Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Закон г. Москвы от 23.11.2016 N 40

«О внесении изменений в статью 4.1 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Отзыв лицензии банка. Исполнение налоговых обязательств и последствия такого отзыва17.12.2014

Согласно действующему законодательству кредитные организации вправе осуществлять банковские операции только при наличии у них лицензии, выданной Центробанком России. Она выдается без ограничения срока ее действия, но в определенных законом случаях Банк России имеет право эту лицензию отозвать. После отзыва лицензии кредитная организация должна быть ликвидирована.

В последнее время новости об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций воспринимаются нами как нечто привычное и ожидаемое. При этом, всех, скорее, волнуют последствия для хозяйствующих субъектов, получающих доходы от экономической деятельности и уплачивающих с этих доходов налоги, а не свершившийся факт отзыва лицензии и его причины.
Отзыв лицензии у банка, где у организации открыт счет, используемый для уплаты налогов и расчетов с контрагентами, — факт неприятный, который может создать ей массу проблем, таких, как «зависшие» остатки денежных средств, исполнение обязанности по уплате налогов через проблемный банк, выплата заработной платы. Об этих и других проблемах я бы хотел рассказать в настоящей статье.

В самом начале своего повествования я хотел задать вектор и определить круг самых важных и наиболее часто задаваемых вопросов. Для этого предлагаю вам, уважаемые читатели, смоделировать разные ситуации, в которых может оказаться любой налогоплательщик. Итак, приступим.

Представим ситуацию.

СИТУАЦИЯ: У банка, в котором открыт счет индивидуального предпринимателя или компании, применяющей кассовый метод учета доходов и расходов, отозвана лицензия. В результате чего все заработанные денежные средства заморожены, и распоряжаться ими не представляется возможным. Нужно ли в таком случае ИП или организации включать данный доход в налогооблагаемую базу в текущем году?

Минфин России в своем письме пояснил ситуацию. См.:

Письмо Минфина России от 29.04.2014 № 03-04-05/20249

ГДЕ НАЙТИ:
ИБ Финансист

Согласно подп. 2 п. 1 ст. 223 НК РФ при получении доходов в денежной форме дата фактического получения дохода определяется как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц.

Таким образом, доходы, поступившие на расчетный счет ИП или компании, считаются фактически полученными и учитываются при расчете налоговой базы независимо от приостановления операций по счету налогоплательщика в связи с отзывом лицензии у банка.
Это означает, что компании и ИП, применяющие кассовый метод, не только потеряют «зависшие» деньги в банке, но им еще придется уплатить с этих сумм налоги. Но оспорить позицию Минфина России в описанной ситуации вряд ли удастся. По моему мнению, во избежание таких проблем безопаснее всего открывать счета в банке с госучастием.
Но как же быть тем налогоплательщикам, которые хотели исполнить свой долг и пополнить казну уплаченными налогами? Давайте представим следующее:

СИТУАЦИЯ: Налогоплательщик предъявил в банк платежное поручение на уплату налогов. На расчетном счете имеется достаточное количество денежных средств для исполнения обязательств перед бюджетом. Денежные средства были списаны с расчетного счета, но в связи с отзывом у банка лицензии в бюджет не поступили. Признается ли в данном случае обязанность организации по уплате налогов исполненной?

Отвечая на поставленный вопрос, в первую очередь необходимо понимать, почему может произойти отзыв лицензии. Предупрежден — значит вооружен.
В ст. 20 Закона о банках перечислены Основания для отзыва банковской лицензии. См.:

Федеральный закон от 02.12.1990 № 395–1 «О банках и банковской деятельности»

ГДЕ НАЙТИ:
ИБ Версия Проф

Из названной статьи следует, что отзыв лицензии означает прекращение любых банковских операций по корреспондентскому счету кредитной организации.
Это означает, что в связи с отзывом банковской лицензии указанные суммы не поступят в бюджет РФ, даже если на расчетном счете налогоплательщика имеется необходимое количество денежных средств для осуществления налоговых платежей.

