Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Постановление Правительства Москвы от 17.10.2012 N 564-ПП

(ред. от 22.11.2016)
«Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги "Выдача разрешения на право организации розничного рынка" в городе Москве»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Нормируем расходы по прибыли, применяем по ним налоговый вычет по НДС16.06.2014

В соответствии с действующими на сегодняшний день требованиями гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ для отдельных видов расходов, учитываемых в целях налогообложения налогом на прибыль, установлены определенные ограничения. Поэтому каждый бухгалтер при формировании налоговой базы по данному налогу должен очень четко представлять, какие из расходов он вправе принять по факту, а какие — отнести к расходам только с учетом утвержденных нормативов, т. е. не в полном объеме. Ведь ошибки, допущенные при определении величины расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, могут обернуться серьезными налоговыми последствиями для компании и, соответственно, привести к негативным финансовым последствиям.
В целях налогового учета при исчислении налога на прибыль часть затрат нормируется в соответствии с положениями НК РФ. Нормы для других расходов установлены иными нормативными актами (например, постановлениями Правительства РФ) либо в особом порядке. Учитывая, что расходы нормируются от конкретных показателей за отчетный период, например, от выручки или от фонда оплаты труда, а совсем скоро заканчивается очередной отчетный период по налогу на прибыль, предметом сегодняшнего нашего исследования станут нормируемые расходы для целей налогообложения прибыли. Это первая сюжетная линия. В частности, мы проанализируем особенности признания в налоговом учете следующих видов расходов: представительские расходы, расходы на рекламу, расходы на добровольное медицинское страхование работников. Второй сюжетной линией, тесно взаимосвязанной с первой, будет такая — особенности применения налоговых вычетов по НДС по нормируемым расходам.

Нормирование представительских расходов

Налоговое законодательство предусматривает общую норму ограничения размера представительских расходов, в частности, согласно п. 2 ст. 264 НК РФ указанные расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4% от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.
Впрочем, есть и исключения из данного правила, предусмотренные ныне действующими двусторонними международными договорами РФ об избежании двойного налогообложения. Например, в России действует Конвенция между Правительством РФ и Правительством Французской Республики от 26.11.1996 «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогов и нарушения налогового законодательства в отношении налогов на доходы и имущество».
На основании п. 4 Протокола к Конвенции представительские расходы должны включаться в состав расходов для целей налогообложения прибыли в полном размере.
Руководствуясь этой нормой международного договора РФ, московский суд признал неправомерным решение налоговой инспекции о доначислении организации налога на прибыль и уплате соответствующих сумм пени и штрафа на сверхлимитные представительские расходы. См.:

Постановление
ФАС Московского округа от 
26.09.2012
по делу № А40-123962/11-129-511

Где найти:
ИБ ФАС Московского округа

Следует напомнить, что согласно п. 21 ст. 255 НК РФ в расходы на оплату труда, от которых рассчитывается четырехпроцентный лимит представительских расходов, наряду с расходами на оплату труда работников по трудовым договорам, нужно также включить расходы на оплату труда работников, не состоящих в штате организации, за выполнение ими работ по ГПД (включая договоры подряда), за исключением оплаты труда по ГПД, заключенным с ИП. При этом сторонами таких договоров выступают работник — физическое лицо и работодатель — организация.
Причем, имейте в виду, что упоминание в п. 21 ст. 255 НК РФ расходов на оплату труда указанных работников само по себе не означает их безусловного отнесения к расходам, учитываемым для целей гл. 25 НК РФ.
Поэтому учет таких расходов в составе расходов на оплату труда правомерен только при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (см. постановление ФАС Уральского округа от 14.04.2009 № Ф09-7442/08-С3 по делу № А07-890/2008-А-КРФ).

А вот выплаты штатным работникам организации за выполнение ими работ или оказание услуг по ГПД в составе расходов на оплату труда не учитываются (см. постановление ФАС Поволжского округа от 22.12.2010 по делу № А65-5833/2010).

