предварительными обеспечительными мерами оперативного характера и именно в силу этого не имеющими ограничений по суммам средств, приостановление операций с которыми производится (см. постановление ФАС Московского округа от 22.11.2012 по делу № А40-3469/12-140-15).

 

Складывается парадоксальная ситуация: если налогоплательщик несвоевременно уплатил налог, то налоговики счет заблокируют только на неуплаченную сумму, тогда как за непредставление декларации – в полном объеме денежных средств на расчетном счете.

Пока же данная ситуация неразрешима.

 

Впрочем, чиновники из Минфина РФ выпустили недавно документ, в котором они позволили банкам при наличии у них решения налоговиков о приостановлении операций по счету налогоплательщика, принятого в соответствии с п. 3 ст. 76 НК РФ, и отсутствии поручения налоговой инспекции на перечисление налога (соответствующих пеней, штрафа) в бюджет исполнить расчетные документы (чеки) клиента банка по оплате труда лиц, работающих по трудовому договору. См.:

 

Письмо Минфина России от 11.07.2013 № 03-02-07/1/26857

 

 

Где найти:

ИБ Финансист

 

Таким образом, в период блокировки счетов организация сможет получить денежные средства для выплаты зарплаты сотрудникам.

Аналогичной позиции придерживаются и суды (см., например, постановления ФАС Московского округа от 28.09.2010 № КА-А40/10420-10по делу № А40-134038/09-112-1021, ФАС Поволжского округа от 03.02.2011 по делу № А55-11156/2010 и др.).

 

Наш сюжет продолжается.

Как свидетельствует правоприменительная практика, некоторые налогоплательщики столкнулись с проблемой блокировки счетов в связи с непредставлением ими уточненных налоговых деклараций. Да, и такие неожиданные (а законные ли?) решения выносят порой сотрудники налоговых органов! См.:

 

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2011 по делу № А43-7999/2011

 

 

Где найти:

ИБ 1 апелляционный суд

 

Судьи констатировали, что непредставление налогоплательщиком уточненных налоговых деклараций в налоговый орган не может служить основанием для принятия в порядке п. 3 ст. 76 НК РФ решения о приостановлении операций по счету в банке ввиду отсутствия основания для принятия подобного решения –нарушение срока представления деклараций в налоговый орган.

Итог судебного разбирательства: арбитры признали недействительным решение инспекции о блокировке открытых в банке счетов организации, а кассационная инстанция, куда впоследствии обратилась налоговая инспекция с кассационной жалобой, оставила судебное решение в силе (см. постановление ФАС Волго-Вятского округа от 24.02.2012 по делу № А43-7999/2011).

Частенько налоговики грешат и тем, что приостанавливают операции по счетам налогоплательщика в банке при представлении им налоговой декларации, подписанной лицом, не имеющим надлежащих полномочий (см. постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 20.02.2012 по делу № А45-8704/2011, от 06.09.2011 по делу № А45-18734/2010, ФАС Северо-Западного округа от 18.08.2006 по делу № А56-47496/2005 и др.).

По мнению налоговиков, такая декларация не имеет юридической силы, а потому они считают ее непредставленной в установленном законодательством порядке.

Однако суды думают иначе: если декларация была подана налогоплательщиком своевременно, то наличие судебного или иного спора о полномочиях лица, подписавшего декларацию, не является основанием для признания указанной декларации непредставленной (см. постановление ФАС Уральского округа от 06.05.2013 № Ф09-3372/13 по делу № А60-31906/12).

В конечном итоге, арбитры указывают на отсутствие у инспекторов законных оснований для вынесения решения о блокировке счетов налогоплательщика в банке.

 

Также следует сказать и о том, что, если в налоговой декларации, представленной на бумажном носителе, бухгалтер неверно указал КПП, то инспекция не вправе отказать в приеме такой декларации и заблокировать счета организации в банке.

Данная точка зрения прозвучала в письме Минфина РФ:

 

Письмо Минфина России от 04.07.2013 № 03-02-07/1/25589

 

 

Где найти:

ИБ Финансист

 

В постановлении ФАС Поволжского округа от 16.06.2011 по делу № А65-22703/2010 суд подчеркнул, что декларация, заполненная с нарушением требований законодательства, не является основанием в соответствии с НК РФ для принятия налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке.

