Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Постановление Правительства Москвы от 29.11.2016 N 794-ПП

«Об установлении величины прожиточного минимума в городе Москве за III квартал 2016 г.»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Интернет-интервью с А. В. Нуприенковой, заместителем руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве30.09.2013

 

Анжела Витальевна, тема сегодняшней беседы - изменения в области кадастрового учета. Расскажите, пожалуйста, какие изменения произошли в 2013 году, особенно интересны те новшества, которые затрагивают интересы граждан.

 

Попытаюсь выделить то, на что нужно обратить внимание. Во-первых, изменения коснулись документов, необходимых для кадастрового учета. Сам список документов почти не изменился, с тех пор, как были внесены поправки в закон «Об обороте земель сельхозназначения». Но один момент обращает на себя внимание:  межевой план, технический план, акт обследования должны быть предоставлены в органы кадастрового учета в электронном виде по электронной почте. В связи с этим многие спрашивают о том, что делать гражданину не знакомому с компьютерной техникой. Для этого специально предусмотрена возможность получить документ в бумажном виде, но об этом необходимо заявить еще при заключении договора. Тогда кадастровый инженер обязан будет изготовить бумажный вариант межевого плана, технического плана или акта обследования, для того чтобы можно было его изучить, подписать или высказать свои возражения и т.д. И второй момент связан с тем, что по результатам государственного кадастрового учета или в результате исправления технической ошибки, если таковая выявится, документы органом кадастрового учета направляются заявителю  точно так же в электронном виде

 

Т.е. у заявителя должен быть электронный адрес и он должен быть готов получать на него такую почту?

 

Да. И если у гражданина нет возможности прочитать электронные документы в формате xml, в заявлении он должен  оговорить, что ему нужны документы на бумажном носителе.

 

Обязан ли кадастровый инженер предупредить своего заказчика, о том, что ему нужно это указать в  заявлении, ведь заказчик может и не знать об этом.

 

Нет, не обязан. Поэтому мы встречаемся и объясняем, уважаемые заказчики, обратите на это внимание. У кадастрового инженера нет обязанности информировать заказчиков о необходимости указывать в заявлении о своем желании получить документы в бумажном виде. Но с моей точки зрения, люди, которые профессионально занимаются вопросами подготовки документов для кадастрового учета,  должны быть и  консультантами в этой сфере тоже. Они должны объяснить заказчику  все за и против, все "подводные камни", что можно делать и чего нельзя делать.

 

И еще хочу обратить внимание ваших читателей -  все эти документы: технические планы, межевые планы, акты обследования, обязательно должны быть прочитаны и  подписаны заказчиком кадастровых работ. Но, к сожалению не всегда граждане внимательно относятся к содержанию этих документов. Ставят подпись формально, а потом через некоторое время  замечают, что что-то в документах не так, Но, к сожалению, все,  что внесено в кадастр,  может быть изменено только по решению суда.

 

Следующее новшество касается способов подачи заявлений. Теперь заявления в органы кадастрового учета можно подавать через телекоммуникационные сети, в т.ч и через интернет. Можно еще упомянуть межведомственное информационное взаимодействие, которое работает между органами власти. Эта система тоже становится источником для внесения сведений в кадастр.

Обычное информационное взаимодействие, которое было установлено статьей 15 закона о кадастре (от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"), несколько трансформировалось: 15-ю статью переписали полностью, и появился следующий нюанс. Он касается как сведений о территориях или о границах территорий, так и иных сведений об объектах недвижимости, которые могут или должны быть направлены в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия. К сведениям о территориях или о границах территорий относится описание местоположения границ между субъектами РФ, границ муниципальных образований, границ населенных пунктов, а также сведения о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования. Все эти сведения могут быть внесены в государственный кадастр недвижимости в случае представления карты (плана) объекта землеустройства в течение 6 месяцев с момента утверждения документов об установлении соответствующих границ. Появляется четкая связь между законом о землеустройстве (от 18.06.2001 № 78-ФЗ "О землеустройстве") и законом о кадастре. Казалось бы, граждан напрямую это не касается, но у граждан теперь появляется возможность подать заявление о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений, внесение которых предусмотрено в порядке информационного взаимодействия. Аналогичный порядок действует и в случае принятия уполномоченными органами решений об установлении или изменении вида разрешенного использования земельных участков, назначения здания или помещения, адреса объекта недвижимости, а также принятия решения о вводе объектов в эксплуатацию, которые должны быть направлены в орган кадастрового учета в течение 5 дней с момента издания. Так, например, если органы власти, которые обязаны были направить такую информацию, этого не сделали, любое лицо может обратиться в орган кадастрового учета с заявлением о внесении таких сведений. В этом случае орган кадастрового учета, получив подобное заявление, должен самостоятельно запросить уполномоченный орган о предоставлении ему документов, необходимых для внесения в кадастр недвижимости соответствующих сведений. При этом необходимо понимать, что подобный порядок может быть полностью реализован после вступления в силу нескольких подзаконных актов, а сведения будут включаться в кадастр недвижимости при условии издания уполномоченными органами государственной власти Москвы соответствующих решений.