Добавим, что, по мнению Минфина РФ, такие расходы налогоплательщик может признать в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в соответствии с подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, при условии, что они отвечают критериям ст. 252 НК РФ (см. письмо Минфина РФ от 21.09.2012 № 03-03-06/1/495).
Если ваша организация совмещает общий режим налогообложения с ЕНВД, то при определении лимита представительских расходов для целей исчисления налога на прибыль будут учитываться только расходы на оплату труда работников, занятых в тех видах деятельности, по которым компания применяет общий режим налогообложения. См.:

Письмо Минфина РФ
 от 
09.11.2009 № 03-03-06/4/96

Где найти:
ИБ Финансист

Согласно подп. 5 п. 7 ст. 272 НК РФ для налогоплательщиков, определяющих доходы и расходы по методу начисления, датой осуществления представительских расходов признается дата утверждения авансового отчета.

Положениями п. 3 ст. 318 НК РФ указано на возможность определения налоговой базы по налогу на прибыль нарастающим итогом с начала налогового периода в случае, когда в соответствии с гл. 25 НК РФ предусмотрены ограничения по размеру расходов, принимаемых для целей налогообложения.
Поэтому не забудьте, что для определения предельного размера представительских расходов база для расчета (расходы на оплату труда) определяется налогоплательщиком нарастающим итогом с начала года.

Итак, норматив представительских расходов рассчитан, и оказалось, что произведенные организацией расходы его превысили. Тогда вы не вправе списать на расходы их излишек, т. к. п. 42 ст. 270 НК устанавливает прямой запрет на учет сверхнормативных затрат.
Однако с учетом сверхлимитных представительских расходов не всё так безнадежно, как можно предположить. Почему?

Обратимся к положениям ст. 247 НК РФ, определяющей прибыль как полученные доходы, уменьшенные на величину расходов. Согласно п. 7 ст. 247 НК РФ при определении налоговой базы прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода. По смыслу вышеприведенных положений налогового законодательства, доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода.

Применительно к нашему вопросу это означает, что расходы на оплату труда также определяются нарастающим итогом с начала года. Их увеличение, соответственно, ведет к увеличению размера представительских расходов, учитываемых при расчете налоговой базы по налогу на прибыль.

Поясним сказанное на маленьком примере.

Предположим, что во II квартале т.г. у вас образовались такие сверхнормативные расходы. Права на их признание в этом квартале у вас нет, тогда как в следующем отчетном периоде (III квартале) их можно будет учесть полностью или частично (в зависимости от фактической величины представительских расходов).
При этом важно иметь в виду, что если и по итогам года у вашей компании по-прежнему будут сверхлимитные расходы, то сумму превышения фактических представительских расходов над суммой годового норматива, рассчитанного в размере 4% от расходов на оплату труда за год, нельзя перенести на будущий год, и она должна быть включена в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

Нормирование рекламных расходов

Ограничение на учет расходов на рекламу, которые могут быть приняты для целей налогообложения в размере не более 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ, установлено абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ.

Порядку применения вышеупомянутой нормы НК РФ посвящено давнее письмо Минфина РФ, в котором был сделан следующий вывод: для расчета норматива на рекламные цели применяется выручка от реализации товаров (работ, услуг), определяемая согласно ст. 249 НК РФ, без учета НДС и акцизов. См.:

Письмо Минфина России
от 
07.06.2005 № 03-03-01-04/1/310

Где найти:
ИБ Финансист

Годом ранее к схожей точке зрения пришли налоговики, сообщив, что в качестве базы для расчета предельной величины расходов на рекламу используется выручка от реализации, из которой исключаются суммы налогов, предъявленных в соответствии с НК РФ покупателю. См.:

