Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Распоряжение Мэра Москвы от 30.06.2014 N 542-РМ

(ред. от 30.11.2016)
«О предельных (максимальных) индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в городе Москве»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Знакомьтесь: НДС. Налог старый, а правила новые… 19.02.2015

По устоявшейся традиции бухгалтеры привыкли начинать новый год с изучения многочисленных изменений в налоговом законодательстве. 2015 год не стал исключением из правил, а более того, «перещеголял» предшествующие годы количеством изменений, вступающих в силу с начала года. По данным разработчиков справочных правовых систем в 2014 году было принято почти на 100 федеральных законов больше, чем в 2013, и почти на 200 – чем в 2012 году. Конечно, далеко не все принятые законы затрагивают налоговую сферу, да и слава Богу, но тем не менее, только по НДС количество поправок и их важность, пожалуй, заслуживают особого внимания. Интерес законодателей к этому налогу вполне объясним. Во-первых, потому что поступления от НДС в структуре федерального бюджета могут конкурировать только с налогом на добычу полезных ископаемых. Во-вторых, эффективность собираемости оставляет желать лучшего, и схемы ухода от уплаты налога и незаконное возмещение НДС из бюджета по-прежнему имеют место быть.

Изменения в 21 главу Налогового кодекса направлены на более жесткий и эффективный контроль над уплатой НДС, препятствующий незаконным схемам, однако, коснутся эти изменения абсолютно всех налогоплательщиков.

В сегодняшнем тематическом сюжете мы поговорим о тех изменениях, применение которых вызывает самое большое количество вопросов.

Начнем с декларации по НДС.

Всё началось еще в 2013 году, с выхода Федерального закона от 28.06.2013 № 134-ФЗ с говорящим названием «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям», который помимо всего прочего обязал всех плательщиков НДС с 1 января 2014 года представлять декларации по НДС в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. Этот же закон дополнил статью 174 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ) пунктом 5.1, согласно которому в налоговую декларацию подлежат включению сведения, указанные в Книге покупок и Книге продаж налогоплательщика. Однако это новшество было принято с отсрочкой вступления в силу, только с 2015 года. До поры до времени на эту фразу даже никто не обращал внимания. Откуда, как не из Книги покупок и Книги продаж попадают сведения в декларацию? Но со временем смысл этой фразы раскрылся в полной красе, и новая форма декларации по НДС расставила все точки над «и».

Приказ ФНС России
от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@

«Об утверждении формы налоговой декларации
по налогу на добавленную стоимость,
порядка ее заполнения, а также формата
представления налоговой декларации
по налогу на добавленную стоимость
в электронной форме»

Где найти:
ИБ Версия Проф

Согласно п. 2 Приказа ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме» (далее – Приказ ФНС № ММВ-7-3/558@) по новой форме нужно будет отчитываться, начиная с налогового периода 2015 года. Так что полностью оценить прелести новой отчетности можно будет, только отчитавшись за первый квартал 2015 года.

Напомню, если вам придется столкнуться с необходимостью представить уточненные декларации за прошлые налоговые периоды, например, за 2014 или за 2013 год, то представить их нужно будет по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся соответствующие изменения (п. 5 ст. 81 НК РФ).

Новая форма предполагает возможность так называемого расширенного декларирования, суть которого заключается в том, что в декларации будут отражены операции в разрезе каждого контрагента, в адрес которого вы выставляли или получали счета-фактуры.

В связи с этой особенностью объем декларации значительно увеличился: как за счет количества разделов, которые входят в ее состав, так и за счет наполнения этих разделов. Вместо ранее предусмотренных семи разделов, в декларацию по НДС включаются двенадцать разделов. Первые семь разделов остались прежними и содержат весьма незначительные уточнения. Содержание разделов с восьмого по двенадцатый будет выглядеть так: в раздел 8 будут включаться сведения из Книги покупок, в раздел 9 – сведения из книги продаж, разделы 10 и 11 предназначены для отражения сведений из журналов регистрации полученных и выставленных счетов-фактур, раздел  12 предназначен для тех лиц, которые, не являясь плательщиками НДС, выставили счет-фактуру с выделенной суммой налога.