 

Анжела Витальевна, каков порядок получения сведений о стоимости земельных участков для исчисления размера государственной пошлины при оформлении наследственных прав?

 

Насколько я помню, в 90-е годы у нас только появилось понятие «кадастровая стоимость земельного участка», но ее величину в тот период еще не определяли. Постепенно законодательство изменялось. На сегодня налоговым кодексом предусмотрено, что налогооблагаемой базой в отношении земельных участков является его кадастровая стоимость. Земельный кодекс говорит, что если по каким либо причинам кадастровая стоимость земельного участка не определена, то применяется нормативная цена земли. Было такое понятие установлено законом о плате за землю (Закон РФ от 11.10.1991 № 1738-1 (ред. от 26.06.2007) "О плате за землю"), который действовал в 90-е годы, и на сегодняшний день практически только это понятие и осталось от закона.

Кадастровая стоимость подлежит обязательному внесению в кадастр недвижимости. Поступает эта информация в порядке информационного взаимодействия. Если земельный участок был включен в  перечень оценки, то в процессе оценки его стоимость была определена и утверждена органом власти субъекта РФ, сведения о кадастровой стоимости внесены в государственный кадастр недвижимости. Получить эту информацию можно в порядке, предусмотренном для получения сведений кадастра. Но надо иметь в виду, что сведения кадастра предоставляются за плату. Размер платы установлен приказом Минэкономразвития России № 343, который можно найти в т.ч. и в системах Консультант Плюс. При этом сделано исключение: поскольку кадастровая стоимость нужна как для налогообложения земельного участка, так и для исчисления пошлин, то в закон включена поправка, предусматривающая, что сведения  о кадастровой стоимости и кадастровом номере земельного участка предоставляются бесплатно. Любой человек может получить эту информацию, только в запросе о предоставлении сведений следует указывать, что необходимо получить сведения в виде кадастровой справки, она содержит как раз эту информацию, плюс еще несколько дополнительных сведений, описывающих этот земельный участок.

Если гражданину нужно больше сведений об объекте недвижимости, он может  получить их в виде кадастровой выписки о земельном участке. В выписке тоже будет указана кадастровая стоимость земельного участка. Но нужно отметить такой момент. Вы затронули вопрос об  исчислении пошлины, в том числе для оформления наследства. В этом случае дата открытия наследства,  как правило, несколько раньше, чем дата собственно запроса. А по правилам предоставления сведений кадастра, сведения выдаются актуальные именно на момент запроса. Если же нужны  сведения, которые были внесены в кадастр на дату предшествующую этому запросу, то в запросе нужно указать, что необходима кадастровая стоимость именно на определенную дату, предшествующую запросу.

 

Таким образом,  если гражданин в наследство вступает спустя какое-то время после  смерти своего наследодателя, то ему надо в заявлении указывать именно дату смерти?

 

Да, дату открытия наследства. Могу сказать по опыту, особенно после присоединения территории к городу Москве, у нас достаточно много идет запросов именно на очень ранние даты. Это даже  не 2012-2011 годы, есть запросы по 90-ым годам, и по началу 2000-х. Иногда получается так, что по каким-то причинам участок мог быть оценен, но в кадастре отсутствуют сведения о кадастровой стоимости. Могу поделиться опытом работы нашего Управления. Если есть возможность рассчитать эту кадастровую стоимость на ту дату, на которую запрашивает гражданин сведения, то Управление это делает. Если же отсутствует хоть какая-то возможность определить кадастровую стоимость, тогда приходится вести речь о нормативной цене земли. Определять нормативную цену земли должен территориальный орган Росреестра, потому что к нему перешли полномочия Комитета по земельным ресурсам и землеустройству. Но проблема заключается в том, что нормативная цена земли не является сведением, подлежащим внесению в государственный кадастр недвижимости. Поэтому обратившись в орган кадастрового учета с заявлением о предоставлении  нормативной цены земли, гражданин не сможет получить такие сведения. Орган кадастрового учета не уполномочен определять этот показатель, соответственно эту информацию он предоставить не может. Поэтому в подобных случаях необходимо обращаться в территориальный орган Росреестра.

