Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Постановление Правительства Москвы от 17.10.2012 N 564-ПП

(ред. от 22.11.2016)
«Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги "Выдача разрешения на право организации розничного рынка" в городе Москве»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Реклама на транспортных средствах и с их использованием08.04.2015

В этом номере мы продолжим анализ особенностей отдельных способов распространения рекламы и посвятим данный материал рекламе на транспортных средствах и с их использованием.

Реклама на транспорте прочно заняла свою нишу в сфере маркетинговых технологий. В Москве и других крупных городах количество маршрутов исчисляется сотнями и даже тысячами. Это открывает практически безграничные возможности для того, чтобы донести до огромной аудитории информацию о товаре, услуге, компании или магазине.

Общие положения

Для того чтобы понять, какой выбор транзитных носителей имеется у рекламораспространителя, необходимо определиться с понятием транспортного средства. В российском законодательстве имеется его широкая и узкая трактовка.

В Федеральном законе от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» под транспортными средствами понимаются:

  • воздушные суда,
  • суда, используемые в целях торгового мореплавания или судоходства,
  • суда, используемые на внутренних водных путях для перевозки пассажиров,
  • железнодорожный подвижной состав,
  • автомобильный транспорт,
  • электрический городской наземный пассажирский транспорт.

Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определяет транспортное средство как устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Аналогичное определение содержится и в Федеральном законе от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

В Федеральном законе от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») не разъясняется, в каком значении следует применять указанный термин. Однако практика показывает, что положения ФЗ «О рекламе» применимы при размещении рекламы не только на автотранспортных средствах, но и на водном, воздушном, железнодорожном транспорте.

Для того чтобы разместить рекламную информацию на или в транспорте, необходимо заключить договор на распространение рекламы с собственником транспортного средства или уполномоченным им лицом, либо с лицом, обладающим иным вещным правом на транспортное средство (часть 1 ст. 20 ФЗ «О рекламе»). Вещными правами наряду с правом собственности согласно ст. 216 Гражданского кодекса Российской Федерации являются право хозяйственного ведения имуществом и право оперативного управления имуществом.

«Мобильные билборды»

Часть 2 ст. 20 ФЗ «О рекламе» гласит, что использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций, в том числе переоборудование транспортных средств для распространения рекламы, в результате которого транспортные средства полностью или частично утратили функции, для выполнения которых они были предназначены, переоборудование кузовов транспортных средств с приданием им вида определенного товара запрещается.

Несоблюдение этого запрета – дорогое удовольствие, которое может обернуться штрафом в размере от трех до пяти тысяч рублей для граждан, от 30 до 50 тысяч рублей для должностных лиц и от 500 тысяч до одного миллиона рублей для юридических лиц (часть 2 ст. 14.38 КоАП РФ).

Однако, несмотря на указанный запрет и внушительные санкции, на улицах Москвы припарковано огромное количество автобилбордов. Как же так получается?

Дело в том, что под «использованием транспортного средства» преимущественно понимается эксплуатация транспортного средства, связанная с его движением (ст. 1 ФЗ «Об ОСАГО»), поэтому мобильные билборды с рекламой только стоят, а передвигаются от точки к точке они в зачехленном состоянии или попросту без рекламы.

Пытаясь расширить возможности применения санкции за нарушение части 2 ст. 20 ФЗ «О рекламе», ФАС России в письме от 02.05.2012 № АК/13623 разъяснила, что к преимущественному использованию транспортного средства в качестве рекламной конструкции можно отнести случаи, когда транспортное средство, на котором размещена реклама, в течение длительного времени стоит на одном месте без передвижения.

При этом оценку длительности размещения транспортного средства на одном месте следует проводить исходя из разумности срока стоянки транспортного средства, а также с учетом места размещения транспортного средства.

К сожалению, критерии разумности срока стоянки нигде не установлены.