В состав декларации в обязательном порядке входят титульный лист и раздел 1. Разделы 2–12, а также приложения к разделам 3, 8 и 9 декларации включаются в состав представляемой в налоговые органы декларации только при наличии соответствующих операций, которые необходимо отражать в этих разделах (п. 3 Приложения 2 Приказа ФНС № ММВ-7-3/558@). Например, если ваша организация является плательщиком НДС и в течение налогового периода осуществляла только облагаемые НДС операции, не являлась налоговым агентом, и не отгружала товары на экспорт, то в состав декларации, представляемой за I квартал 2015 года, войдут титульный лист, раздел 1, раздел 3, раздел 8 и раздел 9.

В раздел 8 будут перенесены сведения из книги покупок об операциях, отражаемых за истекший налоговый период в разрезе каждого контрагента, с указанием номера и даты счета-фактуры, ИНН / КПП продавца и суммы предъявленного налога. На каждый счет-фактуру полученный, по которому вы заявили к вычету НДС, в разделе 8 будут формироваться два листа. В раздел 9 будут перенесены сведения из Книги продаж об операциях, отражаемых за истекший налоговый период, также в разрезе каждого контрагента и на каждый счет-фактуру выставленный будут формироваться три листа. Многих волнует вопрос: а как же теперь распечатывать такую декларацию? Спешу успокоить коллег – распечатывать ничего не нужно, законодательство не требует хранить такой документ в бумажной форме, а если, например, вам необходимо предоставить декларацию по просьбе аудиторов, распечатаете разделы с первого по седьмой, а Книгу покупок и Книгу продаж можно представить в другой, более удобной форме.

Такая форма декларации позволит более эффективно и оперативно выявлять факты нарушения налогового законодательства, но в то же время добавит хлопот и добросовестным налогоплательщикам, ведь расхождения со сведениями, которые отразили в своей отчетности контрагенты, необходимо будет пояснить по требованию налогового органа. Более того, поскольку объем декларации очень увеличится, представители ФНС РФ рекомендуют заблаговременно подготовиться к сдаче отчетности.

В информационном письме от 24.11.2014 № ЕД-4-15/24519@, размещенном на сайте ФНС РФ www.nalog.ru, налогоплательщикам рекомендуется проработать с оператором электронного документооборота (далее – ЭДО), с которым заключен договор на обслуживание, возможности представления и подписания электронной подписью расширенной налоговой декларации.

С организацией, обслуживающей учетную бухгалтерскую программу, рекомендуется обсудить возможности формирования расширенной налоговой декларации по НДС.

Также с использованием онлайн-сервиса, размещенного на официальном сайте ФНС России, рекомендуется провести проверку информации о контрагентах, которая содержится в вашей учетной (бухгалтерской) системе, на предмет правильности занесения в систему ИНН и КПП контрагентов.

Кроме того, ФНС России в целях сокращения рисков рекомендует представить налоговую декларацию по НДС за I квартал 2015 года заблаговременно, за 5–10 дней до установленного Налоговым кодексом срока по представлению налоговой декларации по НДС.

Напомню, что с 1 января 2015 года, согласно п. 5 ст. 174 НК РФ, при представлении налоговой декларации по НДС на бумажном носителе в случае, если предусмотрена обязанность представления декларации в электронной форме, такая декларация будет считаться не представленной. Это значит, что если за представление декларации по НДС на бумаге в прошлом году организацию могли наказать всего лишь штрафом в 200 рублей (ст. 119.1 НК РФ)…

 Вопрос: О налоговой ответственности при представлении декларации по НДС на бумажном носителе начиная с I квартала 2014 года, а также при представлении декларации на бумажном носителе в срок, а в электронной форме – позже установленного срока.

