Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Распоряжение Мэра Москвы от 30.06.2014 N 542-РМ

(ред. от 30.11.2016)
«О предельных (максимальных) индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в городе Москве»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Совершенствованию земельного законодательства – первостепенное внимание26.02.2015

Совершенствование земельного законодательства – насущная задача нашего времени, и определяется она жгучими потребностями нашего общества и государства. Отражением этого веления времени является то, что в средствах массовой информации и в трудах ученых-экономистов, особенно аграрников, всё чаще цитируется афоризм  одного из основоположников классической политической экономии в Англии  – Уильяма Петти (XVII век): «Труд есть отец и активный принцип богатства, а земля – его мать». Основу богатства, писал он, составляют не деньги, не торговля, а производство продукции с использованием различного рода производительных сил, в числе которых едва ли не первое место занимают  такие важные природные  ресурсы, какими являются земля, леса, воды, полезные ископаемые.

Земля в России во все времена была, есть и будет больше, чем земля. Аспекты ее богатства многогранны, неисчерпаемы и неисчислимы. Кому из живущих в России придет в голову нашу землю рассматривать только как экономическую категорию? Такая точка зрения оценивалась бы как примитивная до крайности. Земля наша – первооснова жизненной силы народа-созидателя, его любви к необозримым полям, крупнейшим в мире рекам, сказочно богатым лесам, чудным городам и весям, ко всему сущему, что было создано и воспето в течение многих столетий, полито потом и кровью неутомимых тружеников и защитников земли российской. Но это предмет изучения по большей части такой науки, какой является культурология, – находящей всё более широкое применение в различных областях экономических, социальных, политических отношений.

Если же вести речь собственно о земле, земельном фонде и в первую очередь – о землях сельскохозяйственного назначения, то от правильного и умелого распоряжения, пользования и владения этим несказанным богатством, благоразумного и эффективного управления им зависит если не всё, то очень многое – настоящее и будущее нашего государства, продовольственная безопасность, благосостояние народа.

Вот почему первостепенной заботой органов государственной власти и управления Российской Федерации является земельное законодательство, его развитие и совершенствование с учетом новейших научных разработок и исследований, практики его применения, предложений широких кругов общественности, предпринимательского сообщества, тружеников земли, опыта предшествующих поколений, наконец, мирового опыта.

Основополагающим законом, определившим содержание и смысл российского земельного законодательства новейшего времени, является Конституция Российской Федерации, в которой содержится запись, имеющая для всех нас особо ценное, заветное значение: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизнедеятельности народов, проживающих на соответствующей территории» (ст. 9).

Что касается федеральных законов, посвященных условиям и порядку пользования землей, то в их числе, прежде всего, назовем Гражданский кодекс Российской Федерации, гл. 17 которого посвящена праву собственности и другим вещным правам на землю.

Своеобразным сводом законоположений по земельным правоотношениям является Земельный кодекс Российской Федерации, который определяет основные принципы земельного законодательства, объекты земельных отношений, состав земель в Российской Федерации, отнесение земель к категориям, полномочия в области земельного законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Следует отметить в ряду земельного законодательства важное значение Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», нормы которого направлены на правовое регулирование отношений, связанных с владением, пользованием и распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, а также Федеральных законов «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «О личном подсобном хозяйстве», «О развитии сельского хозяйства».

Гражданский кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и некоторые другие из названных здесь федеральных законов, прежде чем принять современную, действующую в настоящее время редакцию, претерпели множественные изменения. Для внесения изменений в Земельный кодекс, например, потребовалось принять – начиная с 2006 года и по настоящее время – 80 федеральных законов. Похоже, что и в последующем в него по мере необходимости будут вноситься всё новые изменения.

Новой России и ее законодательству немного лет – 23 с небольшим. Законодательство, в том числе земельное, все эти годы переживало и продолжает переживать бурный период становления. Массив его стал значительным, сфера деятельности весьма широка, тем не менее, он еще не отличается абсолютной устойчивостью. Это определяется многими причинами, в числе которых такие, как необходимость достижения оптимального соответствия требованиям быстротекущих преобразований в социально-экономической, политической, духовной жизни, а также потребность в улучшении качества уже принятых законов путем совершенствования их содержания, устранения положений, не нашедших подтверждения практикой их применения, ликвидацией пробелов в правовом регулировании, устранением противоречивых положений, а то и просто элементарных ошибок.

Рассмотрим вкратце некоторые из недавно принятых, а также проектируемых и обсуждаемых в настоящее время федеральных законов, направленных на внесение изменений в действующее земельное законодательство, и попытаемся высказать по ряду положений имеющиеся у нас предложения и замечания.

