Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Постановление Правительства Москвы от 17.10.2012 N 564-ПП

(ред. от 22.11.2016)
«Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги "Выдача разрешения на право организации розничного рынка" в городе Москве»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Работник – гражданин Республики Беларусь: особенности трудоустройства и налогообложения26.08.2013

В настоящее время многие  российские организации трудоустраивают иностранных граждан. Происходит это в силу различных причин, прежде всего, из-за возможности экономить расходы на персонал или из-за того, что нужен специалист, обладающий редкой квалификацией, вследствие чего приходится обращаться к «иностранным ресурсам». Большая доля среди всех иностранных работников в РФ приходится на граждан Республики Беларусь. И это неудивительно: для граждан Белоруссии российский рынок труда удобен и в связи с отсутствием языкового барьера, и в связи с большей величиной заработка, кроме того, более двух десятилетий Российская Федерация и Республика Беларусь «работали» над созданием Союзного государства, облегчающего трудовую миграцию. Было подписано несколько соглашений, которые значительно упростили перемещение, трудоустройство, получение медицинской помощи гражданами Белоруссии. Тем не менее, это иностранные работники, и, несмотря на их особый статус на территории РФ, у работодателей возникают вопросы  по грамотному оформлению на работу и налогообложению доходов. Опасения работодателей оправданы, т.к.  штрафные санкции за нарушение, например, миграционного законодательства составляют в среднем около 400 000 рублей на юридическое лицо. Что нужно учесть организациям при оформлении белорусов на работу, каковы особенности их социального страхования и налогообложения их доходов – ответам на эти вопросы посвящен наш тематический сюжет.

Для начала необходимо разобраться с правовым статусом граждан Республики Беларусь на территории РФ. Именно правовой статус определяет дальнейший порядок оформления иностранцев на работу, особенности их миграционного учета и социального страхования.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» граждане Республики Беларусь признаются иностранными гражданами. Любой иностранный гражданин на территории РФ обладает определенным правовым статусом.
Как определить этот статус? Согласно ст. 2 Закона № 115-ФЗ – по документам: если у иностранного гражданина есть вид на жительство, перед вами – постоянно проживающий иностранный гражданин. Если у иностранца есть разрешение на временное проживание (как правило, проставляется в виде штампа «Разрешено временное проживание» в паспорт иностранцу, в отдельных случаях может выдаваться в виде отдельного бланка разрешения на временное проживание), перед вами – временно проживающий иностранный гражданин. Разрешение на временное проживание выдается на три года и является отправной точкой для дальнейшего возможного получения вида на жительство. И последняя категория – временно пребывающие: в соответствии со ст. 2 Закона № 115-ФЗ временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

 

Вопрос:

Как определить правовой статус белоруса, у которого нет ни разрешения на временное проживание, ни вида на жительство?

 

Действительно, во-первых,  согласно Соглашению между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством РФ и Правительством Республики Таджикистан о взаимных безвизовых поездках граждан от 30.11.2000, иностранцы из Беларуси въезжают в Россию без визы. См.:

 

Письмо МИД России
от 27.09.2006 № 32253/19

 

 

Где найти:

ИБ Версия Проф

 

Во-вторых, между Российской Федерацией и Республикой Беларусь заключено соглашение о создании единого миграционного пространства, то есть миграционные карты гражданами Беларуси при въезде в Россию не оформляются. См.:

 

Соглашение между Правительством РФ
и Правительством Республики Беларусь
от 05.10.2004 «Об использовании
миграционной карты единого образца»

 

 

Где найти:

ИБ Версия Проф

 

Таким образом, статус временного пребывания  гражданина Республики Беларусь на территории РФ можно определить «методом исключения», т.е., если у белоруса нет вида на жительство, нет разрешения на временное проживание, он – временно пребывающий. Иногда можно встретиться с точкой зрения, что белорус не может быть временно пребывающим, т.к. у него нет миграционной карты, а ст. 2 Федерального закона № 115-ФЗ, раскрывая понятие временного пребывания, упоминает о наличии визы или миграционной карты. Позволим себе не согласиться с таким предположением, и вот почему: во-первых, положения Федерального закона от 25.07.2002  № 115-ФЗ –  это нормы российского законодательства, но есть также положения международного законодательства, согласно которым при въезде на территорию РФ граждане Республики Беларусь не заполняют миграционную карту. В силу ст. 3 Федерального закона № 115-ФЗ правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется наряду с Федеральными законами РФ
и международными договорами РФ.

