Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Постановление Правительства Москвы от 17.10.2012 N 564-ПП

(ред. от 22.11.2016)
«Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги "Выдача разрешения на право организации розничного рынка" в городе Москве»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Возможности защиты коммерческой тайны при проведении проверок органами власти04.09.2012

Сохранение баланса публично-правовых и частных интересов всегда было и остается сложной правовой задачей. В частности, это актуально для отношений в сфере защиты конфиденциальной коммерческой информации при осуществлении органами власти своих контролирующих функций. Кроме этого, коллизионные формулировки законодательства порождают проблемы самого понимания коммерческой тайны как правового института. Что включает в себя это понятие и как должно строиться взаимодействие хозяйствующих субъектов с должностными лицами различных властных структур при передаче последним конфиденциальной информации? Поговорим об этом в настоящей статье. 

Правоотношения, связанные с коммерческой тайной, регулируются, прежде всего, Федеральным законом от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (далее – Закон № 98-ФЗ). Сразу определимся с понятиями: коммерческая тайна – это специальный правовой режим, а не информация как таковая. Законом № 98-ФЗ регулируются вопросы, исключительно связанные с порядком установления этого правового режима, однако часто эту дефиницию путают с секретом производства (ноу-хау). Секрет производства – это и есть информация, объект исключительного права, использование которой предполагает получение определенного производственного результата.

В действующей на данный момент редакции Закона № 98-ФЗ в ст. 1 применение режима коммерческой тайны ошибочно связывается именно с информацией, составляющей секрет производства. Однако это ограничивает рамки действия данного режима и не соответствует практике его применения. Фактически такой режим распространяется на сведения и документы, которые имеют коммерческую ценность, но носят лишь информационный характер, не обязательно могут дать производственный результат в какой-то деятельности, учитывая, что секрет производства – это еще и, как правило, совокупность ценных сведений, а не отдельные проекты и документы.

Во взаимодействии с органами власти понимание того, что может включать в себя информация, составляющая коммерческую тайну, очень важно. Отождествляя ее с секретом производства, можно сделать неверный вывод о том, что в соответствии со ст. 6 Закона № 98-ФЗ органы власти вправе истребовать весь объем документов, касающихся уникального производственного процесса отдельной организации, тогда как для проведения проверки требуются лишь некоторые из таких документов.

На данный момент в первом чтении принят проект Федерального закона № 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который выводит понятие секрета производства из формулировок норм Закона № 98-ФЗ, исключая тем самым существующие понятийные коллизии.

 

С чего начинается тайна

 

Защита коммерческой тайны начинается с установления соответствующего правового режима для сведений, которые имеют потенциальную коммерческую ценность, и принятия определенных мер, описанных Законом № 98-ФЗ. В частности, принимается перечень информации, составляющей коммерческую тайну. Для установления режима коммерческой тайны необходимо также определить порядок обращения с этой информацией и способы контроля за соблюдением такого порядка, организовать учет лиц, получивших к ней доступ, нанести на соответствующие документы гриф «Коммерческая тайна». Отказы судов в удовлетворении требований истцов по искам о разглашении коммерческой тайны зачастую связаны именно с несоблюдением требований о надлежащем оформлении ее защиты (см. постановление ФАС Поволжского округа от 10.07.2012 по делу № А57-11021/2011). Только после установления соответствующего правового режима обладатель информации вправе требовать исполнения обязательств по ее неразглашению лицами, которые получили к ней доступ.

Статьей 6 Закона № 98-ФЗ установлена обязанность правообладателя предоставлять информацию, составляющую коммерческую тайну, органу власти по его мотивированному требованию. Таким образом, режим коммерческой тайны не обеспечивает ее неприкосновенности для органов власти. Но в данном случае контролирующие функции государства, вступая во взаимосвязь с частными интересами, должны быть реализованы с учетом специальных процедур по истребованию, использованию и хранению конфиденциальной информации, установленных законодательством.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона № 98-ФЗ мотивированное требование должно быть подписано уполномоченным должностным лицом, содержать указание цели и правового основания затребования информации, составляющей коммерческую тайну, срок предоставления этой информации. В мотивированном требовании не допускаются общие формулировки: «в связи с необходимостью рассмотрения дела...», «необходимые антимонопольному органу для осуществления своих полномочий...» (см. постановление ФАС Поволжского округа от 19.05.2010 по делу № А12-22719/2009).

Перечень органов, которые имеют право на истребование конфиденциальной информации, не определен, но очевидно, что такое право должно быть закреплено нормами, определяющими пределы полномочий соответствующих органов. Так, Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в ст. 25 прямо предусматривает обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей предоставлять по запросу антимонопольного органа информацию, в том числе ту, которая составляет коммерческую тайну. При проведении налоговых проверок налоговые органы руководствуются ст. 31 Налогового кодекса РФ от 31.07.1998 № 146-ФЗ (далее – НК РФ), которая содержит обобщенную формулировку: налоговые органы вправе истребовать документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов, и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов. То есть им предоставлено право истребовать любые документы, если они связаны с исчислением и уплатой налогов. Причем специфика налоговых правоотношений такова, что сведения, составляющие коммерческую тайну, с момента передачи их налоговым органам приобретают уже статус сведений, составляющих налоговую тайну. Режим коммерческой тайны и налоговая тайна не взаимоисключают друг друга, применяются в системной взаимосвязи с положениями Закона № 98-ФЗ, ст. 102 НК РФ, в частности, части 2, согласно которой к разглашению налоговой тайны относится использование или передача другому лицу информации, составляющей коммерческую тайну (секрет производства).

