Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Распоряжение Мэра Москвы от 30.06.2014 N 542-РМ

(ред. от 30.11.2016)
«О предельных (максимальных) индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в городе Москве»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Плата за загрязнение окружающей среды09.06.2015

По российскому законодательству природопользование, которое оказывает негативное воздействие на окружающую среду, является платным. Природу загрязняют не только химические и радиоактивные отходы, но и выхлопы служебного авто, и офисный мусор. Становится очевидным, что платить за негативное воздействие на окружающую среду должны все или почти все организации.  Из этой статьи вы узнаете, за какие именно загрязнения взимается экологический платеж, а также когда и в каком размере его следует уплатить.

Вопросы охраны окружающей среды регулирует Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». На природу оказывает свое негативное воздействие любая хозяйственная деятельность. А по российскому законодательству природопользование, которое оказывает негативное воздействие на окружающую среду, согласно п. 1 ст. 16 Закона об охране окружающей среды – платно. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливает Правительство РФ. Сбор платы осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования – Росприроднадзор.

Виды негативного воздействия, установленные Законом об охране окружающей среды:

  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
  • сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
  • загрязнение недр, почв;
  • размещение отходов производства и потребления;
  • загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
  • иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

В каждой организации есть различный офисный мусор. Это могут быть не только отходы бумаги, но и использованные картриджи от оргтехники, электрические лампы и так далее.

Соответственно, было бы логично задаться следующим вопросом.

 Вопрос: Кто в этом случае должен платить экологические платежи?

Ответ зависит от того, кто является собственником отходов.

Итак, вариант первый. Организация является собственником помещения. Вывоз мусора осуществляет специализированная организация, имеющая лицензию на этот вид деятельности, по договору.

Однако договор, заключенный только на вывоз мусора, не дает освобождения от уплаты экологического платежа. При заключении договора на вывоз отходов необходимо четко указать, кто является собственником этого мусора. В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи или иной сделки.

В этом случае и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду обязан собственник отходов.

Вариант второй. При аренде офисных помещений организация-арендатор свой мусор выбрасывает в контейнеры, предоставленные владельцем помещения, который имеет договор на вывоз мусора. В этом случае имеет значение правильное составление договора аренды. Просто выброшенный в контейнер арендодателя мусор всё равно остается собственностью организации, которая его произвела. В этом случае возникает обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду у организации, которая произвела этот мусор, если при заключении договора аренды отдельным пунктом не закреплено, что отходы, брошенные на территории арендодателя, переходят в собственность арендодателя. Только при закреплении в договоре аренды такого перехода плательщиком экологического взноса будет являться новый собственник отходов, то есть арендодатель. Представим ситуацию.

Ситуация: Офис заключил договор с другой организацией на вывоз и утилизацию отходов. Нужно ли офису платить сбор за негативное воздействие на окружающую среду в этом случае?

Всё зависит от того, переходит ли право собственности на отходы от организации к специализированной организации или нет.

На сегодня нет четкой позиции судов по вопросу о том, кто осуществляет оплату загрязнения окружающей среды в форме отходов производства и потребления. Одни суды считают, что это та организация, которая произвела эти отходы. См.:

Постановление ФАС Московского округа
от 21.01.2014 № Ф05-16529/2013
по делу № А40-47850/2013

Где найти:
ИБ Арбитражный суд Московского округа

Суд в удовлетворении иска отказал, сославшись на то, что плательщиком платы за размещение отходов является собственник отходов, факт наличия у него договоров с полигоном не освобождает его от обязанности внесения этой платы.

Другие суды говорят, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду должны уплачивать специализированные организации. См.:

Постановление ФАС Северо-Западного округа
от 29.08.2013
по делу № А56-60407/2012

Где найти:
ИБ Арбитражный суд
Северо-Западного округа

Постановление Президиума ВАС РФ
от 17.03.2009 № 14561/08
по делу № А32-330/2008-13/3-3АЖ

Где найти:
ИБ Решения высших судов

Определение ВАС РФ
от 18.11.2011 № ВАС-15166/11
по делу № А38-727/2011

Где найти:
ИБ Решения высших судов

Согласно второй позиции плату должна вносить специализированная организация, привлеченная лицом, в деятельности которого образовались отходы, для их размещения, даже если право собственности на отходы к ней не переходит и договор не предусматривает обязанности по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду.