Соглашением между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о порядке оказания медицинской помощи гражданам РФ в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь и гражданам Республики Беларусь в учреждениях здравоохранения РФ от 24 января 2006 года установлены следующие основные понятия:

 

«гражданин Республики Беларусь, постоянно проживающий в Российской Федерации» – гражданин Республики Беларусь, получивший вид на жительство в Российской Федерации;

 

«гражданин Республики Беларусь, временно проживающий в Российской Федерации» – гражданин Республики Беларусь, получивший разрешение на временное проживание в Российской Федерации;

 

«гражданин Республики Беларусь, временно пребывающий в Российской Федерации» – гражданин Республики Беларусь, прибывший в Российскую Федерацию и не имеющий вида на жительство или разрешения на временное проживание.

 

Таким образом, если у белоруса отсутствует вид на жительство  или разрешение на временное проживание на территории РФ, он является временно пребывающим. Аналогичный вывод по части определения правового статуса граждан Республики Беларусь можно встретить в судебной практике, например:

 

Постановление ФАС Московского округа
от 03.04.2013
по делу № А40-98623/12-91-110

 

Где найти:

ИБ ФАС Московского округа

 

Обобщим вышесказанное по вопросу порядка определения правового статуса граждан Республики Беларусь на территории РФ в таблице 1.

 

Таблица 1. Документы, подтверждающие правовой статус гражданина Республики Беларусь.

 

Правовой статус гражданина
Республики Беларусь

Документы, подтверждающие статус

Правовая норма

Постоянно проживающий

Вид на жительство

Ст. 2 Федерального закона
 от 25.07.2002  № 115-ФЗ

Временно проживающий

Разрешение
на временное проживание

Ст. 2 Федерального закона
от 25.07.2002  № 115-ФЗ

Временно пребывающий

Нет разрешения
на временное проживание,  нет вида на жительство

Ст. 2 Федерального закона
от 25.07.2002  № 115-ФЗ;
Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 05.10.2004 «Об использовании миграционной карты единого образца»;  Соглашение между Правительством РФ
и Правительством Республики Беларусь от 24.01.2006 о порядке оказания медицинской помощи гражданам РФ в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь и гражданам Республики Беларусь в учреждениях здравоохранения РФ

 

Только после того, как правильно определен правовой статус гражданина Республики Беларусь, можно приступать к решению вопроса о дальнейшем оформлении на работу.

Того, чего так боятся российские работодатели при оформлении иностранцев на работу –
огромных штрафных санкций за прием на работу иностранных граждан без разрешений
на работу, – можно избежать, если вы оформляете на работу гражданина Республики Беларусь.

 

В силу положений Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 № 4, а также в силу п. 3 Соглашения о правовом статусе трудящихся мигрантов и членов их семей от 19.11.2010 белорусским гражданам не нужно получать разрешение на работу.

 

Где найти:

ИБ Версия Проф

 

Соответственно, при приеме их на работу работодателям не нужно оформлять разрешение на привлечение и использование иностранных работников, а белорусам не нужно разрешение на работу.

Тем не менее, на практике у работодателей возникает вопрос: необходимо ли участвовать в ежегодной подаче заявки о привлечении иностранных работников для получения квоты на привлечение иностранцев из Республики Беларусь?

Ответ однозначный: нет, не нужно, т.к. процесс получения работодателями разрешений на привлечение и использование иностранных работников, разрешений на работу и участие в процедуре «квотирования» взаимосвязан. В тех случаях, когда работодатель привлекает иностранных граждан, которым в силу действующего законодательства не требуется получение вышеназванных разрешительных документов, участие в процедуре «квотирования» не требуется. Аналогичные выводы встречаются в судебной практике. См.:

 

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2012
по делу № А55-20109/2011

 

 

Где найти:

ИБ 11 апелляционный суд

 

Судьи отмечают, что организация имеет возможность на реализацию права привлекать для осуществления своей экономической и хозяйственной деятельности иностранных работников – граждан Республики Беларусь и Республики Казахстан без учета квот, установленных уполномоченными органами РФ, а также – не проходя процедуры получения разрешений на работу для указанных иностранных граждан. Следующий шаг при оформлении белорусов на работу – проверка законности их пребывания на территории РФ.

