Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Постановление Правительства Москвы от 17.10.2012 N 564-ПП

(ред. от 22.11.2016)
«Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги "Выдача разрешения на право организации розничного рынка" в городе Москве»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Доменное имя: особенности регистрации и использования30.06.2014

На сегодняшний день трудно себе представить эффективный бизнес без использования интернет-технологий. В этом плане интернет-сайт компании является ее визитной карточкой в глобальной сети и во многих случаях мощным (а порой и единственным) механизмом продаж товаров и услуг. В настоящей статье мы рассмотрим вопросы правового регулирования доменного имени компании, остановимся на вопросах его регистрации и использования.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» доменное имя – это обозначение символами, предназначенное для адресации сайтов в сети Интернет в целях обеспечения доступа к информации, размещенной в сети Интернет. Домен – это иерархически структурированный глобальный адрес компьютерного узла сети в виде строки символов (см. «Средства технические телематических служб. Общие технические требования. РД 45.134-2000» (утв. Минсвязи РФ 26.06.2000)). Иными словами, домен – это определенный адрес сайта в сети Интернет, средство индивидуализации интернет-сайта. В этом отношении термины «домен» и «доменное имя» употребляются в качестве синонимов.

Доменное имя должно содержать от 2 до 63 символов, начинаться и заканчиваться буквой латинского или русского алфавита или цифрой, промежуточными символами могут быть буквы латинского или русского алфавита, цифры или дефис; доменное имя не может содержать дефисы одновременно в 3-й и 4-й позициях. Доменные имена не должны содержать слова, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.

Регистрация домена осуществляется специальным регистратором доменных имен, каковым является организация, имеющая полномочия создавать (регистрировать) новые доменные имена и продлевать срок действия уже существующих доменных имен в домене, для которого установлена обязательная регистрация. Регистратор обязан заносить всю информацию о новом доменном имени в специальную базу данных – реестр доменных имен, чтобы исключить конфликты и обеспечить уникальность доменного имени.

Следовательно, чтобы зарегистрировать доменное имя, вам необходимо вначале его сформулировать таким образом, чтобы оно было уникальным. Для проверки уникальности сформулированного доменного имени вы можете использовать интернет-ресурсы тех же самых регистраторов доменных имен (WHOIS-сервисы). После того как вы убедились, что сформулированное доменное имя действительно уникально, вы заключаете публичный договор с выбранной вами организацией-регистратором доменных имен. Перед этим регистратору обычно передается заявка-анкета на регистрацию доменного имени и копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (имейте в виду, что при регистрации доменного имени для юридического лица, необходимо регистрировать домен именно на само юридическое лицо, а не на сотрудника данной организации). Доменное имя считается зарегистрированным с момента внесения соответствующих сведений в реестр доменных имен. После этого вы можете открывать ваш интернет-сайт для клиентов с вновь зарегистрированным доменным именем.

Срок регистрации доменного имени составляет один год. В последующем вам необходимо будет производить перерегистрацию доменного имени вашего интернет-сайта. В противном случае домен будет аннулирован.

Обратите внимание: договор о регистрации доменного имени является публичным, и регистратор не вправе отказать в заключении данного договора, – если соблюдены вышеперечисленные условия, вы несете самостоятельную ответственность за выбор доменного имени и за возможные нарушения прав третьих лиц, связанные с выбором и регистрацией доменного имени, а также за риск убытков, связанный с такими нарушениями.

В целом какого-либо централизованного правового регулирования на федеральном (региональном) уровне вопросов регистрации доменных имен в России нет. Однако существуют Правила регистрации доменных имен в доме-нах .RU и .РФ, которые созданы Координационным центром национального домена сети Интернет (решение № 2011-18/81 от 05.10.2011). Координационный центр национального домена сети Интернет – это администратор национальных доменов верхнего уровня .RU и .РФ. Выполняет функции национальной регистратуры. Он обладает полномочиями по выработке правил регистрации доменных имен в доменах .RU и .РФ, аккредитации регистраторов и исследованию перспективных проектов, связанных с развитием российских доменов верхнего уровня.

Правила регистрации доменных имен в доменах .RU и .РФ обязательны для всех организаций-регистраторов, работающих с доменами первого уровня .RU и .РФ. С данными Правилами вы можете ознакомиться на официальном сайте Координационного центра национального домена сети Интернет (http://www.cctld.ru/ru/docs/).

При регистрации доменного имени очень важно удостовериться, не совпадает ли доменное имя с каким-либо уже зарегистрированным товарным знаком, принадлежащим другому лицу. Остановимся на этом моменте подробнее.

Товарный знак представляет собой обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В соответствии с п. 1 ст. 1484 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака любым не противоречащим закону способом. Исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности, путем размещения товарного знака в сети Интернет, в том числе в доменном имени и при других способах адресации (п. 2 ст. 1484 ГК РФ).

Как установлено в п. 3 ст. 1484 ГК РФ, никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения. В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 1252 ГК РФ одним из способов защиты исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности является предъявление требования о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, к лицу, совершающему такие действия или осуществляющему необходимые приготовления к ним.