Отзыв лицензии всегда касается и кредитной организации, и налогоплательщиков, имеющих счета в банке, поэтому необходимо четко понимать, какие обязанности должны выполнять все стороны. По моему мнению, необходимо начать именно с банка.
Согласно п. 3 ст. 60 НК РФ при наличии денежных средств на счете налогоплательщика банк не имеет права задерживать исполнение поручения. Списание этих средств должно осуществляться в порядке поступления распоряжений владельца счета и других расчетных документов в течение операционного дня.
Напоминаю, что под достаточностью средств на счете понимается наличие остатка денежных средств не ниже суммы всех требований к нему либо выполнение условий, предусмотренных договором счета, позволяющих проводить расчетные операции по всем требованиям, предъявленным к счету, сумма которых превышает сумму остатка денежных средств на счете.
Обращаю ваше внимание на то, что для подтверждения достаточности средств на вашем счете нужно взять банковскую выписку за эту дату. А также у вас должен сохраниться экземпляр платежки с банковской отметкой.

Согласно п. 3.1 ст. 60 НК РФ при невозможности исполнения поручения в срок в связи с недостаточностью (отсутствием) денежных средств на корреспондентском счете банк обязан в течение дня, следующего за днем истечения срока исполнения поручения, сообщить о неисполнении данного поручения налогоплательщика в налоговый орган по месту нахождения банка и налогоплательщику.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение установленных Налоговым кодексом обязанностей банки несут ответственность. При этом применение мер ответственности не освобождает банк от обязанности перечислить в бюджет сумму налога. Если же банк не исполняет свои обязанности в установленный срок, к нему применяются меры по взысканию неперечисленных сумм налога за счет денежных средств в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному ст. 46 НК РФ.
Налогоплательщик, в свою очередь, согласно п. 1, подп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. С момента предъявления им в банк поручения на перечисление средств с его расчетного счета при наличии на том достаточного денежного остатка на день платежа такая обязанность считается исполненной.
Таким образом, положения Налогового кодекса не связывают факт признания обязанности по уплате налогов и взносов исполненной с фактическим перечислением банком денежных средств в бюджет. К тому же, согласно п. 4 ст. 45 НК РФ в качестве причины для признания налога неуплаченным отзыв банковской лицензии не назван. Такие выводы следуют и из письма ФНС России. См.:

Письмо ФНС России от 22.05.2014 № СА-4-7/9954

ГДЕ НАЙТИ:
ИБ Финансист

Чиновники указывают, что в данном случае правовое значение имеет факт добросовестного совершения плательщиком всех предусмотренных законом действий, направленных на исполнение обязанности по уплате налогов и взносов в бюджет РФ. При этом сам по себе факт отзыва лицензии у банка не может являться основанием для признания действий налогоплательщика недобросовестными и не свидетельствует о неисполнении им обязанности по уплате обязательных платежей.

При этом ведомство ссылается на позицию Конституционного суда РФ. См.:

Определение Конституционного суда РФ от 25.07.2001 № 138-О

ГДЕ НАЙТИ:
ИБ Версия Проф

Согласно указанному определению положения подп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ касаются только добросовестных налогоплательщиков, что предполагает обязанность налоговых органов и других органов государства осуществлять контроль исполнения налоговых обязательств в установленном порядке, проводить проверку добросовестности налогоплательщиков и банков и в случаях выявления их недобросовестности обеспечивать охрану интересов государства, в том числе с использованием механизмов судебной защиты.

Наверняка, многие из читателей зададутся интересным вопросом:

ВОПРОС: Какие же налогоплательщики являются недобросовестными?