Далее речь в нашем сюжете пойдет о таком аспекте применения п. 3 ст. 76 НК РФ, как разблокировка счета, замороженного налоговой инспекцией в связи с непредставлением налоговой декларации.

Налоговое законодательство предусматривает единственное основание для этого: налогоплательщик должен сдать декларацию, которая не была им представлена своевременно.

Получив декларацию, налоговая инспекция обязана не позднее следующего рабочего дня принять решение об отмене приостановления операций по банковским счетам, форма которого утверждена приказом ФНС РФ от 03.10.2012 № ММВ-7-8/662@.

Может так случиться, что в период приостановления операций налогоплательщика-организации по его счетам он изменил свое местонахождение и, соответственно, встал на налоговый учет по новому месту нахождения. В этой ситуации решение об отмене блокировки счетов выносит налоговый орган по новому месту учета налогоплательщика. См.:

 

Письмо Минфина РФ от 14.12.2007 № 03-02-07/1-484

 

 

Где найти:

ИБ Финансист

 

Вопрос о блокировке счетов за просрочку представления налоговых деклараций будет раскрыт не в полной мере, если мы не осветим такой важный вопрос, как ответственность налогового органа в случае нарушения налоговыми инспекторами указанной процедуры, а именно: ответственность за неправомерное вынесение налоговиками решения приостановления операций на счетах или за несвоевременную разблокировку счетов.

Неправомерность вынесения налоговиками решения о блокировке чаще всего имеет место в случае, когда декларация по налогу не представлена лицом, которое не является плательщиком этого налога (в частности, плательщиком налога на имущество). Судьи в этом случае указывают на нарушение сотрудниками налоговых органов требований ст. 76 НК РФ, т.к. у организации отсутствует обязанность по направлению в налоговую инспекцию декларации по данному налогу. См.:

 

Постановление ФАС Уральского округа от 29.11.2010 № Ф09-9727/10-С3 по делу № А50-2575/2010

 

 

Где найти:

ИБ ФАС Уральского округа

 

Минфин РФ в 2013 году издал письмо, в котором прямо сказано об отсутствии у организаций обязанности сдавать в налоговый орган налоговые декларации по налогу на имущество и по земельному налогу при отсутствии соответствующего объекта налогообложения (см. письмо Минфина России от 28.02.2013 № 03-02-08/5904).

В случае нарушения налоговой инспекцией срока отмены ранее вынесенного ею решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке НК РФ предусматривает применение к налоговым органам, если можно так выразиться, мер финансовой отчетности – начисления процентов на сумму денежных средств, в отношении которой действовал режим приостановления, – подлежащих уплате налогоплательщику за каждый календарный день нарушения срока (абз. 1 п. 9.2 ст. 76 НК РФ).

Если блокировка счета налогоплательщика была произведена незаконно, то с налоговой инспекции взыскиваются проценты на сумму денежных средств, в отношении которой действовало решение налогового органа, подлежащие уплате налогоплательщику-организации за каждый календарный день, начиная со дня получения банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика до дня получения банком решения об отмене блокировки (абз. 2 п. 9.2 ст. 76 НК РФ).

По мнению судей, начисление процентов налоговому органу и выплата соответствующих денежных средств налогоплательщику призваны компенсировать налогоплательщику материальные потери от невозможности использования принадлежащих ему денежных средств в связи с приостановлением операций по его счетам в банках (см. постановление ФАС Московского округа от 13.02.2013 по делу № А40-59298/12-99-342).

С подробными официальными разъяснениями представителей Минфина РФ по вопросам применения вышеприведенных правовых норм вы можете ознакомиться при обращении к документу:

 

Письмо Минфина России от 03.08.2012 № 03-02-07/1-196

 

Где найти:

ИБ Финансист

 

Приведем лишь главные выводы, содержащиеся в письме:

НК РФ определяет как момент начала начисления процентов и окончания их начисления, так и размер процентной ставки, что не позволяет налоговым органам определять вышеуказанные параметры иным произвольным способом;

правила исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах, регулируются ст. 6.1 НК РФ;

понятие «операционный день» при применении ст. 76 НК РФ не используется;

НК РФ не предусматривает направление налоговой инспекцией в банк письма о приостановлении действия решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика.

