Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Постановление Правительства Москвы от 17.10.2012 N 564-ПП

(ред. от 22.11.2016)
«Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги "Выдача разрешения на право организации розничного рынка" в городе Москве»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Документальное оформление выездной налоговой проверки: экспертиза документов, касающихся оформления результатов выездной налоговой проверки20.08.2012

В одном из прошлых выпусков мы затрагивали тему документального оформления выездных налоговых проверок: тогда речь шла о правовой экспертизе изначального документа, с подписания которого и стартует проверка, – решения о проведении выездной налоговой проверки. В настоящей статье мы продолжим правовую экспертизу документов выездной налоговой проверки, и сегодня речь пойдет о документах, касающихся оформления ее результатов и предшествующих вынесению решения по результатам выездной налоговой проверки. В рамках данной статьи мы проведем правовую экспертизу справки о проведенной выездной налоговой проверке и акта выездной налоговой проверки.

Справка о проведенной выездной налоговой проверке

По окончании выездной налоговой проверки (точнее, в последний ее день) проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю (пункт 15 статьи 89 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ)). Справка составляется по форме, утвержденной приказом ФНС РФ от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@. Подписывает справку руководитель проверяющей группы. Составление справки о проведенной выездной налоговой проверке знаменует собой полное окончание налоговой проверки, в том числе завершение всех процедур, связанных с ней (это не касается дополнительных мероприятий налогового контроля, потребность в которых может возникнуть уже после окончания проверки).

Обратите внимание: до 01.01.2007 у налогового органа отсутствовала обязанность по составлению справки о проведенной налоговой проверке. И суды в ситуации непредоставления налогоплательщику указанной справки вставали на сторону налоговых инспекций (см., например, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2005, 20.12.2005 № 09АП-13770/05-АК по делу № А40-51436/05-76-469). Однако в действующей в настоящее время редакции статьи 89 НК РФ такая обязанность налоговых органов прямо прописана.

Давайте рассмотрим, какие же сведения должна содержать справка о проведенной налоговой проверке.

Главное, на что нужно обратить внимание при получении справки о проведенной налоговой проверке, – это соответствие предмета и периода налоговой проверки, указанных в справке, предмету и периоду налоговой проверки в решении о проведении выездной налоговой проверки. Так, если со стороны налогового инспектора допущено расширение предмета или периода налоговой проверки по сравнению с теми, что указаны в решении о проведении выездной налоговой проверки, то это является нарушением налогового законодательства и будет признано таковым судом.

Также обращайте внимание на дату составления справки, которая должна совпадать, как уже говорилось ранее, с датой окончания выездной налоговой проверки. Однако не забывайте про положения пункта 14 статьи 101 НК РФ, согласно которым нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. При этом согласно НК РФ к нарушениям существенных условий относятся:

1) лишение или ограничение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично или через своего представителя;

2) лишение или ограничение возможности налогоплательщика представить объяснения по материалам налоговой проверки;

3) иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем налогового органа неправомерного решения.

Таким образом, если нарушение со стороны налогового органа не повлекло за собой последствий, указанных выше (к этому относится, в частности, неверное указание даты составления справки о проведенной налоговой проверке), то данное нарушение не признается существенным, а следовательно, не является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

Справка о проведенной налоговой проверке вручается налогоплательщику или его представителю в день составления (т.е. в день окончания выездной налоговой проверки) под роспись. В случае если налогоплательщик уклоняется от получения справки о проведенной проверке, указанная справка направляется налогоплательщику заказным письмом по почте (пункт 15 статьи 89 НК РФ).

Акт выездной налоговой проверки

В соответствии с пунктом 1 статьи 100 НК РФ по результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки. Форма акта выездной налоговой проверки утверждена приказом ФНС РФ от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@, там же содержатся требования к его заполнению.

Акт является обязательным документом, составляемым в ходе проведения выездной налоговой проверки, и необходимым основанием для итогового решения по проверке.