В адрес плательщика налоговиками будет направлено требование об уплате налогов на основании п. 1 ст. 70 НК РФ в случаях установления наличия в действиях налогоплательщика признаков получения необоснованной налоговой выгоды. Налоговая выгода в данной ситуации может быть получена при преднамеренном использовании расчетных счетов, открытых в проблемном банке, для перечисления обязательных платежей.
Вообще правомерность действий инспекций по взысканию налогов в случаях списания обязательных платежей с расчетного счета, но незачисления их в бюджет, а также действий по отказу в признании обязанности по уплате налога исполненной неоднократно была предметом рассмотрения в судах. Только при наличии доказательств недобросовестности при направлении платежных поручений в банк арбитры могут признать обязанность по уплате налога неисполненной.
Имеются судебные акты, указывающие, что само по себе направление платежного поручения на уплату налога в банк, у которого не имелось достаточных средств на корреспондентском счете и впоследствии была отозвана лицензия, не является признаком недобросовестности налогоплательщика. См.:

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 04.08.2010 по делу № А53-27390/2009-С5-47

ГДЕ НАЙТИ:
ИБ Арбитражный суд
Северо-Кавказского округа

Исходя из содержания постановления можно сделать следующий вывод: если на момент предъявления в банк платежного поручения на расчетном счете имеется достаточный денежный остаток для исполнения данного платежного документа, то факт отсутствия денежных средств на корреспондентском счете банка на дату его предъявления и списания банком денежных средств со счета не свидетельствует о недобросовестности плательщика. А непоступление в бюджет списанных банком с расчетного счета денежных средств — это следствие обстоятельств, не зависящих от конкретного юридического лица.

Разобравшись с понятием недобросовестности налогоплательщика, предлагаю, уважаемые читатели, решить очередной, не менее важный, вопрос.

ВОПРОС: Какие же признаки могут указать на недобросовестность налогоплательщика?

1. Наличие расчетных счетов в других платежеспособных банках

И налоговики, и арбитры обязательно отметят факт наличия открытых расчетных счетов в других кредитных организациях.
В некоторых случаях он не повлияет на исход дела для налогоплательщика. См.:

Постановления ФАС МО от 20.03.2013 № А40-76467/12-116-163

ГДЕ НАЙТИ:
ИБ Арбитражный суд Московского округа

Постановление ФАС ЦО от 09.03.2010 № А23-4559/08А-13-6

ГДЕ НАЙТИ:
ИБ Арбитражный суд Центрального округа

Согласно вышеуказанным материалам, суды считают, что наличие счетов в других банках на момент перечисления спорных сумм налогов не свидетельствует о недобросовестности налогоплательщика, если на них было недостаточно денежных средств для уплаты налогов. Налогоплательщик вправе самостоятельно выбирать, с какого расчетного счета перечислять денежные средства.

Однако в ситуации, когда плательщики имеют счета сразу в нескольких банках, судебные споры чаще всего разрешаются не в их пользу. См.:

Постановление ФАС Московского округа от 29.02.2012 по делу № А40-53497/11-140-239

ГДЕ НАЙТИ:
ИБ Арбитражный суд Московского округа

Постановление ФАС Московского округа от 21.11.2011 по делу № А40-124428/10-127-703

ГДЕ НАЙТИ:
ИБ Арбитражный суд Московского округа

По мнению арбитров, обязанность по уплате налога не является исполненной, а налогоплательщик не признается добросовестным, если он располагал информацией о некредитоспособности банка, в который им были направлены платежные поручения на уплату налога.
Суд может принять во внимание и сделать вывод об осведомленности и, как следствие, недобросовестности налогоплательщика, если перечисление денежной суммы для уплаты налога через проблемный банк явилось единичным случаем или в период предъявления платежных поручений на уплату налога денежные средства от контрагентов на расчетный счет в проблемном банке налогоплательщику не поступали, то есть клиенты были предупреждены о наличии проблем с банком.

2. Досрочная уплата налога и зачет излишне уплаченных сумм.

