Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Постановление Правительства Москвы от 17.10.2012 N 564-ПП

(ред. от 22.11.2016)
«Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги "Выдача разрешения на право организации розничного рынка" в городе Москве»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Право подписи документов в организации23.09.2013

В сегодняшней рубрике «ЭКСПЕРТиЗА» мы рассмотрим вопросы, возникающие в ситуациях, когда необходимо определить, кто в организации имеет право подписывать определенные документы в случаях, когда руководитель организации по какой-либо причине подписать их физически не может.

Начнем с подписания бухгалтерской и налоговой отчетности. В соответствии с частью 8 ст. 13 нового Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта. Отметим, что в действовавшем до 2013 года Федеральном законе от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерская отчетность подписывалась как руководителем, так и главным бухгалтером (бухгалтером) организации. Заверять печатью бухгалтерскую отчетность не обязательно, поскольку в законодательстве такое требование отсутствует.

В соответствии с Информацией Минфина России от 04.12.2012 № ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 года Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ ''О бухгалтерском учете''» в делах экономического субъекта должен храниться экземпляр бухгалтерской (финансовой) отчетности, подписанный руководителем экономического субъекта. Причем подпись руководителя экономического субъекта должна содержать дату подписания этого экземпляра. В случаях представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в несколько адресов такая отчетность должна быть подписана одними и теми же уполномоченными лицами.

Если иное не предусмотрено уставом экономического субъекта, руководитель экономического субъекта вправе передать свои полномочия на основе доверенности, в том числе на подписание бухгалтерской (финансовой) отчетности без сообщения об этом иным органам управления экономическим субъектом (см. письмо ФНС России от 26.06.2013 № ЕД-4-3/11569@).

Что касается подписания налоговой отчетности, то согласно п. 5 ст. 80 Налогового кодекса РФ налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете). Если достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), подтверждает уполномоченный представитель налогоплательщика, в налоговой декларации (расчете) указывается основание представительства (наименование документа, подтверждающего наличие полномочий на подписание налоговой декларации (расчета)). При этом к налоговой декларации (расчету) прилагается копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета).

На практике зачастую возникают вопросы: возможно ли подписывать налоговые декларации с помощью факсимиле. Судебные органы в своем большинстве сходятся во мнении, что подписывать налоговую декларацию с помощью факсимиле нельзя (см., например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 11.04.2008 по делу № А11-2499/2007-К2-24/126).

Что же касается заверения налоговой декларации печатью, то ст. 80 Налогового кодекса РФ не содержит такого правила. Однако Минфин России считает, что отсутствие на декларации печати организации является одним из оснований для отказа в ее приеме (приказ Минфина России от 02.07.2012 № 99н). ВАС РФ также не усматривает в обязанности заверять налоговую декларацию печатью ничего противоправного (см. решение ВАС РФ от 02.04.2012 № 2111/12).

Кто может подписывать налоговую отчетность, если бухгалтерский и налоговый учет ведет аутсорсинговая компания?

Оказание услуг по ведению бухгалтерского и налогового учета организации-клиента осуществляется аутсорсинговой организацией на основании заключенного договора в соответствии с нормами гражданского законодательства.

В соответствии с п. 4 ст. 80 Налогового кодекса РФ налоговая декларация (расчет) может быть представлен(а) налогоплательщиком в налоговый орган лично или через представителя. Налогоплательщик или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в ней. Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами. Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности (п. п. 1, 3 ст. 29 Налогового кодекса РФ). Таким образом, для того, чтобы аутсорсинговая организация представляла клиента в отношениях, связанных в том числе с представлением налоговой декларации, необходима доверенность.

В качестве уполномоченного представителя, имеющего право подписи налоговой декларации (расчета), может выступать как руководитель организации, осуществляющей ведение бухгалтерского и налогового учета организации-налогоплательщика, так и иное лицо, если доверенность на право подписи налоговой декларации (расчета) выдана на имя руководителя указанной специализированной организации с правом передоверия другому лицу (см. письмо Минфина РФ от 24.12.2009 № 03-02-07/1-566).

Интересен также вопрос, касающийся подписания счетов-фактур.

По общему правилу, установленному в соответствии с п. 6 ст. 169 Налогового кодекса РФ, счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом по организации или доверенностью от имени организации.

Обратите внимание: если счет-фактуру подписывает иное лицо, уполномоченное приказом или доверенностью, то налоговый орган может потребовать представить данный приказ или данную доверенность на подписание.

