Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Постановление Правительства Москвы от 29.11.2016 N 791-ПП

«Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости земель города Москвы по состоянию на 1 января 2016 г.»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Как выйти на экспорт: правовые возможности и тонкости реализации17.02.2015

Экономический кризис в России требует активного поиска новых путей развития бизнеса. Экспорт – один из наиболее перспективных механизмов, реальная возможность заработать на курсе валют. Существует стереотип, что экспорт – прерогатива крупных компаний. Однако государство заинтересовано в стабильности, укреплении малого и среднего предпринимательства, поэтому реализует программы их финансовой и нефинансовой поддержки, связанные именно с экспортом.

Государственная поддержка экспорта

Экспортная деятельность обладает своей спецификой: экспорт связан с дополнительными рисками (в том числе зависит от изменений политической ситуации того или иного государства), требует специальных знаний в области внешнеторговой деятельности, предполагает более сложную систему налаживания связей с партнерами и клиентами. В связи с этим начинающим и действующим экспортерам оказывается финансовая, организационная, информационная помощь, а также помощь по продвижению товаров и услуг.

В соответствии со ст. 46 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» на федеральном уровне и уровне субъектов РФ обеспечивается в том числе: кредитование участников внешнеторговой деятельности; функционирование систем гарантий и страхования экспортных кредитов; организация торговых выставок и ярмарок, специализированных симпозиумов и конференций и участие в них; проведение кампаний (в том числе рекламных) по продвижению российских товаров, услуг, интеллектуальной собственности на мировые рынки.

Финансовая помощь может быть оказана в форме выдачи банковской гарантии, предэкспортного и экспортного финансирования, кредитования малого и среднего бизнеса.

Финансирование экспорта осуществляется через специализированные банки: Внешэкономбанк, ЗАО «Росэксимбанк», ОАО «МСП Банк».

В целях организации страхования экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков Внешэкономбанк в соответствии с требованиями части 6 ст. 3 Федерального закона от 17.05.2007 № 82-ФЗ «О банке развития» создал открытое акционерное общество «Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций» (ОАО «ЭКСАР»).

Организационная и информационная поддержка оказывается в основном с помощью сети Интернет. На Едином портале внешнеэкономической информации (www.ved.gov.ru) создан новый Консультационный онлайн-сервис для экспортеров.

На региональном уровне работают центры поддержки экспорта.

Такой центр действует на территории Москвы и предоставляет помощь в поиске зарубежного партнера; по сопровождению экспортных контрактов. Центр также дает консультации по вопросам внешнеэкономической деятельности; занимается организацией деловых мероприятий. Здесь могут быть оказаны даже услуги переводчика. При этом для экспортно-ориентированных малых и средних предприятий все услуги оказываются бесплатно1.

Информационную поддержку в сфере финансирования экспортной деятельности оказывает также Внешэкономбанк.

За рубежом консультационную и организационную помощь можно получить через торговые представительства.

Торгово-промышленная палата защищает интересы предпринимателей по вопросам, связанным с осуществлением хозяйственной деятельности, в том числе и за границей.

В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 07.07.1993 № 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации, торгово-промышленные палаты выполняют следующие задачи: оказывают помощь российским предприятиям и предпринимателям, представляют и защищают их интересы по вопросам, связанным с осуществлением хозяйственной деятельности, в том числе и за границей; организуют взаимодействие между субъектами предпринимательской деятельности; оказывают предпринимателям информационные услуги, содействуют развитию экспорта российских товаров и услуг, оказывают практическую помощь российским предприятиям и предпринимателям в проведении операций на внешнем рынке и освоении новых форм торгово-экономического и научно-технического сотрудничества; содействуют урегулированию споров, возникающих между предприятиями, предпринимателями.

