Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Закон г. Москвы от 23.11.2016 N 40

«О внесении изменений в статью 4.1 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Налог на прибыль: обзор законодательных новаций 2014 года16.12.2013

Российские бухгалтеры уже привыкли к тому, что каждый новый год налоговое законодательство существенно обновляется и корректируется. Вот и в нынешнем году законодатели приняли целый пакет налоговых законов, которые принесут налогоплательщикам много нового. В частности, в 2014 году многие положения НК РФ изменятся, причем, отдельные нормы поменяются самым кардинальным образом, и с 1 января наступающего года вступит в силу множество поправок, затрагивающих порядок исчисления и уплаты как федеральных, так и региональных налогов. 

В таких условиях от бухгалтеров требуется умение достаточно быстро сориентироваться во всех нововведениях, что, согласитесь, очень непросто.

Предлагаемый вашему вниманию тематический сюжет призван облегчить хотя бы в некоторой степени решение такой сложной и актуальной задачи.

Поскольку в рамках формата нашего материала не представляется возможным проанализировать все новшества законодательства 2014 года, мы ограничимся рассмотрением наиболее важных и значимых изменений, которые произойдут в налогообложении налогом на прибыль.

Наш обзор начнем с анализа новаций, которые вводятся следующим законодательным актом:

Федеральный закон от 02.11.2013  № 306-ФЗ

«О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 306-ФЗ)

Где найти:

ИБ Версия Проф

Претерпела изменения ст. 275 НК РФ, устанавливающая особенности определения налоговой базы по доходам, полученным от долевого участия в других организациях.

Поговорим о внесенных новеллах более подробно.

Как вы знаете, сумма налога, подлежащего удержанию из доходов налогоплательщика – получателя дивидендов, рассчитывается налоговым агентом по формуле, одним из компонентов которой является такой показатель, как общая сумма дивидендов, полученных самим налоговым агентом в текущем и предыдущем отчетных (налоговых) периодах, если ранее эти суммы не участвовали в расчете облагаемого дохода  (за исключением дивидендов, облагаемых налогом на прибыль по ставке 0%) к моменту распределения дивидендов в пользу налогоплательщиков – получателей дивидендов.

Это показатель «Д», вокруг которого бушуют настоящие налоговые баталии. Почему? Потому что законодатель четко не прописал правила определения текущего и предшествующего ему периода при расчете показателя «Д».

Устранить пробел в налоговом законодательстве взялись специалисты контролирующих органов в лице Минфина РФ и ФНС РФ.

Лучше бы они этого не делали! Ведь из стен финансового и налогового ведомств стали появляться документы с противоположными заключениями, которые еще больше запутывали бухгалтеров, т.к. они не понимали, чьи всё-таки разъяснения надо использовать в своей работе. 

 

Позиция Минфина РФ: при определении показателя «Д» в формуле расчета суммы налога с доходов в виде дивидендов нужно учитывать дивиденды, полученные во всех предшествующих периодах, при условии, что ранее данные суммы не учитывались налогоплательщиком при выплате дивидендов своим участникам (см. письмо Минфина России от 23.07.2013 № 03-03-06/1/28891).

То есть финансисты в данном письме фактически подтвердили право налогового агента для расчета показателя включать дивиденды, полученные им ранее периода, непосредственно предшествующего периоду выплаты дивидендов, а не только дивиденды, полученные в текущем или непосредственно предшествующем ему налоговых периодах.

Позиция ФНС РФ: текущему отчетному (налоговому) периоду может предшествовать только тот отчетный (налоговый) период, который находится непосредственно перед настоящим (текущим) (см. письмо ФНС России от 10.06.2013 № ЕД-4-3/10475).

Невыгодную для организаций точку зрения налоговики обосновали тем, что слово «предыдущем» в контексте п. 2 ст. 275 НК РФ используется в единственном числе и, соответственно, не предполагает выбор другого, например, одного из более ранних периодов, по отношению к текущему периоду.

Сегодня в условиях отсутствия единой согласованной позиции представителей двух ведомств бухгалтерам организаций приходится действовать на свой страх и риск, вступая в конфликты с налоговыми инспекциями, которые в ряде случаев заканчиваются судебными разбирательствами.