В соответствии с п. 1 ст. 38, п. 1 ст. 44 НК РФ обязанность исчисления и уплаты налога возникает у налогоплательщика при наличии объекта и налоговой базы.
По моему мнению, налогоплательщику необходимо доказать факт того, что досрочная уплата налогов не являлась для него каким-либо экстраординарным событием, а практиковалась в течение продолжительного времени. Тогда это будет способствовать признанию арбитрами его позиции правомерной. См.:

Постановление ФАС Московского округа от 21.03.2013 по делу № А40-41542/12-116-87

ГДЕ НАЙТИ:
ИБ Арбитражный суд Московского округа

Суд указал, что, досрочно уплачивая налоги, организация определяла их суммы исходя из своих реальных обязательств, уже сформированных за предыдущий квартал, и у нее не было причин полагать, что по итогам деятельности за следующий квартал не будет оснований начислять и уплачивать налог в определенных ею размерах.
При этом, согласно материалам дела, досрочная уплата налогов не являлась для общества экстраординарным событием, а практиковалась в течение продолжительного времени.
Наличие у общества обязанности по уплате спорных сумм налогов подтверждалось, в том числе, и фактом выставления инспекцией требований об уплате именно тех сумм, которые были указаны в названных платежных поручениях.
Указанные обстоятельства были обоснованно расценены судами как доказательства того, что общество на момент уплаты налоговых сумм не знало и не могло знать о том, что списанные с его расчетного счета денежные средства не поступят в бюджет из-за отсутствия денежных средств на счетах Банка.
Кроме того, остаток средств на расчетном счете в Сбербанке по состоянию на даты осуществления спорных платежей не позволял полностью уплатить суммы подлежащих уплате налогов.

СИТУАЦИЯ: Предположим, что деньги на уплату налогов и сборов не были перечислены банком получателю средств, в то время как сам налогоплательщик оформил соответствующее платежное поручение. В подобных случаях налоговая инспекция или внебюджетные фонды нередко требуют повторной уплаты денег. Чиновники также могут отказаться принимать расчет по налогам и страховым взносам, поскольку платеж к ним не поступил. Что же делать, если из-за проблем банка ваши деньги не поступили получателю?

Для ответа на вопрос я хотел бы в первую очередь напомнить вам нормы законодательства, на которые необходимо ссылаться при возникновении споров с госслужащими.
— Действующее законодательство не предусматривает обязанности клиентов кредитных учреждений проверять наличие денежных средств на корреспондентских счетах банков при открытии счетов, направлении платежных поручений либо в каких-то иных случаях. Поэтому сам по себе факт отсутствия денежных средств на корреспондентском счете банка на момент предъявления платежных поручений и списания сумм налога со счета налогоплательщика не свидетельствует о недобросовестности клиента банка.
Из положений ст. 26 Закона о банках и банковской деятельности, а также ст. ст. 857, 860 ГК РФ следует, что информация о состоянии корреспондентских счетов доступна только по запросам уполномоченных на то органов и не является открытой, в том числе и для клиентов банка. Согласно договору банковского счета, налогоплательщик не вправе требовать, а банк не обязан информировать своих клиентов о своем финансовом состоянии или финансовых проблемах.
Таким образом, налогоплательщик может и не располагать информацией о проблемах и неплатежеспособности банка в период направления платежных поручений для перечисления налога в бюджет.
— Отзыв банковской лицензии не поименован в п. 4 ст. 45 НК РФ. Напомним, в нем перечислен ряд случаев, когда обязанность по уплате налога не признается исполненной. Значит, факт отзыва лицензии не должен рассматриваться в качестве основания непризнания обязанности по уплате налогов исполненной.
— Действующее налоговое законодательство не содержит ограничений по количеству открытых расчетных счетов в кредитных учреждениях и не ограничивает налогоплательщика в праве выбора кредитного учреждения, через которое оно будет производить расчеты по уплате в бюджет обязательных платежей.
— Статьей 133 НК РФ предусмотрена ответственность кредитной организации за нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога в бюджетную систему РФ. ФНС подчеркивает, что при неисполнении банком поручения на перечисление налога к нему применяются меры по взысканию неперечисленных сумм за счет денежных средств в порядке, предусмотренном ст. 46 НК РФ.

При разговоре с чиновниками вы также можете ссылаться на постановление Конституционного суда РФ № 24-П. См.:

Постановление Конституционного суда РФ от 12.10.1998 № 24-П

ГДЕ НАЙТИ:
ИБ Версия Проф

В данном постановлении судьи разъяснили, что повторно взыскивать с добросовестного налогоплательщика не поступившие в бюджет из-за проблем банка суммы недопустимо.