В свою очередь Росприроднадзор высказал свое мнение о том, кто и почему должен вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. См.:

Информация Росприроднадзора
«О порядке внесения платы за негативное
воздействие на окружающую среду»

Где найти:
ИБ Версия Проф

Росприроднадзор поясняет, что плата за размещение отходов взимается с собственника отходов. Если со специализированной организацией заключен договор о конечном размещении отходов, то данная организация принимает на себя все обязанности по размещению отходов, в том числе по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду и ее внесению в бюджет. Если же специализированная организация не принимает в собственность образованные хозяйствующим субъектом отходы, тогда право собственности на отходы, а следовательно и обязанность по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду и ее внесению в бюджет остаются за хозяйствующим субъектом.

Таким образом, если по договору со специализированной организацией право собственности на отходы к ней не переходит, то в этом случае офису придется заплатить сбор за загрязнение окружающей среды.

Чтобы рассчитать платеж, нужно учитывать, к какому классу относятся разные виды отходов. Статьей 4.1 Федерального закона № 89-ФЗ установлено, что отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными Министерством природных ресурсов РФ, на пять классов опасности:

  • I класс – чрезвычайно опасные отходы;
  • II класс – высокоопасные отходы;
  • III класс – умеренно опасные отходы;
  • IV класс – малоопасные отходы;
  • V класс – практически неопасные отходы.

В соответствии с п. 3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на отходы I–IV классов опасности должен быть составлен паспорт.

В паспорте указывают свойства отхода, его класс, порядок утилизации, а также реквизиты организации. Он согласовывается с отделом Росприроднадзора.

Уважаемые читатели, предлагаю разобраться со следующей ситуацией.

Ситуация: В офисе имеется вышедшая из строя офисная техника. Организация планирует заключить договор со специализированной организацией, занимающейся утилизацией подобной техники и имеющей лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I–IV классов опасности. Специализированная организация представляет заключение о состоянии техники, акт списания и документы на утилизацию. Является ли указанная офисная техника отходами, и нужно ли составлять паспорт на отходы?

В соответствии с п. 3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на отходы I–IV классов опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I–IV классов опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

На основании Правил проведения паспортизации отходов I–IV классов опасности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712, паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I–IV классов опасности.

На отходы I–IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712.

Исходя из п. 6 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792, Федеральный классификационный каталог отходов включает перечень видов отходов, находящихся в обращении в Российской Федерации и систематизированных по совокупности классификационных признаков: происхождению, условиям образования (принадлежности к определенному производству, технологии), химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме.

Каталог отходов утвержден приказом Росприроднадзора. См.:

Приказ Росприроднадзора
от 18.07.2014 № 445
«Об утверждении федерального
классификационного каталога отходов»

Где найти:
ИБ Версия Проф

Согласно данному Положению, одиннадцатый знак 11-значного кода используется для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду: 0 – для блоков, типов, подтипов, групп, подгрупп и позиций классификации отходов; 1 – I класс опасности; 2 – II класс опасности; 3 – III класс опасности; 4 – IV класс опасности; 5 – V класс опасности.

Как следует из изложенного, мусор в виде вышедшей из строя или устаревшей офисной техники преимущественно относится к IV классу опасности, а на такие отходы должен быть составлен паспорт отходов.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации организация должна составлять паспорт на отходы. Факт заключения договора со специализированной организацией, по нашему мнению, не влияет на правовое регулирование рассматриваемого вопроса.

Рассмотрев эту ситуацию, закономерно задать следующий вопрос.

 Вопрос: У организации образуются отходы только V класса опасности. Требуется ли их паспортизация?

Как мы уже с вами знаем, на отходы I–IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I–IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.

Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 400 (далее – Положение № 400), Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы. На основании подп. 5.5.11 Положения № 400 Росприроднадзор проводит работу по паспортизации отходов I–IV класса опасности.

В своем письме Росприроднадзор дает однозначный ответ по данному вопросу. См.:

Письмо Росприроднадзора от 26.01.2012 № ВК-08-03-36/714 «О паспортизации отходов»

Где найти:
ИБ Версия Проф

Росприроднадзор пояснил, что собственник отходов самостоятельно осуществляет отнесение отходов к V классу опасности.

Также Росприроднадзор разъяснил, что не уполномочен выдавать свидетельства об отнесении отходов к V классу опасности для окружающей среды.