Письмо УМНС РФ по г. Москве
от 
17.05.2004 № 26–12/33228

Где найти:
ИБ Финансист

Дополнительно письмом разъясняется, что при исчислении предельной величины нормируемых расходов на рекламу используется показатель выручки от реализации за тот отчетный (налоговый) период, за который исчисляется налог на прибыль и представляется соответствующая налоговая декларация. И, конечно, представители налоговой службы не преминули в очередной раз напомнить налогоплательщикам, что рекламные расходы обязательно должны соответствовать критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ.
Кстати, один из налогоплательщиков, реализующих подакцизные товары, обратился в ВАС РФ с заявлением о признании недействующим приведенного выше письма Минфина РФ (см. определение ВАС РФ от 18.08.2009 № ВАС-8738/09).
Но высшие арбитры отказали организации в удовлетворении ее заявления, указав, что:

  1. письмо не отвечает критериям нормативного правового акта, а потому не может иметь юридического значения и порождать правовые последствия для неопределенного круга лиц;
  2. обязательные для неопределенного круга лиц правила поведения данное письмо не устанавливает.

В этой связи ВАС РФ заключил, что содержащиеся в оспариваемом письме положения не могут рассматриваться в качестве устанавливающих обязательные для налоговых органов правила поведения, подлежащие неоднократному применению при осуществлении ими функций налогового контроля. Соблюдения этих правил налоговые органы не вправе требовать и от налогоплательщиков (налоговых агентов).
Но вот налоговики как раз-то и руководствуются разъяснениями Минфина РФ в своей контрольной работе. См.:

Постановление Девятого арбитражного
апелляционного суда
от 
24.08.2010 № 09АП-18409/2010-АК
по делу № А40-10928/09-126-44

Где найти:
ИБ Суды Москвы и области

В чем же суть спора?

Налоговая инспекция привлекла организацию к ответственности за совершение налогового правонарушения, доначислив налог на прибыль и соответствующие пени и штрафы за включение акцизов в общий объем выручки, учитываемой при определении размера нормируемых расходов. Организация, посчитав свои права нарушенными, обратилась за защитой своих интересов в арбитражный суд, который отменил решение налоговиков.
Суд отметил, что понятия «выручки от реализации» и «дохода от реализации» не являются тождественными, и законодатель предусмотрел отдельный порядок определения как дохода от реализации, так и выручки от реализации. Причем, выручка от реализации представляет собой как раз все поступления налогоплательщика за товары, работы и услуги, и отличается от дохода от реализации именно на сумму косвенных налогов (НДС и акцизов).
По результатам рассмотрения спора арбитры признали правомерным определение налогоплательщиком выручки от реализации без исключения из ее состава акциза.

Далее рассмотрим такую ситуацию:

Ситуация: Между двумя компаниями, применяющими общий режим налогообложения, заключен договор займа, по условиям которого заемщик обязан ежемесячно уплачивать заимодавцу проценты за пользование суммой займа. Должна ли организация-заимодавец учитывать в выручке для расчета норматива рекламных расходов суммы получаемых ею от заемщика процентов?

На этот вопрос недавно ответили специалисты Минфина РФ. См.:

Письмо Минфина России
от 
21.04.2014 № 03-03-06/1/18216

Где найти:
ИБ Финансист

Вначале Минфин РФ напомнил положения налогового законодательства, а именно: п. 2 ст. 249 НК РФ, согласно которому выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги); п. 6 ст. 250 НК РФ, в соответствии с которым доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада признаются внереализационными доходами; а также п. 4 ст. 264 НК РФ, предусматривающего нормирование расходов на рекламу в размере 1% выручки от реализации.

Главным признаком включения дохода в выручку, нормируемую для признания расходов на рекламу, является то, что доход должен быть получен от реализации. Учитывая, что доходы в виде процентов относятся к внереализационным доходам, и выручку от реализации они не формируют, Минфин РФ пришел к выводу, что в нормировании расходов на рекламу такие доходы не участвуют.

