Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Закон г. Москвы от 21.11.2007 N 45

(ред. от 23.11.2016)
«Кодекс города Москвы об административных правонарушениях»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Реестр акционеров: особенности и порядок ведения (с учетом изменений, вступающих в силу с 1 сентября и 1 октября 2014 года)14.07.2014

В соответствии с Гражданским Кодексом РФ (далее – ГК РФ) и Федеральным законом от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об АО) устав акционерного общества разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.

Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее – Закон о рынке ценных бумаг) в ст. 2 определил, что акция – это именная эмиссионная ценная бумага. При этом именные эмиссионные ценные бумаги могут выпускаться только в бездокументарной форме (ст. 16 Закона о рынке ценных бумаг).

Это означает, что права владельцев акций должны закрепляться в специальном реестре. В реестре указываются сведения о каждом зарегистрированном лице, количестве и категориях (типах) акций, записанных на имя каждого зарегистрированного лица, иные сведения (п. 1 ст. 44 Закона об АО). Таким образом, только данные, указанные в реестре, могут легитимизировать владельца прав по акции и позволить реализовать эти права. В связи с этим ведение реестра акционеров имеет множество императивов, строгий порядок ведения.

Обеспечение ведения и хранения реестра возлагается на общество, однако держателем реестра в соответствии с действующими в настоящее время правилами (п. 3 ст. 44 Закона об АО) может быть как общество, так и специализированная организация – регистратор.

При этом профессиональная деятельность по ведению реестра владельцев рынка ценных бумаг подлежит лицензированию  (часть 2 ст. 39 Закона о рынке ценных бумаг).

Общество, которое выпустило ценные бумаги, и регистратор (тот, кто ведет учет по ним) несут солидарную ответственность за убытки, причиненные в результате нарушения порядка учета прав, порядка совершения операций по счетам, утраты учетных данных, предоставления недостоверной информации об учетных данных, если не докажут, что нарушение имело место вследствие непреодолимой силы (п. 4 ст. 149 ГК РФ).

В части 1 ст. 8 Закона о рынке ценных бумаг установлено, что держателем реестра могут быть эмитент (общество), регистратор на основании договора с эмитентом или иное лицо, если это предусмотрено федеральными законами.

В праве общества вести реестр имеются ограничения:

  • держателем реестра владельцев акций акционерных обществ, которые в связи с размещением и (или) обращением акций обязаны раскрывать информацию, может быть только регистратор (часть 1 ст. 8 Закона о рынке ценных бумаг)
  • в обществе с числом акционеров более 50 держателем реестра акционеров общества должен быть регистратор (п. 3 ст. 44 Закона об АО)
  • в иных случаях, предусмотренных федеральным законом, может быть установлена исключительная правосубъектность регистратора на осуществление деятельности по ведению реестра акционеров (часть 1 ст. 8 Закона о рынке ценных бумаг)

Как раз в части права общества (при соблюдении определенных условий) вести реестр Закон об АО перестает действовать, так как в ГК РФ были внесены изменения Федеральным законом от 02.07.2013 № 142-ФЗ (вступил в силу с 1 октября 2013 года).

Согласно новому Закону ведение записей по учету прав на бездокументарные ценные бумаги может осуществляться только лицом, имеющим лицензию.

Таким образом, общества, которые ранее имели право самостоятельно осуществлять ведение реестра, теперь по ГК РФ обязаны передать эти полномочия регистратору. Закон № 142-ФЗ установил переходный период для обществ, в пределах которого они должны передать ведение реестра лицу, имеющему предусмотренную законом лицензию – до 1 октября 2014 года.

После указанной даты возникают основания для привлечения общества к административной ответственности за незаконное ведение  реестра владельцев ценных бумаг их эмитентом (часть 2 ст. 15.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях, далее – КоАП РФ). Данное правонарушение влечет наложение штрафа на руководителя от 30 до 50 тысяч рублей, или его дисквалификацию на срок от 1 до 2 лет. Юридическому лицу такое нарушение может обойтись штрафом от 700 тысяч до 1 млн. рублей.

Обращаем внимание, что с 1 сентября 2014 года вступят в силу изменения, внесенные в положения о юридических лицах в целом и касающиеся акционерных обществ в частности.