Таким образом, если на предприятии образуются отходы только V класса опасности, их паспортизация не требуется, поскольку на отходы V класса опасности паспорт не составляется.

Продолжив разговор о документальном оформлении отходов предприятия, предлагаю рассмотреть следующий вопрос.

 Вопрос: Организация – субъект малого предпринимательства. Требуется ли ведение журнала учета отходов? И сдача уведомительного отчета?

В соответствии с п. 3 ст. 18 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), должны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

Как следует из приведенной нормы, сдача уведомительного отчета возложена на субъекты малого и среднего предпринимательства независимо от класса отходов, образующихся в результате их деятельности.

В силу п. 1 ст. 19 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Учет в области обращения с отходами (образовавшимися, использованными, обезвреженными, переданными другим лицам или полученными от других лиц, размещенными) организуется в соответствии с Порядком учета в области обращения с отходами, утвержденным приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721.

Согласно п. 5 Порядка № 721 учету подлежат все виды отходов I–V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.

Следовательно, организация, которая относится к субъектам малого предпринимательства, обязана вести журнал учета отходов, которые образуются на предприятии.

В большинстве организаций при ведении хозяйственной деятельности необходимо использовать транспортные средства, которые тем или иным способом наносят вред окружающей среде. Предлагаю рассмотреть наиболее значимые вопросы.

Автомобиль относится к передвижным источникам выбросов, а значит, за него нужно вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. Однако в апреле 2015 года появилось письмо Минприроды, согласно которому плата за выбросы вредных веществ в атмосферный воздух от передвижных источников с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не взимается с 1 января 2015 года. См.:

Письмо Минприроды России
от 10.03.2015 № 12-47/5413

Где найти:
ИБ Версия Проф

Со вступлением в силу с 1 января 2015 года Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон ''Об охране окружающей среды’’ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» ст. 28  Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» излагается в новой редакции, согласно которой с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.

То есть с 1 января 2015 года взимание платы за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от передвижных источников с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

Тем не менее, согласно п. 3 ст. 12 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон ''Об охране окружающей среды'' и отдельные законодательные акты Российской Федерации» данные изменения вступают в силу с 1 января 2016 года.

В то же время изменения ст. 28 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» вступили в силу с 1 января 2015 года.

Таким образом, налицо коллизия норм законодательства. Однако этими Законами порядок взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду не установлен.

Такой порядок содержится в постановлениях Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года № 632 и от 12.06.2003 № 344, а постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 № 1219 введены коэффициенты на 2015 год.

Поэтому, уважаемые читатели, лучше всё же вносить плату до выхода нормативно-правовых актов, конкретизирующих правила исчисления, взимания и корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду, которые обещает выпустить Минприроды в вышеуказанном письме. Если же окажется, что плата в 2015 году действительно отменена, то можно будет обратиться в Росприроднадзор с заявлением о возврате переплаты.

Предлагаю вашему вниманию всё же рассмотреть некоторые ситуации и вопросы по плате и представлению расчета за загрязнение окружающей среды автотранспортом.

Итак, автомобиль относится к передвижным источникам выбросов, и, соответственно, за него нужно вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. Причем платит тот, кто использует транспортное средство, и неважно, принадлежит оно ему или нет. Представим ситуацию.

Ситуация: Индивидуальный предприниматель эксплуатирует автомобиль на основании договора лизинга. Обязан ли он уплачивать плату за негативное воздействие на окружающую среду?

Согласно п. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду является платным.

В соответствии со ст. 665 Гражданского кодекса РФ по договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование. Арендодатель в этом случае не несет ответственности за выбор предмета аренды и продавца.

Росприроднадзор отмечает, что в случае заключения договора аренды источника (объекта) негативного воздействия плательщиком платы является лицо, фактически эксплуатирующее такой источник (объект) и оказывающее тем самым негативное воздействие на окружающую среду. См.:

Письмо Росприроднадзора
от 05.10.2010 № СМ-06-01-31/7167

Где найти:
ИБ Финансист

Индивидуальные предприниматели также признаются плательщиками платы в соответствии со ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 28 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

Таким образом, в случае если индивидуальный предприниматель эксплуатирует автомобиль на основании договора лизинга, у него возникает обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду.