Таким образом, если вы зарегистрировали и используете домен, название которого совпадает с зарегистрированным товарным знаком, принадлежащим другому лицу, суд может квалифицировать ваши действия в качестве акта недобросовестной конкуренции, которые создают препятствия компании-правообладателю товарного знака для размещения информации о ней и ее товарах в сети Интернет и нарушают исключительное право компании-правообладателя на использование товарного знака в сети Интернет, в том числе в доменном имени (в качестве примера см. постановление Президиума ВАС РФ от 18.05.2011 № 18012/10 по делу № А40-47499/10-27-380; постановление Президиума ВАС РФ от 08.12.2009 № 9833/09 по делу № А40-53937/08-51-526, а также см. постановление Суда по интеллектуальным правам от 02.10.2013 № С01-70/2013 по делу № А40-111177/2012).

Если вы регистрируете доменное имя, которое совпадает с обозначением ваших товаров (услуг), мы рекомендуем вам одновременно регистрировать соответствующий товарный знак, чтобы в будущем полностью обезопасить себя от возможных претензий со стороны третьих лиц.

Скажем несколько слов об особенностях налогообложения услуг, связанных с регистрацией доменного имени.

Как разъясняется в письме УФНС РФ по г. Москве от 17.01.2007 № 20-12/004121, расходы на первичную регистрацию доменного имени для целей налогообложения прибыли включаются в первоначальную стоимость сайта, если он является нематериальным активом. При этом, как указывает налоговое ведомство, интернет-сайт – это совокупность двух объектов авторского права – программы, обеспечивающей его функционирование, и графического решения (дизайна). По отдельности составляющие элементы сайта свои функции выполнять не могут, поэтому интернет-сайт нужно рассматривать как единый объект для целей налогового учета затрат.

Таким образом, первоначальная стоимость интернет-сайта как нематериального актива определяется исходя из фактических расходов на его приобретение (создание) и доведение до состояния, пригодного для использования, за исключением НДС и акцизов, кроме случаев, предусмотренных Налоговым кодексом РФ (далее – НК РФ).

Расходы на перерегистрацию доменного имени признаются текущими затратами организации. Перерегистрация осуществляется, как правило, ежегодно и обеспечивает организации возможность сохранения именно за ней определенного имени своего сайта в Интернете. Перерегистрация доменного имени не приводит к изменению качественных характеристик интернет-сайта и потому не влияет на его первоначальную стоимость.

В связи с этим в соответствии с подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на перерегистрацию относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (см. также письмо УМНС РФ по г. Москве от 07.05.2003 № 26-12/25025).

Что касается, например, единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, то Минфин России придерживается следующей позиции. Если интернет-сайт признается нематериальным активом налогоплательщика, то расходы на регистрацию его доменного имени включаются в первоначальную стоимость создания сайта. При этом, если интернет-сайт нематериальным активом не является, то расходы на регистрацию доменного имени в целях налогообложения у налогоплательщика, применяющего УСН, не учитываются, поскольку такой вид расходов не предусмотрен в п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

А вот расходы на перерегистрацию доменного имени в целях налогообложения у налогоплательщика, применяющего УСН, по мнению Минфина России, не должны учитываться, так как в п. 1 ст. 346.16 НК РФ не предусмотрено положения, аналогичного положению подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ (см., например, письмо Минфина РФ от 28.12.2005 № 03-11-04/2/163).

В заключение рассмотрим вопрос распоряжения доменным именем.

Хотя формально доменное имя не является ни объектом гражданских прав, ни вещным правом, ни объектом интеллектуальной собственности (Гражданский кодекс РФ не содержит прямого указания на это), а выступает в роли способа адресации в сети Интернет, в практике правоприменения (в том числе в судебной практике) доменные имена фактически трансформировались в средства, выполняющие функцию товарного знака, которые дают возможность отличать товары и услуги одних юридических и физических лиц от однородных товаров и услуг других физических и юридических лиц (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 16.01.2001 № 1192/00 по делу № А40-25314/99-15-271). В связи с этим с доменными именами возможно осуществление ряда сделок гражданско-правового характера.

В частности, возможно заключение договора купли-продажи доменного имени, аренды доменного имени. Такая ситуация может, например, возникнуть, когда вам необходимо зарегистрировать конкретное доменное имя, а оно оказывается уже занятым. В этом случае, если стороны не против, возможно заключение, например, договора уступки требования и перевода долга в обязательстве, когда лицо, владеющее доменным именем, за плату передает вам право на него по договору, заключенному ранее с соответствующим регистратором доменных имен. Такой вид деятельности по перепродаже доменных имен получил название киберсквотинга.

Желаем вам удачи!

 

Полная версия журнала «Оперативно и достоверно» доступна только Клиентам компании «ЭЛКОД» – сопровождаемым пользователям КонсультантПлюс, зарегистрированным в Личном кабине на нашем сайте или из программы ПРОЭЛКОД