Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Закон г. Москвы от 23.11.2016 N 40

«О внесении изменений в статью 4.1 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Самоуправление в Московской области: предварительные итоги14.09.2011

Олег Борисович Иванов

— Олег Борисович, 8 лет назад был принят Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», вызвавший огромный резонанс. Сейчас уже можно оценить практические итоги реализации этого закона?

— Да, уже можно говорить об итогах. Принятие этого закона заложило правовые основы для реформы местного самоуправления. Восемь лет решались такие задачи, как закрепление границ, создание органов местного самоуправления, разграничение имущества между муниципальными районами и поселениями, первичное разграничение полномочий. Можно сказать, что главным итогом реализации Закона № 131-ФЗ стало создание полноценно функционирующего поселенческого уровня, хотя это привело к значительному росту числа муниципальных образований. В Московской области после реформы количество муниципальных образований увеличилось с 79 до 378, и в последнее время у нас появилось еще три муниципальных образования.

— С момента выхода Закона № 131-ФЗ к нему было принято несколько десятков изменяющих и дополняющих нормативных актов. Это означает, что на сегодняшний день реформа местного самоуправления продолжает идти полным ходом?

— Достаточно посмотреть, сколько раз вносились поправки в Закон № 131-ФЗ, чтобы понять, насколько неоднозначно он был воспринят. Поэтому и появилась необходимость его существенного изменения. Когда этот закон только создавался, за основу взята была германская модель организации местного самоуправления. Но что русскому хорошо, то немцу смерть — и наоборот. В Германии местное самоуправление складывалось веками, вспомните так называемые свободные города, у них местное самоуправление существует чуть ли не тысячу лет. У нас же нет таких традиций. Сейчас, похоже, у государства меняется взгляд на концепцию местного самоуправления. По крайней мере сейчас власть стала понимать, что искусственное перенесение западного опыта на российскую почву невозможно. Идет работа по сглаживанию ситуации, по изменению этого закона исходя из наших, российских особенностей. Ведь все поселения разные. Вот есть городское поселение Мытищи. Это девять десятых по численности населения Мытищинского района. И есть сельское поселение, например, в Истринском районе. По численности Мытищи — примерно 170 000 человек, а в сельском поселении — 1 000 с небольшим. Понятно, что они существенно отличаются друг от друга по финансовым, кадровым, имущественным, психологическим возможностям. А вопросы местного значения и те и другие решают одинаковые. Я бы ранжировал поселения на несколько типов в зависимости от финансово-экономических возможностей. Но закон этого не предусматривает, поэтому приходится передавать полномочия с уровня поселений обратно на уровень муниципальных районов. И это в принципе нормально, потому что исторически так сложилось, что район — это действительно центр, следовательно, именно район и должен развиваться в первую очередь, он должен привлекать инвестиции, бизнес. Поэтому район остался и, надеюсь, останется в дальнейшем сильным политическим центром, вокруг которого должны группироваться отдельные городские и сельские поселения.

— Люди на местах успевают отслеживать все изменения в законодательстве о местном самоуправлении?

— Полагаю, что основой для своевременного мониторинга изменений законодательства является использование органами местного самоуправления справочных правовых систем. Установкой и сопровождением системы КонсультантПлюс, насколько я знаю, довольно успешно занимается ваша компания, во всяком случае, мне еще не доводилось слышать нареканий в адрес ООО «ЭЛКОД» и обслуживаемых им систем КонсультантПлюс.
Другое дело, что муниципалы не всегда успевают привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с постоянно изменяющимся законодательством.

— Одна из основных целей принятия этого Закона № 131-ФЗ — приближение власти к населению за счет создания сельских и городских поселений. Как вы думаете, насколько удалось решить эту задачу?

— Да, власть приближена к населению, но это привело к значительному увеличению аппарата муниципальных служащих. В Московской области количество муниципальных служащих увеличилось почти на 50%: было приблизительно 12 000 служащих, стало около 20 000. Значительно увеличилось количество депутатов различного уровня — с 1 200 до 5 000.

— Такой рост числа муниципальных служащих не привел к обострению кадровой проблемы?

— Да, кадровая проблема, безусловно, есть. Муниципальная служба, между нами говоря, большой популярностью не пользуется. Люди если и устраиваются к нам работать, то на какой-то короткий период и расценивают эту работу как временную. Например, приходят к нам студенты, набираются опыта, нарабатывают стаж, связи, а когда все это появляется, они уходят в коммерческие структуры. В Московской области еще не самая критическая ситуация. В других регионах кадровый голод гораздо сильнее. Часто депутаты у нас, особенно в сельских поселениях, являются неподготовленными к такого рода деятельности, не имеют необходимых знаний, навыков. Поэтому в виде активных субъектов нормотворчества приходится выступать самим администрациям муниципальных образований, а не депутатам.

— Олег Борисович, Вы сказали, что власть приблизилась к населению, а население этой власти доверяет?

