Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Постановление Правительства Москвы от 17.10.2012 N 564-ПП

(ред. от 22.11.2016)
«Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги "Выдача разрешения на право организации розничного рынка" в городе Москве»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Наружная реклама04.02.2015

В современных реалиях сложно представить компанию, которая может обойтись без какой-либо рекламы своей продукции или услуг. Не зря же сказано, что реклама – это двигатель торговли. Реклама – один из наиболее действенных способов рассказать и показать свою продукцию.

Наружная реклама – популярный и эффективный способ распространения информации о товарах и услугах. Это связано с ее относительной дешевизной (в сравнении с рекламой в печатных изданиях или на телевидении), большим охватом аудитории, а также широким выбором вариантов рекламных конструкций.

В сегодняшнем материале мы рассмотрим некоторые особенности распространения наружной рекламы и установки рекламных конструкций.

В Федеральном законе от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») наружной рекламе посвящена статья 19. Согласно части 1 этой статьи под рекламными конструкциями понимаются технические средства стабильного территориального размещения, монтируемые и располагаемые на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта. К таким средствам относятся щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло, воздушные шары, аэростаты. Данный перечень является открытым.

Определяющим критерием при отнесении рекламных конструкций к объектам наружной рекламы является их месторасположение – на внешних конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их; технические средства, предназначенные для размещения рекламной информации, расположенные внутри зданий, строений, сооружений, не являются объектами наружной рекламы.

Договор на установку рекламной конструкции

Часть 5 статьи 19 ФЗ «О рекламе» гласит, что установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. Так, договор может заключаться, в том числе, с лицом, за которым недвижимое имущество, к которому планируется присоединение рекламной конструкции, закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также с доверительным управляющим (части 6, 7 ФЗ «О рекламе»).

Разъясняя положения статьи 19 ФЗ «О рекламе», Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации (далее – ФАС РФ) в Письме от 31 мая 2010 года № АК/16754 отмечает, что договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции не является договором аренды, и законодательство Российской Федерации о рекламе не предполагает заключения договора аренды для заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ) не выделяет договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в самостоятельный вид, соответственно, в нем могут содержаться положения как предусмотренные для отдельных видов договоров (например, для договора аренды), так и вытекающие из существа правоотношений.

ФЗ «О рекламе» закрепил, что предельные сроки действия договора устанавливаются органами исполнительной власти субъектов в пределах от 5 до 10 лет, за исключением договора на установку и эксплуатацию временной рекламной конструкции, который может быть заключен на срок не более года (части 5, 17 ст. 19 ФЗ «О рекламе»). При этом под временными рекламными конструкциями понимаются рекламные конструкции, срок размещения которых обусловлен их функциональным назначением и местом установки (строительные сетки, ограждения строительных площадок, мест торговли и подобных мест, аналогичные технические средства) и составляет не более чем двенадцать месяцев (часть 17 ст. 19 ФЗ «О рекламе»).

В Москве предельные сроки установлены постановлением Правительства Москвы от 12.12.2012 № 712-ПП «Об утверждении Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций» и соответствуют федеральным, при этом установлено, что договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на имуществе города Москвы, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, заключается с рекламораспространителем сроком на 10 лет (п. 5.9 постановления).

В Московской области сроки прописаны более детально в постановлении Правительства МО от 28.06.2013 № 463/25 «Об утверждении предельных сроков заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций». Так, например, заключение договоров, предусматривающих размещение рекламы на отдельно стоящих щитах без подсветки, возможно на 5 лет; на электронных табло – на 10; на щитах с автоматической сменной экспозицией, расположенных на зданиях и сооружениях, – на 8 лет и т. д.

Особенности размещения рекламы на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности

Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (часть 5.1 ст. 19 ФЗ «О рекламе»). Торги проводят органы государственной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими организации в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом закон позволяет органам государственной власти или представительным органам муниципальных образований самостоятельно выбрать форму проведения торгов (аукцион или конкурс).

Важно, что торги могут проводиться только в отношении рекламных мест, включенных в схему размещения рекламных конструкций, утвержденную уполномоченным органом. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламы, а также типы и виды конструкций, установка которых допускается на данных местах (части 5.1, 5.8 ст. 19 ФЗ «О рекламе»).

Согласно части 5.7 ст. 19 ФЗ «О рекламе», если к участию в аукционе или конкурсе допущен один участник, аукцион или конкурс признается несостоявшимся, но договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с таким участником всё равно заключается.