 

У постоянно проживающих белорусов документом, подтверждающим правомерность их нахождения на территории РФ, является вид на жительство. У временно проживающих срок законного нахождения на территории РФ определяется сроком действия разрешения на временное проживание, которое выдается на три года. А вот временно пребывающий в РФ в безвизовом порядке иностранный гражданин, по общему правилу, в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 5 Федерального закона
№ 115-ФЗ  может находиться в России не более 90 суток. Но срок временного пребывания гражданина Республики Беларусь на основании абз. 2 ст. 5 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей определяется сроком действия трудового договора. Трудовой договор с белорусами, как с гражданами РФ, заключается на неопределенный срок, а в случаях, предусмотренных ст. 59 ТК РФ, может заключаться срочный трудовой договор.

Если договор досрочно расторгнут после истечения 90 суток с даты въезда на территорию России, то у работника-белоруса есть всего 15 дней, чтобы устроиться на работу (см. ст. 8 Соглашения от 19.11.2010 о правовом статусе трудящихся мигрантов и членов их семей).  Если этот гражданин не воспользуется таким правом, он лишится статуса трудящегося-мигранта, поскольку перестанет осуществлять трудовую деятельность. В этом случае ему необходимо будет выехать из страны. Аналогичные выводы следуют из судебной практики. См., например:

 

Апелляционное определение
Хабаровского краевого суда
от 02.11.2012 по делу № 33-6558/2012

 

 

Где найти:

ИБ Суды общей юрисдикции

 

Самым «больным» вопросом для работодателей при оформлении белорусов на работу является проверка соблюдения миграционного законодательства и оказание помощи в их постановке на миграционный учет.

Любой иностранный гражданин на территории РФ подлежит постановке на миграционный учет по месту пребывания. По общим правилам, для большинства иностранных работников срок постановки на миграционный учет по месту пребывания составляет 7 рабочих дней с даты прибытия в Россию. См.:

 

Федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ»

 

Где найти:

ИБ Версия Проф

 

Но граждане Республики Беларусь и члены их семей освобождаются от постановки на учет по месту пребывания в течение 30 суток с даты въезда на территорию государства трудоустройства. По истечении 30 суток с даты въезда в РФ они также должны быть поставлены на миграционный учет. Первый вопрос, который здесь возникает: как определить, когда белорус въехал в Россию, если при пересечении границы отметки в паспорте гражданам Белоруссии не ставят, миграционные карты не заполняются? По мнению представителей миграционной службы, факт пересечения границы они могут подтвердить проездными билетами. См.:

 

Письмо ФМС России
от 21.01.2005 № МС-2/559

 

Где найти:

ИБ Версия Проф

 

Возникает второй вопрос: а как определить время пребывания на территории РФ, если белорус въехал на своем автомобиле и у него нет даже проездных билетов? На наш взгляд, единственным документальным подтверждением пребывания на территории РФ в этом случае могут служить договоры, заключенные белорусом с организациями.

Иногда работодатели, не желая заниматься вопросами постановки граждан Республики Беларусь на миграционный учет, пытаются сослаться на то, что даже если заключили с ними трудовой договор на длительный срок, это вовсе не означает, что работник-белорус находится в России более 30 суток, а ссылаются на то, что «возможно, он на выходных выезжал на родину, вернулся и пошел отсчет новых 30 суток». Вот такой «железной логикой» в вопросах постановки белорусов на миграционный учет лучше не руководствоваться. Яркий тому пример из судебной практики:

 

Постановление ФАС Центрального округа
от 27.04.2010 по делу № А62-8442/2009

 

Где найти:

ИБ ФАС Центрального округа

 

Проверяющие территориального органа миграционной службы при проверке привлекли
к ответственности организацию (в соответствии с частью 4 ст. 18.9 КоАП) за неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета работника из Республики Беларусь. Напомним, штрафы по части 4 ст. 18.9 – от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей на юридическое лицо. Работодатель, оспаривая штраф, ссылался на нормы законодательства, в соответствии с которыми постановка на миграционный учет не совершается, если гражданин Республики Беларусь прибывает на территорию Российской Федерации на срок не более 30 дней. Этот довод судьями был отклонен, т.к. было установлено, что общество привлекло к трудовой деятельности гражданина Республики Беларусь сроком на один год, что, как отмечают судьи,  достоверно свидетельствует о прибытии гражданина Республики Беларусь в Российскую Федерацию на срок более 30 дней. Судьи посчитали правомерным привлечение организации к административной ответственности за невыполнение принимающей стороной обязанностей по постановке работника-белоруса на миграционный учет по месту пребывания.