Однако к настоящему моменту и суды не выработали однозначного подхода к рассматриваемой проблеме.

Например, в постановлении ФАС Московского округа от 11.07.2013 по делу № А40-102597/12-116-210 арбитры подчеркнули:  п. 2 ст. 275 НК РФ  не содержит неясности  и противоречий, а формулирует положение о том, что учитывается общая сумма дивидендов, полученная самим налоговым агентом в текущем отчетном (налоговом) периоде и предыдущем, т.е.  бывшим непосредственно перед текущим, отчетном (налоговом) периоде, а не предыдущих отчетных (налоговых) периодах.

А в постановлении ФАС Поволжского округа от 03.10.2012 по делу № А65-34207/2011 судьи, исходя из той же нормы НК РФ, сделали противоположный вывод, констатируя, что в расчет удерживаемого при выплате дивидендов налога включается любой налоговый (отчетный) период, предшествующий отчетному.

Так бы, наверное, и продолжались налоговые споры, если бы не одно изменение, внесенное с 1 января будущего года п. 11 ст. 2 Закона № 306-ФЗ. В частности, показатель «Д2», пришедший на смену ныне применяемому показателю  «Д»,  будет определяться как общая сумма дивидендов, полученных российской организацией в текущем отчетном (налоговом) периоде и предыдущих отчетных (налоговых) периодах (при соблюдении других условий, перечисленных в п. 5 ст. 275 НК РФ).

Небольшая техническая правка: вместо показателя «д» вводится показатель Д1 – общая сумма дивидендов, подлежащая распределению российской организацией  в пользу всех получателей.

Итак, с 2014 года споры о том, можно ли при расчете показателя «Д» (в новой ред. ст. 275 НК РФ – «Д2») учитывать дивиденды, полученные налоговым агентом ранее предыдущего налогового периода, должны прекратиться.

Еще одно новшество, затрагивающее  порядок определения налоговой базы по доходам, полученным от долевого участия в других организациях: Закон № 306-ФЗ детализирует перечень лиц, которые с будущего года будут признаваться налоговыми агентами при осуществлении выплат организациям доходов в виде
дивидендов по акциям, выпущенным российской организацией.

 

В их числе названы российские организации, осуществляющие выплату:

иностранной организации доходов в виде дивидендов по акциям, выпущенным российской организацией, права на которые учитываются в реестре ценных бумаг российской организации на лицевом счете владельца этих ценных бумаг доходов в виде дивидендов по акциям, выпущенным российской организацией, которые учитываются на дату, определенную в решении о выплате (об объявлении) дохода по ценным бумагам, на открытом держателем реестра ценных бумаг российской организации счете неустановленных лиц, иностранной организации

До 31 декабря 2014 года продлено действие п. 1.1 ст. 269 НК РФ (п. 10 ст. 2 Закона № 306-ФЗ).

Это означает, что и в наступающем году (до его окончания) предельная величина процентов, признаваемых расходом для целей налогообложения налогом на прибыль, будет приниматься равной ставке процента, установленной соглашением сторон, но не превышающей ставку рефинансирования ЦБ РФ, увеличенную в 1,8 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и равной произведению ставки рефинансирования ЦБ ИРФ и коэффициента 0,8 – по долговым обязательствам в иностранной валюте.

Напомним, что согласно абз. 6 п. 1 ст. 269 НК РФ под ставкой рефинансирования ЦБ РФ  понимается:

- в отношении долговых обязательств, не содержащих условие об изменении процентной ставки в течение всего срока действия долгового обязательства – ставка рефинансирования, действовавшая на дату привлечения денежных средств

- в отношении прочих долговых обязательств – ставка рефинансирования, действующая на дату признания расходов в виде процентов

В этой связи важно иметь в виду, что, если, например, организация в августе 2013 года заключила кредитный договор, предусматривающий возможность изменения процентной ставки по кредиту, а дополнительное соглашение к договору об увеличении процентной ставки подписано в феврале 2014 года,
то ставка рефинансирования для расчета предельной величины процентов в целях признания в расходах при налогообложении прибыли принимается на дату  учета расходов в виде процентов.

Данная точка зрения высказана Минфином РФ в письме от 06.10.2009 № 03-03-06/1/643.

