Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Постановление Правительства Москвы от 17.10.2012 N 564-ПП

(ред. от 22.11.2016)
«Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги "Выдача разрешения на право организации розничного рынка" в городе Москве»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Правовые особенности интернет-коммерции22.07.2015

Торговля через Интернет обладает очевидными преимуществами: это отсутствие расходов на аренду помещения, дополнительные возможности получения прибыли, упрощение продвижения товаров, охват большого количества потребителей, возможность круглосуточного обслуживания заказов без дополнительных затрат.
Правовое регулирование интернет-коммерции имеет свою специфику, связанную с оформлением договоров, осуществлением платежей, расширением действия интеллектуальных прав после вступления России в ВТО. Кроме того, в последнее время вводится всё больше норм, специально регулирующих работу Интернета вообще, часть из которых необходимо соблюдать предпринимателям, которые уже имеют свой интернет-магазин или собираются его создать. 

Общие требования к сайту

При администрировании сайта следует прежде всего руководствоваться правилами, установленными для любого вида торговой деятельности. Это в первую очередь нормы Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) и Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей).
При осуществлении электронной розничной торговли и размещении условий договора на сайте, как и при торговле в обычном магазине, у продавца возникает обязанность по продаже товаров (выполнению работ или оказанию услуг), которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (ст. 426 ГК РФ).
Неисполнение такой обязанности может повлечь иск о понуждении к заключению договора и о возмещении убытков (п. 4 ст. 445 ГК РФ). Необходимо отметить, что указанные правила распространяются и на продавцов, которые продают товары через сайт оптом.

Законодательство содержит также специальные нормы, действие которых распространяется на интернет-магазины. Это нормы  о продаже товаров по образцам и о дистанционном способе продажи, установленные Гражданским кодексом РФ (ст. 497), Законом о защите прав потребителей (ст. 26.1), постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» (далее – постановление Правительства РФ от 27.09.2007 № 612, Правила).

Так, Закон о защите прав потребителей  содержит перечень информации о продавце и товаре, которая в обязательном порядке должна предоставляться покупателю (ст. ст. 9, 10). Специфика продаж через Интернет в том, что момент выбора и момент получения товара  покупателем не совпадают. Поэтому в правилах дистанционных продаж разделяется информация, которая предоставляется покупателю до доставки товара и в момент доставки.
На сайте изначально обязательно должна быть информация об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора (п. 2 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей).
Обязанность размещать на сайте информацию о сроке, в течение которого действует предложение о продаже товара дистанционным способом, специально предусмотрена и постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 № 612. Например, для товаров, которые продаются по акции, должна быть указана информация о дате окончания продаж по сниженным  ценам.

Отметим, что условие об изменении цены на любые позиции товара продавцом в одностороннем порядке ущемляет установленные  законом права потребителей и образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 ст. 14.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) (постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2013 по делу № А36-6311/2012).
Обязанность продавца по доставке товаров, если он осуществляет продажи через сайт, – еще одно специальное требование дистанционной торговли (п. 3 Правил). На сайте должна быть информация о сроках доставки.
Специфика продаж в Интернете обязывает продавца обеспечивать конфиденциальность персональных данных о покупателе.
Обращаем внимание, что постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 установлен запрет на продажу алкогольной, табачной продукции дистанционным способом. Такой запрет установлен и на другие виды товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.

Еще один нормативный акт, правила которого затрагивают сферу интернет-коммерции, – Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон об информации).
По смыслу указанного закона, если интернет-магазин имеет свой форум, или сайт позволяет оставлять, например, отзывы о товарах, его владелец является организатором распространения информации в сети Интернет. Такой статус обязывает владельца сайта уведомлять Роспотребнадзор о своей деятельности.
Порядок уведомления установлен постановлением Правительства РФ от 31.07.2014 № 746 «Об утверждении Правил уведомления организаторами распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о начале осуществления деятельности по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, предназначенных и (или) используемых для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также ведения реестра указанных организаторов».

Информация предоставляется по требованию Роспотребнадзора в течение пяти дней со дня получения соответствующего запроса в электронном виде по форме, размещенной на официальном сайте в сети Интернет: www.97-fz.rkn.gov.ru.
Кроме того, владелец сайта обязан хранить сообщения и информацию о пользователях в течение шести месяцев и предоставлять ее по запросу правоохранительных органов.
За неисполнение организатором распространения информации предусмотренных Законом обязанностей предусмотрена административная ответственность (ст. 13.31 КоАП РФ).