После присоединения территорий к Москве многие пытаются потребовать документ с наименованием "справка о нормативной цене земли". Но, к сожалению, законодательством не определена форма, в которой выдается информация о нормативной цене земли. Соответственно, поскольку в Управление поступает письменное обращение, его рассматривают в порядке 59-ФЗ (02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации") и в ответном письме сообщается, какова же нормативная цена земли конкретного земельного участка на конкретную дату. И другого варианта нет, мы уже исследовали все нормативные акты, но к сожалению ситуация такова, что именно справку мы выдать не можем. Еще раз подчеркну, что формы такой справки утверждено не было ни в 90-е годы, ни сейчас. Если в каких-то субъектах РФ подобные справки выдавали, то вероятно это была инициатива конкретного территориального органа - самостоятельно определить некую форму документа, назвав его справкой, в соответствии с которой можно упростить выдачу этих сведений. Но на федеральном уровне никогда такой документ не утверждался.

Еще один нюанс, на который  нужно обратить внимание жителей Москвы. К сожалению, в отношении старой территории города Москвы, вообще не были утверждены показатели, с помощью которых можно было бы рассчитать нормативную цену земли. Кроме этого, по присоединенным территориям не для всех видов разрешенного использования земельных участков были утверждены нормативы для расчета нормативной цены. Поэтому для таких участков нет возможности рассчитать нормативную цену земли. Остается один вариант определения - это рыночная стоимость.

 

Но если считать пошлину от рыночной стоимости, то, скорее всего,  это будет совсем другая сумма

 

К сожалению, это так. Мы бы рады помочь, когда есть возможность, делаем все, что в наших силах, но не всегда нам это удается. Просто в силу того, что отсутствует нормативный акт, позволяющий рассчитать нормативную стоимость.

 

Планируется ли принятие каких-то актов, которые этот вопрос урегулируют?

 

Боюсь, что нет. Сегодня взят ориентир именно на повсеместное внедрение кадастровой стоимости объектов недвижимости. По земельным участкам можно сказать, что 99% из них имеют кадастровую стоимость. С 2013 года мы приступили к кадастровому учету объектов капитального строительства, зданий и сооружений, объектов незавершенного строительства и для них так же проводятся работы по массовой кадастровой оценке и определяется кадастровая стоимость.

 

На каком этапе сейчас находится эта работа?

 

- Если брать город Москву, то кадастровая оценка объектов капитального строительства была завершена в ноябре 2012 года, Постановление № 805-ПП утвердило результаты кадастровой оценки объектов капитального строительства, но, к сожалению, это касается  старой части Москвы, в старых границах. Что касается присоединенной территории, то эта оценка шла в рамках Московской области, и она тоже завершена в апреле 2013 года. Поэтому сегодня можно говорить о том, что практически во всех субъектах РФ кадастровая оценка объектов капитального строительства закончена, сведения внесены в государственный кадастр объектов недвижимости.

 

Будут ли эти сведения актуализироваться?

 

Обязательно. Условия в Москве очень быстро меняются. На  присоединенных  территориях объекты недвижимости оценивались исходя из факторов, свойственных области, в Москве они немножко другие. Соответственно, с учетем специфики Москвы, размер стоимости может измениться. Поэтому городом принято решение о том, чтобы в 2013 году провести очередной тур кадастровой оценки земельных участков и объектов капитального строительства. У нас есть закон «Об оценочной деятельности в РФ» (29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"), в нем целая глава посвящена именно массовой кадастровой оценке. Этой главой предусмотрено, что оценка объектов недвижимости может проводиться не реже чем раз в 5 лет. Ограничений на частоту проведения оценки нет. Поэтому можно не проводить никакой кадастровой оценки и жить пять лет с этими показателями, а можно каждый год проводить кадастровую оценку, и видеть, как меняется стоимость объектов недвижимости в зависимости от экономической или строительной ситуации. Принимать решение о том, проводить или не проводить оценку относится к компетенции органа государственной власти субъекта РФ.

 

Основной целью проведения государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства является введение единого налога на недвижимость?