Размещение рекламы на жилом доме

Основная особенность установки и эксплуатации рекламной конструкции на жилом доме – необходимость получить согласие собственников помещений в многоквартирном доме на такую установку (часть 5 ст. 19 ФЗ «О рекламе»).

Статья 46 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет порядок принятия решения общего собрания собственников помещений, в том числе по вопросу заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Такое решение принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников и оформляется протоколом.

Если рекламораспространитель размещает рекламную конструкцию на фасаде жилого дома без соответствующего согласия, в случае судебного разбирательства суд обяжет его демонтировать установленную конструкцию, а также может взыскать компенсацию за незаконное использование общего имущества собственников многоквартирного дома (см., например, апелляционное определение Московского областного суда от 30.06.2014 по делу № 33-13901/2014).

Однако по смыслу ст. 19 Закона о рекламе согласие собственников помещений в многоквартирном доме и заключение договора требуются только на установку и эксплуатацию на фасаде дома рекламных конструкций. В случае установки конструкции, носящей информационный характер, дополнительное согласование с собственниками помещений не требуется. К спорным правоотношениям положения главы 60 ГК РФ неприменимы, и требование о взыскании с рекламораспространителя неосновательного обогащения (платы за размещение рекламных конструкций на общем имуществе собственников помещений в многоквартирном доме) удовлетворению не подлежит (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 16.05.2014 по делу № А45-8234/2013).

Разрешение на установку рекламной конструкции

Одного договора с собственником земли или здания, на котором будет размещаться реклама, для установки и эксплуатации рекламной конструкции недостаточно: необходимо еще и разрешение уполномоченного органа (часть 9 ст. 19).

С заявлением о выдаче такого разрешения могут обратиться:

  • собственник земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция;
  • лицо, управомоченное собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, в том числе являющееся арендатором;
  • лицо, обладающее правом хозяйственного ведения, правом оперативного управления или иным вещным правом на недвижимое имущество, к которому присоединяется рекламная конструкция;
  • доверительный управляющий недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция;
  • владелец рекламной конструкции.

Акты органов местного самоуправления дополняют перечень, указанный в части 9 ст. 19 ФЗ «О рекламе», еще одним субъектом, а именно лицом, уполномоченным общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, к которому присоединяется рекламная конструкция.

Исчерпывающий перечень документов, необходимых для получения разрешения, как правило, содержится в административных регламентах предоставления государственной / муниципальной услуги. Так, для Москвы таким документом является постановление Правительства Москвы от 12.12.2012 № 713-ПП (ред. от 02.09.2014) «Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом средств массовой информации и рекламы города Москвы»; для Московской области – административные регламенты, принятые органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

Важно!

Установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и эксплуатацию, а равно установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц – от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятисот тысяч до одного миллиона рублей (ст. 14.37 КоАП РФ).

В силу части 15 ст. 19 Закона № 38-ФЗ решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивировано и принято исключительно по следующим основаниям:

  1. несоответствие проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента;
  2. несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме размещения рекламных конструкций (если место установки рекламной конструкции в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи определяется схемой размещения рекламных конструкций);
  3. нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта;
  4. нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа. Органы местного самоуправления муниципальных районов или органы местного самоуправления городских округов вправе определять типы и виды рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории соответствующего муниципального образования или части его территории, в том числе требования к таким рекламным конструкциям, с учетом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселений или городских округов;
  5. нарушение требований законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании;
  6. нарушение требований, установленных частями 5.1, 5.6, 5.7 ст. 19 ФЗ «О рекламе».

Отказ в выдаче разрешения по иным основаниям не допускается. Так, постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2014 по делу № А41-18847/13 признан незаконным отказ администрации муниципального образования в выдаче разрешений на установку рекламных конструкций, мотивированный перенасыщенностью участка рекламными конструкциями, а постановлением ФАС Московского округа от 10.01.2014 № Ф05-16026/2013 по делу № А41-56189/12 – отказ в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции на том основании, что категория земельного участка, на котором предполагалось размещение рекламной конструкции (под индивидуальное жилищное строительство), не предусматривала возможности ведения коммерческой деятельности.

 

Полная версия журнала «Оперативно и достоверно» доступна только Клиентам компании «ЭЛКОД» – сопровождаемым пользователям КонсультантПлюс, зарегистрированным в Личном кабине на нашем сайте или из программы ПРОЭЛКОД.


* Напомним, что авторское право содержит в себе как исключительное право, являющееся имущественным правом, так и личные неимущественные права (право авторства).