Интересен следующий пример. Индивидуальному предпринимателю принадлежали два авто-мобиля, которые были припаркованы на тротуаре по ул. Садовая-Кудринская, и на них была размещена надпись: «МЕДКОМИССИЯ 923-03-03 ул. Садовая-Кудринская, д. 18». ФАС России расценила такое использование транспортных средств как нарушение требований части 2 ст. 20 ФЗ «О рекламе» и оштрафовала предпринимателя. При этом решение аргументировалось тем, что транспортные средства припаркованы на тротуаре под углом к проезжей части таким образом, что размещенная на них реклама обращена к водителям и пешеходам, движущимся по Садовому кольцу. Кроме того, транспортные средства имеют признаки бесхозности: водители на месте стоянки отсутствуют, шины спущены, запылен кузов, в связи с чем антимонопольный орган и отдел ДПС ГИБДД пришли к выводу о том, что транспортные средства не передвигаются со своей стоянки в течение продолжительного периода времени.

Предприниматель пытался оспорить в суде законность привлечения его к административной ответственности, ссылаясь на то, что указанные факты не доказывают исключительное использование принадлежавших ему транспортных средств в качестве передвижных рекламных конструкций. Однако суд согласился с антимонопольным органом и отказал заявителю в его требованиях (см. постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2010 № 09АП-30026/2010-АК по делу № А40-73739/10-119-405).

В приведенном примере нарушение законодательства налицо, сложно доказать, что пыльная машина со спущенными колесами находится на одном месте в течение разумного срока.

Теперь рассмотрим другую ситуацию: кафе или ресторану принадлежат автомобили с нанесенной на них рекламной информацией, осуществляющие доставку еды на дом. В период отпусков количество заказов снизилось, и какое-то количество машин находится в течение месяца рядом с офисом без движения. Может ли такая организация быть привлечена к административной ответственности? В этой ситуации как раз можно расценивать месяц простоя как разумный срок, так как стоянка машин, вызванная снижением количества заказов, является вынужденной и временной, автомобили не имеют признаков бесхозности, так что основания для привлечения юридического лица к ответственности по части 2 ст. 14.38 КоАП РФ отсутствуют.

Ненадлежащая реклама на транспорте

Часть 3 ст. 20 ФЗ «О рекламе» содержит исчерпывающий перечень транспортных средств, на которых запрещается размещение какой-либо рекламы. Это транспортные средства:

  1. Специальных и оперативных служб с предусмотренной требованиями технического регламента определенной цветографической окраской.
  2. Оборудованные устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов.
  3. Федеральной почтовой связи, на боковых поверхностях которых расположены по диагонали белые полосы на синем фоне.
  4. Предназначенные для перевозки опасных грузов.

Нарушение указанного запрета карается штрафом в соответствии с частью 3 ст. 14.38 КоАП РФ.

Хотелось бы отметить, что в Государственной Думе рассматривается проект Федерального закона № 418736-6, предусматривающий отмену ограничения размещения рекламы на транспорте федеральной почтовой связи.

Помимо ограничений распространения рекламы по видам транспорта, часть 5 ст. 20 ФЗ «О рекламе» устанавливает, что недопустимо размещение рекламы, создающей угрозу безопасности движения или ограничивающей обзор управляющим транспортными средствами лицам и другим участникам движения.

В одно время приобрели популярность масштабные рекламные конструкции, размещаемые на городском наземном транспорте и ограничивающие обзор пассажирам. ФАС России в письме от 10.03.2011 № АК/8234 указала о незаконности подобной рекламы, так как в соответствии с частью 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации участником дорожного движения признается лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода или пассажира транспортного средства. Такое нарушение согласно части 4 ст. 14.38 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух до двух с половиной тысяч рублей; на должностных лиц – от 10 до 20 тысяч рублей; на юридических лиц – от 200 до 500 тысяч рублей.

Конечно, данный запрет не означает, что на окна городского транспорта нельзя клеить какую-либо рекламу. В части 5 ст. 20 ФЗ «О рекламе» содержится положение о необходимости соответствия рекламы требованиям технических регламентов. А согласно подп. 4.7.3 ГОСТ Р 51709-2001 «Государственный стандарт Российской Федерации. Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки» светопропускание стекол, в том числе покрытых прозрачными цветными пленками, должно соответствовать ГОСТ 5727.