Анализируя упомянутую норму налогового законодательства, нетрудно заметить, что в ней не раскрыт вопрос, что же считать датой привлечения денежных средств в конкретных ситуациях.

Подобная недосказанность порождает у бухгалтеров вопросы, касающиеся порядка налогового учета процентов по кредитному договору / договору займа, который не содержит условия об изменении процентной ставки в течение всего срока его действия (независимо от периодичности получения денежных средств), при этом кредитные средства выдаются частями в периоды действия разных ставок рефинансирования.

Относительно ситуации перечисления кредитных средств частями представители финансового ведомства в 2008 году дали следующее разъяснение: в этом случае для учета суммы расхода в виде процентов по кредиту принимается ставка рефинансирования, действовавшая на дату привлечения денежных средств (см. письмо Минфина РФ от 03.12.2008 № 03-03-06/1/664).

 

Иное мнение сформировалось у чиновников по договору займа. См.:

 

Письмо Минфина России от 15.04.2013 № 03-03-06/1/12502

Где найти:

ИБ Финансист

Прежде всего, специалисты Минфина РФ сообщили, что каждый новый транш, в ходе которого заемщику перечисляются денежные средства, надо рассматривать как новое долговое обязательство.

Ну а какой за этим последовал официальный вывод, думаем, вам понятно: Минфин РФ считает, что к каждому такому новому траншу необходимо применять ту ставку рефинансирования ЦБ РФ, которая действовала на дату получения денежных средств по конкретному траншу.

Следующий блок поправок гл. 25 НК РФ, внесенных Законом № 306-ФЗ, которые начнут действовать со следующего года, предусматривает корректировку правовых положений, определяющих особенности исчисления и уплаты налога с доходов, полученных иностранной организацией от источников в России, удерживаемого налоговым агентом, а именно: ст. 310 НК РФ.

 

Как сейчас: согласно абз. 10 п. 1 ст. 310 НК РФ депозитарий при выплате дохода в денежной форме по федеральным государственным  эмиссионным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением независимо от даты регистрации их выпуска и  иным эмиссионным ценным бумагам российских организаций с обязательным централизованным хранением (в отношении выпусков, государственная регистрация которых или присвоение идентификационного номера которым осуществлены после 1 января 2012 года) исполняет обязанности налогового агента по налогу на прибыль,
т.е. исчисляет и удерживает налог на прибыль в соответствии со ст. 310.1 НК РФ.

При применении данной нормы возникла неопределенность в отношении возложения на депозитарии обязанностей налоговых агентов в отношении процентных доходов по государственным ценным бумагам РФ, учитываемых на счете депо иностранного номинального держателя, счете депо иностранного уполномоченного держателя и (или) счете депо депозитарных программ, выплачиваемых иностранным организациям.

Закон № 306-ФЗ устраняет упомянутую неопределенность.

С 1 января 2014 года налог на прибыль будет исчисляться и удерживаться депозитарием, в котором открыты счет депо иностранного номинального держателя, счет депо иностранного уполномоченного держателя и (или) счет депо депозитарных программ при получении доходов в денежной форме по следующим ценным бумагам, которые учитываются на указанных счетах по: 

государственным ценным бумагам и РФ с обязательным централизованным хранением

государственным ценным бумагам субъектов РФ с обязательным централизованным хранением

муниципальным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением

эмиссионным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением, выпущенным российскими организациями, государственная регистрация выпуска которых или присвоение идентификационного номера которым осуществлены после 1 января 2012 года

 

Продолжаем наш сюжет.

Другим законодательным актом, который с  будущего года изменяет отдельные нормы гл. 25 НК РФ, является следующий:

Федеральный закон от 23.07.2013 № 215-ФЗ «О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 215-ФЗ)

Где найти:

ИБ Версия Проф

Законом внесены поправки, которые наверняка обрадуют бухгалтеров коммерческих организаций.

Перечень ненормируемых для целей налогообложения расходов на рекламу дополнен расходами на рекламные мероприятия при кино- и видеообслуживании (п. 6 ст. 1 Закона № 215-ФЗ).

Наконец-то будет решен один из проблемных вопросов налогового учета указанных затрат налогоплательщиков!

