Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Постановление Правительства Москвы от 17.10.2012 N 564-ПП

(ред. от 22.11.2016)
«Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги "Выдача разрешения на право организации розничного рынка" в городе Москве»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Интернет-интервью с И.С. Демидовой, заместителем руководителя Управления Росреестра по г. Москве06.06.2012

И.С. Демидова

Об актуальных изменениях в сфере законодательства, связанных с государственной регистрацией объектов недвижимого имущества, и о вопросах, которые возникают у собственников в связи с принятыми законодательными актами, посетителям сайта рассказала заместитель руководителя Росреестра по г. Москве Инна Семеновна Демидова.

– Инна Семеновна, расскажите, пожалуйста, о тех изменениях, которые произошли за последнее время в законодательстве о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. На какие моменты нашим гражданам следует обратить особое внимание?

– Да, действительно, за последние два года законодательное регулирование деятельности Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) значительно изменилось. В первую очередь необходимо отметить введение новых норм, регулирующих сферу межведомственного взаимодействия. Это значительный шаг вперед, который существенно облегчит для заявителей процедуру по предоставлению различных документов, в том числе касающихся регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. С июля 2011 года заявители больше не представляют нам документы, которые выходили в рамках деятельности государственных органов исполнительной власти, федерального уровня. С июля этого года мы планируем подключить к этому пласту документов еще и документы, принимаемые органами власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления. Т.е. документы, необходимые для проведения правовой экспертизы и принятия решения государственного регистратора, за исключением правоустанавливающих документов, запрашиваются непосредственно государственным регистратором в том органе, где они находятся или где они были изданы. Очень активно идет взаимодействие с налоговой инспекцией, неплохо налажена работа с миграционной службой по предоставлению различной информации, необходимой государственному регистратору, подключены и иные органы  государственной власти. Обмен информацией между ведомствами идет в основном в электронном виде, в случае необходимости – путем запросов. Для граждан теперь нет необходимости самостоятельно ходить по инстанциям для получения документов.

Теперь о других правовых моментах, нашедших отражение в законодательстве. Эти изменения также направлены на облегчение нагрузки на граждан. С февраля 2011 года наше Управление приступило к предоставлению информации в электронном виде через портал госуслуг. Сначала, когда эта услуга только появилась, темпы были очень невысокие, но к концу года мы набрали обороты. В итоге за год поступило порядка 14 тыс. запросов в электронном виде. Подобный способ предоставления услуг снимает нагрузку и с граждан, и с наших фронт-офисов. Теперь пользователи могут задать свой вопрос, как говорится, не вставая с дивана, причем заявку на предоставление информации заявитель может подать без оплаты, а оплатить чуть позже, например, через банки, с которыми Росреестр заключил соглашения о принятии оплаты в электронном виде.

Еще одна существенная новелла в законодательстве – сроки предоставления информации по экстерриториальным запросам сокращены с 14 до 5 рабочих дней. Эта информация всегда востребована, естественно, ее хочется получить быстрее.

Есть ряд изменений в законодательстве, касающихся непосредственно регистрационной функции. Во-первых, сроки государственной регистрации и сроки совершения ряда регистрационных действий тоже сокращены, например, сроки регистрации ипотеки земельных участков, зданий, сооружений, нежилых помещений сокращены до 15 рабочих дней. В отношении государственной регистрации ипотеки жилых помещений срок проведения регистрации остался прежним – 5 рабочих дней. В случае если договор ипотеки нотариально удостоверен, то срок регистрации сокращается до пяти рабочих дней. Это очень актуально, т.к. люди, привлекая заемные средства, предоставляя в залог свое имущество, заинтересованы в как можно более коротких сроках оказания подобных услуг, чтобы получить денежные средства быстрее. При этом из-за сокращения сроков нагрузка на государственных регистраторов увеличилась почти в два раза, т.к. объемы ипотечных сделок не уменьшаются.