Следовательно, ответ на наш вопрос будет отрицательный.
При расчете показателя «выручка от реализации», используемого при нормировании расходов на рекламу, учитываются в т. ч.:

  • выручка от реализации ценных бумаг (см. письмо Минфина РФ от 13.01.2006 № 03-03-04/2/4);
  • выручка от реализации права требования долга (см. письмо Минфина РФ от 04.02.2013 № 03-03-06/1/2238).

Далее вашему вниманию хотим предложить документы, изданные Минфином РФ, в которых освещены особенности определения выручки от реализации в целях нормирования расходов на рекламу с учетом специфики деятельности налогоплательщиков.
Так, в письме от 31.01.2008 № 03-03-06/3/1 говорится, что негосударственный пенсионный фонд при определении показателя выручки от реализации НПФ, используемого для расчета нормируемых расходов на рекламу, учитывает выручку от реализации имущества (ценных бумаг, основных средств и т. п.), предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, с учетом выручки, сформированной доверительными управляющими по договорам доверительного управления имуществом, предназначенным для обеспечения уставной деятельности, и отчислений на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности.
Теперь разъяснение Минфина РФ, адресованное банкам: при погашении дисконтных векселей доходы признаются внереализационными доходами и, следовательно, не включаются в сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) для целей расчета нормированных расходов на рекламу. При погашении процентных векселей доходом признается в целях налогообложения прибыли выручка от реализации векселя и, соответственно, сумма указанного дохода учитывается в общей сумме выручки от реализации товаров (работ, услуг).
Данная точка зрения изложена в письме от 20.02.2007 № 03-03-06/2/30.
Если ваша организация выступает в роли генерального подрядчика, то вам будет полезно узнать мнение московских налоговиков об учете в целях налогообложения прибыли выручки при расчете нормируемых расходов на рекламу. См.:

<Письмо> УМНС РФ по г. Москве
от 
03.10.2003 № 26–12/55341
<О порядке учета выручки>

Где найти:
ИБ Москва Проф

По мнению специалистов налогового Управления, при расчете нормируемых 1 процентом расходов на рекламу для исчисления налоговой базы по налогу на прибыль принимается вся выручка в целом, с учетом стоимости субподряда.

Следующая ситуация, на которой предлагаем остановиться:

Ситуация: В течение 2013 года организация (ЗАО) понесла значительные расходы на рекламу производимой ею продукции. В IV квартале 2013 года, выкупив 15% акций, в состав акционеров ЗАО вошла организация — резидент Германии. Вправе ли ЗАО признать рекламные расходы, произведенные в 2013 году, в полном объеме, без применения установленного НК РФ норматива?

Ответ на аналогичный вопрос дали специалисты Минфина РФ:

Письмо Минфина России
от 
05.03.2014 № 03-08-РЗ/9491

Где найти:
ИБ Финансист

Давайте ознакомимся с разъяснениями чиновников и конечным выводом, к которому они пришли.

Прежде всего, в письме обращено внимание, что п. 3 Протокола к Соглашению между РФ и Федеративной Республикой Германия от 29.05.1996 «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество» предусмотрено, что расходы на рекламу, понесенные российской компанией с участием немецкой компании, для целей исчисления налога на прибыль учитываются в полном объеме при условии, что вычитаемые суммы не будут превышать суммы, которые согласовывались бы независимыми предприятиями при сопоставимых условиях.

Далее финансисты отметили, что Соглашение не содержит требований относительно доли участия резидента Германии в капитале российской организации для учета затрат на рекламу без ограничений, установленных НК РФ.

Итоговое заключение чиновников следующее: расходы на рекламу, в т. ч. подлежащие нормированию, признаются в расходах для целей налогообложения прибыли в полном объеме при условии, что они соответствуют требованиям п. 3 Протокола касательно участия в капитале российской организации немецкого резидента, а вычет расходов на рекламу не превышает сумм, которые согласовывались бы независимыми предприятиями при сопоставимых условиях.