Одним из существенных новшеств тут является разграничение акционерных обществ на публичные и непубличные.

Публичное общество – это то общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах (ст. ст. 66.3, 97 ГК РФ). Таким образом, по сути ГК РФ заменил понятие открытого акционерного общества на публичное, а закрытого – на непубличное.

Однако теперь это не два вида одной и той же организационно-правовой формы, а разграничение обществ по родовому признаку, различия между которыми становятся совершенно полярными. Нормы, регулирующие деятельность публичных обществ, отличаются предельной императивностью.

Так, в соответствии с п. 5 ст. 97 ГК РФ (в ред. от 05.05.2014) в публичном акционерном обществе не могут быть ограничены количество акций, принадлежащих одному акционеру, их суммарная номинальная стоимость, а также максимальное число голосов, предоставляемых одному акционеру.

В настоящее время Закон об АО позволяет предусмотреть в Уставе такие ограничения (п. 3 ст. 11 Закона об АО).

С 1 сентября в публичном акционерном обществе в любом случае должен быть создан коллегиальный орган управления – наблюдательный совет (или Совет директоров). А Закон об АО в настоящее время допускает осуществление функций Совета директоров передавать общему собранию (когда число акционеров – владельцев голосующих акций – менее 50) (п. 1 ст. 64 Закона об АО).

Таким образом, ГК РФ установил императивы, которые в настоящее время расходятся с положениями Закона об акционерных обществах. Закон по-прежнему содержит нормы об открытых и закрытых акционерных обществах, и в ближайшее время изменения в нем не ожидаются (возможно, будет просто принят новый акт).

В любом случае, нормы ГК РФ имеют приоритет перед нормами Закона. Это следует из правил ст. 2 Кодекса, которая относит корпоративные отношения к предмету ведения гражданского законодательства. В свою очередь, в ст. 3 ГК РФ указано, что гражданское законодательство состоит из ГК РФ и принимаемых в соответствии с ним законов. Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Кодексу.

Наконец, в п. 4 ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ (далее – Закон № 99-ФЗ) указано, что до приведения нормативных актов в области гражданского права в соответствие с нормами ГК РФ (в ред. от 05.05.2014) будут применяться нормы ГК РФ. Нормы иных актов могут применяться только в части, не противоречащей Кодексу.

Таким образом, при расхождении норм Закона и ГК РФ применяются правила Кодекса.

Важно, что Кодекс установил еще один императив для публичных организаций, вступающий в силу с 1 сентября 2014 года: обязанности по ведению реестра акционеров публичного акционерного общества и исполнение функций счетной комиссии осуществляются независимой организацией, имеющей предусмотренную законом лицензию (п. 4 ст. 97 ГК РФ).

Таким образом, формально для публичных обществ обязанность передачи ведения реестра акционеров регистратору наступит уже с 1 сентября, а не с 1 октября, как установлено Законом № 142-ФЗ.

Обязанность возникнет независимо от того, будут ли в учредительные документы и наименование общества внесены изменения, указывающие на его публичность. Если в обществе свободно размещаются и обращаются акции, с 1 сентября на него автоматически будут распространяться новые нормы (п. 11 ст. 3 Закона № 99-ФЗ).

В связи с этим обращаем внимание, что императивы (касающиеся, в частности, недопустимости ограничения прав акционеров по количеству и стоимости акций) вводятся для публичных обществ также независимо от внесения обществами изменений в учредительные документы. Если Уставом предусмотрены ограничения, с 1 сентября они будут недействительны.

Порядок проведения процедуры передачи реестра (рекомендуем провести до 1 сентября)

Утверждение регистратора общества и условий договора с ним относится к компетенции Совета директоров (подп. 17 п. 1 ст. 65 Закона об АО).

Согласно пока еще действующим правилам Закона, в обществах с числом акционеров – владельцев голосующих акций менее 50 устав может предусматривать, что функции Совета директоров выполняет общее собрание. Тогда вопрос об утверждении регистратора должен обсуждаться на созванном внеочередном общем собрании.

