Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Закон г. Москвы от 23.11.2016 N 40

«О внесении изменений в статью 4.1 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Документальное оформление выездной налоговой проверки17.09.2012

Документальное оформление выездной налоговой проверки: экспертиза решения по результатам выездной налоговой проверки
 

В сегодняшнем выпуске мы заканчиваем ряд статей, посвященных правовой экспертизе документов, которые составляются при выездной налоговой проверке. В настоящей статье мы с вами узнаем, на что обратить внимание при ознакомлении с итоговым документом выездной налоговой проверки – решением по результатам проведенной налоговой проверки.

Акт выездной налоговой проверки, включая возможные письменные возражения на него проверяемого налогоплательщика (а также иные материалы проведенной выездной налоговой проверки), ложится в основу для принятия руководителем проверяющего налогового органа (или его заместителем) итогового решения по результатам выездной налоговой проверки. Данное решение должно быть принято в течение 10 дней с момента истечения 15-дневного срока, отведенного проверяемому налогоплательщику для представления письменных возражений по акту проведенной налоговой проверки (пункт 1 статьи 101 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ)). Таким образом, решение по результатам проведенной выездной налоговой проверки должно быть принято в течение 25 рабочих дней с даты вручения налогоплательщику акта проверки.

Отметим следующее. Как уже было указано, рассмотрение материалов налоговой проверки и вынесение по ним итогового решения должно быть осуществлено в течение 10 дней (имеется в виду 10 рабочих дней – см. статью 6.1 НК РФ) после истечения срока на представление возражений на акт налоговой проверки. При этом налогоплательщик должен быть надлежащим образом извещен о месте и времени проведения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично или через своего представителя (пункт 2 статьи 101 НК РФ).

В то же время указание в НК РФ на то, что рассмотрение материалов налоговой проверки и вынесение по ним решения осуществляется в течение 10 дней после истечения срока на представление возражений на акт налоговой проверки, не означает, что решение по результатам налоговой проверки должно быть вынесено в день рассмотрения материалов налоговой проверки. Оно может быть вынесено в любой другой день в рамках обозначенного десятидневного срока. При этом дополнительного извещения налогоплательщика о дне непосредственного вынесения решения не требуется. На это указывается в постановлении Президиума ВАС РФ от 17.03.2009 № 14645/08 по делу № А08-4026/07-25. Сложившаяся на сегодняшний день судебная практика также подтверждает данную позицию. См., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 06.10.2011 № А05-1352/2011, ФАС Дальневосточного округа от 17.06.2010 № Ф03-3781/2010.

В зависимости от обстоятельств дела руководитель налогового органа может вынести одно из двух итоговых решений: либо решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, либо решение об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения. В рамках настоящей статьи мы с вами рассмотрим итоговое решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Приказом ФНС РФ от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@ «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах» утверждена форма решения о привлечении налогоплательщика к ответственности. Данная форма является обязательной для налоговых органов.

В целом решение налогового органа о результатах налоговой проверки можно рассмотреть с двух основных позиций: формальной и содержательной.

Формальный способ юридической экспертизы решения по результатам налоговой проверки предполагает его анализ на соответствие нормативным требованиям к оформлению такого решения.

В этой связи хотелось бы сказать несколько слов о подписании решения по результатам выездной налоговой проверки. Как следует из содержания пункта 7 статьи 101 НК РФ, решение о проведенной выездной налоговой проверке должно быть подписано непосредственно руководителем налогового органа (его заместителем). При этом лицо, подписавшее итоговое решение, должно было непосредственно участвовать в рассмотрении материалов налоговой проверки. Обратите внимание: лицо, подписавшее решение, должно фигурировать в документе, в котором зафиксирован ход рассмотрения материалов налоговой проверки (протокол рассмотрения). Несоблюдение этого условия влечет последующую отмену вынесенного решения по результатам налоговой проверки, так как нарушается принцип непосредственного исследования руководителем (заместителем руководителя) налогового органа всех имеющихся доказательств. Суд относит это нарушение к иным нарушениям процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, которые привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения. См. по данному вопросу постановление Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 № 4903/10 по делу № А40-51817/09-33-302, а также документы нижестоящих судов: постановление ФАС Московского округа от 20.01.2006, 18.01.2006 № КА-А40/13748-05 по делу № А40-25061/05-76-224, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.09.2011 по делу № А33-3150/2010.