Изменения коснулись и законодательства, затрагивающего принцип единства объектов – земельного участка и здания, сооружения, находящегося на нем. Федеральный закон от 06.12.2011 г. № 405-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка обращения взыскания на заложенное имущество» акцентировал внимание на том, что регистрация права собственности на здание, строение, сооружение возможна одновременно с регистрацией прав на земельный участок. Если раньше Гражданский кодекс и Земельный кодекс декларативно обозначали единство объектов – земельного участка и строения, расположенного на нем, то сейчас законодательно закреплена одновременная регистрация перехода права собственности либо права аренды на земельный участок и здания. Поэтому одновременно с заявлением на регистрацию перехода права собственности на здание необходимо сразу подавать заявление не регистрацию перехода права на земельный участок, то есть должно быть два заявления, и отсутствие заявления на переход права на земельный участок является основанием для отказа регистрации перехода права на строение. Для государственных регистраторов это серьезная новелла. Процедурные вопросы по этой новелле еще обсуждаются, они еще не полностью регламентированы. Но, тем не менее, такое требование закона есть, и оно выполняется.

Есть и ряд других изменений, но они касаются непосредственно государственных регистраторов, меняют уже сложившуюся практику и для заявителей менее значимы.

– Инна Семеновна, в последнее время в сфере госуслуг, в том числе и в оформлении прав на недвижимость, появилось много новшеств. Вы уже затронули вопрос об электронных услугах, появляются онлайн-приемные. Как отражается внедрение новых технологий на Вашей работе?

– Наше ведомство оказывает четыре вида государственных услуг:

– государственная регистрация прав; 

– выдача информации из единого государственного реестра;

– постановка на государственный кадастровый учет;

– выдача информации из государственного кадастра недвижимости.

На сегодняшний день информацию из государственного кадастра и единого государственного реестра мы предоставляем в электронном виде. Этот вид услуг у нас наиболее быстро развивается, он весьма востребован. Единственный вид услуг, который на сегодняшний день не осуществляется в электронном виде, – это государственная регистрация прав. Это связано с защитой от всякого рода мошеннических действий, чтобы предотвратить фальсификацию документов. Но поскольку развитие техники идет очень быстро, я думаю, что мы рано или поздно подойдем к предоставлению и этого вида услуг в электронном виде. Пока же государственную регистрацию прав можно получить путем либо личного обращения, либо обращения представителя правообладателя. Есть еще возможность подачи документов по почте, предусмотренная федеральным законом. Но и в этом случае документы пока представляются только на бумажных носителях. 

– Вопрос с предоставлением госуслуг в электронном виде тесно связан с вопросом безопасности. Многих граждан очень волнует тот факт, что где-то в электронных базах содержится вся информация об их недвижимости. Всех беспокоит возможность несанкционированного доступа к этим данным, которые могут быть использованы мошенниками.   

– Как уже было сказано, государственная услуга по регистрации прав на недвижимое имущество в электронном виде пока не предоставляется. Государственные регистраторы берут на себя работу по подтверждению подлинности документов. У нас есть соглашение с нотариальной палатой, и мы постоянно обсуждаем с нотариальной палатой города Москвы наиболее злободневные вопросы, касающиеся защиты прав правообладателей. Например, бывает так, что нам предоставляют доверенность, мы начинаем проверять документ и узнаем, что такая доверенность действительно выдавалась, только в ней были прописаны другие полномочия.

Что касается несанкционированного доступа к нашим информационным системам, то на сегодняшний день у меня нет информации  даже в виде слухов о том, что кто-то незаконным путем осуществляет доступ к нашей базе. Она создавалась и на сегодняшний день ведется с высокой степенью информационной защиты. Вы, просматривая на сайте информацию, можете увидеть адрес объекта, его номер регистрации (если объект имеет кадастровый или условный номер), данные о том, что прошла государственная регистрация прав на эти объекты. Этой информацией можно воспользоваться. Все, что касается непосредственно данных правообладателей, то они предоставляются по запросу определенного круга лиц, которые четко прописаны в законе, и информация для предоставления ограничена. Вопросам защиты информации наше Управление уделяет очень пристальное внимание.

– Какие самые распространенные ошибки совершают граждане при обращении в Управление?

– В рамках одного интервью можно коснуться лишь организационных ошибок, правовые ошибки рассматривать не будем, хотя последние встречаются достаточно часто. Но нельзя требовать от непрофессионалов того, чтобы они были компетентны в специальных юридических вопросах. Поэтому государственные регистраторы наделены полномочиями по устранению сомнений и недочетов в документах, что они и делают путем прямого обращения в любой орган, который может им эту информацию предоставить. Если что-то неправильно написано или отмечено заявителем, это не может привести к отказу в государственной регистрации.