 Вопрос: Как рассчитать платеж за негативное воздействие на окружающую среду автомобилем?

Автомобиль относится к передвижным источникам выбросов, а значит, за него тоже нужно вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Утверждать лимиты по этому виду загрязнения не надо. Предельно допустимые нормы контролируются при прохождении автомобилем техосмотра.

Расчет экологического платежа производят исходя из количества топлива в тоннах. Плотность топлива может быть указана в накладных на отпуск или в спецификациях. Для перевода литры умножаются на плотность топлива. Данные по плотности топлива приведены в письме ФНС России. См.:

Письмо ФНС России
от 24.03.2005 № 03-3-09/0412/23@

Где найти:
ИБ Версия Проф

Расчет делают исходя из фактически израсходованного топлива за отчетный квартал, умноженного на установленный норматив, с учетом поправочных коэффициентов. См.:

Постановление Правительства РФ
от 12.06.2003 № 344
«О нормативах платы за выбросы
в атмосферный воздух загрязняющих веществ
стационарными и передвижными источниками,
сбросы загрязняющих веществ
в поверхностные и подземные водные
объекты, в том числе через централизованные
системы водоотведения, размещение отходов
производства и потребления»

Где найти:
ИБ Версия Проф

Письмо Росприроднадзора
от 05.10.2010 № СМ-06-01-31/7167

Где найти:
ИБ Версия Проф

Уважаемые читатели, предлагаю вам рассмотреть пример расчета платежа.

Ситуация: Автомобиль, используемый организацией в Москве, согласно подтверждающим документам за I квартал 2015 года использовал 1 000 литров бензина марки АИ-92. Чему будет равен платеж?

Поскольку расчет по бензину делается в тоннах, необходим перерасчет. Для этого нам нужно знать плотность топлива.

ФНС России рекомендовано в зависимости от марки автомобильного бензина использовать следующие средние значения плотности топлива:

  • для А-76 (АИ-80) – 0,715 г/куб. см;
  • для АИ-92 – 0,735 г/куб. см;
  • для АИ-95 – 0,750 г/куб. см;
  • для АИ-98 – 0,765 г/куб. см.

Такие данные приведены в письме ФНС России. См.:

Письмо ФНС РФ
от 24.03.2005 № 03-3-09/0412/23@

Где найти:
ИБ Версия Проф

А в разд. 1.2 Рекомендаций по расходу топлива машинами для содержания, ремонта автомобильных дорог и объектов внешнего благоустройства поселений, утвержденных постановлением Госстроя России от 09.03.2004 № 36, по дизельному топливу средняя плотность может быть принята равной 0,825 г/куб. см.

Имея эти данные, приступим к расчету: вначале литры переводятся в килограммы:

  1. 1 000 л x 0,735 (плотность) = 735 кг.
  2. Затем килограммы переводятся в тонны: 735 кг / 1 000 = 0,74 т.
  3. Далее рассчитаем сумму экологического платежа за квартал. Она составит 5,37 рубля (0,8 т x 1,3 x 1,9 x 1 x 1,2 x 2,45), где:
  • 1,3 – норматив платы за бензин, согласно нормативам платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками (для различных видов топлива), утвержденных приложением 1 к постановлению Правительства РФ от 12.06.2003 № 344;
  • 1,9 – коэффициент экологической значимости Центрального экономического района (к которому относится г. Москва) согласно приложению 2 к постановлению № 344;
  • 1 – дополнительный коэффициент (для особо охраняемых природных территорий он равен 2, для других – 1), установленный пунктом 2 постановления № 344;
  • 1,2 – дополнительный коэффициент при выбросах загрязняющих веществ в атмосферу городов, согласно приложению 2 к постановлению № 344;
  • 2,45 – коэффициент, установленный на 2015 год постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 № 1219.

Итак, когда мы разобрались с расчетом платежа за негативное воздействие на окружающую среду, возникает не менее важный вопрос.

 Вопрос: Куда и в какие сроки необходимо представлять расчеты и производить платежи за загрязнение окружающей среды автотранспортом?

Порядок заполнения и представления расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду установлен приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204. Сроки внесения платы установлены приказом Рос-технадзора. См.:

Приказ Ростехнадзора от 08.06.2006 № 557
«Об установлении сроков уплаты платы
за негативное воздействие
на окружающую среду»

Где найти:
ИБ Версия Проф

Согласно пп. 1, 2 приказа Ростехнадзора от 08.06.2006 № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» плату за негативное воздействие на окружающую среду необходимо осуществлять не позднее 20-го числа месяца, следующего за календарным кварталом.

