Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Закон г. Москвы от 21.11.2007 N 45

(ред. от 23.11.2016)
«Кодекс города Москвы об административных правонарушениях»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Государственно-частное партнерство15.12.2015

 

 

 

 

 

 

В настоящее время львиная доля проектов государственно-частного партнерства реализуется на основании концессионных соглашений, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях». С 1 января 2016 года вступает в силу Федеральный закон № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о ГЧП)1, который предусматривает новые формы взаимодействия государства и бизнеса. В данном материале мы рассмотрим, как будет строиться взаимодействие между публичным и частным партнерами на основании указанного закона и какие возможности появятся у них.

Начнем с определения государственно-частного партнерства. ГЧП – это юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера с одной стороны и частного партнера с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о ГЧП в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров,  работ, услуг и повышения их качества (часть 1 ст. 3 Закона о ГЧП). 

 

В силу части 6 ст. 5 Закона о ГЧП частный партнер обязан исполнять обязательства по соглашению своими силами. Привлекать третьих лиц инвестор может только в том случае, если это прямо прописано в соглашении о ГЧП, при этом частный партнер несет ответственность за действия третьих лиц, как за свои собственные.
Однако даже если в соглашении не прописана возможность привлечения субподрядчиков, это возможно, но с письменного согласия публичного партнера. Данное согласие оформляется отдельным документом и является неотъемлемой частью соглашения о ГЧП. Кроме того, публичный партнер может определить в своем согласии перечень конкретных лиц, которые могут привлекаться для исполнения обязательств (часть 7 ст. 5 Закона о ГЧП).
Помимо частного и публичного партнера к ГЧП может привлекаться финансирующее лицо. Финансирующее лицо – это юридическое лицо либо действующее без образования юридического лица по договору о совместной деятельности объединение двух и более юридических лиц, предоставляющее заемные средства частному партнеру для реализации соглашения на условиях возвратности, платности, срочности.

Закон позволяет заключать между публичным партнером, частным партнером и финансирующим лицом прямое соглашение, которое регулирует порядок и условия их взаимодействия в течение срока реализации соглашения о ГЧП, а также при его изменении и прекращении.

Схематично это взаимодействие можно представить следующим образом:

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения инвестором обязательств как перед публичным партнером, так и перед финансирующим лицом, закон позволяет произвести его замену. Замена частного партнера осуществляется путем проведения публичным партнером конкурса, а в случае, предусмотренном частью 14 ст. 13 Закона о ГЧП, – и без конкурса.

Порядок заключения соглашения о ГЧП

Заключению соглашения о ГЧП предшествует продолжительный этап разработки предложения о реализации проекта ГЧП и принятия данного предложения.

Предложение о реализации проекта может исходить как от публичного, так и от частного партнера и должно содержать:

  1. описание проекта и обоснование его актуальности;
  2. цели и задачи реализации проекта;
  3. сведения о публичном партнере;
  4. проект соглашения, включающий в себя существенные условия, предусмотренные статьей 12 Закона о ГЧП, и иные условия;
  5. срок реализации проекта или порядок определения такого срока;
  6. оценку возможности получения сторонами соглашения дохода от реализации проекта;
  7. прогнозируемый объем финансирования проекта, в том числе прогнозируемый объем финансирования проекта за счет средств бюджета и объем частного финансирования, в том числе необходимый объем собственных средств частного партнера и (или) необходимый объем заемного финансирования, а также планируемый срок погашения кредитов и займов, если предусматривается заемное финансирование;
  8. описание рисков (при их наличии), связанных с реализацией проекта;
  9. сведения об эффективности проекта и обоснование его сравнительного преимущества;
  10. иные определенные Правительством Российской Федерации сведения.

Конкурс на заключение соглашения о ГЧП включает в себя восемь последовательных этапов и по решению публичного партнера может проводиться как с предварительным отбором участников конкурса, так и без предварительного отбора.

Конкурс является открытым, за исключением случаев, когда конкурсная документация содержит сведения, составляющие государственную тайну, и иных предусмотренных законодательством случаев. При этом закрытый конкурс всегда проводится без предварительного отбора участников.

Предложения участников оцениваются на основании следующих критериев:

  1. технических критериев, максимальный весовой коэффициент которых 0,5;
  2. финансово-экономических критериев – до 0,8;
  3. юридических критериев (срок действия соглашения, риски, принимаемые на себя публичным партнером и частным партнером, в том числе обязательства, принимаемые на себя частным партнером в случаях недополучения запланированных доходов от эксплуатации и (или) технического обслуживания объекта соглашения, возникновения дополнительных расходов при создании объекта соглашения, его эксплуатации и (или)  его техническом обслуживании) – до 0,5.

Кроме того, обязательным критерием конкурсной документации является объем частного финансирования, подлежащего привлечению для исполнения соглашения. В случае если соглашением предусматривается частичное финансирование проекта публичным партнером, в критерии конкурса также включается максимально прогнозируемый объем этого финансового обеспечения.
Победителем конкурса признается участник, предложивший наилучшие условия. Если же два и более конкурсных предложения содержат равные наилучшие условия, победителем признается участник, раньше других представивший в конкурсную комиссию свое предложение.

С победителем конкурса проводятся переговоры для определения окончательной редакции соглашения о ГЧП. Срок и порядок проведения переговоров устанавливаются конкурсной документацией.
После согласования всех условий заключается соглашение о ГЧП (его существенные условия перечислены в ст. 12 Закона о ГЧП).
Стоит отметить, что в силу ст. 33 Закона о ГЧП земельный участок (лесной участок, водный объект или часть водного объекта, участок недр), расположенный под объектом соглашения о ГЧП и необходимый для реализации  соглашения, предоставляется публичным партнером инвестору в аренду без проведения торгов.

Какие преимущества и возможности предоставляет Закон о ГЧП?

В заключение хотелось бы отметить, что в целях развития ГЧП в нашей стране Ассоциацией «Центр развития ГЧП» и Министерством экономического развития Российской Федерации создана Единая информационная система ГЧП в РФ – http://pppi.ru/.