Чтобы поставить белоруса на миграционный учет, необходимо заполнить бланк уведомления.

 

Форма бланка утверждена Приказом ФМС России от 23.09.2010 № 287.

 

Где найти:

ИБ Версия Проф

 

Сама процедура постановки белорусов на миграционный учет в остальном ничем не отличается от постановки на учет других иностранных граждан. 

 

Процедура уведомления УФМС с перечнем документов описана в постановлении Правительства РФ  от 15.01.2007 № 9.

 

 

Где найти:

ИБ Версия Проф

 

Вопрос:

Какие документы необходимо предъ-явить белорусу для дальнейшего его оформления на работу в РФ?

 

Во-первых, те документы, которые названы в ст. 65 Трудового кодекса РФ, за исключением документов воинского учета, т.к. граждане Белоруссии – это иностранные граждане, а в силу ст. 15 Закона № 115-ФЗ иностранный гражданин не может быть призван на военную службу.

 

Может возникнуть вопроспо трудовой книжке.

 

Ситуация: К нам в организацию на работу оформляется гражданин Респуб-лики Беларусь, в отдел кадров для оформления он принес трудовую книжку, но она не российского образца, а белорусского. Можем ли мы ее принять для дальнейшего внесения в нее записей?

 

Этот вопрос может возникнуть из-за неправильного толкования ст. 7 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 25.12.1998 «О равных правах граждан», в соответствии с которым граждане России и Беларуси имеют равные права в оплате труда, режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях труда и других вопросах трудовых отношений. Трудовая деятельность регулируется на основе трудового договора (контракта) в соответствии с законодательством о труде; договаривающиеся Стороны обеспечивают взаимное признание трудового стажа, включая стаж, исчисляемый в льготном порядке, и стаж работы по специальности, приобретенный в связи с трудовой деятельностью граждан.

Работодатели ошибочно полагают, что норма о «взаимном признании стажа» касается возможности внесения записей в трудовую книжку белорусского образца. Однако «взаимное признание трудового стажа» заключается в том, что пенсионные органы одной страны признают трудовой стаж, приобретенный в другой стране.

Кроме того, записи о трудовом стаже в трудовой книжке белорусского образца учитываются при определении страхового стажа в целях назначения социальных пособий.
Но в соответствии со ст. 66 ТК РФ на территории РФ ведутся трудовые книжки установленного образца. В настоящее время на территории Российской Федерации ведутся следующие формы трудовых книжек, обладающие одинаковой силой: образца 1938 года, 1974 года и 2004 года.

Если у иностранца трудовая книжка белорусского образца, то ему нужно оформить новую трудовую книжку установленного российского образца. При этом никакие записи из иностранной трудовой книжки переносить не нужно.

 

Похожий вопрос, только по гражданам Украины, был рассмотрен в письме Роструда от 15 июня 2005 № 908-6-1.

 

 

Где найти:

ИБ Финансист

 

Но, обратите внимание, если белорус предъявил трудовую книжку, которая была заведена еще в СССР, образца 1974 года, даже если в ней последние записи – исключительно о работе на территории Белоруссии, эта трудовая книжка – установленного в РФ образца, и она принимается для дальнейшего внесения в нее записей о приеме на работу.

 

Вопрос:

Если нельзя вести трудовую книжку белорусского образца, может ли работодатель учесть сведения из нее в целях определения страхового стажа работника-белоруса?

 

Как выше было отмечено, на основании Договора между РФ и Республикой Беларусь от 25.12.1998 «О равных правах граждан», записи в трудовой книжке работника-белоруса учитываются в целях подсчета страхового стажа.

 

Это следует также из анализа п. 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размера пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, утв.
приказом Минздравсоцразвития РФ от 06.02.2007 № 91.

 

 

Где найти:

ИБ Версия Проф

 

Согласно п. 6 Правил, когда международным договором РФ установлены иные правила подсчета и подтверждения страхового стажа, применяются правила международного договора Российской Федерации.