Соблюдение письменной формы сделки, заключенной в сети Интернет

В сфере электронной коммерции действует международная презумпция легитимности сделок, заключенных в сети Интернет. Стороны не вправе ссылаться на незаконность сделки только на том основании, что она заключена электронным способом. Рекомендуем сторонам сделки о применении электронных средств специально закреплять указанную презумпцию в своем соглашении.
В соответствии с п. 1 ст. 160 ГК РФ сделка должна быть подписана лицом, ее совершающим.
Самым надежным способом избежать споров о заключенности сделки, которая должна быть совершена в письменной форме, является использование электронной подписи (простой или квалифицированной). Электронная подпись – информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, которое подписывает информацию (Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи», далее – Закон об электронной подписи).
В соответствии с Рекомендациями по заключению договоров в электронной форме, утвержденными Ассоциацией российских банков 19.12.2012 (далее – Рекомендации), персональный идентификационный номер владельца кредитной или дебетовой платежной карты (PIN-код) может выполнять ту же роль, что и электронная подпись, когда применение последней невозможно или нецелесообразно.
Статья 434 ГК РФ закрепляет возможность заключения письменных сделок путем обмена электронными документами при условии, что они передаются по каналам связи, позволяющим достоверно установить, что документ  исходит от стороны по договору.
В свою очередь, в Рекомендациях разъясняется, что выдавать справки о том, что соответствующее сообщение отправлено конкретным абонентом, может, например, система S.W.I.F.T. 

Однако в сфере гражданско-правовых, а не банковских сделок действует норма ст. 6 Закона об электронной подписи. Документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, признается только информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью. Это правило можно нивелировать соглашением с контрагентом, добавив пункт о признании электронного документа, подписанного простой или неквалифицированной электронной подписью, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью.
В рекомендациях дополнительно указывается, что договоры в электронной форме, подписанные простой электронной или неквалифицированной электронной подписью, могут быть приравнены по юридической силе к договорам на бумажных носителях только при условии, что они совершены во исполнение ранее заключенных сторонами рамочных договоров, которые предусматривают такой порядок заключения последующих соглашений.
Таким образом, рамочный договор, содержащий условие о возможности в дальнейшем использовать в договорных отношениях контрагентом простую электронную подпись, также является надлежащим способом легитимации упрощенного порядка заверения сделок.

Осуществление платежей в сети Интернет

Существуют различные способы оплаты товаров, работ или услуг в Интернете. Это оплата наличными, с помощью кредитных карт, а также специальных  платежных систем.
Специфика интернет-коммерции определяет необходимые требования к сайту, через который проводится оплата.
Платежи должны отвечать требованиям безопасности, конфиденциальности сведений покупателя. Необходимо предоставить покупателю возможность нескольких вариантов оплаты.

Доменное имя и товарный знак

Доменное имя – обозначение символами, предназначенное для адресации сайтов в сети Интернет в целях обеспечения доступа к информации, размещенной в сети Интернет (п. 15 ст. 2 Закона об информации).
Доменное имя не охраняется как объект интеллектуальной собственности, однако оно тесно связано с правами на товарный знак.
В частности, одним из способов использования товарного знака является его размещение в сети Интернет, в том числе в доменном имени (подп. 5 п. 2 ст. 1484 ГК РФ). Более того, после вступления России в ВТО действует презумпция приоритета товарного знака перед доменным именем.
Таким образом, при покупке доменного имени, если оно не совпадает с вашим товарным знаком, или вы его не регистрировали, следует проверить наименование домена на предмет нарушения интеллектуальных прав (зарегистрированных прав на товарный знак или знак обслуживания). Отметим, что хостинг-компании не обязаны проводить такую проверку перед регистрацией доменного имени. Существуют сервисы по проверке занятости доменов, но необходимо понимать, что свободное доменное имя не означает, что не используется товарный знак с наименованием, сходный с новым доменным именем.
При необходимости полностью исключить вероятность нарушения прав на товарный знак вы можете использовать поисковую систему Роспатента, которая позволяет проверить охраняемые на территории РФ товарные знаки.
Обращаем внимание, что товарные знаки регистрируются для определенных видов товаров в соответствии с Международной классификацией товаров и услуг для регистрации знаков. Таким образом, если товарный знак не используется для конкретного вида товаров, доменное имя с похожим или таким же наименованием может свободно использоваться.

 

Полная версия журнала «Оперативно и достоверно» доступна только Клиентам компании «ЭЛКОД» – сопровождаемым пользователям КонсультантПлюс, зарегистрированным в Личном кабине на нашем сайте или из программы ПРОЭЛКОД.