Суть нововведений, установленных Федеральным законом от 03.02.2014 № 6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», состоит в изменении порядка расчета административного штрафа за неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение (по общему правилу) трех и более лет подряд со дня возникновения права собственности.

Штрафы в соответствии с этим Законом рассчитываются исходя из кадастровой стоимости земельного участка, которая существенно выше применяемой ранее для этих целей инвентарной оценки. Согласно новой редакции ст. 8.8 (п. 1.1) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для граждан штраф установлен в размере от 0,3% до 0,5% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 3 000 рублей, для должностных лиц – от 0,5% до 1,5% кадастровой стоимости участка, но не менее 50 000 рублей; для юридических лиц – от 2% до 10% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 200 000 рублей. Максимальный размер штрафа установлен в 500 000 рублей.

Очевидно, что принятые этим Федеральным законом правовые меры воздействия будут являться стимулом, пусть и с минусовым показателем, для введения в оборот неиспользуемых участков земли сельскохозяйственного назначения с тем, чтобы земля не дичала, зарастая бурьяном, как это, к сожалению, нередко бывает, а возродилась к жизни и приносила свои плоды во благо людей. Отрадно сказать, что отмеченное здесь изменение действующего законодательства способствовало активизации работы по вовлечению в оборот заброшенных земель. Уже осенью 2014 года произошло долгожданное увеличение темпов посева озимых пшеницы и ржи на ранее пустовавших землях, а также вспашки под зябь таких земель под посевы яровых культур в 2015 году. Неплохое начало.

Нельзя не согласиться с очевиднейшей истиной о том, что наша страна, обладающая более чем половиной плодородных сельскохозяйственных земель всей планеты (55%), могла бы занять свое достойное место среди ведущих аграрных государств, то есть в условиях стремительно возрастающего во всем мире спроса на продовольствие полностью обеспечить в ближайшие четыре–пять лет свою независимость по основным его видам, а затем стать крупнейшим в мире поставщиком продуктов питания. Способна ли Россия обеспечить продовольствием не только себя, но и значительную часть населения всего мира? Осуществима ли такая глобальная задача? Безусловно, да! Однако для этого предстоят колоссальные революционные преобразования в политико-экономической сфере, революционизирующая модернизация производства и инновационный путь развития всех отраслей народного хозяйства, прорыв в достижениях науки, агротехнике, зоотехнике, агрономии, ветеринарии, семеноводстве, племенном деле, защите растений и сельскохозяйственных животных.

Правительством Российской Федерации предпринята попытка правовыми средствами повысить эффективность управления земельными ресурсами. В этих целях был подготовлен проект федерального Закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию». Законопроект предусматривает исключение регулируемого действующим российским законодательством такого способа определения разрешенного использования земельных участков, каким является категорирование земель.

Согласно подп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ земли по их целевому назначению делятся на категории, а в соответствии со ст. 7 этого Кодекса земли подразделяются на следующие категории:

  1. земли сельскохозяйственного назначения;
  2. земли населенных пунктов;
  3. земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
  4. земли особо охраняемых территорий и объектов;
  5. земли лесного фонда;
  6. земли водного фонда; земли запаса.

Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами. Правовой режим земель определяется исходя из принадлежности той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Во избежание отрицательного влияния исключения понятия категории земель на правоприменительную практику предполагается завершить разработку и утверждение документов зонирования территорий, которые определяют разрешенное использование земельных участков на всей территории Российской Федерации, и исключить из нашего законодательства категорирование земель.

