Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Постановление Правительства Москвы от 17.10.2012 N 564-ПП

(ред. от 22.11.2016)
«Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги "Выдача разрешения на право организации розничного рынка" в городе Москве»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Бизнес-идея: возможности и ограничения правовой защиты22.12.2014

Желание выдать на рынок товаров или услуг что-то новое, уникальное и развить свой бизнес возникает у каждого предпринимателя. Помимо потенциальной прибыли, свежая бизнес-идея вдохновляет и несет в себе новые возможности для всех, кто участвует в ее реализации. При этом сразу возникает вопрос: как сделать так, чтобы она не могла быть использована кем-то еще до ее реализации и после?

Понятия идеи или бизнес-идеи упоминаются в официальных текстах (нормативных актах и судебных решениях), однако не дается их формальное определение.
С помощью словаря терминов системы КонсультантПлюс можно найти понятие идеи товара — общее представление о возможном товаре, который фирма могла бы, по ее мнению, предложить на рынке (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. «Современный экономический словарь» (ИНФРА-М, 2006)).
В различных словарях и справочниках встречаются также понятия бизнес-идеи как образа вещи, мнения или плана. Это мысль или представление о будущем продукте в его идеальной форме.
Обобщая эти определения, можно сделать вывод, что идея является нематериальным объектом.
Гражданский кодекс РФ (далее — ГК РФ, Кодекс) предусматривает возможность защиты нематериальных благ, однако только тех, которые перечислены в ст. 150 Кодекса: жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство*, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Предприниматели обращаются к авторству для защиты бизнес-идеи, как к правомочию, обеспечивающему монополию на использование результата интеллектуальной деятельности. Есть компании, которые предлагают услуги по обеспечению таких «авторских» прав, якобы предоставляющие гарантии их защиты. Однако никакие реестры и иные меры не будут иметь законной силы, если речь идет об идее как таковой.
В п. 5 ст. 1259 ГК РФ прямо установлено, что на идеи авторские права не распространяются.
Такое правило соответствует и международным нормам: нельзя монополизировать представление или образ.
Авторско-правовая охрана во всех случаях распространяется на форму выражения результатов творчества (ст. 2 Договора ВОИС по авторскому праву от 20.12.1996).
В соответствии с п. 2 ст. 9 «Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности» (ТРИПС / TRIPS), вступившего в силу для России 22.08.2012, охрана авторских прав распространяется на выраженные в объективной форме результаты творчества, но не на идеи, процессы, методы работы или математические концепции как таковые.
В п. 3 ст. 1259 ГК РФ уточняется, что можно считать объективной формой выражения результата творческого труда: письменную работу, публичное произнесение, публичное исполнение и иную подобную форму, изображение, звуко- или видеозапись, объемно-пространственную форму.
При этом такие произведения должны носить творческий характер и относиться к сфере науки, литературы и искусства (ст. 1257, п. 1 ст. 1259 ГК РФ).
К специальным объектам авторских прав отнесены программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.
Таким образом, автор идеи как образа вещи, если эта идея не выражена конкретно и материально, не может пользоваться привилегиями, которые следуют из авторских прав. Но подчеркиваем, что для получения прав авторства необходима не просто материализация идеи, а соответствие ее форме, предусмотренной для объектов авторских прав ст. 1259 Кодекса.
Но и в этом случае сложность таких объектов, как результаты интеллектуальной деятельности, может вызывать существенные разногласия при решении вопроса о наличии или отсутствии оснований для их охраны.
В этом смысле показательна история дела, связанного с защитой авторского права на произведение, которое представляет собой комплект документов (набор типовых форм) для создания эффективной системы управления персоналом, адаптируемой к предприятиям любых отраслей. В ходе его рассмотрения в судах различных инстанций, в том числе, ставился вопрос о возможности защиты такого произведения, как авторского.
Созданный контрагентом похожий продукт был изначально признан незаконной переработкой авторского произведения.
Однако в апелляционной инстанции суд согласился с возражениями ответчика, который ссылался на то, что идея, содержащаяся в разработанной системе управления персоналом, не охраняется авторским правом, и на этом основании отказал истцу в защите (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2012 № 17АП-6112/2012-ГК по делу № А50-1346/2012).
Это решение было отменено, дело направлено на новое рассмотрение. Как было указано в судебном акте, «переработка авторского произведения была совершена путем использования содержащихся в нем документов, которые обладают признаками объекта авторского права, наряду с произведением в целом, и подлежат защите в силу ст. 1259 ГК РФ».
Кроме того, суд ссылался на п. 28 постановления Пленума ВС РФ № 5, Пленума ВАС РФ № 29 от 26.03.2009 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой ГК РФ», которым разъяснено, что при анализе вопроса о том, является ли конкретный результат объектом авторского права, судам следует учитывать, что по смыслу ст. ст. 1228, 1257 и 1259 ГК РФ в их взаимосвязи таковым является только тот результат, который создан творческим трудом.
При этом надлежит иметь в виду, что, пока не доказано иное, результаты интеллектуальной деятельности предполагаются созданными творческим трудом.
Тут же указано, что само по себе отсутствие новизны, уникальности и (или) оригинальности результата интеллектуальной деятельности не может свидетельствовать о том, что такой результат создан не творческим трудом и, следовательно, не является объектом авторского права.
Думаем всё же, что, когда идет речь об бизнес-идее, которая выражена в произведении, только при условии ее оригинальности и уникальности такое произведение может быть признано объектом авторских прав.
Преимущество авторского права в том, что оно начинает действовать с момента создания произведения, не требует регистрации. Далее произведение может быть преобразовано в иной вид результата интеллектуальной деятельности: полезную модель, промышленный образец и др. и запатентовано, но теоретические разработки, проведенные для их создания, уже будут обеспечены правовой охраной.
Ограничить использование бизнес-идеи можно также с помощью установления режима коммерческой тайны или принятия иных мер для соблюдения конфиденциальности сведений, которые могут быть признаны секретом производства (ноу-хау).