Подготовившись морально к противостоянию и вооружившись необходимыми аргументами, необходимо уведомить налоговые органы о перечислении платежей, не дожидаясь, пока чиновники признают за вами недоимку по налогам и взносам. Для этого напишите заявление в свободной форме на имя начальника ведомства с просьбой зачесть перечисленные суммы в счет налоговых (страховых) платежей. В своем заявлении ссылайтесь на нормы законодательства, указанные в попд. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ или подп. 1 п. 5 ст. 18 Закона № 212-ФЗ. Приложите к заявлению копию банковской выписки на дату передачи поручения, а также копию платежки с отметкой банка.
Для экономии времени лучше всего подать заявление непосредственно в канцелярию ведомства. И не забудьте сделать для себя копию документа, на которой госслужащие поставят отметку о том, что приняли ваше заявление. Эта копия вам понадобится, если вдруг чиновники откажутся признать оплату, и придется обращаться в вышестоящие инстанции.
Если чиновники отказываются признавать уплату налогов и страховых взносов, несмотря на то что вы подали заявление с просьбой признать уплату налогов и взносов, чтобы не обращаться в суд, вы можете попытаться доказать свою правоту в вышестоящей инстанции, ведь возможно обжаловать на вышестоящем уровне решения местных государственных служащих в соответствии со ст. ст. 137 и 138 НК РФ и ст. ст. 53 и 54 Закона № 212-ФЗ.
Подайте письменную жалобу в свободной форме, к которой приложите как раз копию вашего заявления с отметкой о том, что документ принят. Чиновники не имеют права отказываться принимать расчеты по налогам и взносам.

Бывают случаи, когда чиновники отказываются принимать у вас расчет по налогам и страховым взносам по причине того, что имеется задолженность. То есть в ситуации, когда деньги застряли в проблемном банке, вы можете столкнуться с тем, что в соответствии со ст. 119 НК РФ и ст. 46 Закона № 212-ФЗ вам не только насчитают недоимку, но и начислят штраф за не сданную вовремя отчетность.

Для того чтобы отстоять свое право подать декларацию (расчет) вовремя, вам следует ссылаться на административные регламенты по приему налоговых деклараций (расчетов), в которых нет указания на то, что основанием для отказа в приеме документов является неперечисление какого-либо налога или страхового взноса. Соответствующие Регламенты утверждены приказами Минфина и Минтруда России. См.:

Приказ Минфина России от 02.07.2012 № 99н

ГДЕ НАЙТИ:
ИБ Версия Проф

Приказ Минтруда России от 18.09.2013 № 467н

ГДЕ НАЙТИ:
ИБ Версия Проф

Приказ Минтруда России от 18.11.2013 № 673н

ГДЕ НАЙТИ:
ИБ Версия Проф

К примеру, п. 14 Административного регламента № 673 по предоставлению форм расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам не предусматривает оснований для отказа в приеме этого документа.
А если и вышестоящие инстанции вашу позицию не поддержат, тогда придется обращаться в суд. В большинстве случаев арбитры встают на сторону налогоплательщика. См.:

Постановления ФАС Московского округа от 22.08.2011 № КА-А41/9282–11

ГДЕ НАЙТИ:
ИБ Арбитражный суд Московского округа

Судьи удовлетворили требование о признании исполненной обязанности по уплате налога и обязании налогового органа отразить в карточке лицевого счета поступление платежа, поскольку отсутствие средств на корреспондентском счете банка не свидетельствует о недобросовестности налогоплательщика, не доказана осведомленность общества об имевшихся у банка проблемах.
Такое событие, как отзыв лицензии банка, всегда носит негативный характер и означает, что и банку, и клиентам этой «проблемной» кредитной организации предстоит решить множество не самых приятных и простых вопросов. На некоторые из таких вопросов я хотел бы ответить.