Одновременно для налоговых органов установлен прямой запрет истребования документов и сведений, составляющих коммерческую тайну, в рамках проверок организаций, связанных с исчислением и уплатой обязательных платежей, не являющихся налогами или сборами (ч. 1 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации»).

 

По секрету – всему свету

 

При проведении проверок в руки должностных лиц могут попасть документы, касающиеся партнеров или контрагентов организации. В данном случае сложно контролировать объемы и условия предоставления информации, и это влечет высокие риски ее разглашения. В соответствии с ч. 4 ст. 10 Закона № 98-ФЗ наряду с общими мерами по охране конфиденциальной информации правообладатель вправе применять другие, не противоречащие законодательству Российской Федерации, меры ее защиты. При необходимости обладателю секретной информации целесообразно заключать с партнерами и контрагентами гражданско-правовые договоры о неразглашении с детальным порядком действий при обращении контролирующих органов за такой информацией, а также с указанием регламента хранения этой информации и мер ответственности в случае нарушения условий договора.

Еще один возможный источник утечки информации – понятые, переводчик и специалисты, имеющие к ней доступ при определенных условиях проверки. В данном случае руководитель компании вправе требовать от должностных лиц, которые проводят проверку, обеспечить условия недопущения к информации, составляющей коммерческую тайну, указанных лиц или, если это невозможно, обеспечить принятие данными участниками проверки обязательства сохранения конфиденциальных сведений (ч. 1 ст. 13 Закона № 98-ФЗ), оформленного, например, распиской, где будет указана информация, которая стала известна участнику проверки, обязанность ее неразглашения и ответственность за нарушение данной обязанности.

Во избежание недоразумений необходимо проводить разъяснительную работу с персоналом компании. Иногда под видом проверки предпринимаются попытки промышленного шпионажа, и работники организации должны четко знать, что право на предоставление какой-либо информации, в том числе проверяющим органам, имеет только руководитель организации или специально уполномоченные им лица.

 

О силе общения

 

Органы власти, имея право запрашивать и получать информацию, составляющую коммерческую тайну, обязуются при этом обеспечивать охрану конфиденциальности информации. Закон № 98-ФЗ не конкретизирует, какие именно меры по охране должны быть предприняты органом власти в целях защиты информации. Это должны быть как минимум те же меры, которые предпринимались для ее обеспечения в организации или индивидуальным предпринимателем.

Более детальный порядок обращения с конфиденциальной информацией установлен для налоговых органов. Согласно ч. 3 ст. 102 НК РФ поступившие в налоговые органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа. Данной нормой также предусмотрена необходимость принятия акта, утверждающего перечень должностных лиц, которые имеют право на такой доступ. Соответствующий перечень определен приказом МВД РФ от 11.01.2012 № 17 «Об утверждении Перечня должностных лиц системы МВД России, пользующихся правом доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну».

Это очень важно. При истребовании документов руководитель организации или юрист компании должен проверить полномочия лиц, участвующих в проверке или направляющих запрос. Если истребуются сведения, составляющие коммерческую тайну, очевидно, что они могут быть предоставлены только лицу, имеющему соответствующую квалификацию для работы с такой информацией.

Проверить также следует соответствие истребуемых документов целям проверки. Зачастую в организацию направляются шаблонные перечни, содержащие документы, которые даже не ведутся компанией. В этом случае целесообразно связаться с руководителем соответствующего органа, направившего запрос, и уточнить, какие именно документы действительно необходимо предоставить в рамках конкретной проверки.

Подводя черту, можно сделать вывод, что законодательством, с одной стороны, четко установлены требования к процедуре истребования информации, составляющей коммерческую тайну, которой должны строго следовать проверяющие органы. Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 6 Закона № 98-ФЗ обладатель информации вправе отказать в предоставлении информации, в том числе в случае, если посчитает ее истребование незаконным в рамках соответствующей проверки. С другой стороны, анализ норм законодательства и судебной практики показал, что в случае каких-либо технических препятствий для предоставления информации – отсутствия запрашиваемых документов (в том числе, когда необоснованно запрашиваются лишние документы), нехватки времени для сбора документов (даже если несоответствующий срок был установлен по ошибке органа) – проверяемое лицо должно взаимодействовать с уполномоченными должностными лицами, уточняя их требования с помощью доступных средств связи.

 

Обсудить статью  в Facebook

Обсудить статью  в Vkontakte