Письмо ФНС России
от 11.04.2014 № ЕД-4-15/6831

Где найти:
ИБ Версия Проф

… то с 2015 года, даже если, предположим, декларация будет направлена на бумажном носителе  по почте, с соблюдением установленного срока, это повлечет за собой более серьезные последствия. Налогоплательщик будет оштрафован по ст. 119 НК РФ, минимум на 1 000 рублей, а также он рискует столкнуться с приостановлением операций по расчетным счетам (п. 3 ст. 76 НК РФ). В настоящий момент отчитаться на бумажном носителе могут только неплательщики НДС, например, организации и ИП, применяющие УСН, или лица, освобожденные от уплаты НДС, например, по ст. 145 НК РФ, выступающие в роли налогового агента. Больше никаких исключений нет. Нулевые декларации по НДС также необходимо представлять в электронном виде через ЭДО. Однако если налогоплательщик не осуществляет операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банке, а также не имеет объектов налогообложения по НДС, то на основании п. 2 ст. 80 НК РФ по истечении налогового периода он может представить единую (упрощенную) налоговую декларацию, на которую требования об обязательном представлении в налоговые органы декларации по установленному формату в электронной форме не распространяются.

 Вопрос: О представлении декларации по НДС в электронной форме организациями и ИП, освобожденными от уплаты НДС или применяющими специальные режимы налогообложения.

Письмо ФНС России
от 19.12.2014 № ГД-4-3/26323@


Где найти:
ИБ Версия Проф

Теперь поговорим о сроках представления отчетности и уплаты НДС. Еще в начале 2014 года в  Распоряжении Правительства РФ от 10.02.2014 № 162-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») ''Совершенствование налогового администрирования''» (Далее – «Дорожная карта») было предложено продлить сроки представления декларации по НДС на 5 дней. Отрадно, что эти предложения не остались только на бумаге.

С 1 января 2015 года крайний срок представления декларации по НДС перенесен на 25-е число месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 174 НК РФ). Срок уплаты НДС тоже увеличен. Теперь налогоплательщики перечисляют налог в бюджет равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 174 НК РФ).

Неплательщики НДС, выставившие своим контрагентам счет-фактуру, с выделенной суммой налога, могут перечислить налог на 5 дней позже, не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом (п. 4 ст. 174 НК РФ).

Пальму первенства среди вопросов, связанных с новшествами по НДС, занимают вопросы о необходимости ведения журнала регистрации полученных и выставленных счетов-фактур. Дело в том, что с 1 января 2015 года для плательщиков НДС упразднена обязанность ведения журналов регистрации полученных и выставленных счетов-фактур (п. 3 ст. 169 НК РФ). Отмена этой обязанности связана с тем, что сведения из журналов регистрации фактически дублировались со сведениями из Книги покупок и Книги продаж.

И в целях оптимизации документооборота налогоплательщиков освободили от необходимости их ведения. Однако для тех, кто имеет право составлять счета-фактуры, но сведения из этих документов, в силу специфики сделки, в Книгу продаж и Книгу покупок не заносит, обязанность по ведению журналов осталась. Так, согласно п. 3.1 ст. 169 НК РФ как налогоплательщики, в том числе освобожденные от исполнения обязанностей плательщика НДС по ст. 145 НК РФ, так и лица, не являющиеся налогоплательщиками, например, применяющие УСН, в случае выставления или получения счетов-фактур при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица, на основе договоров комиссии, агентских договоров, обязаны вести журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур, в отношении посреднической деятельности.

Здесь, необходимо обратить внимание на очень важную деталь: обязанность ведения журналов сохраняется, только если посредник (комиссионер, агент) реализует или закупает товар от своего имени. Если посредник действует от имени принципала, т.е. агентский договор заключен по типу договора поручения, то вести журнал регистрации  полученных и выставленных счетов-фактур в отношении таких операций не нужно. Обязанность ведения журнала коснулась и тех, кто оказывает услуги на основе договоров транспортной экспедиции. Обратите внимание, это касается только тех договоров, которые заключены по типу агентского договора, и экспедитор приобретает в интересах и за счет заказчика услуги третьих лиц от своего имени. Если договор транспортной экспедиции заключен по типу договора возмездного оказания услуг, то в отношении таких операций экспедитор журнал регистрации полученных выставленных счетов-фактур вести не должен. Дело в том, что в этой ситуации счета-фактуры выставленные будут отражены в Книге продаж, а полученные – при соблюдении условий для вычета НДС – в Книге покупок. Обязанность по ведению журнала сохранилась и у тех, кто выполняет функции застройщика и перевыставляет инвесторам счета-фактуры на приобретенные у третьих лиц товары (работы, услуги).