Содержательный подход к юридической экспертизе решения по результатам налоговой проверки заключается в анализе правомерности оценки тех или иных фактов из материалов налоговой проверки и в обоснованности сделанных на их основе выводов.

В соответствии с пунктом 8 статьи 101 НК РФ в решении налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются:

– обстоятельства совершенного правонарушения (так, как они установлены проведенной проверкой) со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства;

– доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов;

– решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей НК РФ, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности;

– размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.

Естественно, с содержательной точки зрения в итоговом решении по результатам налоговой проверки могут встречаться разнообразные ошибки. Однако возможность отмены решения налогового органа по данной причине будет зависеть от конкретной ситуации.

Рассмотрим ситуацию, когда итоговое решение по результатам выездной налоговой проверки разнится с актом этой же налоговой проверки, а именно:

– решение содержит описание обстоятельств налогового правонарушения, отличающееся от описания этих же обстоятельств в акте налоговой проверки;

– решение основывается на обстоятельствах, не нашедших отражения в акте налоговой проверки;

– решение касается налоговых нарушений, не нашедших отражения в акте налоговой проверки;

– суммы доначислений налога больше, чем суммы, указанные в акте налоговой проверки.

Суды в своем большинстве, руководствуясь положениями пункта 8 статьи 101 НК РФ, принимают в таких ситуациях сторону налогоплательщика и признают подобные итоговые решения по проверкам недействительными. См., например, постановление ФАС Центрального округа от 25.12.2008 по делу № А48-1845/08-8, определение ВАС РФ от 20.07.2010 № ВАС-6407/10.

На практике иногда возникают ситуации, когда по итогам выездной налоговой проверки выявляются налоговые правонарушения и начисляются пени и штрафы по налогам и за налоговые периоды, которые ранее уже подвергались камеральной налоговой проверке, и по ее результатам никаких правонарушений выявлено не было. Возникает вопрос, закономерно ли это и закономерно ли было вообще проводить выездную налоговую проверку по данным налогам, если в результатах камеральной налоговой проверки всё было в порядке?

Законодательного ответа на данный вопрос нет, однако, как отмечает Конституционный Суд РФ, НК РФ не запрещает при проведении выездной проверки выявлять нарушения, которые не были обнаружены при проведении камеральной проверки. Судебные инстанции придерживаются схожей позиции. См., например, постановление ФАС Поволжского округа от 05.03.2010 по делу № А65-1681/2009, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.04.2007 № А78-2928/06-Ф02-1280/07 по делу № А78-2928/06.

В любом случае, какие бы основания для отмены итогового решения налогового органа не возникали, хотелось бы отметить, что, согласно пункту 14 статьи 101 НК РФ, несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных налоговым законодательством (формальных или содержательных), может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. При этом согласно постановлению Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» нарушение должностным лицом налогового органа требований НК РФ не влечет безусловного признания судом соответствующего решения налогового органа недействительным. В данном случае суд оценивает характер допущенных нарушений и их влияние на законность и обоснованность вынесенного налоговым органом решения. В частности, при оценке судом соблюдения налоговым органом требований к содержанию решения о привлечении налогоплательщика к ответственности необходимо иметь в виду, что в таком решении непременно должен быть обозначен его предмет, то есть суть и признаки налогового правонарушения, вменяемого налогоплательщику, со ссылкой на соответствующую статью НК РФ.

В заключении хотелось бы обратить ваше внимание на то, что сам факт признания судом решения налогового органа по результатам проведенной налоговой проверки недействительным (по формальным или иным причинам) не означает фактической легализации возможных налоговых правонарушений, обнаруженных в вашей организации в ходе выездной налоговой проверки. Согласно пункту 10 статьи 89 НК РФ вышестоящий налоговый орган может провести повторную выездную налоговую проверку в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего первую проверку, в рамках которой могут быть выявлены и соответствующим образом оформлены факты налоговых правонарушений, которые не удалось зафиксировать в ходе первой налоговой проверки.

 

Будьте внимательны! Желаем вам удачи!


 

Обсудить статью  в Facebook

Обсудить статью  в Vkontakte