Нормирование расходов на добровольное медицинское страхование

Для целей налогообложения прибыли принимаются расходы налогоплательщика в размере оплаченных взносов по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, а также расходы работодателей по договорам на оказание медицинских услуг, заключенным в пользу работников на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности. При этом величина этих расходов не может превышать значение, установленное абз. 9 п. 16 ст. 255 НК РФ, а именно: 6% от суммы расходов на оплату труда.
Показательный пример из арбитражной практики:

Постановление
ФАС
Западно-Сибирского округа
от 
26.06.2013 по делу № А03-14446/2012

Где найти:
ИБ ФАС Западно-Сибирского округа

Налоговая инспекция доначислила организации налог на прибыль, ссылаясь на неправомерное отнесение расходов на ДМС в состав затрат, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль. По мнению инспекторов, продолжительность действия ДМС составляет менее одного года: договор был подписан и вступил в действие 2 августа 2010 года (т. к. 1 августа 2010 года пришлось на выходной день — воскресенье) и действовал до 31 июля 2011 года.

Суд встал на сторону налоговой инспекции, указав, что из условий договора не следует, что стороны своим волеизъявлением распространили действие договора на весь август 2010 года, начиная с 1 августа 2010 года в порядке, установленном ст. 425 ГК РФ. Арбитры также учли, что распространение условий договора на ранее возникшие отношения (например, в связи с наступлением страхового случая 1 августа 2010 года при заключении договора 2 августа) возможно лишь по соглашению сторон, которое в данном случае отсутствует.
Также надо обратить внимание, что договор заключается исключительно в пользу работника. Следовательно, если работодатель заключит договор ДМС в пользу лиц, не являющихся его работниками, например, оплатив ДМС членам семей сотрудников, которые не являются работниками организации, то такие затраты не уменьшают налогооблагаемую прибыль (см. письмо УФНС РФ по г. Москве от 22.08.2008 № 21–11/079061@).

Вопрос:
Как правильно рассчитывать установленный 6% норматив от суммы расходов на оплату труда?

Согласно требованиям ст. 255 НК РФ при расчете предельных размеров платежей (взносов) по ДМС в расходы на оплату труда не включаются суммы платежей (взносов), предусмотренные в п. 16 ст. 255 НК РФ.
Таким образом, первое правило расчета норматива, которое должно применяться для определения предельного размера расходов на рассматриваемые нами цели, учитываемых при формировании налогооблагаемой прибыли: бухгалтеру необходимо использовать данные о расходах на оплату труда в организации без учета указанных сумм.

В то же время при расчете норматива в составе расходов на оплату труда можно учитывать юбилейные премии, премии к торжественным датам и т. п.
Заметим, что к такому выводу пришли представители Фемиды Московского региона. См.:

Постановление
ФАС Московского округа от 
30.11.2011
по делу № А40-127128/10-127-729

Где найти:
ИБ ФАС Московского округа

Совсем кратко поясним предмет налогового спора.
В связи с завышением налогоплательщиком расходов на оплату труда инспекция посчитала, что организацией, в частности, завышены расходы, принимаемые в целях налогообложения прибыли, по договорам ДМС, размер которых определяется в процентном отношении от суммы расходов на оплату труда.
По мнению инспекторов, из суммы расходов на оплату труда, учитываемых при определении нормированных затрат, должны быть исключены выплаты в виде премий к профессиональному празднику и ко дню рождения организации.
Признавая недействительным решение инспекции по данному эпизоду, суд исходил из положений ст. 255 НК РФ, в соответствии с которой перечисленные премии относятся к расходам на оплату труда. Поэтому, как посчитали арбитры, они обоснованно учтены организацией при определении нормированного размера взносов по договорам ДМС.
Добавим, что снизить налоговые риски относительно включения таких премий в расходы на оплату труда поможет простое решение, а именно: условие о страховании работников по договору ДМС нужно включить в коллективный договор организации, любой другой локальный акт компании или прописать его в трудовых договорах с работниками.

