Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Распоряжение Мэра Москвы от 30.06.2014 N 542-РМ

(ред. от 30.11.2016)
«О предельных (максимальных) индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в городе Москве»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

КАК ПРОВОДИТСЯ КАМЕРАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ДЕКЛАРАЦИИ ПО НДС, ЕСЛИ В НЕЙ ЗАЯВЛЕН НАЛОГ К ВОЗМЕЩЕНИЮ14.07.2014

Уверены, что многие из вас, не дожидаясь 21 июля, уже сдали в инспекцию налоговую декларацию по НДС. Как известно, любая налоговая отчетность, будь то декларация или расчет, которая представлена налогоплательщиком в налоговый орган, проверяется налоговиками камерально. Особенно тщательно (если не сказать – придирчиво) будет изучаться налоговая декларация по НДС, в которой налогоплательщик показал сумму НДС к возмещению, т.е. когда по итогам налогового пери-ода суммы налоговых вычетов по налогу превысили общую сумму НДС, исчисленного по операциям, признаваемым объектом налогообложения. Поскольку речь в этой ситуации может идти и о возмещении налогоплательщику путем возврата денежных средств из бюджета, то представители налоговых органов стремятся всеми правдами и неправдами отказать организации в возмещении НДС. Всегда ли правомерны требования налоговиков, выдвигаемые ими в рамках камеральной проверки декларации по НДС с заявленной в ней суммой налога к возмещению, какие документы могут быть истребованы у налогоплательщика в рамках такой проверки? Ответы на эти актуальные вопросы вы сможете найти в нашем сегодняшнем сюжете.

Камеральная проверка обоснованности суммы НДС, заявленной налогоплательщиком в налоговой декларации к возмещению по строке 50 раздела 1 декларации «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (возмещению из бюджета), по данным налогоплательщика», осуществляется налоговым органом в соответствии с положениями пунктов 1 и 2 ст. 176 НК РФ.

Кроме того, порядок и особенности проведения камеральной налоговой проверки при подаче налогоплательщиком налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение, регламентируются п. 8 ст. 88 НК РФ, из которого следует, что в ходе проверки такой декларации налоговая инспекция вправе истребовать у налогоплательщика в т.ч. документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 НК РФ правомерность применения им налоговых вычетов по НДС.

Таким образом, после представления налогоплательщиком налоговой декларации по НДС налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки декларации, а обоснованность требования налогоплательщиком о возмещении НДС из бюджета взаимосвязана с правомерностью заявленного в налоговой декларации налогового вычета по налогу (см. постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2010 по делу № А43-42202/2009).

Говоря о проверке декларации по НДС, уместно привести правовую позицию арбитров высшей судебной инстанции страны, которая заключается в следующем: по смыслу ст. 88 НК РФ проведение камеральной проверки является не правом, а обязанностью налогового органа (см. постановление Президиума ВАС РФ от 20.03.2007 № 16086/06 по делу № А40-8604/06-115-86).

ВАС РФ также указал, что само по себе отсутствие решения инспекции по результатам камеральной проверки документов за этот период не может повлечь неблагоприятных последствий для налогоплательщика.

Поскольку налоговая инспекция не проверила налоговую декларацию по НДС, в которой была заявлена сумма НДС к возмещению в связи с применением организацией налоговой ставки 0% по экспортной операции, высшие арбитры оставили без изменения решение нижестоящего арбитражного суда, удовлетворившего заявление налогоплательщика о признании недействительным решения налогового органа об отказе ему в возмещении НДС.

Бездействие налоговых инспекторов, которое выражается в непроведении камеральной проверки налоговой декларации по НДС, признается судебными инстанциями незаконным, т.к. у налоговых органов отсутствуют правовые основания для непроведения такой проверки (см. постановление ФАС Северо-Западного окру-га от 24.02.2010 по делу № А42-3884/2009).

Также судьи подчеркивают, что подобное бездействие влечет за собой нарушение прав и законных интересов налогоплательщика ввиду невозможности произвести возврат и / или зачет сумм заявленных налоговых вычетов и, как следствие, получить экономический эффект в сфере предпринимательской деятельности (см. постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2011 № 09АП-31864/2011-АК по делу № А40-68343/11-20-290).

