Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Постановление Правительства Москвы от 17.10.2012 N 564-ПП

(ред. от 22.11.2016)
«Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги "Выдача разрешения на право организации розничного рынка" в городе Москве»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Изменения в законодательстве о государственной регистрации юридических лиц: риски и возможности02.03.2016

 

 

 

 

 

 

 

В конце 2015 – начале 2016 годов законодательство о государственной регистрации юридических лиц претерпело ряд существенных изменений. Изменения (в частности, в Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей») вносились различными законодательными актами.
В рамках данной статьи мы попробуем систематизировать и  описать некоторые из внесенных изменений и коснемся тех возможностей и рисков, которые они в себе таят.

Любые изменения гражданского законодательства всегда несут в себе определенные риски и возможности для участников хозяйственного оборота. Изменения законодательства о государственной регистрации юридических лиц, произошедшие в последнее время, – не исключение. Рассмотрим вначале те новые возможности, которыми могут воспользоваться организации в связи со вступлением в силу изменений.
В начале скажем несколько слов об изменениях Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о государственной регистрации), внесенных Федеральным законом от 29.06.2015 № 209-ФЗ (далее – Закон № 209-ФЗ) и вступивших в силу с 29 декабря 2015 года. 
В соответствии с указанными изменениями у юридических лиц теперь появилась возможность действовать на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом, путем принятия общим собранием участников (учредителей) такого юридического лица соответствующего решения.
Для целей регистрации организации не потребуется представлять типовой устав в налоговую инспекцию ни в бумажной форме, ни в форме электронного документа, что будет способствовать сокращению затрат и сроков государственной регистрации (при введении типовых уставов государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется в срок не более чем три рабочих дня со дня представления необходимых документов).
Более подробно о применении типовых уставов вы можете узнать из статьи «Типовой устав общества с ограниченной ответственностью», опубликованной в «Оперативно и достоверно» № 22 (306) от 30 ноября 2015 года.
Далее рассмотрим изменения в Законе о государственной регистрации, внесенные Федеральным законом от 30.03.2015 № 67-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 67-ФЗ) и вступившие в силу с 1 января 2016 года.
В первую очередь хотелось бы обратить ваше внимание на появившуюся возможность: теперь нотариус по просьбе заявителя может представить документы на государственную регистрацию юридического лица в налоговую инспекцию. За совершение данных действий взимается нотариальный тариф в размере 1 000 рублей. Расскажем о данном нововведении подробнее.
В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 9 Закона о государственной регистрации (в редакции Закона № 67-ФЗ) представление документов в налоговую инспекцию (регистрирующий орган) может быть осуществлено по просьбе заявителя нотариусом, засвидетельствовавшим подлинность подписи на заявлении, уведомлении или сообщении о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя. Указанные документы направляются в налоговую инспекцию нотариусом в форме электронных документов, подписанных электронной подписью нотариуса, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в установленном порядке.
Соответствующие изменения были внесены ст. 1 Закона № 67-ФЗ и в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утвержденные ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1), где, в частности, установлено, что за представление документов на государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается нотариальный тариф в размере 1 000 рублей. Помимо этого, ст. 86.3 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, введенная Законом № 67-ФЗ, определяет, что нотариус, совершивший указанное нотариальное действие, получает документы, выданные налоговым органом, в форме электронных документов и выдает их лицу, обратившемуся за совершением соответствующего нотариального действия, по его просьбе в форме электронных документов или в форме документов на бумажных носителях на основании удостоверения равнозначности документов на бумажных носителях электронным документам. Таким образом, нотариус в любом случае обязан выдать документы о государственной регистрации в бумажном виде, если заявитель попросит об этом.
В целом Закон № 67-ФЗ направлен на создание процедурных препятствий для использования недостоверных сведений и подставных лиц при государственной регистрации. В связи с этим он несет в себе не только ряд возможностей, но и определенные риски. Поговорим о некоторых из этих рисков.
Закон № 67-ФЗ вводит нормы, касающиеся проверки достоверности данных, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ). Рассмотрим это новшество подробнее.
В соответствии с п. 4.1 ст. 9 Закона о государственной регистрации налоговый орган не проверяет на предмет соответствия законодательству форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Закон № 67-ФЗ вводит в ст. 9 Закона о государственной регистрации п. 4.2, в соответствии с которым как раз и устанавливаются те исключения из общего правила, о котором сказано выше, когда налоговая инспекция все же проводит проверку представленных для регистрации данных. А именно: проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, проводится налоговым органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности (в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в ЕГРЮЛ).
Закон № 67-ФЗ устанавливает следующие способы указанной выше проверки:

– изучение документов и сведений, имеющихся у налогового органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;

– получение необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;

– получение справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;

– проведение осмотра объектов недвижимости;

– привлечение специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.

