Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьАвгуст 2017

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Постановление Правительства Москвы от 08.08.2017 N 517-ПП

«Об учреждении Московского фонда реновации жилой застройки»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 06:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 10:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Реклама в сети Интернет14.06.2017

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Размещение рекламы на сайте, в интернет-магазине подчинено общим требованиям Закона «О рекламе»1, однако обладает спецификой,  которая требует дополнительных разъяснений.  
Первый вопрос, который возникает, – как определить, распространяется ли на тот или иной сайт российское законодательство о рекламе. Поскольку сеть Интернет не содержит ограничений в отношении территории, с которой возможно осуществить доступ к размещенной в данной сети информации, то с компьютера пользователя, расположенного на территории Российской Федерации, можно получить доступ к информации, размещенной в различных странах мира.

Вместе с тем, учитывая особенности правового регулирования в сети Интернет, а также признание Рунета в качестве «виртуальной территории Российской Федерации», под рекламой, распространенной в сети Интернет, понимается реклама, размещенная на интернет-сайтах, зарегистрированных в доменных зонах .SU, .RU и .РФ, а также на русскоязычных страницах сайтов в иных зонах, поскольку информация на данных страницах предназначена для потребителей в России.
Такие разъяснения были даны ФАС России2 по поводу требований к рекламе алкоголя, однако такой подход применяется и в других случаях необходимости определения юрисдикции в сети Интернет.

КАКАЯ ИНФОРМАЦИЯ, РАЗМЕЩАЕМАЯ В СЕТИ, НЕ ЯВЛЯЕТСЯ РЕКЛАМОЙ

Закон о рекламе содержит признаки рекламы, а также  сферы, на которые его требования не распространяются. В частности, согласно части 2 ст. 2 Закона он не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой. В связи с этим производитель алкоголя, например, отражая на сайте или в своей группе в соцсети ассортимент, не рекламирует товар. Данные об ассортименте алкогольной продукции, размещенные на сайте продавца, не являются рекламой, если сведения размещаются, чтобы информировать посетителей сайта о деятельности компании и товарах3.
Есть также общие разъяснения, касающиеся рекламы в сети Интернет4.

Согласно позиции ФАС РФ не является рекламой:

  1. Информация, предоставляемая поисковой системой. Указанная информация не признается рекламой, так как распространяется с целью ответить на запрос пользователя. Исключением служит контекстная реклама на странице с результатами поиска. Имеется в виду использование таких сервисов контекстной рекламы, как AdWords (Google), Яндекс.Директ (Яндекс)5.
  2. Информация о производимых или реализуемых товарах, размещенная на сайте.

Но чтобы считать, что такая информация не является рекламой, необходимо соблюдение следующих условий:

  • информация размещена на сайте производителя (продавца) данных товаров или на страницах в социальных сетях производителя (продавца);
  • сведения предназначены для информирования посетителей сайта или страницы  в социальной сети о реализуемых товарах, ассортименте, правилах пользования.
  1. Информация о хозяйственной деятельности компании.

Не является рекламой информация об акциях и мероприятиях, проводимых компанией. В том числе, не является рекламой информация о скидках или проводимых акциях, размещенная на сайтах, на которых аккумулируются и предлагаются различные купоны или билеты, позволяющие приобрести товар со скидкой.

Обращаем внимание, что ст. 8 Закона содержит специальные требования к рекламе товаров при дистанционном способе6 их продажи: в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров (наименование, место нахождения и регистрационные данные юрлица (ИП)).
Указанная норма применяется с учетом общего правила, согласно которому информация на сайте может быть признана рекламой, когда она направлена не столько на информирование потребителя об ассортименте товаров или деятельности компании, а на привлечение внимания к конкретному товару и его выделение среди однородных товаров (например, всплывающий баннер).

НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ РЕКЛАМИРОВАНИИ ТОВАРОВ И УСЛУГ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Распространенным нарушением при размещении рекламы является использование товарных знаков.
Согласно п. 4 части 2 ст. 5 Закона о рекламе недобросовестной признается реклама, которая является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством. В свою очередь, Закон о защите конкуренции7 прямо указывает, что совершение действий, способных вызвать смешение с деятельностью компании-конкурента либо с его товарами (услугами), является разновидностью недобросовестной конкуренции. В том числе, такое смешение может быть результатом незаконного использования товарного знака или фирменного наименования в сети Интернет (ст. 14.6 данного Закона). Поскольку товарные знаки и фирменные наименования являются охраняемыми средствами индивидуализации, вопросы их законного или незаконного использования регламентируются  гл. 76 ГК РФ.
Таким образом, возникает взаимосвязь трех нормативных актов: Закона о рекламе, Закона о защите конкуренции и гл. 76 ГК РФ8.
Поводом для спора в суде может стать использование ключевых слов, сходных с чужими товарными знаками или фирменными наименованиями в контекстной рекламе. В настоящее время суды придерживаются позиции, что если такие слова совпадают с товарными знаками или фирменными наименованиями, это не является нарушением ГК РФ. Использование словосочетания, аналогичного зарегистрированному словесному сочетанию в качестве ключевого слова в сети Интернет не может быть приравнено к использованию товарного знака по смыслу ст. 1484 ГК РФ, поскольку не индивидуализирует какие-либо товары либо самого рекламодателя, не создает возможности смешения товаров истца и рекламодателя, является одним из технических критериев показа рекламного объявления в поисковой системе9.