На самом деле этот вопрос неоднократно становился предметом жарких споров налогоплательщиков с налоговыми инспекторами, которые отказывали налогоплательщикам в отнесении затрат на демонстрацию рекламных роликов перед началом сеансов в кинотеатрах в полном объеме, без нормирования в размере 1% выручки от реализации.

На сегодняшний день можно говорить об устойчивой официальной позиции, неизменной вот уже на протяжении многих лет. 

Еще в 2004 году московские налоговики дали понять, что такие расходы налогоплательщик обязан нормировать (см. письмо УМНС РФ по г. Москве от 23.03.2004 № 26-12/19364).

Спустя четыре года финансисты поддержали налоговых инспекторов (см. письмо Минфина РФ от 28.10.2008 № 03-03-06/1/608).

В новой редакции абз. 2 п. 4 ст. 264 НК РФ, вступающей в силу с 1 января 2014 года, наряду с расходами на рекламные мероприятия через СМИ (в т.ч. объявления в печати, передача по радио и телевидению, информационно-телекоммуникационные сети) упоминаются также расходы на рекламные мероприятия
при кино- и видеообслуживании.

При этом не уточняется само понятие «видеообслуживание».

Впрочем, согласно п. 4 Правил по киновидео-обслуживанию населения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.11.1994 № 1264, услугой по киновидеообслуживанию является показ художественных, документальных, научно-популярных, мультипликационных, учебных кино- и видеофильмов (далее – киновидеофильмы), предназначенных для публичной демонстрации киновидеозрелищными предприятиями и имеющих прокатные удостоверения.

В этой связи мы полагаем, что налогоплательщики могут опираться на данное определение при применении нового правила о возможности признания затрат на кино- и видеообслуживание без ограничений для целей налогообложения прибыли.

 

С 1 января 2014 года к нематериальным активам, по которым налогоплательщик имеет право самостоятельно определить срок полезного использования и который не может быть менее двух лет, будут относиться исключительные права на аудиовизуальные произведения (подп. «б» п. 3 ст. 1 Закона № 215-ФЗ).

Оценивая последствия дополнений, внесенных в п. 3 ст. 257 и абз. 2 п. 2 ст. 258 НК РФ,
можно сказать, что в целом они позитивны для налогоплательщиков.

В настоящее время вопрос о возможности признания в налоговом учете исключительных прав на аудиовизуальные произведения относится к разряду спорных.         

А всё потому, что специалисты  официальных органов меняют свою точку зрения из года в год.

Подтвердим сказанное документально и в хронологическом порядке:

2003 год – Минфин РФ утверждает, что, поскольку приобретение исключительных прав на воспроизведение, распространение, публичное исполнение, сообщение по кабелю для всеобщего сведения, передачу в эфир или любое другое публичное сообщение аудиовизуального произведения не влечет за собой передачу неимущественных авторских прав, то такие права не могут рассматриваться в качестве нематериального актива (см. письмо от 23.05.2003 № 04-02-05/2/28)

2005 год – чиновники меняют свою позицию и приходят к выводу о том, что  исключительное право пользования в целях налогообложения прибыли организаций является амортизируемым нематериальным активом (см. письмо Минфина РФ от 28.03.2005 № 03-03-01-04/1/132)

2007 год – Минфин РФ вновь возвращается к точке зрения, озвученной в письме, датированном 2003 годом (см. письмо Минфина РФ от 10.08.2007 № 03-03-06/1/556)

2008 год – вы не поверите, но финансисты опять заявляют о том, что исключительное право на аудиовизуальное произведение может быть признано нематериальным активом, стоимость которого подлежит амортизации в установленном гл. 25 НК РФ порядке (см. письмо Минфина РФ от 18.12.2008 № 03-03-05/171)

Согласитесь, в рассмотренной нами ситуации позиция представителей Минфина РФ, отличающаяся неусточивостью и нестабильностью, напоминает флюгер, который меняет свое направление в зависимости от ветра. А в зависимости от чего меняли свое  мнение чиновники? Объективного объяснения этому фактору автор дать не в силах.

Вот и мечется бедный растерявшийся бухгалтер от одной позиции Минфина к другой.

