Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Закон г. Москвы от 21.11.2007 N 45

(ред. от 23.11.2016)
«Кодекс города Москвы об административных правонарушениях»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Аттестация рабочих мест и специальная оценка условий труда: применение нового законодательства16.06.2014

1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон), который заменил ранее существующую систему аттестации рабочих мест.
Регулирование аттестации рабочих мест осуществлялось главным образом приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» (далее — Порядок проведения аттестации).
Специальная оценка условий труда — это комплекс мероприятий по выявлению опасных или вредных производств. По результатам спецоценки определяются следующие обязательства работодателя:

  • выплата дополнительного страхового тарифа в Пенсионный фонд РФ, размер которого будет определяться в зависимости от класса (подкласса) условий труда на рабочем месте, если в связи с вредными условиями труда работник в соответствии с законодательством выходит на пенсию раньше общего срока;
  • предоставление других гарантий и компенсаций работнику в соответствии с Трудовым Кодексом РФ (далее — ТК РФ), если были выявлены вредные или опасные условия труда;
  • обеспечение работника средствами индивидуальной и коллективной защиты, проведение медосмотров и т. п. (ст. 7 Закона).

Помимо этого, по результатам спецоценки определяется расчет скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Аттестация (теперь — спецоценка) распространялась на всех работодателей — юрлиц и индивидуальных предпринимателей. При этом аттестации не подлежали рабочие места, где работники используют исключительно офисную технику (п. 4 Порядка проведения аттестации).
В соответствии с частью 3 ст. 3 Закона специальная оценка условий труда не проводится только в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями. В отношении всех других рабочих мест она обязательна.
Таким образом, те работодатели, которые не проводили аттестацию в связи с установленным п. 4 Порядка проведения аттестации исключением, обязаны провести спецоценку в соответствии с Законом.
Общий срок для проведения спецоценки — один раз в пять лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
В случае если по результатам оценки не выявлены вредные и (или) опасные производственные факторы, через пять лет после оценки на таком рабочем месте повторная оценка не проводится: декларация соответствия условий труда будет действовать еще пять лет (часть 7 ст. 11 Закона). Если же в течение пяти лет действия декларации произойдет несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, вызванное условиями труда, декларация соответствия прекратит свое действие.
Основные проблемы после принятия Закона — необходимость проведения спецоценки, если организация уже прошла аттестацию, а также ее применение в связи с изменением законодательства.
В части 4 ст. 27 Закона указано, что если аттестация рабочих мест была проведена до дня вступления в силу Закона, и она действует, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации.
При этом результаты аттестации будут применяться для определения тех показателей, которые установлены новым Законом по новым «ставкам». Письмом Минтруда России от 26.03.2014 № 17–3/10/В-1579 разъясняется: при определении дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда следует учитывать только класс (подкласс) условий труда, установленный в результате оценки соответствия условий труда нормам условий труда.
Это означает, что показатели травмоопасности рабочих мест и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты, которые раньше оценивались в процессе аттестации, не будут применяться для определения дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
В соответствии с новым Законом оценка травмоопасности рабочих мест будет проводиться в порядке спецоценки в отношении организаций, осуществляющих отдельные виды деятельности (часть 7 ст. 9 Закона).
Перечень таких организаций утвержден постановлением Правительства РФ от 14.04.2014 № 290.
Кроме того, в данном письме Минтруда указано, что те дополнительные тарифы, которые предусмотрены частью 2.1 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», применяются в отношении рабочих мест, указанных в подп. 1–18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», которым при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда по результатам оценки соответствия условий труда на этих рабочих местах гигиеническим нормативам присвоен вредный или опасный класс (подкласс) условий труда.
Главное отличие спецоценки от аттестации — наличие в спецоценке классификации (классов и подклассов) условий труда по степени вредности (опасности). Такая классификация изменила объем прав работника, связанных с вредными или опасными условиями труда, по сравнению с имеющимися ранее — компенсации предоставлялись работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, независимо от степени вредности.