— По сравнению с Президентом и Губернатором местная власть менее всего пользуется доверием населения. Наверное, потому, что у местной власти нет таких экономических возможностей, как у государственных органов. К сожалению, современная налоговая система не позволяет муниципальным образованиям активно развиваться, нет никакой заинтересованности у органов местного самоуправления в развитии бизнеса на своей территории, отсутствуют необходимые налоговые источники, которые позволяли бы муниципальным образованиям быть самодостаточными.
Муниципальные образования просили дать дополнительные налоговые источники, но ничего не получилось. Например, налог на имущество физических лиц, часть налога на прибыль — это то, что заинтересовало бы муниципальные образования в развитии. Но Министерство финансов РФ категорически выступает против передачи части налоговых источников на местный уровень. Поэтому средств муниципальным образованиям не хватает, средства выделяют из областных бюджетов, т. е. фактически дотируют местные власти, а где нет финансовой независимости, там нет и реальной независимости местного самоуправления. Сейчас государство пошло по другому пути — по пути сокращения вопросов местного значения. Чрезвычайные ситуации, опека и попечительство, социальные вопросы, частично здравоохранение — все эти вопросы переходят на областной уровень. Следующими, наверное, и школы будут.

— По Конституции РФ местные органы власти в систему государственных органов власти не входят. Выполняется ли это положение на деле или местные органы все-таки встроены в общую вертикаль государственной власти?

— И те и другие выполняют публично-властные полномочия. Публичность на самом деле достаточно сложно поделить. Властные полномочия передаются с федерального уровня, с уровня субъектов Федерации органам местного самоуправления. Это единая вертикаль, но я бы не назвал ее вертикалью государственной власти — это вертикаль публичной власти.

— Россия — огромная страна, и каждый регион имеет свою специфику. В Московской области, помимо близости к столице, есть еще какие то, только ей присущие черты в работе органов местного самоуправления?

— У нас самая высокая плотность населения, у нас самое большое количество городских округов, у нас самое большое количество закрытых административно-территориальных образований, где расположены военные объекты. В Московской области самое большое количество наукоградов. В Одинцово возводится научно-технический центр «Сколково». И близость к Москве накладывает свой отпечаток, у нас фактически единая транспортная система, инфраструктура.

— Упорно ходят слухи об объединении Москвы и Московской области…

— Да, тоже их неоднократно слышал. Не знаю только, каким путем возможно такое объединение. В любом случае всю Московскую область в Москву включить невозможно. Что же это будет за город? Город, в котором будет целый регион? И если мы говорим о местном самоуправлении, то приветствовать это объединение невозможно, поскольку в Москве местного самоуправления практически нет, уж будем откровенны. Если часть близлежащих к Москве районов также войдет в состав Москвы, то, наверное, и в этих районах не будет местного самоуправления, такого, какое предусматривается Законом № 131-ФЗ. В этом смысле население теряет определенные права — права на осуществление местного самоуправления. Мне кажется, нужно идти иным путем — путем совместного участия Москвы и области в различных проектах. Транспорт, дороги, объекты ЖКХ — все эти вопросы можно решать общими усилиями. К сожалению, у нас нет пока такой практики. Вот таким путем надо идти, а не путем объединения. Какой смысл в этом объединении, кроме политического? Надо развивать проектные отношения между Москвой и областью.

— Мэр Москвы Сергей Собянин и губернатор Московской области Борис Громов недавно подписали совместный план работы. Многие пункты этого документа напрямую касаются местных органов власти. Какие-либо шаги ими уже предпринимаются для реализации плана?

— Да, уже создаются объединенные коллегии, рабочие группы. Мы наконец-то вроде бы подошли к вопросу об утверждении границ между Москвой и Московской областью. Проведены все необходимые переговоры, договоренности по всем направлениям уже есть, остался технический вопрос — утвердить эти границы. Я надеюсь, что в самое ближайшее время граница между Москвой и областью будет окончательно утверждена.
В дальнейшем план предусматривает сотрудничество Москвы и области в сфере градостроительства, транспортной системы, единой энергосистемы. Уже достигнуты договоренности по обустройству парковок для большегрузного транспорта. Надо отметить, что сотрудничество идет в открытом, конструктивном ключе.

— Олег Борисович, ООО «ЭЛКОД» и Совет муниципальных образований сотрудничают пять лет. У Вас есть какие-либо пожелания и предложения к ООО «ЭЛКОД» — соразработчику системы КонсультантПлюс?

— Честно говоря, хотелось бы, чтобы в системе больше было муниципальных нормативно-правовых актов. Хотя я понимаю, что это очень сложно, поскольку количество муниципальных образований велико и собрать все нормативные акты достаточно тяжело, но к этому надо стремиться. Это единственное пожелание, а в целом могу сказать, что все специалисты исполнительного аппарата Совета муниципальных образований постоянно пользуются системой КонсультантПлюс. Сейчас трудно представить деятельность современного юриста без использования справочных правовых систем. Невозможно держать в голове весь огромный массив правовой информации. В связи с этим хотелось бы поблагодарить коллектив компании «ЭЛКОД» за оказание консультационно-правовой помощи органам местного самоуправления. Надеюсь на дальнейшее взаимовыгодное сотрудничество.

Для справки: Ассоциация «Совет муниципальных образований Московской области» была создана в 2006 году. На сегодняшний день членами Совета являются 351 муниципальное образование Московской области. Основные направления деятельности Совета — защита прав и общих интересов муниципальных образований, содействие реализации прав граждан на местное самоуправление, обеспечение эффективного взаимодействия органов местного самоуправления с федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.