При этом суды высказывают мнение, что не имеет значения, в каком порядке планируется рассматривать вопрос о возмещении налогоплательщику НДС – в порядке ст. 176 НК РФ или в заявительном порядке, предусмотренном ст. 176.1 НК РФ: и в том, и в другом случае проведение камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС обязательно. См.:

Постановление Первого арбитражного апелляционного
суда от 15.08.2012 по делу № А43-3934/2012

Где найти:
ИБ 1 апелляционный суд

Важно иметь в виду:

  • если в налоговой декларации по НДС налогоплательщиком не заявлено право на возмещение налога, а, напротив, исчислена сумма НДС к уплате в бюджет, то у налоговых органов нет законных оснований для истребования у налогоплательщика документов, подтверждающих правомерность применения налоговых вычетов по налогу (см. постановления ФАС Северо-Западного округа от 29.09.2009 по делу № А56-10853/2009; ФАС Московского округа от 03.11.2009 № КА-А40/11367-09 по делу № А40-10682/09-75-42);
  • из положений гл. 21 НК РФ, в т.ч. ст. 176 НК РФ, следует, что заявление в конкретной налоговой декларации по НДС права на возмещение этого налога означает, что в данной декларации сумма предъявленных налогоплательщиком налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную им по операциям, признаваемым объектом налогообложения, и что разница между этими суммами подлежит возврату (зачету) налогоплательщику (п. 25 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).

Для справки: такое же мнение ранее высказали и специалисты Минфина РФ в письме от 27.12.2007 № 03-02-07/2-209.

Далее поговорим о сроках проведения налоговыми инспекторами камеральной проверки принятой ими налоговой декларации по НДС, в которой заявлена к возмещению сумма НДС. Он установлен п. 2 ст. 88 НК РФ, а именно: проверка осуществляется в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.

Согласно разъяснениям высших арбитров налоговый орган обязан осуществлять проверочные мероприятия в отношении декларации с заявленной в ней суммой возмещения НДС в установленный налоговым законодательством трехмесячный срок. См.:

Постановление Президиума ВАС РФ
от 17.11.2009 № 10349/09
по делу № А40-53471/08-118-252

Где найти:
ИБ Решения высших судов

Исходя из буквального толкования нормы п. 2 ст. 88 НК РФ, арбитры указывают, что день представления налогоплательщиком декларации по НДС включен законодателем в трехмесячный срок проведения проверки. См.:

Постановление Девятого арбитражного
апелляционного суда от 20.08.2009
по делу № А40-90301/08-75-462

Где найти:
ИБ Суды Москвы и области

Как говорится, всё в этой жизни имеет свое начало и конец, не является исключением и камеральная проверка декларации по НДС.

Представители ФНС РФ пояснили, что датой начала камеральной налоговой проверки в акте проверки указывается дата поступления налоговой декларации. См.:

<Письмо> ФНС России от 16.07.2013
№ АС-4-2/12705 «О рекомендациях
по проведению камеральных налоговых
проверок»

Где найти:
ИБ Версия Проф

Поэтому начало камеральной проверки спустя, к примеру, четыре месяца после представления в инспекцию налоговой декларации противоречит требованиям ст. 88 НК РФ, а также нарушает принцип недопустимости избыточного или неограниченного по продолжительности применения мер налогового контроля (см. постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2013 № 15АП-18109/2013 по делу № А53-33618/2012).

Суды считают, что бездействие налоговых инспекторов, выражающееся в длительном непроведении камеральной налоговой проверки декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога из федерального бюджета, и непринятии решения о его возврате (либо об отказе) в заявленном в декларации размере, нарушает права налогоплательщика. См.:

Постановление
ФАС Северо-Кавказского округа
от 23.03.2011 по делу № А32-10417/2010

Где найти:
ИБ ФАС Северо-Кавказского округа

А что считать сроком окончания камеральной проверки налоговой декларации по НДС?

В одном из документов, выпущенных ФНС РФ, сказано, что моментом окончания камеральной налоговой проверки является истечение предусмотренного п. 2 ст. 88 НК РФ трехмесячного срока. Если проверка осуществлена раньше, то датой ее окончания считается дата, указанная в акте налоговой проверки. См.:

Письмо ФНС России
от 23.07.2012 № СА-4-7/12100

Где найти:
ИБ Финансист

К аналогичному заключению приходят и судьи. Так, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 04.03.2010 по делу № А52-4313/2009 было особо обращено внимание, что именно истечение трехмесячного срока со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, в т.ч. и по НДС, является датой окончания ее камеральной проверки.

