Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Распоряжение Мэра Москвы от 30.06.2014 N 542-РМ

(ред. от 30.11.2016)
«О предельных (максимальных) индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в городе Москве»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Дистрибьюторский договор18.03.2015

Дистрибьюторский договор – один из наиболее сложных и специфичных применяемых в гражданском обороте договоров. Классически его конструкция предназначена для внешнеторговых отношений, однако в России такие соглашения распространены и между отечественными компаниями.

Дистрибьюторский договор является не поименованным в гражданском праве: он не предусмотрен законом или иными правовыми актами. В связи с этим возникают разногласия в определении его сущности, квалификации (в том числе судьями), и, как следствие, – риски признания таких договоров незаключенными, ненадлежащее исполнение обязательств, наконец, просто потерянные время и деньги.

Рекомендации по заключению договоров о дистрибуции, предложенные в нашей статье, могут применяться как во внешнеторговых отношениях российских лиц, так и при совершении региональных внутригосударственных дистрибьюторских сделок.

Сущность и цели заключения дистрибьюторских договоров изначально были выработаны практикой международной торговли, а впоследствии развивались в юридической литературе.

Обобщая теоретические разработки, можно выделить следующие признаки, по которым соглашения можно относить к дистрибьюторским:

  • цель передачи товара – его последующая перепродажа, максимизация прибыли;
  • стороны договора – предприниматели, профессиональные участники коммерческой деятельности;
  • длительный характер правоотношений;
  • сохранение коммерческого интереса у производителя к дальнейшим операциям дистрибьютора по перепродаже этих товаров.

Важной составляющей типичного дистрибьюторского договора является также бренд, поддержание популярности которого входит в интересы как производителя, так и дистрибьютора1.

Таким образом, основа и главная цель заключения дистрибьюторского договора – организация сбыта (организация распространения и продвижения переданного товара).

Отталкиваясь от этой цели и основных признаков дистрибуции, гражданское законодательство позволяет сконструировать эффективный договор, адекватный ожиданиям
сторон и специфике их правоотношений.

В силу установленного Гражданским Кодексом РФ (далее – ГК РФ, Кодекс) принципа свободы договора, стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами (п. 2 ст. 421 ГК РФ).

Стороны могут также заключить смешанный договор, содержащий элементы нескольких конструкций договоров (п. 3 ст. 421 ГК РФ).

Стороны свободны в установлении условий договора, при соблюдении императивных норм, предусмотренных законом или иными правовыми актами (п. 4 ст. 421, ст. 422 ГК РФ).

Важно отметить, что независимо от того, использовали стороны при заключении сделки те или иные договорные конструкции, содержащиеся в ГК РФ, или нет, в случае возникновения спора при квалификации и толковании этой сделки суд будет руководствоваться Кодексом. При этом российские суды часто применяют ситуационный подход при квалификации дистрибьюторского договора, т.е. в зависимости от заявленных требований в конкретном деле2.

В связи с этим стороны по дистрибьюторскому соглашению должны определить не только порядок их взаимоотношений, связанный именно с организацией сбыта, но и все существенные условия по соглашению о поставке товаров, и иных договоров, элементы которых будут использоваться при составлении смешанного договора.

Устойчивость правового положения сторон по дистрибьюторскому соглашению будет зависеть от определенности его формулировок, в том числе с точки зрения возможности однозначно установить, элементы какого договора, описанного в ГК РФ, соответствуют тем условиям, которые приняли стороны.

Одновременно договор должен содержать условия, четко указывающие на дистрибуцию.

Предметом такого договора будет распространение и продвижение (реклама) товара от имени и за счет дистрибьютора на определенной территории и (или) определенному кругу покупателей взамен предоставления поставщиком привилегированного положения3.

Сущность дистрибьюторского договора предполагает ограничения прав дистрибьютора по распоряжению товаром. Поэтому он должен содержать условие об ограничении его распространения на определенной территории.

Сохранение коммерческого интереса у производителя к дальнейшим операциям дистрибьютора по перепродаже товаров влечет необходимость установления в договоре обязанности дистрибьютора отчитываться в ходе продаж и мерах, принятых для продвижения товара. Поставщик товаров должен иметь право на ознакомление с соответствующими документами.

Наконец, соглашением необходимо определить правовой режим товарного знака поставщика.

В дистрибьюторском договоре товарный знак имеет особое значение, так как известность товарного знака прямо пропорциональна интересу к дистрибуции как таковой. Развитие бренда увеличивает прибыль обеих сторон, позволяет поставщику расширить рынок сбыта, а дистрибьютору – получить для продажи готовый продукт, уже зарекомендовавший себя на рынке.

В связи с этим в договоре следует прописывать, с одной стороны – обязательство поставщика поставлять товары с определенным товарным знаком, а с другой стороны – обязательство дистрибьютора реализовывать и продвигать товар под этим товарным знаком.

На дистрибьютора может быть также возложена обязанность информирования поставщика о нарушении права использования товарных знаков, фирменных наименований или обозначений на территории дистрибуции.

Товарные знаки относятся к объектам интеллектуальной собственности, и поставщик по дистрибьюторскому договору является обладателем исключительных прав на товарный знак, что подтверждается свидетельством (ст. 1477 ГК РФ).

Исключительное право на товарный знак обеспечивает возможность его использования и распоряжения (ст. 1484 ГК РФ).