Внешнеторговые сделки

Минэкономразвития РФ разработало методическое пособие для начинающих экспортеров. В пособии дана пошаговая инструкция, как подготовиться к выходу на внешние рынки2. Здесь перечислены основные условия успешной экспортной деятельности:

  • возможность предложить уникальный продукт или технологию;
  • возможность увеличения объемов производства, гибкость производственного процесса в целом, способность предприятия технически адаптировать свой продукт (упаковку, этикетки) к требованиям законодательства или конкретного покупателя;
  • соответствие товара требованиям зарубежного рынка, наличие необходимых документов для экспорта в избранную страну, в том числе сертификатов качества, подтверждающих соответствие товара гигиеническим, экологическим и иным нормам.

Необходимо также учитывать возможности по доставке товара и его сервисного обслуживания.

Существуют два пути осуществления экспортной деятельности: прямой экспорт и продажи через посредников. Внешнеторговые контракты с участием посредников заключаются в форме дистрибьюторского договора, франчайзингового соглашения, консигнационных сделок, а также агентского договора, договора комиссии и договора поручения.

Рассмотрим наиболее распространенные в международной торговле, но при этом – сложные в «переводе» на российскую систему договоры.

Дистрибьюторское соглашение

Специфика дистрибьюторского договора в том, что он, во-первых, носит смешанный характер и содержит в себе признаки договоров купли-продажи, поставки, перевозки, агентского договора, коммерческой концессии и иных видов обязательств, а во-вторых, не имеет специального законодательного закрепления в российском праве.

В правоприменительной практике также нет единого мнения о природе данного договора. Согласно методическому пособию, разработанному Минэкономразвития РФ,2 он характеризуется тем, что экспортер теряет контроль распространения продукции, проданной дистрибьютору, и дистрибьютор является оптовым продавцом.

Российской судебной практикой дистрибьюторский договор может квалифицироваться в качестве договора, направленного на организацию отношений по поставкам продукции с оказанием услуг по поиску покупателей. Если в дистрибьюторском договоре не содержится существенных условий поставки, а перечислены только общие условия продажи товаров (положения о примерных ценах и возможных скидках, надбавках, сервисе товаров и т.д.), он является организационным (рамочным) договором или договором об организации поставок (постановление Президиума ВАС РФ от 18 мая 1999 года № 7073/98)3.

Понимания природы дистрибьюторских договоров в российской практике и практике другого государства могут существенно отличаться. Поэтому при заключении такого соглашения необходимо в первую очередь определиться с целями его заключения – будет ли переходить право собственности на поставляемые товары, или это договор только по организации сбыта.

В международной практике, как правило, дистрибьюторы приобретают товары определенных иностранных контрагентов и далее перепродают их внутри национального товарного рынка от собственного имени. В отличие от торгового представителя дистрибьюторы несут все риски, связанные с транспортировкой, перевалкой, хранением и реализацией товаров и услуг, приобретенных у производителя в рамках границ определенной оговоренной территории3.

Франчайзинговое соглашение

В российском законодательстве порядок заключения и признаки франчайзингового соглашения установлены гл. 54 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) – договор коммерческой концессии.

Договор коммерческой концессии предусматривает использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в определенном объеме применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности (продаже товаров, полученных от правообладателя или произведенных пользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг).

Франчайзинг имеет комплексный характер, тесно связан с правами на интеллектуальную собственность, а также содержит признаки договора о совместной деятельности. Однако в данном случае партнерские отношения носят неравноправный характер, так как пользователь находится скорее в зависимых отношениях с правообладателем4. Комплексный характер договора проявляется и в объеме передаваемых прав (что отличает его от лицензионного договора).

В отличие от договоров комиссии и агентских договоров здесь пользователь действует без поручения правообладателя и за свой собственный счет. Он осуществляет самостоятельную предпринимательскую деятельность с использованием средств индивидуализации правообладателя, его ноу-хау и коммерческого опыта, за что выплачивает правообладателю вознаграждение. Таким образом, если дистрибьютор, работающий по агентскому договору, получает от производителя товаров вознаграждение, то дистрибьютор по договору коммерческой концессии сам платит производителю за возможность работать под его фирмой5.

