Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Закон г. Москвы от 21.11.2007 N 45

(ред. от 23.11.2016)
«Кодекс города Москвы об административных правонарушениях»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Документальное оформление выездной налоговой проверки: экспертиза решения о проведении выездной налоговой проверки23.07.2012

В соответствии со статьей 87 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) налоговые органы проводят камеральные налоговые проверки и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Целью указанных налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Выездная налоговая проверка, бесспорно, является наиболее волнующим событием в жизни любого налогоплательщика. В ряде ближайших статей мы постараемся провести правовую экспертизу основных документов, составляемых в ходе подготовки, проведения и оформления результатов налоговой проверки. В представленной сегодня статье речь пойдет о правовой экспертизе решения о проведении выездной налоговой проверки.

 

Решено: у вас будет проверка

 

В соответствии с общим правилом, установленным для большинства организаций пунктом 2 статьи 89 НК РФ, решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации. Обратите внимание, что решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения:

– полное и сокращенное наименования организации-налогоплательщика;

– предмет проверки (налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке);

– периоды, за которые проводится проверка;

– должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

Указанное решение налогового органа предъявляется налогоплательщику и является основанием для проведения выездной налоговой проверки. В связи с этим налогоплательщику следует внимательно отнестись к правильности оформления решения, так как от этого может зависеть возможность оспаривания результатов проведенной налоговой проверки. Давайте рассмотрим некоторые ошибки налоговиков при вынесении решения о проведении выездной налоговой проверки, на которые можно опереться налогоплательщику при выстраивании стратегии своей защиты.

Прежде всего, говоря о решении о проведении выездной налоговой проверки, необходимо ответить на следующие вопросы: «Кто проверяет?», «Что проверяют?» и «За какой период проверяют?»

 

Отвечаем на вопрос «Кто проверяет?»

 

В настоящее время налоговые органы выносят решения о проведении выездной налоговой проверки по форме, утвержденной приказом ФНС РФ от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@. Проанализируем данную форму.

Первое, на что хотелось бы обратить внимание в указанной форме, – это лицо, которое принимает решение о проведении выездной налоговой проверки. Это может быть либо руководитель соответствующего налогового органа, либо его заместитель. Таким образом, если вы видите, что решение о проведении выездной налоговой проверки подписано неуполномоченным лицом (то есть кем-либо иным, кроме руководителя проверяющего налогового органа или его заместителя), то можете обжаловать данное решение. Также обращаем внимание на обязательное наличие печати на вынесенном решении налогового органа, без наличия которой решение будет недействительным.

Второе, на что следует обратить внимание, – это указание в пункте 2 решения налогового органа конкретного лица, которому поручено проведение выездной налоговой проверки, а именно: его ФИО и должности, а также указание руководителя проверяющей группы и сотрудников ОВД. Соответственно, если данные проверяющего лица в удостоверении не совпадают с данными, указанными в решении о проведении выездной налоговой проверки, вы имеете право отказать указанному лицу в доступе на территорию своей организации.

Напоминаем, обращайте внимание на обязательное наличие на решении о проведении выездной налоговой проверки подписи уполномоченного лица и печати соответствующего органа.

На практике иногда возникает ситуация, когда налогоплательщик меняет место своего нахождения (например, индивидуальный предприниматель меняет место жительства или у организации изменяется юридический адрес). Кто в таком случае имеет право проверять налогоплательщика – налоговая инспекция по новому месту нахождения или прежняя налоговая инспекция, которая администрировала налогоплательщика во время предполагаемого совершения налогового правонарушения? Суды в данной ситуации берут за основу момент внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ (ЕГРИП). См., например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.01.2012 по делу № А19-12393/2011, постановление ФАС Центрального округа от 07.11.2011 по делу № А35-8901/201.

 

Отвечаем на вопрос: что проверяют?

 

Обращаем внимание на строку, в которой указывается перечень налогов и сборов, правильность исчисления и уплаты которых будет подлежать проверке. Это так называемый предмет налоговой проверки.

В соответствии с пунктом 3 статьи 89 НК РФ выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам. Конечно, в интересах налогоплательщика сузить круг проверяемых налогов. Однако налоговые органы в решении о проведении выездной налоговой проверки зачастую указывают, что проверка проводится «по всем налогам и сборам». Возникает вопрос: правомерно ли это? Как показывает практика, это вполне правомерно. Во-первых, в утвержденной ФНС России форме решения о проведении выездной налоговой проверки указывается на перечень проверяемых налогов и сборов либо указывается на проведение выездной налоговой проверки «по всем налогам и сборам». Во-вторых, имеется обширная судебная практика по данному вопросу в пользу налоговых органов (см., например, определение ВАС РФ от 23.07.2009 № ВАС-9403/09 по делу № А33-13882/2008, постановление ФАС Уральского округа от 10.02.2011 № Ф09-288/11-С3 по делу № А60-18732/2010-С6). Общий вывод приведенных судебных актов сводится к тому, что налоговое законодательство не обязывает указывать конкретные налоги, уплату которых намеревается проверить налоговый орган, равно как не содержит запрета проверять все налоги.

Обратите внимание: приказом ФНС России от 07.05.2007 № ММ-3-06/281@ утверждена форма решения налогового органа о внесении изменений в решение о проведении выездной налоговой проверки. Необходимость в вынесении такого решения у налоговиков возникает в основном в связи с изменением предмета налоговой проверки, когда в ходе проводимых мероприятий выясняются новые обстоятельства, требующие дополнительных проверок по налогам, не указанным в первоначальном решении. Также вынесение изменяющего решения может быть вызвано изменением в субъектном составе проверяющей группы. Судебная практика здесь также свидетельствует в пользу налоговых органов, например, постановление ФАС Уральского округа от 03.04.2008 № Ф09-2125/08-С3 по делу № А60-29743/07.

Однако независимо от основания вынесения подобного решения оно должно быть подписано либо руководителем, либо заместителем руководителя налогового органа, принявшего основное решение о проведении налоговой проверки. Другие лица, в том числе и руководитель проверки, права подписи указанного документа не имеют.

 

Отвечаем на вопрос: за какой период проверяют?

 

В решении налогового органа о проведении выездной налоговой проверки следует обратить внимание на указание периода, за который проверяется правильность исчисления и уплаты определенных налогов и сборов.

В соответствии с абзацем 2 пункта 4 статьи 89 НК РФ в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация). Данное ограничение обеспечивает сохранение баланса публичных и частных интересов, способствует стабильности и определенности экономических отношений (см. по данному вопросу постановление ФАС Дальневосточного округа от 23.09.2009 № Ф03-4818/2009 по делу № А24-5099/2008).

Однако обратите внимание на то, что ограничение в три года не касается текущего года деятельности налогоплательщика, в котором производится налоговая проверка. То есть, к примеру, если дата вынесения решения о проведении выездной налоговой проверки является датой выхода в свет настоящего номера нашего журнала (то есть 23 июля 2012 года), то период, за который может быть проведена проверка, равняется периоду с 01.01.2009 по 23.07.2012. См. подробнее постановление Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

В завершение скажем несколько слов о сроках проведения выездной налоговой проверки:

1) налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;

2) налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года;

3) выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев; указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев.

 

В одном из ближайших выпусков речь пойдет о правовой экспертизе справки о проведенной выездной налоговой проверке, а также об акте выездной налоговой проверки.

 

Желаем вам удачи!