Познакомим вас с выводами, к которым пришли московские судьи, рассматривая налоговый спор, касающийся процессуальных аспектов проведения камеральной проверки налоговой декларации по НДС и оформления ее результатов. См.:

Постановление Девятого арбитражного
апелляционного суда от 10.02.2014
№ 09АП-47061/2013
по делу № А40-69362/13

Где найти:
ИБ Суды Москвы и области

Налогоплательщик пытался доказать суду, что, поскольку инспекцией нарушены установленные НК РФ сроки проведения камеральной проверки декларации по НДС и, соответственно, вынесения акта, решения по результатам проверки, то это является самостоятельным основанием для признания решения налогового органа о привлечении организации к налоговой ответственности недействительным.

Арбитры, ссылаясь на информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 № 7, подчеркнули, что срок камеральной проверки не является пресекательным, и его истечение не препятствует выявлению фактов неуплаты налога и принятию мер по его принудительному взысканию.

Также суд обратил внимание, что налоговым законодательством не предусмотрено последствий нарушения инспекцией срока проведения проверки, что подтверждается многочисленной судебной практикой.

Одновременно судьи указали на отсутствие в НК РФ порядка фиксирования срока окончания камеральной проверки НК РФ.

В итоге арбитры оказались не на стороне налогоплательщика и вынесли свой вердикт в пользу налоговой инспекции, а именно: т.к. установленный трехмесячный срок проведения камеральной налоговой проверки является организационным, то нарушение налоговым органом данного срока не является основанием для признания решения налогового органа о начислении налогоплательщику пеней за неполную уплату НДС незаконным.

Еще одним примером сказанного может служить постановление ФАС Уральского округа от 18.05.2009 № Ф09-3043/09-С3 по делу № А50-17932/2008, в котором содержится следующая точка зрения арбитров: т.к. трехмесячный срок на проведение камеральной налоговой проверки декларации по НДС не является пресекательным, то его пропуск не свидетельствует о незаконности действий налоговой инспекции по проверке обоснованности сумм НДС, заявленных к возмещению.

Почему же так важны для налогоплательщика сроки начала и, соответственно, окончания камеральной проверки декларации по НДС?

Полагаем, что ответ всем вам очевиден: ведь в случае нарушения сроков возврата суммы НДС считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога, налоговики будут обязаны уплатить организации проценты за каждый день просрочки.

Двигаемся дальше и рассмотрим важный процессуальный момент, касающийся сроков проведения камеральной проверки налоговой декларации по НДС.

Вопрос: Может ли налоговая инспекция продлить срок камеральной проверки декларации по НДС; если да, то в каких случаях?

Для более полного ответа на вопрос воспользуемся разъяснениями официальных органов, а также проанализируем примеры арбитражной практики.

Мнение представителей Минфина РФ по обозначенной проблеме было высказано еще в 2009 году. См.:

Письмо Минфина РФ
от 18.02.2009 № 03-02-07/1-75

Где найти:
ИБ Финансист

Финансисты разъяснили, что НК РФ не предусматривает продление камеральной налоговой проверки.

Изучение автором арбитражной практики показало, что судьи в ряде случаев соглашаются с официальной позицией (см., например, постановление ФАС Московского округа от 23.05.2012 по делу № А40-85281/11-20-359).

В постановлении ФАС Уральского округа от 16.07.2012 № Ф09-5401/12 по делу № А47-10544/2011 содержится прямой вывод о том, что в установленный для проведения камеральной налоговой проверки трехмесячный срок налоговый орган обязан осуществлять проверочные мероприятия в отношении принятой им налоговой декларации, и продление трехмесячного срока камеральной налоговой проверки НК РФ не предусмотрено.

Следующий вопрос, на котором мы остановимся, находится в тесной взаимосвязи с вышерассмотренным вопросом.

А звучит он так:

Вопрос: Может ли налоговая инспекция в рамках проведения камеральной проверки налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение сумм НДС, осуществлять осмотр территории налогоплательщика, помещений, документов и предметов, а также проводить экспертизу?

По мнению специалистов налогового ведомства, проведение осмотра территорий в рамках камеральной налоговой проверки не предусмотрено, тогда как проведение экспертизы в рамках камеральной налоговой проверки по НДС правомерно (см. письмо ФНС России от 29.12.2012 № АС-4-2/22690).

