Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Постановление Правительства Москвы от 29.11.2016 N 791-ПП

«Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости земель города Москвы по состоянию на 1 января 2016 г.»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Типовой устав общества с ограниченной ответственностью02.12.2015

 

 

 

 

 

С 29 декабря 2015 года вступают в силу изменения, внесенные в часть 1 Гражданского кодекса РФ, в Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и в Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», направленные на оптимизацию процедур регистрации юридических лиц и на введение возможности использования типовых уставов обществами с ограниченной ответственностью как основной организационно-правовой формы малого и среднего бизнеса. В сегодняшней статье мы попробуем разобраться,  какие преимущества дает данное новшество для организаций и насколько оно упрощает вопросы применения корпоративного права.

29 июня 2015 года был принят Федеральный закон № 209-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части введения возможности использования юридическими лицами типовых уставов» (далее – Закон № 209-ФЗ) в соответствии с которым учредителям (участникам) обществ с ограниченной ответственностью предоставляется возможность действовать на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом, путем принятия общим собранием участников (учредителей) со-ответствующего решения.

Разберем суть изменений подробнее.

В настоящее время, в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ), для государственной регистрации создаваемого юридического лица в налоговую инспекцию необходимо предоставить следующие документы:

  • подписанное заявление о государственной регистрации по форме № Р11001;
  • решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • учредительные документы юридического лица (в случае с обществом с ограниченной ответственностью – это устав организации);
  • квитанцию об уплате государственной пошлины;
  • выписку из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица (в случае если оно является учредителем создаваемой организации).

После вступления в силу изменений, внесенных Законом № 209-ФЗ, предоставление учредительных документов при государственной регистрации юридических лиц будет требоваться только тогда, когда юридическое лицо будет действовать не на основании типового устава, а на основании устава, утвержденного его учредителями (участниками). В случае, если юридическое лицо действует на основании типового устава, утвержденного в соответствии с федеральным законом, сведения об этом указываются в заявлении о государственной регистрации юридического лица при создании.
Для целей регистрации обществ с ограниченной ответственностью не потребуется представлять типовой устав в налоговую инспекцию ни в бумажной форме, ни в форме электронного документа, что будет способствовать сокращению затрат как для самих обществ с ограниченной ответственностью, так и для налоговых инспекций.
Рассмотрим, какие преимущества дает данное новшество для организаций и насколько оно упрощает вопросы применения корпоративного права.
Итак, во-первых, при использовании типовых уставов учредителям обществ с ограниченной ответственностью не потребуется квалифицированная юридическая помощь, которая потребовалась бы при составлении индивидуального устава, что позволит сократить расходы на начальном этапе создания бизнеса, а также избежать возможных ошибок в индивидуальном уставе и положений, не соответствующих законодательству.
Во-вторых, индивидуальные сведения о конкретном юридическом лице (такие, как наименование общества с ограниченной ответственностью, его место нахождения, размер уставного капитала) в типовом уставе, естественно, указываться не будут. Такие сведения будут содержаться только в Едином государственном реестре юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ). Таким образом, при использовании типового устава устраняется необходимость в случае изменения, например, наименования общества с ограниченной ответственностью или его юридического адреса, регистрировать соответствующие поправки, внесенные в устав, или же сам устав в новой редакции.
В-третьих, при введении типовых уставов государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется в срок не более чем три рабочих дня со дня представления необходимых документов (в настоящее время этот срок составляет не более чем пять рабочих дней). Это обстоятельство, конечно же, можно отнести к упрощению процедуры регистрации организации.

Разберем некоторые положения подробнее.