Закон № 215-ФЗ положит конец всем разногласиям по поводу налогового учета исключительных прав на аудиовизуального произведения в качестве нематериальных активов.   

Со следующего года налогоплательщики на законных основаниях могут самостоятельно установить срок полезного использования на эти права в целях начисления амортизации по ним.

Уточнено правило  определения первоначальной стоимости имущества, созданного с использованием бюджетных средств целевого финансирования: с 1 января будущего года она должна определяться как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ, уменьшенная на сумму расходов, осуществленных за счет бюджетных средств целевого финансирования.

Буквальное прочтение данной новеллы наводит на мысль о том, что при формировании первоначальной стоимости основных средств расходы, которые произведены за счет  предоставленных  коммерческим организациям средств бюджетного финансирования, надо исключать. 

Однако, как представляется автору сюжета, данное нововведение не затронет коммерческие организации, а отразится на налоговом учете бюджетных учреждений.

Обоснуем нашу точку зрения, для чего вспомним мнение представителей Минфина РФ относительно порядка формирования первоначальной стоимости инвестиционного актива, фактические затраты на создание которого частично возмещены за счет предоставленных из бюджета субсидий (см. письмо Минфина РФ от 28.06.2013 № 03-03-06/1/24671).

Согласно разъяснениям финансистов для целей налогообложения прибыли субсидии, предоставленные коммерческим организациям в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, целевым финансированием не признаются.

Одновременно чиновники сообщили, что расходы на приобретение амортизируемого имущества, произведенные коммерческими организациями за счет средств предоставленных субсидий, учитываются в первоначальной стоимости указанного имущества в порядке, установленном ст. 257 НК РФ.

Воспользуемся вышеизложенными разъяснениями в качестве аргументации следующего вывода: в 2014 году коммерческие организации смогут  включать в первоначальную стоимость приобретенных основных средств ту часть их стоимости, которая была оплачена за счет целевых средств. 

Поскольку речь в нашем сюжете зашла об амортизации, то мы не могли оставить без внимания еще одну новацию, которая была внесена Законом № 215-ФЗ, и, хотя она вступила в силу с 23 августа 2013 года, в силу ее важности для многих организаций считаем необходимым напомнить это изменение.

Начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества, права на которые подлежат государственной регистрации и которые введены в эксплуатацию до 1 декабря 2012 года, начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем подачи документов на регистрацию указанных прав (ст. 3 Закона № 215-ФЗ).

Одновременно установлено, что, если налогоплательщик начал с 1 января 2013 года начислять амортизацию по таким объектам амортизируемого имущества, не имея документального подтверждения факта подачи документов на госрегистрацию прав, то он освобождается от уплаты пеней и штрафов за неуплату (неполную уплату) налога на прибыль.

Далее речь пойдет об изменениях 2014 года, которые ожидают налогоплательщиков налога на прибыль в части начисления амортизации, а именно, тех из них, которые вправе применять повышающие коэффициенты к норме амортизации по некоторым амортизируемым объектам.

Обратимся к документу:

Федеральный закон от 30.09.2013 № 268-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи
с осуществлением мер налогового и таможенно-тарифного стимулирования деятельности по добыче углеводородного сырья на континентальном шельфе Российской Федерации»

 

 

Где найти:

ИБ Версия Проф

С 1 января 2014 года не допускается одновременное применение налогоплательщиками нескольких специальных повышающих коэффициентов к основной норме амортизации (подп. «б» п. 8 ст. 2 Закона
от 30.09.2013 № 268-ФЗ). 

Соответствующая новация внесена в ст. 259.3 НК РФ, которая устанавливает порядок применения повышающих (понижающих) коэффициентов к норме амортизации.

С будущего года в ней появится п. 5, который запрещает налогоплательщикам одновременное применение к основной норме амортизации более одного специального коэффициента.

Заметим, что представители Минфина РФ, давая ответ на конкретный вопрос одной из организаций, пришли к  аналогичному выводу (см. письмо Минфина РФ от 14.09.2012 № 03-03-06/1/481).

Письмом сообщалось, что, если объект основных средств одновременно соответствует нескольким критериям, указанным в п. 1 ст. 259, то для целей исчисления налога на прибыль одновременное применение нескольких повышающих коэффициентов к основной норме амортизации неправомерно. Аргументация чиновников: гл. 25 НК РФ такой возможности налогоплательщиков не предусматривает.