Резюмируя сказанное, можно сделать следующий вывод: если организация или ИП применяет общую систему налогообложения и заключает перечисленные выше договоры, выступая в роли посредника – исполнителя, то необходимо счета-фактуры, выставленные или полученные в рамках посреднической деятельности, в отношении операций, которые, как правило, проходят через счет 76 в бухгалтерском учете, зарегистрировать в журнале регистрации полученных и выставленных счетов-фактур. Счет-фактура на сумму вознаграждения, полученного при исполнении посреднического договора, в журнале регистрации счетов-фактур не отражается, а проходит по Книге продаж. В составе декларации таких налогоплательщиков, помимо новых разделов 8 и 9, будут формироваться разделы 11 и 12 в отношении транзитных операций.

Если организация или ИП применяет упрощенную систему налогообложения и заключает перечисленные выше договоры, выступая в роли посредника – исполнителя, то счета-фактуры, выставленные или полученные в рамках посреднической деятельности, регистрируются в журнале регистрации полученных и выставленных счетов-фактур.

На сумму вознаграждения, полученного при исполнении посреднического договора, после составления отчета и подписания акта, счет-фактура не составляется, поскольку вознаграждение посредника не облагается НДС по причине применения спец. режима.

Сумма вознаграждения будет отражена в Книге учета доходов и расходов. По итогам квартала такие налогоплательщики должны представить в налоговую инспекцию по месту своего учета журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении посреднической деятельности в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через ЭДО в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5.2 ст. 174 НК РФ). Акцентирую ваше внимание, уважаемые коллеги: если ваша организация не является в рамках заключенного договора агентом, комиссионером, экспедитором или застройщиком, то вести журнал регистрации полученных и выставленных счетов-фактур не требуется. Если вы приобретаете или продаете товары (работы, услуги), привлекая посредника, обязанности по ведению журнала не установлено.

Продолжая тему посреднических договоров, остановлюсь еще на одном любопытном новшестве: с 1 января 2015 года вступили в силу очередные поправки в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 года № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость» (далее – Постановление № 1137).

Постановление Правительства РФ
от 29.11.2014 № 1279


«О внесении изменений в постановление
Правительства Российской Федерации
 от 26 декабря 2011 года № 1137»

Где найти:
ИБ Версия Проф

Чтобы изложить суть, необходимо обратиться к истории вопроса. Постановление № 1137 с 2012 года исключило возможность составления так называемых сводных счетов-фактур в рамках посреднических операций. На каждую отгрузку, осуществленную комиссионером в интересах комитента, последнему необходимо было продублировать все счета-фактуры, выставленные на конечных покупателей на имя каждого покупателя. При приобретении товаров через посредника последнему необходимо было перевыставить счета-фактуры принципалу от имени каждого продавца на каждую покупку. Ранее существовавшие правила, а точнее их отсутствие, позволяли этого не делать и в конце налогового периода обойтись одним сводным – при продаже через посредника, на всю продажу за налоговый период на имя посредника, при покупке – на всю покупку от имени посредника.

В «Дорожной карте», которую мы уже упоминали, в 2014 году появились многообещающие тезисы, направленные на упрощение порядка выставления счетов-фактур при осуществлении посреднических операций в целях сокращения времени на оформление хозяйственных операций.

Что же получилось? А получилось как всегда, хотя хотели как лучше…

Поправки в Постановление № 1137 позволяют оптимизировать документооборот в рамках посреднических договоров следующим образом.

Разберемся с реализацией через посредника. Предположим, в течение налогового периода комиссионер отгрузил товар в адрес сотни покупателей. На каждую отгрузку был составлен счет-фактура. По итогам периода посредник сообщает о прошедшей реализации комитенту, и тот должен отразить эту реализацию у себя в Книге продаж. Как?

Комитент составляет счет-фактуру на каждую отгрузку от своего имени и регистрирует эти счета-фактуры в Книге продаж. Те же 100 штук, выставленных посредником. Изменения предполагают в том случае, если в течение одного дня было сделано несколько отгрузок разным покупателям, т.е. комиссионер выставил несколько счетов-фактур, предположим, 5 штук от 15 марта, то комитент, отражая у себя реализацию, может в одном счете-фактуре объединить все пять отгрузок.