Итак, при использовании типовых уставов учредителям (участникам, руководящим органам) обществ с ограниченной ответственностью не потребуется квалифицированная юридическая помощь, которая потребовалась бы при составлении индивидуального устава. При этом данное преимущество актуально не только на этапе создания общества, но и в последующем функционировании организации, ведь порой в связи с изменениями законодательства требуется корректировка уставов,  а, соответственно, и регистрация указанных корректировок в налоговой инспекции, что создает лишние временные затраты, а значит, и расходы субъекта предпринимательской деятельности.
В случае с использованием типового устава весь процесс выглядит следующим образом.
При создании общества с ограниченной ответственностью в решении об учреждении такого общества учредители должны отразить, помимо прочего, результаты своего голосования и принятые ими решения по вопросам об учреждении общества, об определении фирменного наименования общества, места нахождения общества, размера уставного капитала общества, об утверждении устава общества либо о том, что общество действует на основании типового устава, утвержденного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (абзац 1 п. 2 ст. 11 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон № 14-ФЗ) в редакции Закона № 209-ФЗ). Такое решение должно быть принято учредителями общества единогласно.
Сам текст типового устава не нужно подавать в налоговую инспекцию при регистрации общества с ограниченной ответственностью. Достаточно указать в заявлении о государственной регистрации, что юридическое лицо действует на основании типового устава, утвержденного в соответствии с федеральным законом (подп. «в» ст. 12 Закона № 129-ФЗ в редакции Закона № 209-ФЗ). Аналогичные правила будут действовать и в случае реорганизации юридического лица.
Далее налоговой инспекцией осуществляется государственная регистрация юридического лица при его создании в срок не более чем три рабочих дня. Сведения о том, что юридическое лицо действует на основании типового устава, заносятся в ЕГРЮЛ.
Индивидуальные сведения о конкретном обществе с ограниченной ответственностью (наименование общества, его место нахождения, размер уставного капитала) не указываются в типовом уставе. Такие сведения содержатся только в ЕГРЮЛ. В соответствии с п. 2.1 ст. 12 Закона № 14-ФЗ в редакции Закона № 209-ФЗ типовой устав общества должен содержать:

  • сведения о составе и компетенции органов общества, в том числе о вопросах, составляющих исключительную компетенцию общего собрания участников общества, о порядке принятия органами общества решений,  в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов;
  • права и обязанности участников общества;
  • сведения о порядке и последствиях выхода участника общества из общества, если право на выход из общества предусмотрено уставом общества;
  • сведения о порядке перехода доли или  части доли в уставном капитале общества другому лицу;
  • сведения о порядке хранения документов общества и о порядке предоставления обществом информации участникам общества и другим лицам;
  • иные сведения в соответствии с федеральным законодательством.

При этом в типовом уставе общества не указываются:

  • полное и сокращенное фирменное наименование общества;
  • сведения о месте нахождения общества;
  • сведения о размере уставного капитала общества.

Данные индивидуальные сведения об обществе с ограниченной ответственностью заносятся налоговой инспекцией в ЕГРЮЛ на основании заявления о государственной регистрации организации.
В дальнейшем, в случае изменения указанных индивидуальных сведений о юридическом лице, для внесения данных изменений в ЕГРЮЛ общество с ограниченной ответственностью обязано сообщить об этом в налоговую инспекцию в общем порядке, предусмотренном ст. 9 Закона № 129-ФЗ. Так, например,  в случае если общество действует на основании типового устава, в течение месяца со дня принятия решения об увеличении уставного капитала общества за счет его имущества  общество сообщает в налоговую инспекцию об увеличении уставного капитала, а также об изменении номинальной стоимости долей участников общества.

Давайте рассмотрим, где же взять обществу  с ограниченной ответственностью типовой устав?

Типовой устав утверждается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Данный орган власти в течение трех рабочих дней со дня официального опубликования нормативного правового акта, которым утвержден типовой устав, обязан направить типовой устав в налоговый орган для размещения на официальном сайте налогового органа. Нормативный правовой акт об утверждении типового устава вступает в силу в срок, установленный этим нормативным правовым актом, но не ранее чем по истечении пятнадцати дней после дня его официального опубликования.
Далее налоговый орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем получения от уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти типового устава, размещает такой типовой устав на своем официальном сайте и обеспечивает открытость и общедоступность такого типового устава.
Все изменения в типовой устав вносятся уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти и вступают в силу в срок, установленный нормативным правовым актом, предусматривающим внесение таких изменений, но не ранее чем по истечении пятнадцати дней после дня официального опубликования указанного нормативного правового акта.
В заключение отметим следующее: в соответствии с п. 4 ст. 12 Закона № 14-ФЗ в редакции Закона № 209-ФЗ участники общества с ограниченной ответственностью, действующего на основании типового устава, вправе в любой момент принять решение о том, что общество в дальнейшем не будет действовать на основании типового устава, и утвердить индивидуальный устав организации в установленном порядке. Также и наоборот: участники общества с ограниченной ответственностью, действующего на основании индивидуального устава, утвержденного учредителями (участниками) общества, вправе в любой момент принять решение о том, что общество в дальнейшем будет действовать на основании типового устава. Сведения о том, что общество действует на основании типового устава, представляются в налоговую инспекцию в установленном порядке.

Желаем вам удачи!