Точку зрения налоговиков разделяют и арбитры (см., например, постановление ФАС Центрального округа от 18.04.2013 по делу № А36-3466/2012). Суд отметил, что законодательством прямо предусматривается возможность привлечения экспертов при осуществлении налогового контроля в любой его форме, в т.ч. и при проведении инспекцией камеральной налоговой проверки декларации по НДС.

Судьи ФАС Западно-Сибирского округа признали в качестве предусмотренных налоговым законодательством оснований для продления срока камеральной налоговой проверки проведение налоговой инспекцией дополнительных мероприятий налогового контроля (см. постановление от 23.09.2009 № Ф04-5815/2009 (20262-А27-42) по делу № А27-5677/2009).

Арбитры другого региона сделали такое заключение: если по результатам рассмотрения акта камеральной проверки налоговой декларации, в которой заявлен НДС к возмещению, материалов проверки и представленных налогоплательщиком возражений налоговой инспекции нужно получить дополнительные доказательства для подтверждения факта совершения нарушений налогового законодательства или отсутствия таковых, то руководитель (его заместитель) инспекции вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля. См.:

Постановление Пятого арбитражного
апелляционного суда от 13.10.2010
№ 05АП-5572/2010
по делу № А51-7174/2010

Где найти:
ИБ 5 апелляционный суд

При этом налоговая инспекция должна обосновать необходимость проведения дополнительных мероприятий налогового контроля и указать конкретные формы их проведения.

Если же налоговые инспекторы не представят такого обоснования судьям, то арбитры могут сделать вывод о нарушении налоговиками требований НК РФ и вынести решение в пользу налогоплательщика (см. постановление ФАС Дальневосточного округа от 03.02.2010 № Ф03-126/2010 по делу № А73-14268/2008).

Следует добавить, что с 1 января будущего года ситуация, касающаяся правомерности проведения дополнительных мероприятий налогового контроля в рамках «камералки» по НДС, изменится не в лучшую для налогоплательщиков сторону.

В этой связи позвольте кратко напомнить вам о тех новациях, которые внесены в порядок проведения камеральной проверки налоговых деклараций по НДС Федеральным законом от 28.06.2013 № 134-ФЗ.

Итак, менее чем через полгода налоговики смогут реализовать те новые полномочия, которые предоставил им законодатель, внесший изменения в ст. ст. 91 и 92 НК РФ, регламентирующие соответственно доступ налоговиков в помещение налогоплательщика и порядок проведения осмотра территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка, а также документов и предметов.

В частности, с 1 января 2015 года инспекции вправе проводить такие осмотры в ходе камеральной проверки декларации по НДС с суммой к возмещению.

Кроме того, если контролеры выявят противоречия или несоответствия между сведениями об операциях, отраженными налогоплательщиком в декларации по НДС, и сведениями об этих операциях, полученными от другого налогоплательщика, содержащимися в налоговой декларации или журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, при этом данные противоречия, несоответствия будут свидетельствовать о занижении НДС к уплате в бюджет или завышении заявленного налога к возмещению, то инспекция вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к указанным операциям.

Следующая часть нашего сюжета будет посвящена анализу проблем, связанных с истребованием налоговыми органами документов, право на которое предусмотрено п. 8 ст. 88 НК РФ.

А проблем, надо сказать, немало. Но самая главная для налогоплательщиков – это допустимость и правомерность требований налоговиков представления подтверждающих налоговый вычет по НДС документов.

Сложность заключается в том, что ни в п. 8 ст. 88 НК РФ, ни в ст. 172 НК РФ конкретный, а, главное, закрытый перечень таких документов не определен, что практически не ограничивает налоговых инспекторов в их запросах.

Мы с вами позже сможем в этом убедиться, обратившись к примерам правоприменительной практики.

В п. 25 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» сказано, что в силу п. 8 ст. 88 НК РФ, регламентирующей порядок проведения камеральной налоговой проверки, при подаче налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение названного налога, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов.

Принимая во внимание взаимосвязанное толкование приведенных норм, напрашивается вывод о том, что под действие п. 8 ст. 88 НК РФ подпадают не все декларации по НДС, а только те, которые предполагают возврат (зачет) налогоплательщику соответствующих денежных средств.

Вопрос: Обязана ли организация в рамках проводимой камеральной проверки налоговой декларации по НДС представлять по требованию налоговой инспекции документы, подтверждающие право на освобождение от уплаты НДС по операциям, освобожденным от уплаты НДС (не облагаемым НДС)?