Что касается организационных моментов, то хотелось бы обратить внимание на следующие. Первый момент касается документов, которые нам представляют по почте. Заявители знают, что документы можно отправить по почте, но, по всей видимости, им до конца не понятно, каким образом должны быть оформлены эти документы, чтобы государственный регистратор мог принять их к рассмотрению. Законодатель говорит о том, что при отправлении документов почтой подпись заявителя должна быть нотариально удостоверена, сделка должна быть нотариально удостоверена, и документы должны быть отправлены заказным письмом с описью вложения. Но очень часто заявители об этом забывают либо просто не знают. И это достаточно часто приводит к тому, что им возвращают документы без рассмотрения.

Второй момент связан с тем, что нашими внутренними регламентами установлено разграничение полномочий между подразделениями, отделами и приемными. Мы пытаемся организовать работу наших подразделений таким образом, чтобы на специалистов ложилось как можно меньше непрофильной нагрузки, чтобы увеличивалась скорость обработки документов и не было лишнего документооборота в виде передачи документов из одного подразделения в другое, поскольку это затягивает время проведения правовой экспертизы и увеличивает время хождения документов. Но мы достаточно часто сталкиваемся с тем, что заявители приходят и подают заявления не по полномочиям подразделения. Хочется обратить внимание заявителей, что на сайте Управления Росреестра по г. Москве есть вся необходимая информация – в каком отделе и в какой приемной отдела проводятся те или иные регистрационные действия. Это дает возможность оперативно рассматривать заявления граждан.

– Сейчас юридическое сообщество активно обсуждает реформу в законодательстве о нотариате и наделение нотариусов новыми полномочиями в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Как изменения в законодательстве о нотариате отразятся на работе Вашего ведомства?

– Что касается этого вопроса, то законодательно регламентированы на сегодняшний день  только сроки проведения государственной регистрации нотариально удостоверенных документов. Сокращаются сроки регистрации ипотеки – по нотариально удостоверенным сделкам государственная регистрация проводится в течение 5 рабочих дней. Причем правовая экспертиза этих документов с государственного регистратора снята, и, по всей видимости, ляжет на плечи нотариуса. Исключение составляют те документы, экспертизу которых регистратор должен провести в любом случае: это выявление наличия или отсутствия противоречий между заявленными и зарегистрированными правами, это комплектность документов и т.д. Что касается приема документов от нотариуса, то сейчас есть возможность подачи документов не только самим нотариусом, но и помощником нотариуса. Положение о том, что к нам может обратиться нотариус, существовало давно, но оно не было востребовано, поскольку нотариус редко имеет возможность находиться в нотариальной конторе и стоять в очереди на подачу документов на регистрацию. В рамках нашего взаимодействия с нотариальной платой города Москвы мы предоставляем нотариусам такую возможность путем предварительной записи по телефону либо через Интернет. Возможность записи через Интернет у нас существует более двух лет. Каждый желающий имеет возможность записаться не позднее, чем за две недели.

– Почему именно нотариусам были предоставлены новые полномочия в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество? Это сделано с целью облегчения нагрузки на государственных регистраторов, или были какие-то иные причины?

– Если у заявителя есть желание прийти к нотариусу, то законодатель предусмотрел, чтобы это была конечная точка его хождения по инстанциям, то есть чтобы он пришел к нотариусу, удостоверил или заключил сделку и поручил дальнейшее решение проблемы нотариусу. А нотариус должен сам доводить дело до логического завершения, то есть до того момента, когда документы будут зарегистрированы, сведения занесены в реестр и выдано свидетельство. Нотариус несет за это определенную ответственность. Поэтому я думаю, что целесообразно было расширить полномочия нотариусов. Но это, подчеркну, в том случае, если заявитель выбрал для себя путь нотариального заверения сделки, что на сегодняшний день не является обязательным. Сделка может быть заключена и в простой письменной форме. Изменения пока не прошли в законодательстве, они только в проекте.

