Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Закон г. Москвы от 23.11.2016 N 40

«О внесении изменений в статью 4.1 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Фирменное наименование и товарный знак: нюансы правового регулирования с учетом изменений, вступающих в силу с 01.10.201425.08.2014

Фирменное наименование

Фирменное наименование – обязательный элемент для коммерческой организации, сведения о нем указываются в учредительном документе и едином госреестре юрлиц (п. 4 ст. 54 Гражданского Кодекса РФ, далее – ГК РФ).

Отметим, что в компетенцию регистрирующего органа не входит проверка соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам РФ формы представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащихся в представленных документах сведений, за исключением определенных законом случаев (пункт 4.1 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

В п. 60 постановления Пленума Верховного суда РФ № 5, Пленума ВАС РФ № 29 от 26.03.2009 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» также разъясняется, что требование о прекращении неправомерного использования фирменного наименования может предъявить только правообладатель.

Налоговая может только предъявить в суд иск о понуждении к изменению фирменного наименования и только в том случае, если фирменное наименование юридического лица не соответствует общим требованиям о содержании полного и сокращенного наименования или о запрете использования официальных наименований иностранных государств, общественных объединений и т.п. (п. 3, 4 ст. 1474 ГК РФ).

В связи с этим налоговая не вправе отказать в регистрации организации, даже если обнаружит, что в ЕГРЮЛ уже имеется юрлицо с таким же наименованием, как у заявителя, и оно осуществляет деятельность, аналогичную с заявленными при рассматриваемой регистрации (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 09.01.2014 по делу № А43-23831/2012).

Фирменное наименование служит для индивидуализации самого юрлица, в отличие от товарного знака, который индивидуализирует товары, или знаков обслуживания, индивидуализирующих работы и услуги.

В связи с тем, что фирменное наименование относится не к объектам, которые производит юрлицо, а к субъекту права, оно является неотчуждаемым (п. 2 ст. 1474 ГК РФ). Попытки продажи, уступки права на фирменное наименование являются недействительными сделками как несоответствующие требованиям закона (ст. 168 ГК РФ).

Отчуждением фирменного наименования может быть признана и передача его по мировому соглашению (определение ФАС Поволжского округа от 30.05.2013 по делу № А65-20548/2012).

Фирменное наименование было, в том числе, исключено из перечня имущества, которое входит в состав предприятия как имущественного комплекса и которое может быть передано в составе с другим имуществом при продаже предприятия (абз. 2 п. 2 ст. 132 ГК РФ в ред. 18.12.2006).

Одно и то же фирменное наименование не может использоваться разными организациями, если такие организации осуществляют однородную деятельность (п. 3 ст. 1474 ГК РФ).

В связи с тем, что фирменное наименование – неотчуждаемое нематериальное благо, общий срок исковой давности в данном случае не применяется (постановление Суда по интеллектуальным правам от 27.01.2014 № С01-348/2013 по делу № А79-2282/2013).

Фирменное наименование охраняется независимо от охраны коммерческого обозначения и товарного знака, при этом наименование или отдельные элементы фирменного наименования могут включаться в товарный знак, знак обслуживания, или коммерческое обозначение.

Изменения с 1 октября

Изменения, вступающие в силу с 1 октября, в части регулирования вопросов использования фирменного наименования уточняют, что организация может иметь только одно полное и только одно сокращенное фирменное наименование (как и прежде – как на русском, так и на иностранном языке).

Из перечня запрещенных к использованию для фирменного наименования названий с 1 октября исключаются полные или сокращенные наименования международных и межправительственных организаций. Но в соответствии с новой ст. 1231.1 ГК РФ фирменному наименованию, содержащему сокращенные или полные наименования международных и межправительственных организаций, их флаги, гербы, другие символы и знаки, правовая охрана в качестве средства индивидуализации не предоставляется.

Указанные официальные символы, наименования и отличительные знаки, их узнаваемые части или имитации могут быть включены в средство индивидуализации в качестве неохраняемого элемента, если на это имеется согласие соответствующего компетентного государственного органа, органа международной или межправительственной организации.

В перечень возможных способов использования фирменного наименования включено указание его в сети Интернет.

Эти изменения стали особенно актуальны для случаев нарушения прав на фирменное наименование путем использования доменного имени. Судебная практика стоит на стороне того, кому принадлежит фирменное наименование: название доменного имени, принадлежащего одному юрлицу, не может быть схожим с фирменным наименованием другого юрлица (постановление ФАС Московского округа от 24.07.2013 по делу № А41-48441/12).

Хотя юрлицо и сейчас имеет право использовать фирменное наименование в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (в том числе путем указания его в доменном имени), и Кодекс не содержит других ограничений использования для правообладателя, уточнение в части использования исключительного права путем указания фирмы в сети Интернет вносит определенность в тот способ коммерческих взаимодействий, который стал наиболее популярным.

Юридическое лицо, нарушившее право на фирменное наименование той организации, которая зарегистрировалась раньше, по своему выбору должно прекратить использование фирменного наименования или изменить свое фирменное наименование, а также обязано возместить правообладателю причиненные убытки.