Выглядеть это будет следующим образом: комитент, получив  отчет комиссионера, выставляет счет-фактуру, присваивая при этом свой номер и указывая дату – 15 марта.

В шапке счета-фактуры, а именно в строках, предназначенных для отражения информации о продавце, комитент указывает свои данные. В строках, предназначенных для информации о покупателе через знак «;» указывает наименования всех пяти покупателей, дальше также через «;» указывает их адреса, через «;» ИНН /
КПП. При заполнении табличной части каждая отгрузка должна быть отражена отдельной строкой. В зеркальном отражении будут перевыставляться счета-фактуры при приобретении товаров (работ, услуг) через посредника. Как показывает практика, такое ноу-хау не вызвало оптимизма в бухгалтерской среде, и все чаще возникает вопрос о возможности применения прежнего порядка, перевыставления счетов-фактур на каждую отгрузку. Если проанализировать нормы законодательства, то можно прийти к однозначному выводу: оставив всё как есть, вы ни чем не рискуете. Однако, получив, от контрагента счет-фактуру, в котором отражен целый отряд продавцов или покупателей, не спешите паниковать.

Как мы с вами поняли, «оптимизация» – понятие достаточно  относительное. Но, тем не менее, далее мы продолжим тему той самой оптимизации в части документооборота. С 1 января 2015 года Постановление № 1137 дает право налогоплательщикам указывать в дополнительных строках и графах счета-фактуры дополнительную информацию, в том числе реквизиты первичного документа, при условии сохранения формы счета-фактуры (п. 9 Приложения 2 Постановления № 1137). О чем речь? Речь идет как раз о тех самых гибридах. Сначала мир увидел форму «Универсального передаточного документа» (далее  – УПД).

<Письмо> ФНС России
от 21.10.2013 № ММВ-20-3/96@

«Об отсутствии налоговых рисков
при применении налогоплательщиками
первичного документа, составленного
на основе формы счета-фактуры»

Где найти:
ИБ Версия Проф

Чуть позже на суд бухгалтерского сообщества была представлена форма «Универсального корректировочного документа» (далее – УКД).

Письмо ФНС России
от 17.10.2014 № ММВ-20-15/86@


«О корректировке универсального
 передаточного документа»

Где найти:
ИБ Версия Проф

Цель создания этих документов одна – совершенствование документооборота, сокращение количества документов, которыми оформляются хозяйственные операции. Безусловно, рациональное зерно есть. Но вот посажено оно было не на благодатную почву. Во-первых, бухгалтеры – народ консервативный и с трудом отказываются от устоявшегося документооборота, во-вторых, консервативность не на пустом месте возникла. Долгое время мы жили с утвержденными унифицированными формами первичных документов, от которых, надо сказать, мало кто отказался, даже после вступления в силу нового закона о бухгалтерском учете.

Федеральный закон
от 06.12.2011 № 402-ФЗ

«О бухгалтерском учете»

Где найти:
ИБ Версия Проф

А уж форма счета-фактуры и порядок заполнения стали священным писанием для бухгалтера. Шаг вправо или шаг влево карался не расстрелом, конечно, но, как минимум, грозил неприятностями при проверке. Поэтому формы гибридов УПД и УКД, утвержденные письмами ФНС РФ, естественно, не воспринимались всерьез. С 2015 года применение этих документов стало абсолютно легитимным.

Теперь перейдем к новшествам, связанным с вычетами НДС. Согласно нормам ст. ст. 171 и 172 НК РФ налогоплательщик имеет право заявить к вычету сумму НДС, предъявленную продавцом покупателю. Но беда в том, что  до 1 января 2015 года в Налоговом кодексе не было четко указано, в течение какого срока налогоплательщик имеет право заявить к вычету суммы НДС, предусмотренные п. 2 ст. 171 НК РФ. Учитывая сложившуюся тенденцию, когда сумма НДС, образовавшаяся к возмещению из бюджета, или доля вычетов, не соответствующая тем критериям, которые установлены ФНС РФ, превращалась в гигантскую проблему, желание перенести вычет на более поздний период стало вполне объяснимо. Причем, в переносе вычетов, как правило, заинтересованы были не только налогоплательщики, не желающие попадать под углубленную камеральную проверку, но и сами налоговики, которые и советовали перенести вычеты на более поздние периоды. Правда, потом сами же и снимали эти вычеты и доначисляли недоимку, апеллируя тем, что Кодекс не предусматривает такой возможности. В судебной практике можно встретить такие судебные решения, в которых представители общества, участники процесса поясняли, что действительно в первоначальной декларации применили вычет в полном объеме. Но поскольку в инспекции предложили разделить вычет на несколько частей, чтобы сумма вычета не была столь велика, были вынуждены подать ряд уточненных деклараций, применив вычет частями. А потом, собственно, и судились за тот самый вычет, который предложили перенести  налоговики.

