Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Постановление Правительства Москвы от 17.10.2012 N 564-ПП

(ред. от 22.11.2016)
«Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги "Выдача разрешения на право организации розничного рынка" в городе Москве»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Несоответствие юридического и фактического адреса организации: риски и последствия02.05.2012

Проблема соотнесения юридического и фактического адреса организации до сих пор остается достаточно острой и актуальной. Ведь законодатель не дал определения этим понятиям, в то время как контролирующие органы уделяют достаточно пристальное внимание данному вопросу на практике.

Юридический и фактический адрес: есть ли разница?

В соответствии с ч. 2 ст. 54 Гражданского кодекса РФ местом нахождения организации признается место ее государственной регистрации, а именно место нахождения ее постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени организации без доверенности.

Данное нормативное определение соотносится с правовым понятием юридического адреса организации. Под фактическим же адресом организации понимается адрес фактического осуществления деятельности организации, то есть адрес офиса организации и, скорее всего, адрес реального нахождения постоянно действующих исполнительных органов организации.

Рассмотрим некоторые возможные проблемы несоответствия юридического и фактического адреса при регистрации организации.

Итак, регистрация юридического лица осуществляется по месту его нахождения, которое должно быть отражено в его учредительных документах. Среди перечня документов, подаваемых в налоговую инспекцию при создании организации, установленного ст. 12 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», нет специального документа, который бы подтверждал юридический адрес организации, и налоговый орган при этом не вправе требовать представления иных документов, не указанных в федеральном законе. Также налоговый орган не проверяет содержащиеся в представленных документах сведения.

Однако, с другой стороны, и в заявлении о государственной регистрации организации по форме Р11001, и в учредительных документах организации, подаваемых в налоговый орган, должны содержаться сведения в том числе о юридическом адресе, соответствующие действительности, и заявитель подтверждает это своей подписью на заявлении о государственной регистрации.

Как они часто не совпадают!

Де-юре налоговая инспекция не проверяет факт соответствия адреса нахождения организации, указанного в заявлении о государственной регистрации, фактическому адресу, по которому организация располагается и функционирует. При этом предполагается, что в названных выше документах содержатся достоверные сведения, то есть юридический адрес организации соответствует ее фактическому адресу. Де-факто, как известно, происходит несколько иначе. Зачастую учредители организации, не имея собственного пригодного помещения или не имея возможности «прописать» свою будущую фирму в арендованном помещении, прибегают к услугам сторонних организаций, предоставляющих услуги по подбору юридического адреса, что называется под ключ. Налоговые инспекции в связи с этим начинают требовать гарантийное письмо от собственника помещения, по которому предоставляется юридический адрес, а также нотариально удостоверенную копию свидетельства о госрегистрации права собственности собственника на указанное помещение.

Законны ли действия налоговиков? И что делать заявителям в данной ситуации? Отвечаем: действия налоговых инспекторов в этом случае вряд ли можно назвать правомерными. Ведь, как уже говорилось ранее, налоговый орган не вправе требовать представления иных документов, не входящих в перечень документов, подаваемых при регистрации создания юридического лица. Судебная практика в этом случае также целиком и полностью на стороне заявителя. См., например, определения ВАС РФ от 24.02.2010 № ВАС-1832/10, от 13.05.2010 № ВАС-6189/10, от 28.10.2009 № ВАС-13786/09 и т. п. Таким образом, если вы оказались в ситуации, когда регистрирующий орган требует, помимо всего прочего, документы, подтверждающие действительность указанного вами в заявлении о государственной регистрации юридического адреса, вы можете либо представить истребуемые документы, если сроки завершения регистрации для вас несущественны и вы располагаете возможностью подтвердить свой юридический адрес, либо обратиться в суд с обжалованием незаконных действий налогового органа, требующего от вас документы, не поименованные в Федеральном законе. Выбор остается за вами.

Однако не стоит забывать, что налоговая инспекция может располагать сведениями о заявленном юридическом адресе и о том, кто этот адрес может использовать. Поэтому в ситуациях, когда адрес используется организацией неправомерно (например, нет договора аренды помещения по указанному адресу или в договоре аренды на стороне арендатора указано другое лицо, а сам договор не предполагает сдачи помещения в субаренду), налоговая отказывает в регистрации организации по основанию непредставления всех необходимых для регистрации сведений, то есть пункт заявления о государственной регистрации организации по форме по форме Р11001, где должны содержаться сведения об адресе нахождения фирмы, считается незаполненным. Обращаем ваше внимание: в данной ситуации суды зачастую занимают позицию налоговых органов! См., например, постановление ФАС Дальневосточного округа от 18.08.2008 № Ф03-А16/08-1/3231 по делу № А16-76/2008, определение ВАС РФ от 19.11.2008 № 14799/08 по делу № А16-76/2008.

Выход есть!