В связи с этим, при применении нового законодательства следует учитывать, что не могут быть урезаны гарантии, которые предоставлялись работнику в целях ослабления негативного воздействия на его здоровье: сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за него, а также повышенная оплата труда. Ухудшение порядка и условий осуществления данных гарантий или снижение размеров компенсаций работника в связи с новым законодательством по сравнению со старым — не допускается (часть 3 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона ''О специальной оценке условий труда''«).
Таким образом, если по результатам аттестации работнику предоставлялись более выгодные гарантии и компенсации чем те, которые положены ему по новому Закону, действует старый порядок обеспечения.
Исходя из этого можно ответить на следующий популярный вопрос, связанный с применением новых правил: надомники, дистанционные работники, получающие дополнительные компенсации по результатам ранее проведенной аттестации, имеют право и в дальнейшем получать обеспечение, несмотря на то, что спецоценка в отношении таких рабочих мест проводиться не должна.
Порядок проведения аттестации в п. 8 предусматривал возможность «пропуска» очередной аттестации, если по результатам предыдущей условия труда были признаны безопасными (оптимальными или допустимыми).
В этом случае спецоценка тоже необходима. Это следует из буквального толкования части 4 ст. 27 Закона. Понятно, что контролирующие органы вряд ли начнут с проверки таких относительно безопасных производств. Однако применение результатов аттестации невыгодно в данном случае, потому что спецоценка предполагает, в частности, дифференцированный тариф дополнительного взноса в Пенсионный фонд РФ в зависимости от подкласса условий труда. По результатам спецоценки он может быть снижен до 0%.
В случае же если работодатель будет применять результаты действующей аттестации (когда условия труда признаны оптимальными или допустимыми), или останется с «продленными» результатами, — тариф дополнительного взноса в Пенсионный фонд РФ составит 4–6% (на видах работ, указанных в подп. 1–18 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ).
Закон содержит исключение из общего правила об освобождении проведения спецоценки при наличии действующей аттестации. Это внеплановая оценка, которая проводится в случаях, определенных Законом: замена оборудования, изменение средств защиты, несчастный случай на производстве и пр. (части 1 ст. 17 Закона). Сюда же включено такое основание, как ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест (то есть то, что раньше называлось первичной аттестацией, будет проводиться в сроки, установленные для внеплановой спецоценки). Внеплановая проверка проводится в течение шести месяцев со дня наступления указанных Законом случаев.
Отметим, что перечень оснований проведения внеплановой оценки является закрытым. Однако при наличии такого основания, ее проведение обязательно, даже если еще действуют результаты аттестации.
Ранее срок первичной аттестации, то есть аттестации при вводе в эксплуатацию новых рабочих мест (в том числе при создании юрлица), не был определен. Был определен только срок аттестации вновь организованных рабочих мест в соответствии с проектами строительства, реконструкции, технического перевооружения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий — она должна была быть проведена не позднее одного года с момента создания новых рабочих мест (п. 4 Порядка проведения аттестации).
На практике это привело к тому, что организации, хотя и не связанные с проектами строительства, реконструкции и т. п. считали годичный срок на проведение аттестации правомерным. По мнению юристов, это скорее должен был быть разумный срок с момента создания вновь организованного рабочего места. Такое заблуждение привело к тому, что к 2014 году компании так и не были аттестованы.
Статья 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение трудового законодательства.
Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а если правонарушение длящееся — со дня обнаружения административного правонарушения.
В п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что длящееся правонарушение выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Невыполнение работодателем обязанности по проведению аттестации рабочих мест является длящимся правонарушением, поэтому срок привлечения к административной ответственности не истек. Поэтому те рабочие места, которые так и не были аттестованы, должны в ближайшее время пройти спецоценку. Для этого уже принята и 21 марта 2014 года зарегистрирована в Минюсте необходимая для ее проведения методика (утв. приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н).
Проведение специальной оценки условий труда в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих требует принятия специальных нормативных актов (часть 2 ст. 3 Закона), которые пока не были подготовлены.
Независимо от того, действует аттестация или нет, Закон не ограничивает работодателя в проведении специальной оценки (часть 4 ст. 27 Закона). При определенных условиях это может существенно снизить расходы компании.

 

Полная версия журнала «Оперативно и достоверно» доступна только Клиентам компании «ЭЛКОД» – сопровождаемым пользователям КонсультантПлюс, зарегистрированным в Личном кабине на нашем сайте или из программы ПРОЭЛКОД