Между тем, в настоящее время до завершения работ, связанных с установлением границ земельных участков, очень далеко, и для этого нет необходимых предпосылок. По данным Минсельхоза России, к настоящему времени не имеет точных границ половина из учтенных в государственном кадастре недвижимости земельных участков (30 млн участков). А выделение, к примеру, земельных участков в счет земельных долей, принадлежащих гражданам в составе земель сельскохозяйственного назначения, выполнено примерно всего на 50% (46 млн гектаров) от общей площади земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в общей долевой собственности граждан. Зонирование территорий муниципальных образований продолжается длительное время (более 9 лет), но к настоящему времени конца и края этой работы не просматривается. В данной работе сплошь да рядом не придается значения составлению почвенных карт, без чего невозможно установить правильный правовой режим использования земель сельскохозяйственного назначения и особенно ценных земель. Но ведь точная информация о типах почв, их агрохимический анализ и другие качественные характеристики не только важны, но крайне необходимы для планирования, например, развития растениеводства и особенно – размера посевных площадей, в том числе по видам сельскохозяйственных культур. При общей площади сельскохозяйственных угодий в 196 млн гектаров работы по инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения выполнены едва ли наполовину при серьезных нареканиях на их качество. Для проведения системной работы на должном уровне с тем, чтобы добиться высокой эффективности использования земель, надлежащей их защиты и сохранности, потребуется проведение комплекса организационных мероприятий, в том числе таких, как подготовка целого ряда нормативных актов на федеральном и региональном уровнях, устраняющих правовой пробел в этой области, включая регламент использования земель, сельскохозяйственный регламент для территории каждого субъекта Российской Федерации с включением в него отдельных частей для каждого муниципального образования. Не обойтись без выделения для целей зонирования территорий из средств бюджетов всех уровней громадных капитальных вложений, исчисляемых десятками миллиардов рублей, включая средства привлечения для этих целей рабочей силы, подготовки специалистов, выполнения проектно-изыскательских работ, создания материально-технических ресурсов и оборудования. Что толку в форсированной разработке и принятии с сегодня на завтра федерального закона, если условия для его применения не подготовлены, и где гарантия того, что применение наспех сделанного проекта закона без учета всех необходимых для этого предпосылок не приведет к ошибкам, неразберихе, неоднозначности в вопросах правоприменения? Полагаем, что только тщательный анализ всей экономической, финансовой, правовой платформы, на которой зиждется новый закон, должен предшествовать его разработке. И не только анализ, но и предшествующее и / или попутное решение всего комплекса возникающих в связи с этим проблем.  В этой связи по меньшей мере вызывает недоумение приложенная к законопроекту справка о том, что его принятие не потребует каких-либо финансовых затрат из средств бюджета, и это притом что, как это явствует из самого проекта, границы особо ценных сельскохозяйственных земель при их зонировании должны устанавливаться за счет федерального бюджета. Ясное дело, что перспективы принятия такого законопроекта весьма проблематичны, поскольку для решения вопроса о существенном изменении земельного законодательства в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию необходимо провести высококачественную, продолжительную по времени, затратную и весьма трудоемкую работу по территориальному зонированию, установлению границ земель сельскохозяйственного назначения, включая особо ценные земли, и постановке их в установленном порядке на кадастровый учет.

Наряду с указанным проектом подготовлен и проходит общественное обсуждение законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон ''О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения''» и Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства». Он имеет своей направленностью создание крайне важного для аграрно-промышленного комплекса и всего народного хозяйства федерального информационного ресурса о сельскохозяйственных землях – Единой федеральной системы о землях сельскохозяйственного назначения и землях, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий, обеспечивающей учет сельскохозяйственных земель и мониторинг их состояния и использования. Этот законопроект имеет также свое положительное значение и в смысле совершенствования действующего российского законодательства, предусматривая положение, согласно которому государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей по направлениям растениеводства будет осуществляться с учетом сведений, которые содержатся в Единой системе о землях сельскохозяйственного назначения.

В связи с накоплением к сегодняшнему дню большого массива законодательных актов о земле, регулирующих широкий круг соответствующих общественных отношений, встает вопрос о целесообразности проведения систематизации земельного законодательства путем его кодификации. Основным базовым документом для этого может с полным основанием рассматриваться такой весьма авторитетный источник права, как Земельный кодекс РФ, который регулирует широкий круг отношений, связанных с использованием и охраной земель. Этот обширный массив разрозненных актов нуждается в их классификации, необходимой обработке для отсечения ненужных (фактически утративших силу) частей, не прошедших проверку практикой, устранения содержащихся противоречивых положений, внесении в законодательные акты необходимых изменений, устранении пробелов. После выполнения такой работы эти акты подлежали бы включению в Земельный кодекс РФ, который стал бы более совершенным, компактным и всеобъемлющим в области регулирования земельных отношений правовым документом, весьма удобным для его использования и применения. В результате осуществления указанной кропотливой и скрупулезной работы Кодекс обрел бы высокое качество, имел бы большую жизненную силу. Он, включив в себя систематизированные положения, содержащиеся во множественных законодательных актах, стал бы стабильным корпусом законоположений о землепользовании, не подвергался бы слишком частым и не всегда оправданным изменениям. Соответствующую организационную работу мог бы выполнить Минюст России с участием других заинтересованных федеральных органов государственной власти и привлечением широких кругов общественности. Согласно положению о Минюсте России, утвержденному указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313, на это Министерство как раз и возложена функция, связанная с работой по систематизации законодательства.

 

Полная версия журнала «Оперативно и достоверно» доступна только Клиентам компании «ЭЛКОД» – сопровождаемым пользователям КонсультантПлюс, зарегистрированным в Личном кабине на нашем сайте или из программы ПРОЭЛКОД.