 

Говоря о процедуре выплаты сумм процентов в соответствии с п. 9.2 ст. 76 НК РФ, следует отметить ее незавершенность и недосказанность. Так, законодатель «забыл» указать, какая из сторон правоотношений (налогоплательщик или налоговая инспекция) должна инициировать выплату таких процентов.

Наш совет: учитывая, что под лежачий камень вода не течет, а в получении процентов финансово заинтересована организация, рекомендуем налогоплательщику брать инициативу в свои руки и обращаться в налоговую инспекцию с соответствующим заявлением.

Примерные формы образцов такого заявления вы можете найти в документах:

Заявление в налоговый орган о перечислении процентов, начисленных за нарушение срока отмены решения о приостановлении операций по счетам (образец заполнения) («Российский налоговый курьер», 2012, № 6)

Заявление об уплате процентов за несвоевременную отмену решения о приостановлении операций по счету (образец заполнения) («Главная книга», 2010, № 1)

 

Где найти:

ИБ Деловые бумаги

 

И последнее: не забудьте включить полученные от налоговой инспекции проценты в состав внереализационных доходов для целей налогообложения прибыли и учесть их в налоговой базе по налогу на момент их фактического получения (см. письмо Минфина РФ от 14.02.2011 № 03-03-06/1/101).

 

Часть 2.

Ответственность за непредставление / несвоевременное представление бухотчетности-2012 в налоговые органы.

Для начала вспомним, что должна включать годовая бухгалтерская отчетность за прошлый год.

Пунктом 1 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» определено, что в состав годовой бухгалтерской отчетности входят бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, а также приложения к ним (отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств).

С учетом данной нормы, организации не должны были представлять в налоговую инспекцию аудиторское заключение за 2012 год.

Это подтвердили и чиновники из Минфина РФ. См.:

 

Письмо Минфина России от 30.01.2013 № 03-02-07/1/1724

 

 

Где найти:

ИБ Финансист

 

В письме сообщается, что положение п. 1 ст. 14 Закона № 402-ФЗ распространяется в отношении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2012 год.

Кроме того, отмечено, что НК РФ не предусмотрена обязанность налогоплательщика представлять в налоговые органы аудиторское заключение вместе с годовой бухгалтерской (финансовой) отчетностью.

 

Вывод:

– налоговая инспекция в 2013 году не вправе привлечь организацию к налоговой ответственности в случае непредставления аудиторского заключения за 2012 год в составе годовой бухгалтерской отчетности.

 

Согласно всё тому же п. 1 ст. 14 Закона № 402-ФЗ в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности не входит также и пояснительная записка.

Вместе с тем, на сегодняшний день никто не отменял Приказ Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций», и его положения действуют и поныне. Поэтому на основании пп. 3 и 4 этого Приказа в состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, помимо отчета об изменениях капитала, отчета о движении денежных средств, входят и иные приложения (пояснения).

В этой связи специалисты Минфина РФ пришли к заключению, что пояснения входят в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности, представляемой по итогам 2012 года. Данные разъяснения ФНС РФ довела до своих нижестоящих налоговых органов. См.:

 

<Письмо> ФНС России от 20.06.2013 № ЕД-4-3/11174@

«По вопросу представления в составе бухгалтерской отчетности пояснений» (вместе с <Письмом> Минфина России от 23.05.2013 № 03-02-07/2/18285)

 

Где найти:

ИБ Версия Проф

 

Таким образом, бухгалтерская отчетность за 2012 год включает:

бухгалтерский баланс;

отчет о финансовых результатах;

отчет об изменениях капитала;

отчет о движении денежных средств;

иные пояснения к балансу и отчету о финансовых результатах.

Допустим, что одну из этих форм бухотчетности вы сдали в инспекцию с опозданием. Каковы последствия?

Отдельной правовой нормы, которая бы предусматривала ту или и иную меру ответственности за невыполнение налогоплательщиком его обязанности по своевременному представлению в инспекцию бухгалтерской отчетности, в налоговом законодательстве нет.

Однако в части 1 НК РФ содержится ст. 126 НК РФ, которая называется «Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля». Пункт 1 этой статьи позволяет налоговым инспекциям применять санкцию в виде взыскания штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный налогоплательщиком в установленный срок документ.

