Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Постановление Правительства Москвы от 17.10.2012 N 564-ПП

(ред. от 22.11.2016)
«Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги "Выдача разрешения на право организации розничного рынка" в городе Москве»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Госзакупки: новые требования и возможности24.02.2016

 

 

 

 

 

 

 

С 1 января 2016 года вступили в силу положения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), касающиеся планирования и нормирования закупок, о которых частично мы уже рассказывали (см. «Оперативно и достоверно» №1 (308) от 18.01.16 и «Оперативно и достоверно» №2 (309) от 01.02.16). 
В этом материале мы подробнее остановимся на обосновании закупок, нормировании и некоторых других важных новшествах госзаказа.

ПЛАНИРОВАНИЕ ПО НОВЫМ ПРАВИЛАМ

Статьей 17 Закона № 44-ФЗ установлено, что планирование госзакупок происходит исходя из определенных целей их осуществления путем формирования, утверждения и ведения планов закупок и планов-графиков.
В силу части 2 указанной статьи в план включаются идентификационный код закупки, цель закупки, наименование объекта закупки, объем финансового обеспечения для осуществления закупки, сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок, обоснование закупки и т.д. Остановимся подробнее на идентификационном коде и обосновании закупки.
В соответствии со ст. 23 Закона № 44-ФЗ идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах.
Идентификационный код необходим для обеспечения взаимосвязи указанных документов. Он формируется с использованием кода бюджетной классификации, определенного в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, кодов общероссийских классификаторов, каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Правила формирования идентификационного кода, его состав и структура установлены приказом Минэкономразвития России от 29.06.2015 № 422.
Код представляет собой 36-значный набор цифр, формируемый заказчиком. При этом в случае формирования нескольких лотов закупки идентификационный код присваивается каждому лоту, за рядом исключений (например, при осуществлении закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 тысяч рублей).

ВАЖНО!
После указания в идентификационном коде закупки информации о порядковом номере записи о данной закупке в плане-графике код должен оставаться неизменным вплоть до завершения периода хранения информации и документов о закупке (п. 8 приказа № 422).

Обоснование закупки осуществляется заказчиком при формировании плана закупок и плана-графика и заключается в установлении соответствия планируемой закупки целям ее осуществления, а также законодательству Российской Федерации и иным нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере закупок.
Так, при формировании плана закупок обоснованию подлежат объект или объекты закупки, а при составлении плана-графика необходимо обосновывать:

– начальную (максимальную) цену контракта, цену контракта;

– способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Правила обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и формы обоснования утверждены постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 555.
В силу п. 5 указанного постановления при осуществлении закупок лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, обоснование осуществляется в соответствии с этим решением. В случае размещения госзаказа на сумму свыше 100 тысяч рублей необходимо обосновывать его годовой объем (п. 6 постановления № 555).
Оценка обоснованности осуществления закупок проверяется в ходе мониторинга закупок, аудита и контроля в сфере закупок. По результатам аудита конкретная закупка может быть признана необоснованной. Если это происходит, то контрольные органы выдают предписание об устранении выявленных нарушений законодательства и привлекают к административной ответственности виновных лиц.

НОРМИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ГОСЗАКУПОК

Под нормированием в сфере закупок понимается установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов, включая территориальные органы и подведомственные казенные учреждения (часть 1 ст. 19 ФЗ № 44-ФЗ).
Как указано в части 2 ст. 19 Закона № 44-ФЗ, под требованиями к закупаемым товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе к качеству) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг с избыточными потребительскими свойствами или являющимися предметами роскоши.
Соответствующие требования устанавливаются и размещаются в единой информационной системе госзакупок непосредственно заказчиками, однако для правильного их составления необходимо учитывать положения законодательства в сфере нормирования.
Так, Правительством РФ в постановлениях № 926, № 476, № 1047 определены общие правила и требования к закупаемым товарам, работам и услугам, к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании и к определению нормативных затрат на обеспечение функций госорганов, органов управления внебюджетными фондами и муниципальных органов.
Кроме того, Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов и местными администрациями устанавливаются порядки определения требований к закупаемым товарам, работам и услугам заказчиками (так, например, на федеральном уровне такой порядок установлен в постановлении Правительства РФ от 02.09.2015 № 927, а в Москве – в постановлении Правительства Москвы от 25.12.2015 № 954-ПП).

НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РАЗРАБОТЧИКОВ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И МАЛОГО БИЗНЕСА

С 1 января 2016 года в целях поддержки российских правообладателей действует запрет на допуск иностранного программного обеспечения, а также исключительных прав и прав использования такого программного обеспечения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
С одной стороны, данный запрет, конечно, способствует продвижению отечественного ПО, однако возникает вопрос: а если отечественные разработчики еще не создали нужной программы? Что делать в этом случае?
Предвидя возникновение такой ситуации, законодатель установил исключения, при наличии которых запрет на допуск иностранного программного обеспечения не применяется.
ВО-ПЕРВЫХ, все российские программы должны быть включены в единый реестр отечественного программного обеспечения, и, соответственно, если в реестре отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, то можно заказывать иностранное ПО.

ВО-ВТОРЫХ, запрет не распространяется на ПО, которое по своим функциональным,  техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.

В-ТРЕТЬИХ, не обязаны закупать российское ПО дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, торговые представительства РФ при международных организациях для обеспечения своей деятельности на территории иностранного государства.

И В-ЧЕТВЕРТЫХ, запрет не распространяется на осуществление закупок программного обеспечения и (или) прав на него, сведения о котором или о закупке которого составляют государственную тайну (пп. 2–4 постановления Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236).
Заказчики, которые хотят воспользоваться исключениями из установленного запрета, одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки должны размещать и обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск иностранного ПО.

Обоснование должно содержать указание на:

а) обстоятельство, в связи с которым закупка российского ПО невозможна;

б) класс программного обеспечения, которому должно соответствовать программное обеспечение, являющееся объектом закупки;

в) требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам ПО, являющегося объектом закупки, установленные заказчиком, с указанием класса, которому должно соответствовать программное обеспечение;

г) характеристики (в том числе их параметры), по которым программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям к ПО, являющемуся объектом закупки, по каждому программному обеспечению (с указанием названия программного обеспечения).

С 1 января 2016 года, помимо запрета на допуск иностранного ПО, действуют общий запрет и ограничения на осуществление закупок товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами (часть 3 ст. 14 Закона № 44-ФЗ). Здесь тоже установлены исключения, и так же, как и в случае с ПО, чтобы ими воспользоваться, необходимо размещать в единой информационной системе в сфере закупок обоснование невозможности соблюсти указанные запреты (ограничения).
Что касается поддержки малого и среднего предпринимательства, то с этого года заказчики, осуществляющие закупки в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», годовой доход которых составляет более 2 млрд рублей (а не более 10 млрд, как было ранее), обязаны осуществлять закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Годовой объем закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства устанавливается в размере не менее чем 18% совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок. При этом совокупный годовой стоимостной объем договоров, заключенных заказчиками с субъектами малого и среднего предпринимательства по результатам торгов и иных способов закупки, участниками которых являются только субъекты малого и среднего бизнеса, должен составлять не менее 10% совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок.
В целях контроля за соблюдением требований об осуществлении закупок у малого и среднего бизнеса заказчики обязаны составлять и размещать в единой информационной системе годовой отчет не позднее 1 февраля года, следующего за прошедшим календарным годом (подп. «б» п. 34 постановления Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352).
Требования к содержанию годового отчета утверждены указанным постановлением Правительства РФ № 1352.

ПОСТАВЩИКАМ НА ЗАМЕТКУ:

с 1 января 2016 года введена форма декларации о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства.

НОВШЕСТВА, КАСАЮЩИЕСЯ ЗАКУПОК ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ПРОДУКЦИИ

С 1 января 2016 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 25.12.2015 № 1442 (за исключением отдельных положений, вступивших в силу со дня официального опубликования постановления) «О закупках инновационной продукции, высокотехнологичной продукции отдельными видами юридических лиц и внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации».
Предусмотрено, что годовой объем закупки инновационной и высокотехнологичной продукции, который заказчики обязаны осуществить, определяется как увеличенный на 10% совокупный годовой стоимостной объем договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки инновационной и высокотехнологичной продукции за год, предшествующий отчетному, и составляет не более 10% совокупного годового стоимостного объема всех договоров, заключенных заказчиком за отчетный календарный год (при осуществлении закупок  у малого и среднего предпринимательства процент, применяемый для расчета, уменьшен с 10 до 5%). При этом заказчики вправе осуществлять закупки инновационной и высокотехнологичной продукции и в большом объеме.