Во-вторых, если договор страхования охватывает два налоговых периода, т. е. заключен не на один календарный год, то расходы на оплату труда для определения предельного размера исчисляются нарастающим итогом начиная с даты фактического перечисления первого страхового взноса в пределах данного налогового периода и начиная со следующего налогового периода до окончания действия договора страхования.

Такие разъяснения в свое время дали специалисты УФНС РФ по г. Москве. См.:

Письмо УФНС РФ по г. Москве
от 
28.02.2007 № 28–11/018463.2

Где найти:
ИБ Финансист

Третье правило, о котором должен помнить бухгалтер: при расчете предельной суммы расходов по договорам добровольного страхования учитывается фонд оплаты труда всех работников организации, а не только тех, кто застрахован по такому договору. См.:

Письмо Минфина РФ
 от 
04.06.2008 № 03-03-06/2/65

Где найти:
ИБ Финансист

И, наконец, четвертое правило 6% нормирования по расходам налогоплательщика, связанным с добровольным страхованием своих работников: для определения предельной суммы расходов учитывается срок действия договора в налоговом периоде, начиная с даты вступления такого договора в силу (п. 3 ст. 318 НК РФ).

Заключительная часть нашего сюжета посвящена рассмотрению проблем, касающихся получения налоговых вычетов по НДС по нормируемым расходам.
В соответствии со ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую исчисленную сумму НДС на налоговые вычеты.
При этом п. 7 ст. 171 НК РФ устанавливает специальное требование для применения налоговых вычетов в отношении командировочных и представительских расходов.
Так, вычетам подлежат суммы налога, уплаченные по расходам на командировки (расходам по проезду к месту служебной командировки и обратно, включая расходы на пользование в поездах постельными принадлежностями, а также расходам на наем жилого помещения) и представительским расходам, принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (абз. 1 п. 7 ст. 171 НК РФ).
Абзацем 2 названной нормы НК РФ закреплено, что, если в силу требований гл. 25 НК РФ расходы принимаются для целей налогообложения по нормативам, то суммы НДС по таким расходам также подлежат вычету в размере, соответствующем указанным нормам.
При внимательном прочтении приведенных норм налогового законодательства и их углубленном анализе возникает вопрос, едино-образного ответа на который сегодня нет: к каким видам нормируемых расходов относится требование о вычете НДС в пределах установленных нормативов — ко всем расходам или же только к представительским расходам, о которых идет речь в абз. 1 указанной статьи?
Минфин РФ на протяжении ряда лет придерживается следующей позиции: правило о нормировании вычета по НДС распространяется на все виды нормируемых в соответствии с гл. 25 НК РФ расходов. См.:

Письмо Минфина РФ
 от 
13.03.2012 № 03-07-11/68

Где найти:
ИБ Финансист

В другом письме чиновники прямо заявили, суммы НДС по расходам, нормируемым для целей налога на прибыль организаций, как поименованным в абз. 1 п. 7 ст. 171 НК РФ, так и не поименованным, принимаются к вычету в нормируемом размере (см. письмо Минфина РФ от 06.11.2009 № 03-07-11/285).
Получается, что суммы НДС, уплаченные в составе нормируемых расходов, подлежат вычету только в размере, который соответствует установленным нормам. Например, суммы НДС, уплаченные в составе рекламных расходов — в размере 1% от выручки, определенной в соответствии со ст. 249 НК РФ.
По мнению представителей Минфина РФ, поскольку сверхнормативные расходы на рекламу, которые не были учтены налогоплательщиком при исчислении налога на прибыль в одном отчетном периоде, можно учесть в последующих отчетных периодах календарного года, то суммы НДС по сверхнормативным расходам на рекламу, не принятые к вычету в одном налоговом периоде календарного года, принимаются к вычету в тех налоговых периодах по НДС, в которых данные расходы принимаются в целях налогообложения налогом на прибыль (см. письмо Минфина РФ от 06.1