Постановление ФАС Московского округа
от 31.03.2011 № КА-А40/667-11
по делу № А40-32990/10-35-215

Где найти:
ИБ ФАС Московского округа

В мае 2014 года Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ поставил точку в этом, претендующем уже на звание вечного, споре (далее – постановление Пленума ВАС РФ № 33).

Постановление Пленума ВАС РФ
от 30.05.2014 № 33

«О некоторых вопросах, возникающих
у арбитражных судов при рассмотрении
дел, связанных с взиманием налога
на добавленную стоимость»

Где найти:
ИБ Версия Проф
ИБ Решения Высших судов

Согласно  п. 27 постановления Пленума ВАС РФ № 33 в силу п. 2 ст. 173 НК РФ положительная разница, образовавшаяся в результате превышения суммы налоговых вычетов над суммами налога, исчисленного по облагаемым операциям, подлежит возмещению налогоплательщику из бюджета при условии подачи им налоговой декларации до истечения трехлетнего срока.

Поскольку указанной нормой не предусмотрено иное, налоговые вычеты могут быть отражены налогоплательщиком в налоговой декларации за любой из входящих в соответствующий трехлетний срок налоговых периодов.

При применении п. 2 ст. 173 НК РФ Пленум ВАС РФ рекомендует судам руководствоваться принципом равенства налогообложения (п. 1 ст. 3 Кодекса), исходить из того, что положения п. 2 ст. 173 НК РФ о предельном сроке декларирования налоговых вычетов не могут быть истолкованы как устанавливающие разные правила в отсутствие объективных различий.

В связи с этим право на вычет налога может быть реализовано налогоплательщиком лишь в пределах установленного данной нормой срока вне зависимости от того, образуется ли в результате применения налоговых вычетов положительная или отрицательная разница (то есть как сумма налога к возмещению, так и сумма налога к уплате в бюджет).

Радует, что с этими выводами, в конце концов, согласились и законодатели. С 1 января 2015 года статься 172 НК РФ дополнена п. 1.1. Согласно данному пункту налоговые вычеты, предусмотренные п. 2 ст. 171 НК РФ, могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных налогоплательщиком на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), имущественных прав или товаров, ввезенных им на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией. Поэтому, с 2015 года вопрос о периоде применения вычета по НДС решен. В связи с этим многих волнует проблема соответствия данных в Книге покупок и Книге продаж продавца и покупателя в рамках расширенного декларирования, в случае если вычет заявляется позднее. Представители ФНС РФ заверяют, что с этим проблем не будет, и программа, обрабатывающая отчетность, сможет сверять данные в рамках нескольких налоговых периодов. Что касается периодов до 2015 года, то, естественно, сверка проводиться не будет.

В порядке применения налоговых вычетов есть еще одно уточнение.

Согласно п. 7 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, уплаченные по расходам на командировки (расходам по проезду к месту служебной командировки и обратно, включая расходы на пользование в поездах постельными принадлежностями, а также расходам на наем жилого помещения) и представительским расходам, принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.

До 1 января 2015 года этим же пунктом было предусмотрено, что если в соответствии с гл. 25 НК РФ расходы принимаются для целей налогообложения по нормативам, суммы налога по таким расходам подлежат вычету в размере, соответствующем указанным нормам. Положения этого абзаца налоговиками использовались как позволяющие распространить нормирование вычетов на все расходы, которые принимаются для целей налога на прибыль по нормативам.

 Вопрос:О порядке принятия к вычету сумм НДС по расходам на рекламу, нормируемым для целей налога на прибыль организаций.