Вопрос, можно сказать, животрепещущий. В 2012 году он стал предметом рассмотрения ВАС РФ (см. постановление Президиума ВАС РФ от 18.09.2012 № 4517/12 по делу № А65-9081/2011).

Согласно правовой позиции ВАС РФ операции, которые в целях гл. 21 НК РФ не признаются объектом налогообложения НДС, влекут отсутствие у налогоплательщика обязанности исчислять и уплачивать в бюджет НДС с указанных операций, и в силу ст. 56 НК РФ они не являются льготой.

Поэтому направление налогоплательщику при проведении камеральной налоговой проверки требования о представлении документов, подтверждающих правомерность отражения в налоговой декларации операций, не облагаемых НДС, противоречит нормам ст. 88 НК РФ.

При этом сформулированная в данном постановлении ВАС РФ позиция распространяется не только на операции, предусмотренные п. 2 ст. 146 НК РФ, но в равной мере относится и к операциям, не подлежащим налогообложению (освобождаемым от налогообложения) на основании ст. 149 НК РФ. Это следует из определения ВАС РФ от 31.01.2014 № ВАС-497/14.

Однако появление указанных судебных решений ничуть не смущает налоговых инспекторов, которые и сегодня, получив от налогоплательщика налоговую декларацию по НДС с заполненным разделом 7 (а именно в нем отражаются операции, не подлежащие налогообложению НДС / освобождаемые от налогообложения; а также операции, не признаваемые объектом налогообложения), требуют от налогоплательщиков представления подтверждающих документов по этим операциям.

Но в большинстве случаев инспекции проигрывают споры с организациями, т.к. арбитры при вынесении итогового решения, учитывают мнение высшей судебной инстанции страны. Взять, к примеру, такие: постановления ФАС Московского округа от 20.08.2013 по делу № А40-87461/11-99-409, ФАС Поволжского округа от 28.11.2013 по делу № А55-2211/2013, ФАС Северо-Западного округа от 12.03.2014 по делу № А26-5082/2013 и т.д.

Добавим, что по последнему из упомянутых судебных актов представители налоговой инспекции обратились в ВАС РФ с заявлением о пересмотре в порядке надзора вынесенного судьями ФАС Северо-Западного округа решения.

ВАС РФ отказал в передаче дела в Президиум, придя к такому же выводу, который был изложен в постановлении Президиума ВАС РФ от 18.09.2012 № 4517/12 по делу № А65-9081/2011. См.:

Определение ВАС РФ от 26.06.2014
№ ВАС-7436/14 по делу № А26-5082/2013

Где найти:
ИБ Решения высших судов

Таким образом, учитывая, что нормы гл. 21 НК РФ не устанавливают обязанности налогоплательщика представлять в налоговый орган вместе с декларацией по НДС первичные документы в случае отражения в разделе 7 операций, не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения). Поэтому за непредставление сведений по требованию налогового органа привлекать к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ, незаконно (см. постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2014 по делу № А42-6959/2013).

Следовательно, в НК РФ ограниченны случаи, когда налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы при про-ведении камеральной налоговой проверки, при подаче налоговой декларации по НДС (см. постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 07.11.2013 по делу № А69-1847/2013).

Сотрудники налогового ведомства также отмечают, что при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и

 документы, за исключением, в частности, документов, подтверждающих правомерность применения налоговых вычетов (ст. 172 НК РФ), при подаче налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога. См.:

<Письмо> ФНС России  от 16.07.2013
№ АС-4-2/12705 «О рекомендациях
по проведению камеральных налоговых
проверок»

Где найти:
ИБ Версия Проф

Впрочем, наличие в письме ФНС РФ подобных выводов не останавливает налоговых инспекторов нижестоящих территориальных инспекций, которые по-прежнему требуют с налогоплательщиков и иные документы.

Продемонстрируем сказанное на примерах арбитражной практики.

Вопрос: Правомерно ли привлечение организации – налогоплательщика к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ за неисполнение требования налоговой инспекции о представлении регистров бухгалтерского счета (оборотно-сальдовых ведомостей, анализа счетов) для проведения камеральной проверки по НДС?

Нет, поскольку перечисленные документы не относятся к первичным документам, которые согласно ст. 172 НК РФ подтверждают право на налоговый вычет по НДС.

Поэтому у налоговой инспекции отсутствует право на их истребование, а у налогоплательщика отсутствует обязанность предоставить налоговикам данные документы.