В эти же сроки согласно п. 3 Порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204, – не позднее 20-го числа месяца, следующего за календарным кварталом, необходимо представить расчет.

Расчет представляется в территориальные органы Росприроднадзора по месту нахождения каждого объекта негативного воздействия на окружающую среду.

Отчетным периодом для платы за негативное воздействие на окружающую среду является календарный квартал.

Также обращаю ваше внимание на следующие моменты:

расчет делается поквартально, а не нарастающим итогом;

если расходуются разные виды топлива (к примеру, не только бензин, но и дизельное топливо), то их нужно показывать в расчете по разным строкам;

расчет подается в территориальное подразделение того субъекта Федерации, где зарегистрирован автомобиль. Рассмотрим ситуацию.

Ситуация: Организация использует в деятельности  два автомобиля. Один автомобиль, который стоит на учете в Москве, принадлежит организации, а другой арендуется у сотрудника и зарегистрирован в Московской области. Как рассчитать платеж и куда подавать расчет?

Определение размера платежей за негативное воздействие на окружающую среду осуществляется в соответствии с порядком № 632, а также постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления».

Форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, порядок ее заполнения и представления утверждены приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204.

Расчет представляется плательщиками в одном экземпляре в территориальный орган Росприроднадзора.

Таким образом, нужно делать для каждого субъекта свой расчет и подавать их в разные территориальные органы Росприроднадзора.

Анализируя вышеуказанную информацию, вы можете заинтересоваться следующей ситуацией.

Ситуация: Организация имеет на балансе несколько автомобилей, но не представляет отчеты в Росприроднадзор и не уплачивает экологические платежи за негативное воздействие на окружающую среду. Какие штрафные санкции могут быть наложены на организацию? Могут ли за это нарушение приостановить деятельность организации?

К передвижным источникам негативного воздействия на окружающую среду относятся транспортные средства, оборудованные двигателями и работающие на бензине, дизельном топливе, керосине, сжиженном (сжатом) нефтяном или природном газе (п. 4 Порядка ведения территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного приказом Ростехнадзора от 24.11.2005 № 867).

Таким образом, организация, имеющая автомобили, должна осуществлять платежи за негативное воздействие на окружающую среду.

Как было указано выше, расчет представляется не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом в территориальные органы Росприроднадзора по месту нахождения каждого объекта негативного воздействия на окружающую среду.

Административная ответственность установлена ст. 8.41 КоАП РФ за невнесение в установленный срок платы за негативное воздействие на окружающую среду. За указанное нарушение на юридическое лицо налагается штраф в размере от 50 000 до 100 000 рублей, на должностное лицо – от 3 000 до 6 000 рублей.

Обращаю ваше внимание на то, что за непредставление расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду ответственности законодательством не предусмотрено.

Однако непредставление расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду может быть квалифицировано как сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного
вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы. За указанные нарушения налагается штраф по ст. 8.5 КоАП РФ на граждан в размере от 500 до 1 000 рублей; на должностных лиц – от 1 000 до 2 000 рублей; на юридических лиц – от 10 000 до 20 000 рублей.

Имеются судебные решения, подтверждающие данную позицию. См.:

Постановление Восьмого арбитражного
апелляционного суда от 02.02.2012
по делу № А75-7615/2011

Где найти:
ИБ 8 апелляционный суд

В то же время имеются судебные решения, указывающие на иную позицию. См.:

Постановление Десятого арбитражного
апелляционного суда от 24.09.2013
по делу № А41-10959/13

Где найти:
ИБ Суды Москвы и области

Суд пришел к выводу, что расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду не является информацией о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, данный документ составляется в целях определения размера обязательной платы.