– Одной из наиболее актуальных и обсуждаемых тем сейчас является тема расширения границ Москвы. Куда теперь обращаться гражданам, проживающим на присоединенных территориях, – в Управление Росреестра по г. Москве или пока что в областные органы?

– Мы уже достаточно плотно отработали территории, присоединенные к Москве в соответствии с постановлением Совета Федерации РФ от 13.07.2011 № 347-СФ «Об утверждении изменения границы между городом федерального значения Москвой и Московской областью». На портале госуслуг можно получить информацию с перечнем объектов, которые уже переданы из Управления Московской области в Управление Москвы. Если не ошибаюсь, на сегодняшний день передано около 5 тыс. объектов, и регистрационные действия по ним теперь ведутся в Москве. Что касается «большой Москвы», то мы сейчас очень активно работаем в этом направлении. Ведется поиск помещений, налаживается передача данных, решается масса организационных вопросов, которые мы планируем завершить к 1 июня. С 1 по 30 июня мы должны быть готовы к пробной работе, и к 1 июля планируется полностью реализовать все мероприятия. Это большая и трудоемкая задача. В рамках административно-территориального деления, которое будет принято на новых территориях, к 1 июля будут организованы наши подразделения и открыты приемные, которые будут осуществлять регистрационные действия. Вся информация будет размещена на сайте Управления Росреестра по г. Москве. Надеюсь, эта информация будет представлена и в системе КонсультантПлюс.

– Инна Семеновна, одним из наших пользователей был задан такой вопрос: «Обязаны ли суды руководствоваться информацией (заключением), представленной в письме Управления Росреестра по вопросам о праве собственности на объект недвижимости, или суды могут руководствоваться, например, письмом (информацией) другой коммерческой или некоммерческой организации (в частности, ТСЖ)? Как быть, если суд принял решение о приоритете информации ТСЖ над информацией Управления Росреестра?»

– На мой взгляд, не совсем корректно сформулирован вопрос. Дело в том, что мы не предоставляем заключения. Управление Росреестра – единственный орган, который может предоставить информацию в виде выписок из реестра. Ни ТСЖ, ни иные органы не являются держателями этой информации. Иногда нам задают такой вопрос: является ли данный объект объектом недвижимости. Гражданский кодекс и Федеральный закон от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» содержат, в частности, такую относительную характеристику объектов недвижимости, как неразрывная связь с землей, так что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. Поэтому мы не даем заключения, является ли этот объект объектом недвижимости. Мы предполагаем, что если объект поставлен на кадастровый учет как объект недвижимости, то он является таковым, каким его прописал законодатель. В суд может быть представлена какая-то иная информация по правам, возникшим до 1998 года. Система государственной регистрации создана в 1998 году, и информацию о правах, возникших до обозначенного года, предоставляет орган, которой ранее учитывал либо регистрировал эти права, например, БТИ или Департамент жилищной политики. Что же касается приоритетности того или иного доказательства в суде, то законом это никак не регламентировано, суд рассматривает доказательства по своему внутреннему убеждению на основании всестороннего, полного, объективного рассмотрения всех обстоятельств дела. Поэтому однозначного ответа на этот вопрос не существует.

– Группа компаний ЭЛКОД недавно отметила 20-летний юбилей. Что Вы могли бы нам пожелать? Есть ли у Вас вопросы или, может быть, предложения к нашей компании как к производителю информационных банков системы КонсультантПлюс по законодательству Москвы и Московской области?

– От имени Управления я поздравляю вашу компанию с юбилеем, это действительно большое событие. КонсультантПлюс, на мой взгляд, – самая востребованная система среди юристов, ваш вклад в эту систему очень серьезный, огромное вам спасибо за вашу работу! Я искренне желаю вам творческого полета. Как у любой коммерческой структуры, не связанной внутренним жестким регламентам, у вас, по моему мнению, должно быть больше возможностей для творчества, для поиска новых форм, что вы успешно демонстрируете на примере сегодняшнего интервью. 

– Инна Семеновна, спасибо Вам за теплые слова и поддержку, мы очень ценим информационную открытость Вашего ведомства.

 

 

Интервью подготовили Екатерина Курочкина, Светлана Яицкая