Передача исключительного права на товарный знак (права использования товарного знака в определенных пределах) возможна по лицензионному договору.

В соответствии со ст. 1490 ГК РФ договор об отчуждении исключительного права на товарный знак, лицензионный договор, а также другие договоры, посредством которых осуществляется распоряжение исключительным правом на товарный знак, должны быть заключены в письменной форме.

Отчуждение и залог исключительного права на товарный знак, предоставление по договору права его использования, переход исключительного права на товарный знак без договора подлежат государственной регистрации.

В связи с этим возникает вопрос, подлежит ли государственной регистрации переход прав на товарный знак в рамках дистрибьюторского договора?

Ответ сформулирован в одном из судебных актов, где рассматривалось дело, связанное с квалификацией дистрибьюторского договора как договора коммерческой концессии.

Напомним, что по договору коммерческой концессии предоставляется право использовать в предпринимательской деятельности комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав (п. 1 ст. 1027 ГК РФ).

Предоставление права использования исключительных прав по договору коммерческой концессии подлежит государственной регистрации в Роспатенте (п. 2 ст. 1028 ГК РФ).

Суд пришел к выводу, что дистрибьюторский договор является договором на организацию отношений по поставкам продукции не для удовлетворения нужд дистрибьютора, а для перепродажи (сбыта) товара производителя покупателям в пределах оговоренной территории (постановление ФАС Московского округа от 08.09.2004 № КГ-А40/7728-04).

Основанием такой квалификации стало само содержание договора, в котором было предусмотрено, что дистрибьютор продает товар, изготавливаемый истцом, от своего имени и за свой счет с использованием товарных знаков, фирменного наименования и иных обозначений поставщика только в качестве подтверждения подлинности продаваемого товара и для рекламных целей.

Такая формулировка входит и в типовые формы дистрибьюторских договоров.

Таким образом, если в дистрибьюторском договоре четко прописан порядок использования товарного знака, и такое использование не связано с передачей исключительных прав на товарный знак, регистрация в Роспатенте не потребуется.

Если же в договоре будут признаки коммерческой концессии или из его содержания будет следовать переход исключительных прав на товарный знак дистрибьютору, он должен соответствовать требованиям о регистрации (п. 2 ст. 1028, ст. 1489 ГК РФ).

Заключение лицензионного соглашения в рамках дистрибьюторского договора и регистрация перехода исключительных прав на товарный знак характерны для внешнеторговых сделок.

Поскольку дистрибьютор находится на территории другого государства, в таких соглашениях предусматривается его обязанность зарегистрировать товарный знак, который он будет представлять. При этом контрагент в целях защиты своих прав на территории государства, где будет осуществляться сбыт, заключает с дистрибьютором лицензионный договор.

 

Самой главной проблемой применения дистрибьюторских сделок в России всегда становится сложность и отсутствие единообразия в их квалификации.

Не имея нормативной основы, суды относят дистрибьюторский договор к договорам на организацию продаж по поставкам продукции с оказанием услуг по поиску покупателей (постановление Президиума ВАС РФ от 18.05.1999 № 7073/98 по делу № А40-9311/98-55-54), смешанным договорам поставки и агентирования (постановление ФАС Поволжского округа от 25.01.2005 № А55-6685/2004-42), договорам агентирования (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 19.04.2005 № Ф08-1395/2005).

Дистрибьюторский договор квалифицируют также как договор на возмездное оказание услуг, договор коммерческой концессии, поставки.

Разрозненная практика связана как с формализмом суда, так, зачастую, и с ошибочным пониманием сторонами сущности заключенного соглашения.

Изучение судебной практики, связанной с той или иной квалификацией дистрибьюторского договора, показывает, что в случае четкого установления предмета дистрибьюторского договора, который соответствует сущности данного соглашения, можно будет избежать споров о его толковании.

На это в том числе косвенно указано в постановлении ФАС Поволжского округа от 25.01.2005 № А55-6685/2004-42, по смыслу которого предмет дистрибьюторского договора является его существенном условием.

Подытоживая, отметим, что некоторыми юристами высказывается точка зрения о ненадежности использования смешанного договора при оформлении дистрибьюторских соглашений, так как в этом случае существует высокий риск признания договора незаключенным. Однако это возможно только если стороны не согласуют все существенные условия того вида договора, элементы которого они использовали при конструировании дистрибьюторского соглашения и только тогда, когда предмет соглашения не соответствует признакам дистрибуции.

  1. Статья: Организационная природа дистрибьюторского договора (Маслова В.А.), («Гражданское право», 2013, № 3) // СПС КонсультантПлюс.
  2. Статья: Квалификация дистрибьюторского договора по российскому праву и отграничение от смежных договорных конструкций (Андреева С.А.), («Конкурентное право», 2013, № 3) // СПС КонсультантПлюс.
  3. Форма: Дистрибьюторский договор о продаже товара (с эксклюзивными правами дистрибьютора и ограничением иной его деятельности), (подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2014), Кабанов О.М. // СПС КонсультантПлюс.

 

Полная версия журнала «Оперативно и достоверно» доступна только Клиентам компании «ЭЛКОД» – сопровождаемым пользователям КонсультантПлюс, зарегистрированным в Личном кабине на нашем сайте или из программы ПРОЭЛКОД.


* Напомним, что авторское право содержит в себе как исключительное право, являющееся имущественным правом, так и личные неимущественные права (право авторства).