В соответствии с п. 4.4 ст. 9 Закона о государственной регистрации (в редакции Закона № 67-ФЗ) государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ.
Такая ситуация может возникнуть тогда, когда у налоговой инспекции имеются основания для проведения проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ:

– в связи с реорганизацией юридического лица;

– в связи с ликвидацией юридического лица;

– в связи с внесением изменений в учредительные документы юридического лица;

– в связи с внесением изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ.

В этом случае налоговая инспекция вправе приостановить государственную регистрацию до дня окончания проведения проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, но не более чем на один месяц. При этом решение о приостановлении государственной регистрации принимается в пределах срока, предусмотренного для такой государственной регистрации. Течение указанного срока прерывается.
В решении о приостановлении государственной регистрации должны быть указаны основания, по которым она приостановлена, и срок (не менее пяти дней), в течение которого заявитель может представить документы и пояснения, опровергающие предположение о недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ.
В соответствии с п. 6 ст. 11 Закона о государственной регистрации (в редакции Закона № 67-ФЗ), если недостоверными оказались сведения, касающиеся адреса, учредителей юридического лица и лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, налоговый орган направляет такому юридическому лицу уведомление о необходимости представления достоверных сведений. В течение тридцати дней с момента направления данного уведомления юридическое лицо обязано сообщить соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых налоговым органом направлено уведомление о недостоверности.
В случае невыполнения юридическим лицом вышеописанной обязанности налоговый орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в нем сведений о юридическом лице.
Помимо вышесказанного расширяется перечень оснований для отказа в государственной регистрации для определенных категорий лиц, задействованных ранее в деятельности юридических лиц, нарушивших законодательство. Прокомментируем данное изменение.

Ограничения на три года для внесения в ЕГРЮЛ сведений о лице как о постоянно действующем исполнительном органе или участнике (учредителе) юридического лица будут применяться в случае наличия у данного лица подобного статуса в отношении юридического лица:

– исключенного из реестра как недействующее юридическое лицо с задолженностью перед бюджетом;

– по которому в ЕГРЮЛ содержится запись о недостоверности;

– по которому не исполнено решение суда о принудительной ликвидации.

Введено также основание для отказа в государственной регистрации общего характера, а именно: несоблюдение установленного законодательством порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, установленных Законом о государственной регистрации в качестве обязательных (также по данному вопросу см. письмо ФНС России от 27.03.2015 № СА-4-14/5039@).
Продолжим рассматривать риски, связанные с изменениями Закона о государственной регистрации, вступившими в силу с нового года. С 1 января 2016 года усложняется порядок смены адреса юридического лица.
ЕГРЮЛ, помимо прочего, теперь должен содержать сведения о том, что юридическим лицом принято решение об изменении своего места нахождения (естественно, если такое решение принято). Пункт 6 ст. 17 Закона о государственной регистрации (в редакции Закона № 67-ФЗ и Закона № 209-ФЗ) устанавливает процедуру внесения в ЕГРЮЛ указанных сведений. Рассмотрим данную процедуру.
После принятия решения об изменении места нахождения юридического лица в течение трех рабочих дней требуется уведомить об этом налоговую инспекцию. Для этого в налоговую подается соответствующее заявление с приложением самого решения об изменении места нахождения. Далее, не ранее чем по истечении 20 дней с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении своего адреса, при котором изменяется место нахождения юридического лица, подаются заявление о внесении в ЕГРЮЛ сведений об изменении адреса юридического лица и соответствующие документы.

ОБРАТИТЕ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ: к заявлению о внесении в ЕГРЮЛ сведений об изменении адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица, должны быть приложены также документы, подтверждающие наличие у юридического лица или лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо участника ООО, владеющего не менее чем 50% голосов от общего количества голосов участников данного общества, права пользования в отношении объекта недвижимости или его части, расположенных по новому адресу юридического лица.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона о государственной регистрации (в редакции Закона № 67-ФЗ) государственная регистрация изменения места нахождения юридического лица осуществляется налоговой инспекцией по новому месту нахождения юридического лица.
В рамках данной статьи нами не рассмотрены изменения законодательства о государственной регистрации юридических лиц, касающиеся сделок с долями обществ с ограниченной ответственностью. Данные вопросы будут освещены в одном из следующих выпусков журнала.

Желаем вам удачи!