В этой связи в действиях организации отсутствует состав налогового правонарушения, предусмотренный п. 1 ст. 126 НК РФ.

К такому выводу пришли арбитры, рассматривая аналогичный спор между налогоплательщиком и налоговым органом. См.:

Постановление
Девятого арбитражного апелляционного
суда от 28.04.2014 № 09АП-10138/2014
по делу № А40-101653/13

Где найти:
ИБ Суды Москвы и области

Учитывая изложенное, ответ на поставленный нами вопрос будет отрицательный.

Похожее решение, вынесенное в пользу налогоплательщика, можно встретить и в другом судебном акте:

Постановление Шестнадцатого
арбитражного апелляционного суда
от 31.08.2010 № 16АП-1675/10(1)
по делу № А20-15/10

Где найти:
ИБ 16 апелляционный суд

Судьи указали, что не является основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ, непредставление им истребованных инспекцией документов: договора цессии, актов зачета взаимных обязательств, платежных документов, подтверждающих оплату по заключенным договорам, расшифровки дебиторской и кредиторской задолженности.

Далее приведем отдельные примеры судебной практики, в которых представители Фемиды признали неправомерными действия налоговиков, отказавших налогоплательщикам в возмещении НДС на основании того, что ими не были представлены все необходимые документы, подтверждающие в т.ч. право на вычет при подаче декларации по НДС, в которой заявлена сумма НДС к возмещению.

В частности, судьи указывают, что не подлежат истребованию и рассмотрению налоговыми органами в рамках камеральной налоговой проверки по вопросу правильности и обоснованности применения налоговых вычетов по НДС следующие документы:

  • главная книга и журнал регистрации полученных счетов-фактур (см. постановление ФАС Дальневосточного округа от 26.10.2011 № Ф03-5163/2011 по делу № А37-393/2011)
  • оборотная и аналитическая ведомости (см. постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.12.2011 по делу № А33-739/2011)
  • путевые листы (см. постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22.12.2010 по делу № А03-4565/2010)
  • приказ об учетной политике (см. постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2011 по делу № А41-41448/10)
  • маркетинговые отчеты и отчеты о проведении семинаров (см. постановление ФАС Московского округа от 04.08.2010 № КА-А40/8305-10 по делу № А40-151164/09-33-1173)
  • разрешения на привлечение и использование иностранных работников (см. постановление ФАС Московского округа от 15.09.2009 № КА-А40/9257-09 по делу № А40-83671/08-90-429)
  • сведения о сотрудниках, табель рабочего времени (см. постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2010 № 09АП-21325/2010-АК по делу № А40-11295/10-115-104)
  • акты сверки дебиторской и кредиторской задолженности, акт инвентаризации дебиторской, кредиторской задолженности; копии платежных поручений об оплате счетов-фактур (спорных), справки о дебиторской и кредиторской задолженности (постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2009 по делу № А43-31251/2008)

Значит, при проведении камеральной налоговой проверки по НДС, в ходе которой проверяется правильность исчисления налога, налоговой инспекции предоставлено право запросить у налогоплательщика только те дополнительные документы, которые необходимы для подтверждения правомерности применения налоговых вычетов по НДС.

Также суды отмечают, что по смыслу ст. ст. 88 и 93 НК РФ требование о представлении необходимых для налоговой проверки декларации по НДС документов должно содержать достаточно определенные данные о документах, которые истребуются налоговым органом, а сами истребуемые документы должны иметь отношение к предмету налоговой проверки. См.:

Постановление
ФАС Волго-Вятского округа от 24.08.2009
по делу № А82-15261/2008-27

Где найти:
ИБ ФАС Волго-Вятского округа

Одновременно арбитры указали на отсутствие оснований для применения к налогоплательщику ответственности, установленной п. 1 ст. 126 НК РФ, если затребованные налоговой инспекцией документы не относятся к предмету налоговой проверки.

Арбитражный суд Свердловской области посчитал, что налоговая инспекция, направляя в ходе проводимой ею камеральной проверки декларации по НДС с суммой к возмещению запросы в государственные органы о представлении сведений (объяснений) лиц, не являющихся непосредственным контрагентом налогоплательщика, запросы сведений об IP-адресах не контрагента налогоплательщика, вышла за пределы своих полномочий, т.к. указанные действия не имеют непосредственного отношения к предмету и объему камеральной проверки, проводившейся в отношении организации (см. решение Арбитражного суда Свердловской области от 18.02.2014 по делу № А60-43952/2013).