ВОПРОС: Можно ли отнести «зависшие» денежные средства к безнадежной задолженности?

Позиция контролирующих органов о признании денежных средств, оставшихся на расчетном счете налогоплательщика, безнадежным долгом выражена во многих письмах. См.:

Письмо Минфина России от 19.09.2012 № 03-03-06/1/487

ГДЕ НАЙТИ:
ИБ Финансист

Так, в налоговом учете «зависшие» суммы могут быть отнесены к безнадежной задолженности и включены во внереализационные расходы только после принятия арбитражным судом решения о ликвидации кредитной организации и внесения соответствующей записи о ее ликвидации в ЕГРЮЛ.

Проведя анализ судебной практики, полагаю, что во избежание претензий со стороны налоговых инспекторов безнадежную задолженность в целях исчисления налога на прибыль следует учитывать на момент получения выписки из ЕГРЮЛ, утвержденной приказом Минфина России от 23.11.2011 № 158н, которая свидетельствует о ликвидации должника. Альтернатива — разрешение налогового спора в суде, перспективы которого неоднозначны.
Обращаю ваше внимание на то, что информация на сайте ФНС о ликвидации кредитной организации не является документальным подтверждением расходов в виде суммы списанного безнадежного долга.
Рассуждая о правомерности отнесения «зависших» денежных средств к безнадежной задолженности, нельзя не задаться еще одним вопросом.

ВОПРОС: Как же отражать в бухгалтерском учете сформированный резерв сомнительных долгов по задолженности банка, и необходимо ли его создание?

Как я уже указывал выше, отзыв у банка лицензии на осуществление банковской деятельности означает, что он должен быть ликвидирован. При этом у компании возникает дебиторская задолженность банка в размере ее требований, включенных в реестр требований кредиторов.
В бухгалтерском учете это отражается проводкой:
Дебет 76 — Кредит 5 — признана задолженность банка по возврату денежных средств.
Данная дебиторская задолженность является сомнительной, поскольку с момента отзыва лицензии считается наступившим срок исполнения обязательств кредитной организации, возникших до дня отзыва лицензии (ст. 20 Закона о банках).
Документальным подтверждением величины резерва будет служить бухгалтерская справка или иной документ, утвержденный организацией для таких случаев, в котором содержится расчет резерва исходя из имеющейся информации о вероятности погашения задолженности.
Формирование резерва сомнительных долгов осуществляется по кредиту счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы»:
Дебет 91–2 Кредит 63 — сформирован резерв сомнительных долгов по задолженности банка.
Если банк не погасит задолженность, после его ликвидации долг признается нереальным к взысканию и списывается за счет созданного резерва сомнительных долгов:

Дебет 63 — Кредит 76 — списана задолженность банка за счет созданного резерва сомнительных долгов.

В налоговом учете задолженность банка по возврату денежных средств сомнительной не является. См.:

Письмо Минфина России от 23.10.2012 № 03-03-06/1/562

ГДЕ НАЙТИ:
ИБ Финансист

Постановление ФАС Московского округа от 26.03.2010 № КА-А40/2553–10 по делу № А40-95723/08-98-494

ГДЕ НАЙТИ:
ИБ Арбитражный суд Московского округа

Сомнительной может быть только задолженность, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Это прямо следует из формулировки п. 1 ст. 266 НК РФ. Задолженность банка возникла в результате невозврата банком в установленный законом срок денежных средств организации, находящихся на ее расчетном счете в этом банке. Следовательно, даже если компания в соответствии со своей учетной политикой формирует резерв сомнительных долгов в налоговом учете, под задолженность банка резерв не создается. В соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ данную задолженность можно признать в составе внереализационных расходов только после того, как она станет безнадежным долгом.

Согласно п. 2 ст. 266 НК РФ безнадежными долгами признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации. См.:

Письмо Минфина России от 19.10.2012 № 03-03-06/1/55

ГДЕ НАЙТИ:
ИБ Финансист

Таким образом, списать задолженность банка в расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, возможно только после внесения записи в ЕГРЮЛ о его ликвидации.
Особенно остро отзыв лицензии может затронуть и работников, занятых в организации.