Положения этой нормы и стали базисом для выработки официальной позиции по вопросу применения мер ответственности за исследуемое нами налоговое правонарушение.

Так, еще в 2008 году финансисты выпустили письмо, в котором было однозначно указано на право налоговых работников применять к налогоплательщику меру ответственности, установленную п. 1 ст. 126 НК РФ, если он не представил в налоговый орган бухгалтерскую отчетность. См.:

 

Письмо Минфина РФ от 29.10.2008 № 03-02-07/1-436

 

Где найти:

ИБ Финансист

 

Спустя некоторое количество лет сотрудники другого ведомства – налоговой службы – издали несколько писем с подробными разъяснениями о порядке определения размера штрафа по п. 1 ст. 126 НК РФ за несвоевременное представление в налоговую инспекцию бухгалтерской отчетности. Вот одно из них:

 

Письмо ФНС России от 21.11.2012 № АС-4-2/19575@

 

Где найти:

ИБ Версия Проф

 

Основная мысль, составляющая предмет этого документа, заключается в следующем: налоговые инспекции при определении размера налогового штрафа по упомянутой норме НК РФ за несвоевременное представление бухгалтерской отчетности должны руководствоваться полным перечнем документов, входящих в состав бухгалтерской отчетности конкретной организации, а размер штрафа составляет 200 рублей за каждый непредставленный (несвоевременно представленный) документ, который должен входить в состав бухгалтерской отчетности.

Оценивая состояние арбитражной практики по налоговым спорам, связанным с привлечением налогоплательщиков к ответственности по ст. 126 НК РФ за непредставление конкретной формы бухгалтерской отчетности (в основном это касается аудиторского заключения или пояснений), необходимо отметить, что суды склоняются к аналогичной позиции, занимая сторону налоговиков.

Приведем лишь отдельные примеры: постановления ФАС Северо-Западного округа от 17.05.2012 по делу № А56-44130/2011, ФАС Западно-Сибирского округа от 30.07.2012 по делу № А75-7953/2011, от 04.04.2011 по делу № А75-7682/2010 и др.

Судьи поддерживают специалистов налоговых органов в правомерности применения ими к налогоплательщикам ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ за задержку сдачи годовых бухгалтерских отчетов либо за их непредставление.

Еще один показательный пример:

 

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 06.06.2012 по делу № А56-7883/2011

 

 

Где найти:

ИБ ФАС Северо-Западного округа

 

Суд признал недействительным решение налогового органа о привлечении банка к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление в срок бухгалтерского баланса, поскольку диспозиция этой нормы НК РФ не предусматривает ответственности за нарушение сроков представления бухгалтерской документации, обязанность по представлению которой установлена не налоговым, а иным законодательством.

Но подобные судебные акты единичны, точнее говоря, исключительны.

 

Вывод:

– за несвоевременное представление или непредставление отчетных бухгалтерских форм за 2012 год к организации применяется ответственность по п. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в размере 200 руб. за каждый документ, входящий в состав бухотчетности, который был сдан не вовремя или совсем не представлен.

 

Продолжаем наш сюжет.

 

Ситуация: Руководитель налоговой инспекции принял решение о приостановлении расходных операций по счетам компании в банке в связи с несвоевременностью представления годовой бухгалтерской отчетности. Правомерно ли такое решение?

 

Вопрос далеко не риторический, т.к. налоговики территориальных инспекций нередко замораживают счета налогоплательщиков, которые не успели сдать / не сдали бухотчетность в инспекцию. См., например:

 

Постановление ФАС Московского округа от 26.09.2006, 28.09.2006 № КА-А40/9158-06 по делу № А40-8765/06-4-87

 

 

Где найти:

ИБ ФАС Московского округа

 

Для ответа на вопрос вновь обратимся к положениям ст. 76 НК РФ. Этой статьей установлен исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых налоговый орган вправе вынести решение о приостановлении операций по счетам.

Нетрудно заметить, что ст. 76 НК РФ не предусматривает принятие налоговиками решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке в случае, если им несвоевременно сданы формы бухгалтерской отчетности.