В то же время налогоплательщик, подтверждая обоснованность налоговой выгоды в виде сумм НДС, заявленных к возмещению, вправе по собственной инициативе представить в налоговый орган любые документы финансово-хозяйственной деятельности организации, касающиеся проверяемого периода и обосновывающие правомерность применения налоговых вычетов. См.:

Постановление Первого арбитражного
апелляционного суда от 01.10.2009
по делу № А43-31252/2008

Где найти:
ИБ 1 апелляционный суд

Налоговый орган при проведении камеральной проверки декларации по НДС не вправе возлагать на налогоплательщика обязанность предоставить значительное количество документов, не связанных с проверкой обоснованности получения налогоплательщиком возмещения сумм НДС из бюджета (см. постановление ФАС Дальневосточного округа от 03.12.2009 № Ф03-6876/2009 по делу № А73-11087/2008).

В продолжение нашего сюжета хотим познакомить вас со свежим судебным решением, в котором, на наш взгляд, арбитры привели весомые аргументы, касающиеся полномочий представителей налоговых органов при проведении камеральной проверки декларации по НДС с заявленной в ней сумме к возмещению. См.:

Постановление ФАС Уральского округа
от 28.05.2014 № Ф09-2164/14
по делу № А50-8331/2013

Где найти:
ИБ ФАС Уральского округа

По мнению арбитров, при проведении камеральной налоговой проверки декларации по НДС с суммой налога к возмещению налоговый орган наряду с проверяемой налоговой декларацией вправе исследовать следующие доказательства:

  1. документы, представленные самим налогоплательщиком вместе с декларацией;
  2. другие документы о деятельности налогоплательщика, имеющиеся у налогового органа;
  3. документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов в соответствии со ст. 172 НК РФ, которые инспекция вправе истребовать у налогоплательщика при проверке обоснованности суммы НДС, заявленной к возмещению.

Суд обратил внимание, что полномочия инспекции по осуществлению налогового контроля при проведении камеральной налоговой проверки ограничены положениями ст. 88 НК РФ, причем, данное ограничение касается как объема подлежащих проверке документов, так и возможных источников получения необходимой информации или документов.

Поэтому при отсутствии замечаний относительно оформления налогоплательщиком счетов-фактур с выделенной суммой НДС, документов, подтверждающих приобретение товаров (работ, услуг) и принятие их к учету, а также ошибок в налоговой декларации по НДС и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, у налоговой инспекции отсутствуют правовые основания для получения информации из других источников (инспекторы в ходе камеральной проверки декларации истребовали, в частности, у банков выписки по расчетным счетам налогоплательщика и его контрагентов, документы и пояснения о поставщиках товаров; кроме того, были допрошены свидетели контрагентов).

В итоге суд признал незаконным получение инспекцией перечисленных документов и информации допроса свидетелей вопреки ограничениям, установленным ст. 88 НК РФ в отношении осуществления контроля в рамках проведения камеральной налоговой проверки.

В заключение, используя соответствующие судебные акты, сформулируем еще несколько важных для налогоплательщиков выводов:

  • налоговая инспекция не вправе по окончании камеральной проверки налоговой декларации по НДС, ссылаясь на положения п. 3 ст. 176 НК РФ, откладывать возврат части НДС, в отношении которой не выявлено нарушений, до момента изготовления акта проверки либо принятия решений о возмещении и возврате налога (см. постановление Президиума ВАС РФ от 12.04.2011 № 14883/10);
  • при вынесении решения о частичном возмещении суммы НДС, в отношении которой налоговыми инспекторами не были выявлены нарушения при камеральной проверке, налоговики должны ссылаться на положения п. 2 ст. 176 НК РФ, согласно которым по окончании камеральной проверки в течение 7 дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм НДС, если при проведении такой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах (см. письмо ФНС РФ от 23.07.2012 № СА-4-7/12100).

Вот и всё, наш сюжет закончен. Мы со своей стороны пожелаем вам пройти камеральную проверку декларации по НДС без сучка и задоринки, возместив НДС без лишней нервотрепки и конфликта с налоговой инспекцией.

 

Полная версия журнала «Оперативно и достоверно» доступна только Клиентам компании «ЭЛКОД» – сопровождаемым пользователям КонсультантПлюс, зарегистрированным в Личном кабине на нашем сайте или из программы ПРОЭЛКОД