На практике зачастую возникает ситуация, когда два экземпляра счета-фактуры подписаны разными лицами, уполномоченными приказом или доверенностью. Согласно разъяснениям Минфина России, в данной ситуации основания для отказа налогоплательщикам-покупателям в применении вычетов соответствующих сумм налога по таким счетам-фактурам отсутствуют при условии соблюдения требований, установленных ст. 169 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России от 03.07.2013 № 03-07-15/25437). Аналогично складывается и судебная практика (см., например, постановление ФАС Московского округа от 14.09.2009 № КА-А40/9167-09 по делу № А40-1294/09-115-5).

Что касается факсимиле, то, как и в случае с налоговыми декларациями (расчетами), не допускается подписание счета-фактуры с помощью факсимиле. Это официальная позиция Минфина России (см.: письмо Минфина РФ от 01.06.2010 № 03-07-09/33), а также большинства арбитражных судов (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 27.09.2011 № 4134/11 по делу № А33-20240/2009). Однако по данному вопросу есть и противоположная судебная практика (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.04.2011 по делу № А13-8617/2008).

Рассмотрим некоторые ситуации, связанные с подписанием кадровых документов. В соответствии со ст. 61 Трудового кодекса РФ трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем. Согласно п. 3 ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» единоличный исполнительный орган организации (т.е. ее руководитель, генеральный директор) в числе прочего издает приказы о назначении на должности работников организации, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания. Однако вопрос: кто может подписать трудовой договор с работником со стороны работодателя в случае отсутствия руководителя организации?

Отвечая на данный вопрос, можно сказать, что подписать с работником трудовой договор от имени работодателя, помимо руководителя организации, может также, например, его заместитель или иное уполномоченное на это лицо. При этом важно, чтобы соблюдалось два условия:

  1. наличие соответствующих положений в уставе организации, согласно которым заместителю руководителя организации (или иному уполномоченному лицу) могут быть переданы полномочия на подписание трудовых договоров с работниками;
  2. наличие доверенности от имени руководителя организации на имя заместителя руководителя (или иного уполномоченного лица) на подписание трудовых договоров с работниками (доверенность, ее заверенная копия, в данном случае должна быть приложена к трудовому договору в качестве подтверждающего документа).

Такая доверенность оформляется в простой письменной форме. В трудовых договорах, подписанных лицом, действующим от имени работодателя по доверенности, должно быть указано на это, а также указаны дата и номер доверенности.

Обратите внимание: первое из вышеперечисленных условий является основополагающим, то есть – если не будет соответствующих закрепленных в уставе организации положений, наличия одной только доверенности на подписание трудовых договоров от имени работодателя будет недостаточно.

Аналогичным образом обстоят дела с подписанием приказа о наложении дисциплинарного взыскания на работника и об увольнении (см., например, судебную практику: определение Ленинградского областного суда от 04.02.2010 № 33-438/2010).

Что касается иных кадровых документов, то их подписание за руководителя организации другим работником организации (не заместителем руководителя) также возможно. Однако перед этим нужно провести все процедуры, предусмотренные Трудовым кодексом РФ, связанные с возложением на соответствующего работника обязанностей по подписанию таких документов. То есть с работником – будущим подписантом – необходимо заключить дополнительное соглашение к трудовому договору, издать соответствующий приказ. При этом запрашивается письменное согласие работника на выполнение дополнительной работы, определяются содержание, объем и сроки проведения данной дополнительной работы, а также устанавливается оплата за выполнение работником данной дополнительной работы (ст. ст. 60.2, 151 Трудового кодекса РФ).

Право подписи товарных накладных

Рассмотрим ситуацию, когда работники организации (например, менеджеры по продажам) осуществляют подписание товарных накладных (например, форма № ТОРГ-12) за руководителя организации при отпуске товара покупателям.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Товарная накладная № ТОРГ-12 является первичным документом, который составляется при продаже товарно-материальных ценностей. Обычно руководитель организации издает приказ, которым назначает работников организации, имеющих право подписи первичных документов. Возникает вопрос: нужна ли дополнительно доверенность на подписание первичных документов от лица руководителя организации?

В соответствии с п. 2.1.4 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденных письмом Роскомторга от 10.07.1996 № 1-794/32-5, если товары получает материально ответственное лицо вне склада покупателя, то необходимым документом является доверенность, которая подтверждает право материально ответственного лица на получение товара. И наоборот: в случае отпуска товара со своего склада руководителю организации для передачи права подписи первичных документов ответственному работнику необходимо издать приказ о назначении работника, ответственного за подписание первичных документов, или выдать соответствующую доверенность. В случае же отпуска товаров вне своего склада работнику выдается  соответствующая доверенность.


 

Обсудить статью  в Facebook

Обсудить статью  в Vkontakte