ВОПРОС: Является ли отзыв лицензии банка причиной, на основании которой организация имеет право не выплачивать заработную плату?

Отзыв лицензии у банка и невозможность в связи с этим снять с расчетного счета денежные средства на выплату зарплаты не являются основаниями для невыплаты зарплаты в установленный срок. За каждый день просрочки работодатель должен будет уплатить работнику компенсацию в размере не ниже 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Банка России от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно (ст. 236 ТК РФ). При этом обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Кроме того, нарушение срока выплаты зарплаты повлечет за собой штраф по ст. 5.27 КоАП РФ. См.:

Постановление Верховного суда РФ от 13.05.2014 № 47-АД14-3

ГДЕ НАЙТИ:
ИБ Решения Высших судов

Требования о привлечении к административной ответственности по части 1 ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение законодательства о труде и об охране труда удовлетворены, поскольку представлены доказательства совершения работодателем указанного правонарушения.
Штраф по указанной статье составляет:

для должностных лиц — от 1 000 до 5 000 рублей;

для предпринимателей — от 1 000 до 5 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

для организаций — от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Таким образом, если компания не успела снять деньги с расчетного счета из-за отзыва лицензии у банка, ей нужно будет изыскать средства для выплаты зарплаты своим работникам.
То же самое нужно будет сделать, если у компании открыт зарплатный проект в «проблемном» банке, и она перечислила на карточки сотрудников начисленную им зарплату, но из-за отзыва лицензии у банка эти средства так и не были зачислены на счета сотрудников. Ведь обязанность по выплате зарплаты в этом случае не будет считаться исполненной, поскольку работники перечисленные им деньги не получили.
Если же перечисленные средства были зачислены на карточки работников, обязательство по выплате зарплаты является выполненным. И работники уже сами должны будут требовать свои деньги у «проблемного» банка. Особых проблем с этим быть не должно. В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» средства на банковских счетах граждан застрахованы. И возвращать «зависшие» денежные средства сотрудникам будет не банк, а Агентство по страхованию вкладов. Возврат денег осуществляется агентством в течение трех рабочих дней со дня представления вкладчиком документов (заявления и документов, удостоверяющих личность), но не ранее 14 дней со дня наступления страхового случая (п. 4 ст. 12 Федерального закона от 23.12.2003 № 177-ФЗ).
Наш сюжет близится к завершению, и я хотел бы дать несколько рекомендаций по выбору кредитной организации, ведь в экономической ситуации банковский сектор становится особенно уязвимым, что может повлечь дальнейшие отзывы лицензий банков.

Выбор банка — это самая непростая задача. Однако игра в данном случае стоит свеч.
Банков, которые гарантированно минуют все возможные перипетии, не так много, они наделены вполне четким параметром показателей.
Первое условие — банк должен обладать достаточным собственным капиталом, чтобы удовлетворить требования своих вкладчиков и других кредиторов с точки зрения наличия у него достаточных средств. Узнать размеры можно из документов самого банка или многочисленных рейтингов и сравнений, публикуемых в экономических изданиях.
Дополнительным бонусом будет, если банк развивается. В нынешней ситуации это особенно сложно, и, если у банка присутствуют планы по наращиванию собственного капитала, это свидетельствует о его надежности и устойчивости.
Крайне важно, чтобы у рассматриваемого банка имелся успешный опыт преодоления прежних кризисов. Очень важно, чтобы у банка был опыт выхода из кризиса.

В то же время, одних только прежних заслуг банка недостаточно, чтобы остановить на нем свой выбор. Банк также должен демонстрировать хорошую динамику, что будет свидетельствовать о том, что дела у него идут хорошо и сегодня, это говорит о работоспособности банка.
Огромным плюсом в выборе банка будет являться его близость к ТЭК (топливно- энергетическому комплексу) и другим экспортно-сырьевым областям.