Таким образом, с принятием Закона № 268-ФЗ  изложенное в письме мнение специалистов Министерства фактически трансформировалось в законодательную норму и получило закрепление в НК РФ.

Кроме того, хотим добавить, что:

– с 1 января следующего года налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше двух, только в отношении тех амортизируемых основных средств,
используемых для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности, которые приняты на учет до 1 января 2014 года (п. 7 ст. 1 Федерального закона от 29.11.2012 № 206-ФЗ)

Следовательно, если основное средство, используемое для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности, будет принято на учет позже 1 января 2014 года, то налогоплательщик лишается права на ускоренную его амортизацию, т.к. повышающие коэффициенты  он уже применять не сможет.

Соответствующее изменение было внесено вышеприведенным Законом № 206-ФЗ в абз. 5 подп. 1 п. 1 ст. 259 НК РФ.

К сожалению, отменив с будущего года повышающий коэффициент амортизации для основных средств, работающих в условиях агрессивной среды и повышенной сменности, принятых на учет, начиная с 1 января 2014 года, законодатель не предложил какой-либо другой механизм их ускоренной амортизации при налогообложении.

В числе важнейших нововведений в гл. 25 НК РФ 2014 года хотим особо выделить существенное дополнение, которое, хотя и внесено в часть первую НК РФ, однако оно самым непосредственным образом окажет серьезное влияние на нормативно-правовое регулирование налогообложения  прибыли:

– с 1 января 2014 года при проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на прибыль, в которой налогоплательщик заявил полученные им в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытки, налоговый орган имеет право затребовать у него представление в течение пяти дней необходимых пояснений, обосновывающих размер этого убытка (п. 88 НК РФ в новой редакции)

 

Новация предусмотрена следующим законодательным актом:

Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям»

Где найти:

ИБ Версия Проф

Многие налогоплательщики не раз обращались в судебные инстанции, утверждая, что положения части первой НК РФ не наделяют налоговый орган полномочиями по истребованию у налогоплательщиков пояснений о причинах возникновения убытка по налогу на прибыль за налоговый период и не устанавливают обязанность организаций по представлению данной информации. Суды, в свою очередь, приходили  к выводу о том, что требование инспекции о предоставлении пояснений и документов может быть предъявлено налоговым органом только в рамках осуществления им налогового контроля в форме налоговой проверки (см. постановление ФАС Дальневосточного округа от 27.03.2013 № Ф03-917/2013
по делу № А51-14534/2012).

Также арбитры указывали, что налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщиков документы, касающиеся обоснованности отражения в налоговой декларации убытков, экономической целесообразности произведенных затрат, непокрытых доходами от деятельности (см. постановление ФАС Московского округа от 07.04.2010 № КА-А40/3003-10 по делу № А40-72133/09-142-387).

И вот теперь, начиная с будущего года, в ст. 88 законодательно закреплено положение, предоставляющее налоговикам такое право.

Кроме того, ст. 88 НК РФ (в ред. Закона № 134-ФЗ) предусматривает право налогового органа потребовать от налогоплательщика пояснения  при подаче им уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль с уменьшенной суммой налога, подлежащей уплате в бюджет; при этом налогоплательщик обязан обосновать изменения соответствующих показателей этой декларации (расчета).

Таким образом, дополнениями в ст. 88 НК РФ права и полномочия специалистов налоговых органов при проведении камеральной налоговой проверки декларации по налогу на прибыль будут значительно расширены.

Попутно отметим, что свои новые права налоговые инспекторы смогут реализовывать при камеральной проверке налоговых деклараций не только по налогу на прибыль, но и других налогов.