В соответствии со ст. 68 ТК РФ работника-белоруса, как и российского работника, необходимо ознакомить до подписания трудового договора под роспись с локальными нормативными актами работодателя, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника.

При оформлении трудового договора с гражданином Республики Беларусь работодатели часто задают такой вопрос: какой трудовой договор заключать – на неопределенный срок или срочный?

Опять же, здесь всё – как с российскими работниками. Срочный трудовой договор заключается только в случаях, когда невозможно заключить трудовой договор, а именно – в случаях, предусмотренных в ст. 59 ТК РФ или ином федеральном законе. Поэтому, если нет специального, предусмотренного законодательством, основания для заключения срочного трудового договора, с гражданами Республики Беларусь трудовой договор заключается на неопределенный срок.

 

Ситуация 1: У нас работает гражданин Белоруссии. Принят он был по срочному трудовому договору на период регистрации по месту пребывания. В августе 2013 года он получил вид на жительство на 5 лет. Нужно ли заключать с ним дополнительное соглашение о продлении срочного трудового договора?

 

Во-первых, причина для заключения трудового договора (на период регистрации по месту пребывания) незаконна, поэтому должен был быть заключен трудовой договор на неопределенный срок.

Во-вторых, при «продлении» срочного трудового договора путем составления дополнительного соглашения трудовой договор автоматически становится заключенным на неопределенный срок.

Так как организация изначально неверно заключила трудовой договор, работодателю необходимо исправить ошибку через подписание дополнительного соглашения к трудовому договору, в котором необходимо указать, что трудовой договор заключен на неопределенный срок.

В остальном оформление на работу граждан Республики Беларусь – такое же, как
и российских граждан.

 

Ситуация 2: У нас в организации работают граждане из Украины. При оформлении их на работу мы всегда подаем уведомления в УФМС, центр занятости о приеме их на работу. Сейчас будем принимать на работу граждан Республики Беларусь. Нужно ли уведомлять о заключении трудового договора с белорусами соответствующие инстанции?

 

Нет, не нужно, т.к. п. 9 ст. 13.1 Закона № 115-ФЗ, предусматривающий обязанность уведомлять УФМС, центр занятости о заключении трудового договора, о расторжении трудового договора, о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года касается только тех работодателей, которые принимают на работу иностранцев с разрешениями на работу. Выше мы говорили, что в силу Соглашений между Российской Федерацией и Республикой Беларусь белорусы работают на территории РФ без разрешений на работу. Следовательно, и уведомлять о заключении трудового договора вышеназванные инстанции не нужно.

 

Далее рассмотрим налогообложение доходов граждан Республики Беларусь на территории РФ.

 

Вопрос:

По какой ставке удерживать НДФЛ из доходов работников-белорусов?

 

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо определить налоговый статус гражданина Рес-публики Беларусь. И здесь, с одной стороны, – положения ст. 207 НК РФ, согласно которой налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в РФ не прерывается на периоды его выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.

 

С другой стороны, между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь действует Соглашение об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995.

 

 

Где найти:

ИБ Версия Проф

 

В рамках этого Соглашения, если с белорусом заключен трудовой договор на неопределенный срок или договор на срок 183 дня и более, то к его доходам, начиная с первого дня работы, применяется ставка 13%. 

 

Если же трудовой договор с гражданином Республики Беларусь заключен на срок менее 183 дней и не представлены документы, подтверждающие время его нахождения в РФ до заключения трудового договора, в целях определения общего времени нахождения в РФ, налогообложение доходов, полученных данным физическим лицом в этом налоговом периоде, производится по ставке 30%.

 

Таких же разъяснений придерживаются представители Минфина РФ и ФНС РФ. См., например:

 

Письмо УФНС РФ по г. Москве от 13.05.2011 № 20-14/04697@, письмо Минфина России
 от 05.04.2012 № 03-04-06/6-98

 

 

Где найти:

ИБ Финансист

 

Теперь давайте разберемся в порядке начисления страховых взносов с выплат в пользу граждан Республики Беларусь.

Начнем со страховых взносов в Пенсионный фонд.

Помимо общих правил, установленных п. 15, части 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, а также ст. 22.1 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ, при решении вопроса обложения страховыми взносами выплат в пользу работников-белорусов необходимо учитывать положения Договора о Сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Беларусь в области социального обеспечения от 27.01.2006.