В акте налоговой проверки согласно пункту 3 статьи 100 НК РФ указываются следующие данные:

– дата акта (должна соответствовать дате подписания акта проверяющими лицами);

– наименование проверяемого налогоплательщика;

– фамилии, имена, отчества уполномоченных лиц налогового органа, проводивших проверку, и их должности;

– дата и номер решения о проведении выездной налоговой проверки;

– перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе налоговой проверки;

– период, за который проведена проверка;

– предмет проверки (т.е. наименование налога, в отношении которого проводилась налоговая проверка);

– даты начала и окончания выездной налоговой проверки;

– адрес места нахождения налогоплательщика, где проводилась выездная налоговая проверка;

– сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки;

– документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых;

– выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на соответствующие статьи НК РФ.

Акт налоговой проверки подписывается проверяющими лицами и проверяемым налогоплательщиком. Если налогоплательщик или его представитель отказываются от подписи в акте, об этом делается соответствующая запись.

На возможные нарушения при составлении акта налоговой проверки налогоплательщик вправе представить в соответствующий налоговый орган в течение 15 дней со дня получения акта письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. Однако обжалованию сам акт не подлежит в связи с тем, что сам акт как таковой не нарушает права и свободы налогоплательщика (определение Конституционного Суда РФ от 27.05.2010 № 766-О-О). А вот если указанные нарушения из акта проверки перешли в итоговое решение по результатам налоговой проверки, то оно уже может быть обжаловано налогоплательщиком в общем порядке.

Больше всего вопросов, касающихся акта выездной налоговой проверки, возникает в связи с вручением данного акта проверяемому налогоплательщику.

Согласно пункту 5 статьи 100 НК РФ акт налоговой проверки в течение пяти дней со дня подписания должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку либо передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом. Под другими способами здесь следует понимать отправление акта по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Если по каким-либо причинам налогоплательщик, не имея умысла на уклонение от получения акта, не получил акт налоговой проверки, направленный ему по почте, последующее решение по результатам выездной налоговой проверки может быть отменено по решению суда. Однако судебная практика по данному вопросу весьма противоречива (см., например, постановление ФАС Московского округа от 17.11.2011 по делу № А40-19137/11-99-86; постановление ФАС Московского округа от 26.05.2011 № КА-А40/4663-11 по делу № А40-69659/10-76-341).

Обратите особое внимание на пункт 3.1 статьи 100 НК РФ, согласно которому к акту налоговой проверки должны прилагаться документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки. Таким образом, приложение к акту проверки документов, подтверждающих выявленное в ходе проверки правонарушение, является прямой обязанностью проверяющего налогового органа.

Проверяемое лицо имеет полное право на ознакомление не только с текстом акта проверки, но и с приложениями к нему, причем право на ознакомление с материалами проверки должно реализовываться путем вручения копий этих приложений вместе и одновременно с актом проверки. Аналогичных выводов придерживается и судебная практика: постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2011 № 17АП-8551/2011-АК по делу № А60-10172/2011; решение Арбитражного суда Свердловской области от 05.07.2011 по делу № А60-10172/2011.

Между тем часть судов придерживается противоположной точки зрения, см., например, Постановление ФАС Поволжского округа от 30.11.2011 по делу № А57-3033/2011.

В данном деле суд кассационной инстанции не усматривает существенных нарушений условия процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, так как, несмотря на то, что проверяемому налогоплательщику не были предоставлены документы, подтверждающие факт нарушения налогового законодательства, в акте налоговой проверки содержалось описание содержания этих документов, и налогоплательщик представил возражения по акту проверки. Таким образом, по мнению суда, не было нарушено существенное условие налоговой проверки, а именно: предоставление возможности лицу, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично или через своего представителя, а также представить объяснения по материалам налоговой проверки.

Однако подавляющая часть судебной практики трактует норму пункта 3.1 статьи 100 НК РФ исключительно в пользу налогоплательщика.

При этом не забудьте, что согласно указанному пункту НК РФ:

1) документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась проверка, к акту проверки не прилагаются;

2) документы, содержащие не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок.

Акт налоговой проверки, а также другие материалы налоговой проверки ложатся в основу для принятия проверяющим налоговым органом решения по результатам проведенной выездной налоговой проверки.

Желаем вам удачи!

 

Обсудить статью  в Facebook

Обсудить статью  в Vkontakte