 

Однако полагаем, есть риск, что использование ключевых слов, которые сходны с чужими товарными знаками (фирменными наименованиями) может быть признано актом недобросовестной конкуренции – введение в заблуждение (ст. 14.2 Закона о конкуренции).
Безусловно, нарушением прав на товарный знак (фирменное наименование) является его неправомерное использование непосредственно на сайте.
Был случай, когда даже простое размещение на сайте интернет-магазина фотографий товаров конкурентов, маркированных их товарными знаками, было признано нарушением10. Хотя в фактическом ассортименте интернет-магазина товары отсутствовали, Верховный Суд РФ согласился с антимонопольным органом, что имеет место нарушение запрета, предусмотренного п. 4 части 1 ст. 14 Закона о защите конкуренции (ред. от 04.06.2014).
Специфичным для интернет-сайта является такое нарушение, как отсутствие возрастной классификации на сайте.
В соответствии с частью 10.1 ст. 5 Закона «О рекламе» не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», без указания категории данной информационной продукции.
Классификация информационной продукции осуществляется по правилам части 3 ст. 6 Закона о защите детей. Возможны следующие варианты знаков: 0+, 6+, 12+, 16+, 18+ или «запрещено для детей». При этом отнесение продукции к соответствующей категории осуществляется ее производителем (распространителем) самостоятельно.
Указанное требование распространяется только на рекламу информационной продукции и только такой информационной продукции, которая подлежит возрастной классификации.

Под информационной продукцией понимается в том числе информация, распространяемая посредством сети Интернет11.
ФАС России разъясняет, что возрастной классификации подлежит не любой сайт в сети Интернет, а только такой, который является сетевым изданием, то есть в силу ст. 2 Закона РФ «О средствах массовой информации» зарегистрирован в качестве средства массовой информации.
Соответственно, в рекламе сайта, не зарегистрированного в качестве СМИ, указывать категорию информационной продукции не требуется.
Одновременно обращаем внимание, что требование части 10.1 ст. 5 Закона «О рекламе» распространяется только на рекламу информационной продукции, но не рекламу иных товаров или услуг.
Соответственно, требование об указании в рекламе категории информационной продукции не распространяется на рекламу, объектом рекламирования в которой выступает не информационная продукция (например, вклад в банке, автомобильный салон, ресторан и т.п.), в том числе в случае, если в рекламе данных товаров (услуг) указан сайт в сети Интернет в качестве источника информации, на котором можно получить более подробные сведения о рекламируемом товаре12.


1 Пункт 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2 Письмо ФАС России от 13.09.2012 № АК/29977 «О последних изменениях в требованиях к рекламе алкоголя».

3 Письмо ФАС России от 20.07.2016 № АК/49414/16 «Об информации на сайтах продавцов алкогольной продукции».

4 Письмо ФАС России от 28.08.2015 № АК/45828/15 «О рекламе в сети Интернет».

5 Контекстная реклама бывает поисковой и тематической. Поисковая реклама показывается в результатах поиска по Интернету (или по сайту). Тематическая реклама показывается в сетях (рекламная сеть Яндекса и внешние сети), если тематика рекламы соответствует интересам пользователя. Тематическая реклама показывается как дополнительная информация к содержанию страниц, которые просматривает пользователь. Она находится в сфере его внимания (справочная информация о Яндекс.Директе: https://yandex.ru/support/direct/index.html).

6 Продажа товаров дистанционным способом – продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (постановление Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом»).

7 Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

8 Статья: Савельев А.И. Электронная коммерция в России и за рубежом: правовое регулирование. 2-е изд. М.: Статут, 2016. 640 с. //СПС КонсультантПлюс.

9 Постановление Суда по интеллектуальным правам от 12.09.2014 № С01-823/2014 по делу № А40-145068/2013; постановление Суда по интеллектуальным правам от 03.06.2014 № С01-423/2014 по делу № А51-11605/2013.

10 Определение Верховного Суда РФ от 04.05.2016 № 117-ПЭК16 по делу № А67-4453/2014.

11 Пункт 5 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

12 Письмо ФАС России от 05.09.2013 № АК/34774/13 «О применении Закона о рекламе в связи с вступлением в силу Закона о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».