Иных оснований для приостановления налоговым органом операций по счетам налогоплательщика в банке, кроме перечисленных в ст. 76 НК РФ, налоговым законодательством не предусмотрено.

 

С учетом изложенного, приходим к выводу о неправомерности действий налоговой инспекции по блокировке счетов налогоплательщика в данном случае.

 

Подтверждением нашего заключения могут послужить письма Минфина РФ, в которых высказана аналогичная точка зрения. Приведем самое свежее из них:

 

Письмо Минфина России от 04.07.2013 № 03-02-07/1/25590

 

 

Где найти:

ИБ Финансист

 

Добавим, что в ранее приведенном судебном акте московские арбитры признали решение налоговой инспекции о приостановлении операций организации по ее счетам в банке противоречащим налоговому законодательству и нарушающим права и законные интересы налогоплательщика. При этом суд указал, что приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке как мера обеспечения исполнения обязательств по исполнению обязанности по уплате налогов применяется за непредставление налоговой декларации, а бухгалтерская отчетность, не представленная организацией, таковой не является.

Кстати, подобное решение, вынесенное судьями Московского региона, далеко не единично (см. постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2007,  03.05.2007 № 09АП-5035/2007-АК по делу № А40-76662/06-87-439, решения Арбитражного суда г. Москвы от 05.03.2007, 13.03.2007 по делу № А40-299/07-129-2, от 05.04.2006, 07.04.2006 по делу № А40-8765/06-4-87).

 

Вывод:

– непредставление / несвоевременное представление бухгалтерской отчетности в налоговую инспекцию не может являться основанием для приостановления операций налогоплательщика по счетам в банке.

Одновременно следует иметь в виду, что помимо налоговой отчетности в виде применения денежного штрафа, за указанное правонарушение предусмотрена еще и административная ответственность в отношении должностных лиц организации-нарушителя.

 

В частности, нарушение установленных законодательством сроков представления бухотчетности в налоговые инспекции чревато наложением на должностных лиц компании денежного штрафа в размере от 300 до 500 руб. (ст. 15.6 КоАП РФ).

 

На данное обстоятельство обратили внимание сотрудники ФНС РФ в документе:

 

<Письмо> ФНС России от 18.12.2012 № АС-4-2/21574

 

 

Где найти:

ИБ Версия Проф

 

Часть 3.

Ответственность за непредставление / несвоевременное представление бухотчетности-2012 в органы статистики.

 

Срок представления годовой бухгалтерской отчетности в территориальный орган статистики установлен п. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»: не позднее 3-х месяцев после окончания отчетного периода.

 

Аналогичное требование содержит и Порядок представления обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденный следующим нормативным правовым документом:

 

Приказ Росстата от 29.12.2012 № 670

«Об утверждении Порядка представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности»

 

 

Где найти:

ИБ Версия Проф

Абзац 2 п. 7 Порядка гласит, что в случае, когда день срока представления отчетности совпадает с выходным (нерабочим) днем, сроком представления отчетности считается следующий за ним рабочий день.

 

Следовательно, с учетом данного правила организации были обязаны сдать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 апреля 2013 года.

 

Предположим, что вы по какой-то причине пропустили этот срок, а то и вовсе забыли сдать требуемые годовые бухгалтерские формы в отделение статистики. Каковы последствия несвоевременности или непредставления отчетности?

 

Это административное наказание за совершение правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 19.7 КоАП РФ: на организацию может быть наложен штраф в размере 3–5 тыс. руб., а на должностных лиц – 300–500 руб.

Иногда бухгалтеры задают вопрос о правомерности применения к организации норм другой статьи КоАП РФ: ст. 13.19, устанавливающей меры ответственности, применяемой к должностному лицу за нарушение порядка представления статистической информации.

 

Однако, на наш взгляд, данная правовая норма определяет состав административного правонарушения применительно к исключительно статистической информации, к которой бухгалтерская отчетность не относится, т.к. по своей сути она является одним из источников формирования статотчетности.

 

Поэтому, как мы полагаем, в случае просрочки представления или непредставления годовой бухгалтерской отчетности в органы статистики должностное лицо компании не является субъектом административного правонарушения по ст. 13.19 КоАП РФ.

 

Обсудить статью  в Facebook

Обсудить статью  в Vkontakte