Среди других новшеств по налогу на прибыль 2014 года назовем и такое:

– с 1 января 2014 года отменяются налоговые льготы по уплате налогов, в т.ч. налога на прибыль, предоставляемые некоторым организациям, зарегистрированным на территории Московской области,
в соответствии с Законом от 24.11.2004 № 151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области»

Согласно ныне действующей редакции ст. ст. 10 и 11 приведенного Закона Московской обл. право на применение пониженных ставок налога на прибыль имеют, в частности:

- областные некоммерческие  организации, уставными целями деятельности которых являются содействие развитию здравоохранения, системы социальной защиты населения, образования, науки, культуры, искусства, просвещения, физической культуры и спорта

- организации, оказывающие поддержку некоммерческим организациям

 

Для первой категории организаций Закон предусматривал снижение ставки налога на прибыль организаций на четыре процентных пункта, а для второй – не более чем на два процентных пункта.

Закон Московской области от 02.10.2013 № 108/2013-ОЗ внес коррективы в льготный порядок налогообложения, а именно: с 1 января наступающего года статьи 10 и 11 утрачивают силу.

Таким образом, со следующего года вышеперечисленные организации теряют право на налоговые льготы по налогу на прибыль.

В заключение нашего сюжета познакомим вас с законопроектами, касающимися исчисления и уплаты налога на прибыль. Полагаем, что вам это будет небезынтересно.

Первый проект закона, появления которого так ждут многие налогоплательщики налога на прибыль, в частности, организации, осуществляющие деятельность в области розничной
торговли товарами, направлен на совершенствование налогообложения торговой деятельности –
проект Федерального закона № 254686-6.

Он предусматривает возможность учета для целей налогообложения прибыли потерь от выявленных по результатам инвентаризаций недостач товаров при осуществлении деятельности в области розничной торговли товарами в размере, не превышающем 0,75% от выручки от реализации.

Проектом предлагается признать за налогоплательщиками право отнесения на внереализационные расходы расходов в виде выявленной по итогам инвентаризации, возникающей при осуществлении деятельности в области розничной торговли товарами, недостачи товаров, относящихся к видам продукции по перечню, утверждаемому Правительством РФ.

Данное право может быть реализовано только при одновременном соблюдении нескольких условий:

1. доля выручки от реализации товаров через секции самообслуживания составляет не менее 70% общего объема выручки от осуществления деятельности в области розничной торговли товарами

2. наличие раздельного учета выручки от реализации товаров через секции самообслуживания и выручки
от реализации товаров иными способами, а также от реализации товаров по утвержденному Правительством РФ перечню, и недостачи указанных товаров

3. наличие отчета аудиторской организации о соответствии установленным требованиям организованной налогоплательщиком системы учета и контроля над использованием МПЗ; а также акта об итогах инвентаризации, содержащего сведения о размере выявленной недостачи товаров по утвержденному перечню

Какова же судьба законопроекта на сегодняшний день?

По информации, полученной автором сюжета с официального сайта Государственной Думы (www.duma.gov.ru), на момент подготовки материала проект в первом чтении был рассмотрен Советом  Государственной Думы. По результатам его обсуждения 17 июня 2013 года было принято решение перенести рассмотрение законопроекта.

Остается только гадать, в скором или далеком будущем избранники народа вернутся к этому важному законопроекту, но, главное,  как сложится его дальнейшая судьба.

Добавим, что Московская областная Дума постановила не поддерживать принятие Государственной Думой проекта № 254686-6 (см. постановление Мособлдумы от 16.05.2013 № 22/52-П).

Второй законопроект направлен на упрощение налогового учета, а также сближение правил исчисления налоговой базы по налогу на прибыль и правил определения финансового результата в бухгалтерском учете – проект Федерального закона № 375042-6. Он предусматривает:

- уточнение в целях налогообложения прибыли методов списания в расходы стоимости МПЗ

- возможность списания в налоговом учете стоимости малоценного имущества в течение более одного отчетного периода в зависимости от применяемой налогоплательщиком учетной
политики

- изменение в налоговом учете порядка учета:

- убытков от уступки прав требования после наступления срока платежа

- суммовых разниц по доходам и расходам, выраженным в иностранной валюте и др.

Итак, уважаемые читатели, в нашем тематическом сюжете мы постарались кратко прокомментировать наиболее существенные и значимые изменения налогообложения налогом на прибыль. С некоторыми из них вы уже начали работать, а другие вам еще только предстоит освоить в наступающем году.

Желаем успехов в вашем нелегком труде!

 

Обсудить статью  в Facebook

Обсудить статью  в Vkontakte