Но что же делать тем учредителям, которые по каким-либо причинам не имеют возможности представить в налоговый орган информацию о действительном месте нахождения организации? Или, например, как поступить в случае, когда будущая организация вообще не имеет офиса, где располагались бы ее постоянно действующие исполнительные органы (например, организация будет заниматься продажей товаров через Интернет)? Выход есть: регистрация организации по месту жительства ее руководителя.

Прямого запрета регистрировать фирму по месту жительства ее руководителя (или учредителя) федеральное законодательство не содержит. Однако вплоть до сравнительно недавнего времени налоговые органы отказывали организациям в регистрации по адресу жительства руководящего лица, имеющего право представлять интересы фирмы без доверенности. В качестве обоснования приводились нормы гражданского и жилищного законодательства, а именно: в соответствии со ст. 17 Жилищного кодекса РФ жилое помещение предназначено исключительно для проживания граждан и не допускается использование жилого помещения не по назначению, например, для размещения промышленных производств.

Позиция большинства судов по данному вопросу на стороне заявителя. См., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.10.2007 по делу № А56-41036/2006, постановление ФАС Центрального округа от 10.01.2007 по делу № А14-7547/2006-367/14. Суды в подобных случаях признают незаконными решения налоговых органов об отказе в государственной регистрации организаций, поскольку регистрация организаций по месту нахождения ее постоянно действующего исполнительного органа (например, генерального директора) не противоречит положениям действующего законодательства. И лишь небольшая часть судов поддерживает позицию налоговиков. См., например, постановление ФАС Московского округа от 13.03.2007, 20.03.2007 № КГ-А40/10816-06 по делу № А40-6758/06-79-67.

В последнее время наметилась тенденция к принятию налоговыми органами ситуаций, когда организация имеет юридический адрес по месту жительства физического лица, являющегося ее единоличным исполнительным органом. Это подтверждается появляющимися письмами ведомств, которые признают, что государственная регистрация юридического лица, местом нахождения которого является место жительства учредителя (руководителя) организации, возможна. См., например, письмо Минфина РФ от 03.12.2008 № 03-01-11/5-159, письмо ФНС РФ от 23.09.2011 № ПА-21-6/293.

И действительно, согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона № 129-ФЗ государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении постоянно действующего исполнительного органа. Если обратиться к нормам Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», то в соответствии со ст. 40 указанного закона единоличным исполнительным органом общества является его директор. Таким образом, выбор юридического адреса организации по месту жительства ее учредителя или руководителя правомерен. Если же говорить о жилищном законодательстве, то та же самая ст. 17 Жилищного кодекса РФ, указанная ранее, в п. 2 содержит норму, согласно которой допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.

Таким образом, в случае создания организации, а также внесения изменений в учредительные документы (в части юридического адреса), в качестве альтернативы вы можете выбрать юридический адрес по месту постоянного проживания руководителя организации (ее учредителя).

В любом случае не забудьте учесть, что каким бы ни был юридический адрес организации, именно по нему с организацией будет осуществляться связь всех контролирующих органов. Поэтому по юридическому адресу необходимо обеспечить как минимум прием-передачу корреспонденции.

Что будет, что будет? Волнуюсь ужасно...

Итак, предположим, вы зарегистрировали организацию по некоторому юридическому адресу, однако фактический адрес организации является иным. Каких негативных последствий нужно остерегаться в данном случае?

Первое, на что хотелось бы обратить внимание, это то, что ведение деятельности по адресу, отличному от места нахождения, указанного в учредительных документах и ЕГРЮЛ, может быть приравнено к созданию обособленного подразделения. Согласно п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) обособленное подразделение организации — это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (то есть рабочие места, созданные на срок более 1 месяца). При этом признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.

Второй момент, который хотелось бы затронуть в связи с наличием у организации двух адресов, юридического и фактического, касается счета организации в банке.

Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны идентифицировать клиента и установить сведения о нем, среди которых сведения о месте государственной регистрации и адресе местонахождения организации-клиента. Соответственно, обязанность предоставлять достоверные сведения о месте нахождения организации является существенным условием договора банковского счета, при нарушении которого договор может быть расторгнут, что создаст ненужные неприятности для организации, которая не находится по своему юридическому адресу. Кроме того, обращаем ваше внимание на то, что Федеральная налоговая служба поручила налоговым инспекциям при выявлении фактов отсутствия юридического лица по адресу, который по данным ЕГРЮЛ является адресом регистрации данного юридического лица, в 10-дневный срок с момента выявления таких фактов доводить информацию о них до банков, в которых открыты счета этих юридических лиц (письмо ФНС РФ от 23.12.2011 № АС-4-2/22130@). См. также по данному вопросу постановление Президиума ВАС РФ от 27.04.2010 № 1307/10 по делу № А40-50083/09-29-388.

Обсудить статью «ВКонтакте»

Обсудить стаью в Facebook