Председатель Совета директоров или, если председателя нет, один из членов Совета, созывает заседание (путем уведомления в порядке, установленном внутренними документами компании). В уведомлении указываются:

  • повестка дня
  • форма проведения заседания
  • порядок и сроки направления заполненного бюллетеня (при проведении заседания в заочной форме)
  • порядок и сроки направления письменного мнения члена совета директоров (наблюдательного совета) в случае проведения заседания в очной форме и при наличии возможности учета письменного мнения
  • информация (материалы), подлежащие представлению членам совета директоров (сведения о регистраторе, проект договора на оказание услуг по ведению реестра акционеров)

Далее проводится заседание. Рекомендуется регистрировать участников заседания для определения достаточного для проведения заседания совета директоров (наблюдательного совета) кворума, хотя Законом об АО такое требование в качестве обязательного не установлено.

Кворум для проведения заседания определяется уставом общества, но должен быть не менее 1/2 от числа избранных членов совета директоров (наблюдательного совета) АО (п. 2 ст. 68 Закона об АО).

На заседании ведется протокол, который подписывается председательствующим.

Решение по вопросу повестки дня принимается большинством голосов (п. 3 ст. 68 Закона об АО), если уставом общества или его внутренним документом не предусмотрено большее число голосов для принятия тех или иных решений.

После утверждения регистратора и предложенного договора с ним, заключается соглашение с регистратором. Далее общество должно передать всю информацию и документы, связанные с ведением реестра (п. 2.2 приказа ФСФР России от 23.12.2010 № 10-77/пз-н «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия при передаче документов и информации, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг», далее – Приказ).

Общество обязано передать регистратору:

  • заверенную эмитентом копию протокола (или выписку из протокола) с информацией о решении по передаче реестра
  • копии зарегистрированного устава и свидетельства о государственной регистрации юридического лица
  • список всех зарегистрированных в реестре лиц с данными о тех ценных бумагах, которыми они владеют
  • регистрационный журнал
  • подлинники или заверенные копии зарегистрированных решений о выпусках ценных бумаг эмитента (или копии заверенного эмитентом документа, содержащего сведения о сроках, порядке и условиях размещения эмитентом ценных бумаг)

подлинники или заверенные копии уведомлений о госрегистрации выпусков ценных бумаг или регистрации (аннулировании) других сведений по ценной бумаге

подлинники или заверенные копии зарегистрированных отчетов об итогах выпуска ценных бумаг или уведомлений об итогах выпуска ценных бумаг

В соответствии с п. 2.10 Приказа общество передает и иные документы, но непредставление документов, перечисленных выше, имеет более серьезные последствия: исключает возможность регистратора приступить к своим обязанностям.

В данном случае также могут возникнуть основания для привлечения общества к административной ответственности по ст. 15.22 КоАП РФ. Кроме того, общество будет нести ответственность за убытки, возникшие в связи с неосуществлением ведения реестра перед акционерами.

Передача документов подтверждается актом.

В соответствии с п. 2.9 Приказа общество обязано обеспечить условия, при которых ведение реестра не прекращается более чем на три рабочих дня.

После заключения договора (в течение трех дней) общество обязано уведомить акционеров о том, что лицо, осуществляющее ведение реестра, изменилось. Это делается путем публикации в Интернете, если общество обязано раскрывать информацию в соответствии с Законом о рынке ценных бумаг, или путем письменного уведомления каждого, кто указан в реестре  (п. 2.7 Приказа).

Обращаем внимание, что юридическое лицо обязано уведомить налоговую об изменении сведений о держателях реестров их акционеров в течение трех дней с момента изменения (п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Непредставление или несвоевременное представление указанных сведений может повлечь санкции: предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5 тысяч рублей (часть 3 ст. 14.25 КоАП РФ).

Моментом изменения, думаем, следует считать заключение договора между обществом и регистратором.

Для внесения указанных сведений в ЕГРЮЛ акционерное общество должно представить в регистрирующий орган заявление по форме № Р14001 (утв. приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@).

 

Полная версия журнала «Оперативно и достоверно» доступна только Клиентам компании «ЭЛКОД» – сопровождаемым пользователям КонсультантПлюс, зарегистрированным в Личном кабине на нашем сайте или из программы ПРОЭЛКОД