Существенный признак франчайзинга – постоянное консультационное содействие, оказываемое правообладателем пользователю.

Большим преимуществом концессии в экспортной деятельности является возможность обязать пользователя по договору предоставить в течение определенного срока определенному числу лиц право пользования указанными правами на условиях субконцессии (ст. 1029 ГК РФ).

При применении субконцессии следует помнить об ограничениях, устанавливаемых антимонопольным законодательством.

Франчайзинг – понятие, которое используется в международной практике, – прочно закрепилось и в России. Это связано, в том числе, с большим мировым опытом применения франчайзинга и в целом c его интернациональным предназначением.

В связи с этим высказывались предложения о необходимости издания специального закона, который бы регулировал именно франчайзинг.

В настоящее время проект Федерального закона «О франчайзинге» находится на стадии подготовки к рассмотрению Государственной Думой (Протокол № 174, п. 66).

Консигнационные сделки

Консигнационная сделка – непоименованный договор, российское законодательство не содержит норм, регулирующих порядок ее заключения.

В теории понимание данного договора отличается, но, как правило, его связывают с продажей товара со склада посредника.

Консигнатор реализует от своего имени, но за счет консигнанта переданные ему в соответствии с договором товары с консигнационного склада в стране импортера в определенный срок и за вознаграждение.

Номенклатура и количество товаров, поставляемых на консигнацию, обусловливаются либо в спецификации, составляющей неотъемлемую часть договора, либо в самом договоре5.

В соответствии с формой договора консигнации (подготовлена для системы Консультант Плюс, автор – Мисюченко Н.В.), консигнация – форма продажи товара за границу, при которой собственник товара передает его торговому посреднику для продажи на определенных условиях, оставаясь при этом собственником товара до момента его реализации третьим лицам.

При составлении указанной формы автор применил к консигнационному соглашению элементы договора купли–продажи, поставки и комиссии.

Важными признаком консигнации называют ответственность консигнатора перед экспортером за сохранность полученного от него товара и его обязанности застраховать товар в пользу консигнанта. При этом консигнатор не несет ответственности за исполнение обязательств третьими лицами по сделкам с ними, если иное не предусмотрено в консигнационном соглашении5.

Таким образом, применение российскими предпринимателями тех или иных конструкций международных сделок усложнено их слабой регламентацией, отсутствием единообразия в толковании.

Одним из способов избежать споров о содержании тех или иных положений сделки является возможность выбора сторонами права, которое подлежит применению к договору (п. 1ст. 1210 ГК РФ).

  1. Официальный сайт ГБУ «Малый бизнес Москвы»//Экспортная деятельность. URL: http://www.mbm.ru/export/
  2. Портал внешнеэкономической информации// Обучающее пособие для экспортеров. URL: http://www.ved.gov.ru/rus_export/export_from_russia/
  3. СПС КонсультантПлюс//Комментарии законодательства// Григорьев Т.Ю. Особенности трансграничных дистрибьюторских соглашений и договора торгового представительства // Право и экономика. 2012. № 7. С. 27–35.
  4. СПС КонсультантПлюс// Комментарии законодательства// «Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (часть вторая)» (под ред. О.М. Козырь, А.Л. Маковского, С.А. Хохлова) («МЦФЭР», 1996)
  5. СПС КонсультантПлюс//Комментарии законодательства// Статья: Консигнационные соглашения в международном коммерческом обороте: особенности и практика разрешения споров (Николюкин С.В.) («Таможенное дело», 2009,  № 1)

 

Полная версия журнала «Оперативно и достоверно» доступна только Клиентам компании «ЭЛКОД» – сопровождаемым пользователям КонсультантПлюс, зарегистрированным в Личном кабине на нашем сайте или из программы ПРОЭЛКОД.


* Напомним, что авторское право содержит в себе как исключительное право, являющееся имущественным правом, так и личные неимущественные права (право авторства).