Товарный знак

Если исключительное право на фирменное наименование возникает с момента регистрации юрлица, право на товарный знак как средство индивидуализации товара возникнет только после его регистрации в Роспатенте. А точнее, после подачи заявки на такую регистрацию. Право на товарный знак удостоверяется свидетельством.

К знакам обслуживания, которые индивидуализируют выполняемые юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работы или оказываемые ими услуги, применяются правила о товарных знаках.

Исключительное право на товарный знак, в отличие от фирменного наименования,  является отчуждаемым и может быть передано другому юрлицу или индивидуальному предпринимателю по договору.

При заключении таких договоров и регистрации товарного знака следует учитывать соотношение прав на товарные знаки и фирменные наименования: в качестве товарного знака не могут быть зарегистрированы обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с охраняемым с фирменным наименованием, права на которые возникли у иных лиц ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака (п. 8 ст. 1483 ГК РФ).

Если различные средства индивидуализации (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение) оказываются тождественными или сходными до степени смешения, и в результате такого тождества или сходства могут быть введены в заблуждение потребители и (или) контрагенты, преимущество имеет средство индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее (постановление Президиума ВАС РФ от 25.05.2010 № 985/10 по делу № А40-56945/08-5-500).

Обладатель такого исключительного права может в порядке, установленном ГК РФ, требовать признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку (знаку обслуживания) либо полного или частичного запрета на использование фирменного наименования или коммерческого обозначения (п. 6 ст. 1252 ГК РФ).

Заключая договор на отчуждение исключительных прав на товарный знак, следует обратить внимание на то, сохранит ли контрагент право на использование тождественного или сходного до степени смешения фирменного наименования, если права на товарный знак передаются для определенных (но не всех) видов товаров и услуг. Если товарный знак передается на все виды товаров, должен быть поставлен вопрос об изменении контрагентом своего фирменного наименования.

Использование товарного знака имеет свою специфику при наличии у организации дочерних предприятий. Не является нарушением исключительного права на товарный знак использование этого товарного знака другими лицами в отношении товаров, которые были введены в гражданский оборот на территории РФ непосредственно правообладателем или с его согласия.

Во избежание споров о правомерности использования товарного знака дочерней организации рекомендуется лицензионным договором или в уставе «дочки» четко прописывать объем использования товарного знака, принадлежащего предприятию.

Изменения с 1 октября

С 1 октября договор на отчуждение товарного знака не подлежит государственной регистрации (ст. 1490 ГК РФ). Регистрации подлежит переход исключительного права: отчуждение исключительного права на такой результат или на такое средство по договору, залог этого права и предоставление права использования такого результата или такого средства по договору, а равно и переход исключительного права на такой результат или на такое средство без договора (п. 2 ст. 1232 ГК РФ).

Были дополнены существенные условия лицензионного договора. Лицензионный договор о предоставлении права использования товарного знака должен содержать, наряду с предметом договора и способами использования товарного знака (п. 6 ст. 1235 ГК РФ), перечень товаров, в отношении которых предоставляется право использования товарного знака (ст. 1489 ГК РФ).

Это связано с уточнением, что по лицензионному договору предоставляется право использования товарного знака в отношении всех или части товаров, для которых зарегистрирован товарный знак.

Изменения были внесены также в связи с новыми положениями о тех объектах, которым не предоставляется правовая охрана в качестве товарных знаков: объектах, включающих официальные символы, наименования и отличительные знаки (ст. 1231.1 ГК РФ, пп. 1, 2 ст. 1483 ГК РФ).

Были также внесены уточнения, призванные устранить возможные коллизии при применении норм об снованиях отказа в государственной регистрации товарного знака, и другие изменения, связанные с порядком регистрации.

Незарегистрированные обозначения, которые стали популярными среди потребителей, в определенных случаях тоже могут претендовать на охрану, в том числе при использовании таких обозначений конкурентом, как зарегистрированного товарного знака.

Это следует из норм о защите от недобросовестной конкуренции. Так, ст. 10.bis «Конвенции по охране промышленной собственности» (заключена в Париже 20.03.1883), обязывает государства-участников обеспечивать защиту граждан от недобросовестной конкуренции. Актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не допускается введение в заблуждение в отношении производителей товара, а также недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.

Таким образом, при споре о том, подлежит ли охране незарегистрированное обозначение, будут приниматься во внимание следующие условия:

  • товар под определенным наименованием стал распространенным, и его обозначение ассоциируется у потребителей с конкретными качественными характеристиками;
  • товар выпускается под выбранным наименованием в течение длительного времени;
  • конкурент, зарегистрировавший наименование как товарный знак или использующий наименование товара другим способом, знает о популярности товара под этим наименованием и намеренно регистрирует уже раскрученный, но не зарегистрированный бренд.

В конкретной ситуации могут быть учтены и другие свидетельства недобросовестной конкуренции, связанной с использованием незарегистрированного обозначения товара (работы или услуги).