Письмо Минфина РФ
от 13.03.2012 № 03-07-11/68

Где найти:
ИБ Финансист

Однако, согласно позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.07.2010 № 2604/10, обязанность нормирования вычетов сумм НДС в силу п. 7 ст. 171 НК РФ возникает только в отношении затрат на командировки и представительских расходов, в связи с чем вычет сумм налога в отношении иных нормируемых затрат производится в полном объеме.

С 1 января 2015 года из Налогового кодекса исключены нормы, позволявшие более широко трактовать положения о нормировании вычетов. Так что остается надеяться, что проблем с вычетами по НДС, относящимися, например, к рекламным расходам, превысившим допустимый 1% лимит, больше не будет.

И в заключение материала затронем интересы тех плательщиков НДС, которым приходится работать со ставкой 0%, предусмотренной п. 1 ст. 164 НК РФ.

Опять придется окунуться в историю вопроса. Напомню, что согласно п. 10 ст. 165 порядок определения суммы налога, относящейся к товарам (работам, услугам), приобретенным для производства и реализации товаров, операции по реализации которых облагаются по нулевой ставке, устанавливается принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения, т.е. требуется ведение раздельного учета таких операций. Более того, в отношении операций, облагаемых НДС по нулевой ставке, п. 3 ст. 172 НК РФ предусмотрены специальные положения, устанавливающие, в каком периоде подлежит вычету НДС, относящийся к нулевой ставке. Вычет производится на момент определения налоговой базы, установленный в ст. 167 НК РФ. Для реализации товаров на экспорт таким моментом является последнее число квартала, в котором собран полный комплект документов, подтверждающих ставку 0 процентов. В случае если полный пакет документов не собран в течение установленного срока (180 дней), моментом определения налоговой базы является дата отгрузки (п. 9 ст. 167 НК РФ).

Следовательно, если, например, по товарам, которые решено направить на экспорт, НДС был заявлен к вычету с даты принятия к учету этих товаров, то налог необходимо восстановить.

Требование о восстановлении НДС появилось в Налоговом кодексе с 1 октября 2011 года, и его применение вызвало много вопросов и споров, поскольку требовалось восстановление сумм НДС по основным средствам и нематериальным активам. Как настаивала ФНС РФ не только по тем основным средствам, которые могут реализовываться на экспорт или использоваться при реализации товаров (работ, услуг), но и по тем основным средствам, которые  используются для производства экспортируемых товаров (работ, услуг).

<Письмо> ФНС России
от 14.06.2012 № ЕД-4-3/9782@

(с изм. от 26.02.2013)
«О направлении письма Минфина России»
(вместе с <Письмом> Минфина России от 01.06.2012 № 03-07-15/56)

Где найти:
ИБ Версия Проф

Однако с таким подходом ФНС РФ не согласился Высший Арбитражный Суд РФ и признал не соответствующими налоговому законодательству и не подлежащими применению разъяснения Минфина РФ, направленные для работы налоговиками.

Решение ВАС РФ
от 26.02.2013 № 16593/12

<О признании частично недействующими
абзацев пятого и шестого Письма Минфина России
 от 01.06.2012 № 03-07-15/56>

Где найти:
ИБ Версия Проф
ИБ Решения Высших судов

В связи с отменой нормы по таким основным средствам и нематериальным активам восстанавливать ранее принятый к вычету налог не требуется. Однако это не касается товаров (работ, услуг), реализация которых облагается по нулевой ставке в соответствии с п. 1 ст. 164 НК РФ.

С 1 января 2015 года утратил силу подп. 5 п. 3 ст. 170 НК РФ, который требовал восстановить ранее принятый к вычету НДС при отгрузке на экспорт.

В связи с отменой этой нормы по таким основным средствам восстанавливать ранее принятый к вычету налог не требуется. Однако будьте внимательны, это не касается товаров (работ, услуг), реализация которых облагается по нулевой ставке в соответствии с п. 1 ст. 164 НК РФ.

Полная версия журнала «Оперативно и достоверно» доступна только Клиентам компании «ЭЛКОД» – сопровождаемым пользователям КонсультантПлюс, зарегистрированным в Личном кабине на нашем сайте или из программы ПРОЭЛКОД.