Также за нарушение сроков представления расчета встречаются случаи привлечения к ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ за несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов. См.:

Постановление
ФАС Северо-Кавказского округа от 12.04.2010
по делу № А32-51737/2009-51/972-299АЖ

Где найти:
ИБ Арбитражный суд
Северо-Кавказского округа

Однако в данном случае источник негативного воздействия был стационарным. Суд отказал организации в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по субъекту РФ о привлечении к ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ, указав, что в нарушение экологического законодательства организация несвоевременно представила расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Если же субъекты малого и среднего предпринимательства не представят отчетность в установленный срок, то к ним может применяться административная ответственность, предусмотренная ст. 8.2 КоАП РФ. Такие разъяснения даны Росприроднадзором. См.:

Письмо Росприроднадзора
от 07.12.2011 № ОД-06-01-32/15903

Где найти:
ИБ Финансист

Согласно ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами грозит штрафом: должностными лицам – от 10 000 до 30 000 рублей, предпринимателям – от 30 000 до 50 000 рублей, юридическим лицам – от 100 000 до 250 000 рублей. В качестве альтернативы штрафу для предпринимателей и юридических лиц может быть применено административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Кроме того, согласно ст. 19.7 КоАП РФ непредставление в государственные органы сведений, представление которых предусмотрено законодательством, влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от 100 до 300 рублей; на должностных лиц – от 300 до 500 рублей; на юридических лиц – от 3 000 до 5 000 рублей.

Уважаемые читатели, далее предлагаю разобраться с тем, как отражаются данные платежи в налоговом учете.

Вопрос: Вправе ли организация учитывать в составе расходов для целей налогообложения плату за негативное воздействие на окружающую среду?

Согласно подп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам относятся в числе прочего платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду.

Пунктом 4 ст. 270 НК РФ предусмотрено, что при определении налоговой базы не учитываются суммы платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» под нормативами допустимого воздействия на окружающую среду понимаются нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды.

Исходя из п. 2 Порядка, утвержденного  постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632, определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия и постановления Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 к платежам за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду относятся базовые нормативы платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия на окружающую природную среду, уплачиваемые налогоплательщиками как в пределах допустимых нормативов, так и в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

Таким образом, к расходам в целях налогообложения относятся платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду, за исключением платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ.

В продолжение разговора об учете расходов в налоговом учете предлагаю решить следующий вопрос.

Вопрос: Вправе ли организация учитывать в составе расходов для целей налогообложения плату за негативное воздействие на окружающую среду, если у нее отсутствует оформленное в установленном порядке разрешение на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов?

В силу п. 6 Порядка в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов, вся масса загрязняющих окружающую среду веществ учитывается как сверхлимитная. В отсутствие у организации оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов она не вправе учитывать плату за негативное воздействие на окружающую среду в расходах при исчислении налога на прибыль.

Об этом же говорит и судебная практика. См.:

Постановление ФАС
Северо-Кавказского округа от 10.10.2013
по делу № А32-37132/2012

Где найти:
ИБ Арбитражный суд
Северо-Кавказского округа

Постановление ФАС
Северо-Кавказского округа от 07.10.2013
по делу № А32-34415/2012

Где найти:
ИБ Арбитражный суд
Северо-Кавказского округа

Исходя из положений, вышеуказанных постановлений можно сделать следующий вывод, что в случае отсутствия у организации оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, а также лимитов на размещение отходов весь объем загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитный.

Таким образом, в отсутствие оформленного в установленном порядке разрешения организация не вправе учитывать плату за негативное воздействие на окружающую среду в расходах при исчислении налога на прибыль.

Отвечая на вопросы о налоговом учете данных расходов, нельзя обойти стороной и бухгалтерский учет.

Плата за негативное воздействие является неналоговым платежом. В бухгалтерском учете данный расход признается на основании п. 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации» в составе расходов по обычным видам деятельности. Для учета применяется счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Отразить в бухгалтерском учете начисление экологического сбора следует проводкой:

Дебет 26 «Общехозяйственные расходы» Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» – начислена плата за негативное воздействие на окружающую среду.

Итак, уважаемые читатели, в данной статье мы с вами рассмотрели часто задаваемые вопросы и ситуации по экологическим платежам, которые могут возникнуть в ходе вашей хозяйственной деятельности, а также – за какие именно загрязнения они взимаются, когда и в каком размере они уплачиваются и как учитываются в бухгалтерском и налоговом учете.

 

Полная версия журнала «Оперативно и достоверно» доступна только Клиентам компании «ЭЛКОД» – сопровождаемым пользователям КонсультантПлюс, зарегистрированным в Личном кабине на нашем сайте или из программы ПРОЭЛКОД.