Отметим, что коммерческая тайна — это специальный режим, который вправе установить обладатель информации, а секрет производства — сведения, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании.
Порядок установления, изменения и прекращения режима коммерческой тайны определяется Федеральным законом от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне».
В Кодексе же описаны правомочия, вытекающие из обладания секретом производства как одним из видов результатов интеллектуальной деятельности. А содержанием этих правомочий, прежде всего, является возможность распоряжения таким объектом с учетом его специфики.
Так, правообладатель может заключить договор об отчуждении исключительного права на секрет производства или предоставить кому-либо право использования соответствующего секрета производства в установленных договором пределах.
Режим коммерческой тайны гарантирует правообладателю права, установленные в новой ст. 6.1 Закона о коммерческой тайне (введена с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12.03.2014 № 35-ФЗ, далее — Закон № 35-ФЗ). В соответствии с указанной статьей, обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, имеет право устанавливать, изменять, отменять в письменной форме режим коммерческой тайны, использовать такую информацию по своему усмотрению, а также требовать от всех, кому стала известна конфиденциальная информация, охраны ее конфиденциальности.
Важно, что это правило отнесено, в том числе, к случаям, когда доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, получен в результате действий, совершенных случайно или по ошибке.
С 1 октября Законом № 35-ФЗ (ст. 4) внесены также изменения в Закон о коммерческой тайне, согласно которым режим коммерческой тайны не связан с признанием тех или иных сведений секретом производства. Он может быть установлен на любые сведения, которые соответствуют понятию информации, составляющей коммерческую тайну, изложенному в п. 2 ст. 3 Закона о коммерческой тайне (в новой редакции).
Таким образом, конфиденциальность бизнес-идеи может быть обеспечена путем установления коммерческой тайны на соответствующие сведения, без привязки к положениям ГК РФ о секрете производства.
В свою очередь, Законом № 35-ФЗ в ГК РФ введены положения, позволяющие правообладателю принимать любые разумные меры для обеспечения конфиденциальности секретов производства, не ограничивая его введением режима коммерческой тайны, как было ранее.
По-прежнему определяющим критерием отнесения тех или иных сведений к секрету производства является их действительная или потенциальная коммерческая ценность, которая обусловлена неизвестностью третьим лицам (ст. 1465 ГК РФ). Такие же критерии установлены для информации, которая может составлять коммерческую тайну.
Исходя из этого можно сделать вывод, что в данном случае, уникальность бизнес-идеи — обязательное условие ограничения ее использования другими лицами. Очевидно, что нельзя ограничить свободный доступ к информации, которая может прийти в голову каждому, кто, например, работает в той или иной сфере, кроме того, такая информация, в силу своей тривиальности, не будет иметь коммерческой ценности.
Еще раз обратим внимание, что и здесь, даже при условии уникальности, не обеспечивается защита информации (идеи) как таковой — объектом защиты является содержание той или иной информации.
Итак, для того чтобы идея могла быть признана секретом производства (и / или защищена режимом коммерческой тайны), она должна быть четко выражена в материальной форме и содержать в себе решение конкретной практической задачи. При этом необходимо соблюдение условия уникальности идеи вследствие неизвестности ее третьим лицам.
Кроме того, для того чтобы бизнес-идея стала секретом производства, необходимо, чтобы в ее содержание входили сведения любого характера, но строго о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и о способах осуществления профессиональной деятельности.
Режим коммерческой тайны может быть установлен в отношении более широкого круга сведений. В соответствии с новой редакцией понятия информации, составляющей коммерческую тайну, к ней относятся сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности.

Условия, при которых обеспечивается защита сведений как секрета производства (и / или предоставляется возможность установления режима коммерческой тайны), показывают, что в случае раскрытия информации о технологии, которая определяет уникальность товаров или услуг, соответствующий режим охраны конфиденциальных сведений применяться не может.
С одной стороны, конструкция коммерческой тайны и секрета производства подойдет не для любого бизнеса, так как зачастую прибыль приносит как раз известность информации об уникальных технологиях, используемых при создании продукта. Такие сведения преподносятся как преимущество перед конкурентами, используются в рекламе. Кроме того, секрет производства не предполагает авторства, так как полноценная реализация авторских прав противоречит режиму конфиденциальности.
С другой стороны, режим коммерческой тайны новаторской бизнес-идеи всегда актуален на этапе, когда она оформлена, привлечены специалисты, но ее реализация еще не началась.
 

Полная версия журнала «Оперативно и достоверно» доступна только Клиентам компании «ЭЛКОД» – сопровождаемым пользователям КонсультантПлюс, зарегистрированным в Личном кабине на нашем сайте или из программы ПРОЭЛКОД.


* Напомним, что авторское право содержит в себе как исключительное право, являющееся имущественным правом, так и личные неимущественные права (право авторства).