1.2009 № 03-07-11/285).
А у сотрудников московского налогового Управления иное мнение (и, что удивительно, оно высказано в пользу налогоплательщиков). См.:

Письмо УФНС России по г. Москве
от 19.08.2013 № 13–11/083321@

Где найти:
ИБ Финансист

В письме налоговики, ссылаясь на позицию, изложенную в постановлении Президиума ВАС РФ от 06.07.2010 № 2604/10, указали, что обязанность нормирования вычетов сумм НДС в силу п. 7 ст. 171 НК РФ возникает только в отношении затрат на командировки и представительских расходов, в связи с чем вычет сумм НДС в отношении иных нормируемых затрат производится в полном объеме.

Арбитражная практика, складывающаяся по рассматриваемому нами вопросу, также неоднозначна и противоречива.
Например, суды некоторых регионов в своих документах отмечают, что согласно п. 7 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, уплаченные по расходам на командировки и представительские расходы. Если они не нормируются, то уплаченная с

умма НДС принимается к вычету полностью, если нормируются, то подлежат вычету в размере, соответствующем указанным нормам. Такой вывод содержится в постановлении ФАС Поволжского округа от 22.01.2008 по делу № А55-5349/2007.
Московские арбитры признали ошибочным вывод налоговой инспекции о применении положений абз. 2 п. 7 ст. 171 НК РФ в отношении всех расходов, нормируемых в целях налогообложения прибыли (см. постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2009 № 09АП-3815/2009-АК, 09АП-3907/2009-АК по делу № А40-81239/08-111-395).
Системное толкование п. 7 ст. 171 НК РФ в его взаимосвязи с положениями гл. 25 НК РФ позволяет считать, что в рассматриваемом положении речь идет только о нормировании вычетов сумм НДС, уплаченных по расходам на командировки и представительские расходы (см. постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2012 № 09АП-29598/2012, 09АП-29599/2012 по делу № А40-41103/12-91-228).
В то же время Научно-консультативный совет при ФАС Уральского округа рекомендовал арбитрам при рассмотрении споров, связанных, в частности, с правомерностью невключения в налоговую базу для исчисления НДС суммы сверхнормативных нормируемых расходов, исходить из того, что установленные п. 7 ст. 171 НК РФ ограничения по применению налогового вычета по НДС относятся не только к командировочным и представительским расходам, указанным в абз. 1 этой статьи, но и ко всем иным видам расходов, нормирование которых предусмотрено гл. 25 НК РФ (см. п. 14 Рекомендаций научно-консультативного совета при ФАС Уральского округа № 4/2006 «По вопросам рассмотрения споров, связанных с применением норм законодательства о налоге на добавленную стоимость» (по итогам заседания, состоявшегося 7 декабря 2006 года).

В заключение всего вышесказанного добавим, что «Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» для обеспечения единообразного толкования норм НК РФ в отношении вычетов НДС по расходам, принимаемым для целей налогообложения по нормативам в соответствии с гл. 25 НК РФ (расходы на рекламу, расходы на содержание вахтовых и временных поселков и др.), намечено внести соответствующие изменения в гл. 21 НК РФ о вычетах НДС по расходам в размерах, соответствующим указанным нормативам.
Вот тогда налогоплательщикам уже наверняка не придется отстаивать в судах свое право на получение вычетов по НДС по нормируемым расходам, не упоминаемым в п. 7 ст. 171 НК РФ, в полном объеме.
Однако пока никаких конкретных законодательных шагов по реализации намеченного нововведения не сделано.

 

Полная версия журнала «Оперативно и достоверно» доступна только Клиентам компании «ЭЛКОД» – сопровождаемым пользователям КонсультантПлюс, зарегистрированным в Личном кабине на нашем сайте или из программы ПРОЭЛКОД