 

Да, такой налог будет введен, сомнений в этом ни у кого возникает. Вопрос только в одном: с какого года начнут применять именно налог на недвижимость. Вы совершенно справедливо заметили, что для введения налога на недвижимость нужна кадастровая стоимость  не только земельных участков, но и объектов капитального строительства.

 

Кроме этого, планируют вводить разный налог для физических лиц и юридических лиц. Налогообложение тех и других на сегодняшний день осуществляется по-разному, даже периоды налогообложения у них разные. Поэтому сегодня идет обсуждение когда можно вводить налог на недвижимость – сейчас, или может быть немножко подождать. Готовится проект федерального закона о том, чтобы дать полномочия субъектам РФ самостоятельно определять, как дальше они переходят к налогу на недвижимость, т.е. не по всей РФ одновременно, а по мере готовности конкретного субъекта РФ. Я знаю, что правительство Москвы планирует максимально быстро перейти к этому налогу.

 

Какие существуют способы получения актуальных сведений о кадастровой стоимости заинтересованным лицом?

 

Нужно направить запрос в орган кадастрового учета установленной формы на получение этих сведений. До первого июля этого года кадастровую стоимость объектов капитального строительства получить из кадастра было проблематично по той причине, что в кадастровом паспорте зданий, сооружений, помещений не была предусмотрена позиция о кадастровой стоимости, форма утверждалась еще в 2008 году. И тогда еще только мечтали о кадастровой стоимости объектов недвижимости, и поскольку применение  закона о кадастре в отношении объектов капитального строительства и помещений было отложено во времени, включение кадастровой стоимости в форму кадастрового паспорта не предусмотрели. На сегодняшний день уже применяются иные формы, утвержденные приказом Минэкономразвития России. Предусматривают выдачу сведений о кадастровой стоимости и в кадастровом паспорте и, соответственно, в кадастровой выписке об объекте недвижимости. И кстати одна из поправок «закона о кадастре» касается того, что сведения о кадастровой стоимости выдается в виде кадастровой справки, т.е. ее применять будут и к земельным участкам и к объектам капитального строительства. Осталось форму разработать и утвердить.

 

Хочу обратить внимание ваших читателей, что кадастровый учет объектов капитального строительства начали с 1 января 2013 года. Кадастровая стоимость этих объектов на территории старой Москвы внесена в кадастр с 1 января 2013 года, т.е. легитимными эти сведения стали только с этой даты. Если речь идет о налогообложении или об исчислении пошлины при наследовании, то пользоваться кадастровой стоимостью пока еще нельзя. Для того чтобы  применять эти сведения, необходимо чтобы кадастровая стоимость стала в соответствии с Налоговым кодексом налогооблагаемой базой зданий, сооружений, объектов незавершенного ного строительст, помещений, т.е. нужны поправки в налоговый кодекс, а их пока нет.

 

Куда следует обращаться заинтересованным лицам, в случае оспаривания результатов государственной кадастровой оценки?

 

Это зависит от того, по какой причине оспаривается кадастровая стоимость. Если он не согласен с размером стоимости, потому что в кадастре неверные сведения о местоположении границ земельного участка, то нужно проводить кадастровые работы по уточнению границ, с целью исправления ошибок, которые попали в кадастр, дальше - учет изменений. Если же гражданин не согласен, например, с кадастровой стоимостью, о которой мы с вами сейчас говорили, то законом об оценочной деятельности в РФ предусмотрена возможность досудебного спора о величине кадастровой стоимости. С этой целью создана комиссия приказом территориального органа Россреестра. Она действует у нас в городе Москве. Есть один нюанс: рассматривать спор о размере кадастровой стоимости комиссия имеет право в течении шести месяцев с момента внесения сведений о стоимости в кадастр.

 

Анжела Витальевна, тема, которую мы обсуждали, очень интересна, спасибо вам за подробные ответы. В конце нашей встречи хотелось бы задать вам наш традиционный вопрос, который касается систем Консультант Плюс. Вы их упоминали несколько раз в нашем разговоре, наверняка вы являетесь активным пользователем наших систем. Может быть, у вас есть какие-то пожелания, предложения к компании «ЭЛКОД» - производителю систем Консультант Плюс?

 

На работе у меня Консультант Плюс открыт всегда, рабочее утро всегда начинается с открытия почты и запуска Консультант Плюс. Малейшие какие то вопросы - все перепроверяю через документы. Но вот в качестве пожелания: хотелось бы видеть больше систем для мобильных устройств.

 

Мы работаем над этим. Спасибо Вам за интересную беседу!