Эксперты сходятся во мнении, что ближайшие 30–50 лет за ТЭК можно не волноваться, поэтому вкладчики банков, которые имеют взаимоотношения с компаниями из этого сектора, с большей вероятностью могут спать спокойно.
Последним параметром можно назвать широкую географию банка: если он замыкает один регион, его влияние на экономику значительно меньше, чем у того, у кого филиальная сеть работает по стране. Поэтому также стоит обратить внимание на банки федерального масштаба.
Заканчивая наш сюжет, хотелось бы затронуть вопрос, который, без сомнения, заинтересует всех без исключения налогоплательщиков.

ВОПРОС: Каким же образом вернуть назад денежные средства, находящиеся на расчетном счете в банке?

После отзыва лицензии у банка организация не сможет воспользоваться денежными средствами, находящимися на ее расчетном счете в этом банке. Согласно положениям ст. 50.36 Закона о банкротстве банков, получить их назад можно только в порядке очередности удовлетворения требований кредиторов. Для этого нужно заявить свои требования временной администрации банка, согласно п. 8 ст. 22.1 Закона о банкротстве банков. Сделать это можно путем подачи заявления в произвольной форме. В нем необходимо указать существо предъявляемых требований, наименование и место нахождения юридического лица (индивидуальным предпринимателям нужно указать фамилию, имя, отчество, дату рождения, реквизиты документов, удостоверяющих личность, и почтовый адрес для направления корреспонденции), а также банковские реквизиты. Требования, предъявляемые к банку, должны быть подтверждены документами, которые нужно приложить к заявлению. Такими документами могут стать вступившие в законную силу решения суда, арбитражного суда, определения о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда или иных судебных актов, а также договоры банковского счета, депозитные договоры, договоры банковского вклада, кассовые ордера, выписки из лицевых счетов и иные документы, подтверждающие наличие денежных требований.

Заявить свои требования лучше как можно быстрее. Ведь удовлетворение требований юридических лиц к банку по возврату денежных средств происходит в последнюю (четвертую) очередь. При этом, обращаю ваше внимание на то, что требования, относящиеся к одной очереди, удовлетворяются в порядке календарной очередности согласно п. 1 ст. 50.36 Закона о банкротстве банков, п. 2 ст. 134 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Соответственно, чем позже вы заявите свои требования кредитора, тем меньше у вас шансов вернуть свои деньги.

Также крайне важно незамедлительно уведомить своих контрагентов о том, чтобы они не перечисляли деньги на ваш расчетный счет в банке, у которого отозвана лицензия, и предоставить им реквизиты счета, открытого в другом банке. Сделать это нужно не в силу каких-то требований законодательства, а чтобы избежать дополнительных потерь и проблем.

Конечно, деньги, перечисленные на счет в банке, у которого отозвана лицензия, не пропадут. Согласно ст. 20 Закона о банках кредитные организации и учреждения Банка России осуществляют возврат платежей, поступающих после дня отзыва лицензии на осуществление банковских операций в пользу клиентов кредитной организации, на счета плательщиков в банках-отправителях. Поэтому, если контрагент перечислит деньги на такой счет, они должны быть возвращены ему. Но такой возврат и повторное перечисление денег уже по другим реквизитам займут определенное время.

Обратите внимание, что уведомлять налоговиков и фонды о том, что у банка, в котором у вас открыт расчетный счет, отозвана лицензия, не нужно. Такая обязанность действующим законодательством не предусмотрена.

Итак, мы вкратце рассмотрели проблемы, которые могут возникнуть при отзыве лицензии у банка и нашли ответы, которые помогли бы вам выйти из сложившейся непростой ситуации, если бы обслуживающий вас банк был лишен лицензии на осуществление банковской деятельности. Искренне надеюсь, что вы не столкнетесь с такой проблемой ни в уходящем, ни в наступающем году.

 

 

Полная версия журнала «Оперативно и достоверно» доступна только Клиентам компании «ЭЛКОД» – сопровождаемым пользователям КонсультантПлюс, зарегистрированным в Личном кабине на нашем сайте или из программы ПРОЭЛКОД.