Пункт 2.2.4 ГОСТ 5727-88 гласит, что светопропускание ветровых стекол автотранспорта и трамваев должно быть не менее 75%, прочих стекол – не менее 70%. То есть нанесение на боковые стекла автобуса пленки с рекламными материалами, уменьшающей светопропускание стекол не более чем на 30%, не является нарушением ФЗ «О рекламе», так как не создает угрозы безопасности дорожного движения.

Однако с 1 января 2015 года ГОСТ 5727-88 утратил силу, и введен новый ГОСТ 32565-2013, п. 5.1.2.5 которого устанавливает, что светопропускание стекол, обеспечивающих видимость для водителя спереди, должно быть не менее 70% для ветровых стекол и для стекол, не являющихся ветровыми, но обеспечивающих обзор водителя спереди и сзади. А вот светопропускание других (неветровых) стекол и затеняющих полос ветровых стекол в области выше зоны «B» для транспортных средств категории М1 и зоны 1 для прочих транспортных средств не нормируется.

Информация, не являющаяся рекламой

Часть 4 ст. 20 ФЗ «О рекламе» устанавливает, что размещение на транспортных средствах отличительных знаков, указывающих на их принадлежность каким-либо лицам, не является рекламой. ФАС России в письме от 02.12.2011 № АК/44977 установила, что к таким отличительным признакам относятся наименование организации и ее коммерческое обозначение (в том числе совпадающее с товарным знаком).

Например, если организация, имеющая в собственности автомобили, занимается изготовлением алкогольной продукции, и на указанных автомобилях размещена наклейка с коммерческим обозначением организации, включающим наименование алкогольной продукции и логотип, то такая информация не является рекламой и не должна сопровождаться надписью о вреде чрезмерного употребления алкоголя.

Аналогичный вывод содержится в постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2011 по делу № А56-42800/2010. Суд, рассматривая дело о ненадлежащем размещении на транспортном средстве организации, занимающейся производством алкогольной продукции, коммерческого обозначения, отметил, что при нанесении коммерческого обозначения на имущество предприятия преследуется цель его обособления от имущества других лиц, его сохранности и указания на принадлежность соответствующему предприятию, а не цель привлечения внимания к организации, которой принадлежит это предприятие, или продвижения на рынке ее товаров, работ и услуг.

В конце 2014 года в Государственную Думу внесен законопроект, предусматривающий конкретизацию части 4 ст. 20 ФЗ «О рекламе». В случае его принятия не будут считаться рекламой вывески и указатели, содержащие сведения о юридическом или физическом лице, адрес, контактный телефон владельца и (или) водителя, допущенного к управлению транспортным средством, и другие сведения, расположенные у правого нижнего угла ветрового стекла в кабине (салоне) автотранспортного средства («автовизитка»).

Звуковая реклама на транспорте

Часть 6 ст. 20 ФЗ «О рекламе» устанавливает однозначный запрет на распространение звуковой рекламы с использованием транспортных средств, а также звуковое сопровождение рекламы, распространяемой с использованием транспортных средств, несоблюдение которого карается штрафом.

Однако из любого правила есть исключения. В этом случае предусмотрено исключение для социальной рекламы. ФАС России в письме от 11.09.2012 № АК/29576 «О социальной рекламе» отметила, что законодательство Российской Федерации предусматривает разные виды информации, адресованной для неопределенного круга лиц, – рекламу и социальную рекламу. Поскольку социальная реклама не является рекламой, на нее не распространяются положения ст. 20 ФЗ «О рекламе».

 

Полная версия журнала «Оперативно и достоверно» доступна только Клиентам компании «ЭЛКОД» – сопровождаемым пользователям КонсультантПлюс, зарегистрированным в Личном кабине на нашем сайте или из программы ПРОЭЛКОД.


* Напомним, что авторское право содержит в себе как исключительное право, являющееся имущественным правом, так и личные неимущественные права (право авторства).