 

 

Где найти:

ИБ Версия Проф

 

Статьей 4 указанного Договора предусмотрено, что граждане Республики Беларусь, проживающие на территории РФ, приравниваются в правах и обязанностях к гражданам РФ.
Для правильного толкования вышеназванной нормы необходимо раскрыть понятие места проживания гражданина Республики Беларусь на территории РФ: местом жительства (проживания) в Российской Федерации признается место постоянного или временного проживания на законных основаниях на территории Российской Федерации. Таким образом, приравниваются в своих правах в области социального обеспечения только постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации граждане Республики Беларусь.

 

Такая точка зрения была высказана
в письме Минздравсоцразвития РФ
от 27.02.2010 № 403-19. 

 

 

Где найти:

ИБ Финансист

 

Т.е. с выплат в рамках трудовых отношений в пользу постоянно  и временно проживающих граждан Республики Беларусь страховые взносы в Пенсионный фонд уплачиваются. Что касается выплат в пользу временно пребывающих работников-белорусов, то здесь в полном объеме необходимо руководствоваться частью 2 ст. 22.1 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ: если с временно пребывающим в РФ белорусом был заключен трудовой договор на срок менее 6 месяцев – страховые взносы в ПФР не начисляются, если же был заключен трудовой договор на неопределенный срок или срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года, то страховые взносы уплачиваются по тарифу, установленному для граждан Российской Федерации на финансирование страховой части трудовой пенсии, независимо от года рождения работника-белоруса.

Со страховыми взносами в ФСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, как и со страховыми взносами на обязательное медицинское страхование, всё достаточно просто: нужно определить только правовой статус гражданина Республики Беларусь. Если белорус – постоянно или временно проживающий, то страховые взносы с выплат в рамках трудовых отношений как в ФСС, так и в ФОМС уплачиваются. См.:

 

Ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ

 

 

Где найти:

ИБ Версия Проф

 

Обратите внимание: страховые взносы «на травматизм» начисляются на выплаты в рамках трудовых отношений вне зависимости от правового статуса  работника-белоруса. См.:

 

Часть 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

 

 

Где найти:

ИБ Версия Проф

 

Обобщим вышесказанные положения в таблице 2.

 

Таблица 2. Особенности начисления страховых взносов с выплат работникам –
гражданам Республики Беларусь.

 

Категория иностранца

Начисление страховых взносов

В ПФР

В ФОМС

В ФСС
(на случай временной
нетрудопособности
и в связи
с материнством)

В ФСС
(от несчастных случаев на производстве
 и профзаболеваний)

Постоянно проживающий в РФ

Начисляются так же, как с выплат гражданам РФ

Временно проживающий в РФ

Начисляются
только на страховую часть
по тарифу 22%

Начисляются так же, как с выплат гражданам РФ

Временно пребывающий в РФ, с которым трудовой договор заключен на срок менее шести месяцев

Взносы не начисляются

Взносы начисляются

Временно пребывающий в РФ, с которым трудовой договор заключен на срок шесть
и более месяцев

Начисляются
только на страховую часть
по тарифу 22%

Взносы не начисляются

Взносы начисляются

 

Итак, основные особенности правового статуса граждан Республики Беларусь и трудовых отношений с ними в сравнении с другими иностранными гражданами следующие:

 

Безвизовый порядок въезда на территорию РФ; при въезде не заполняется миграционная карта.

Граждане Республики Беларусь освобождаются от постановки на учет по месту пребывания в течение 30-и суток с даты въезда на территорию государства трудоустройства, в отличие от других иностранных граждан, которые должны вставать на миграционный учет по месту пребывания не позднее семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания.

 

Гражданину Республики Беларусь для трудоустройства не нужно разрешение на работу, а работодателю не нужно получать разрешение на его привлечение и использование.

 

Не нужно участвовать в процедуре квотирования.

 

Не нужно уведомлять миграционную службу, центр занятости и налоговый орган
о приеме белоруса на работу.

 

На граждан Республики Беларусь не распространяются ограничения по направлению иностранных работников в командировки.

 

НДФЛ удерживается в размере 13% с первого дня работы, при условии заключения трудового договора  на срок не менее 183 дней.

 

В стаж, дающий право на назначение пособий по социальному и пенсионному страхованию, входит также время работы в Республике Беларусь.

Обсудить статью  в Facebook

Обсудить статью  в Vkontakte