Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Закон г. Москвы от 23.11.2016 N 40

«О внесении изменений в статью 4.1 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Интернет-интервью с И.С.Арефьевой, членом правления, заместителем председателя Региональной энергетической комиссии города Москвы04.04.2014

И.С. Арефьева

Интервью с Арефьевой Ириной Станиславовной, членом правления, заместителем  председателя Региональной энергетической комиссии города Москвы

Тема интервью: «Контрольная деятельность Региональной энергетической комиссии города Москвы»

Ирина Станиславовна, прежде чем поговорить с Вами о контрольной деятельности  комиссии, хотелось бы немного  познакомить  наших читателей  с  исполнительным органом власти – Региональной энергетической комиссией  Москвы и   остановиться на  ее деятельности в целом.

Региональная энергетическая комиссия города Москвы это регулирующий орган, который был создан в соответствии с Федеральным законом. «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» в 2000 году.  В структуре  комиссии функционирует шесть управлений. В октябре  2013 года Председателем Региональной энергетической комиссии города Москвы (РЭК Москвы) была назначена заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Сергунина Наталья Алексеевна.

Основной  задачей РЭК  Москвы  на момент создания являлось государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую энергоснабжающими организациями (кроме организаций, находящихся в муниципальной собственности, для которых тарифы устанавливаются органами местного самоуправления) потребителям, расположенным на территории г. Москвы (за исключением потребителей, выведенных в установленном порядке на федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности)).

 

Изменился ли со временем функционал РЭК Москвы?

За последние годы, с учетом либерализации российской электроэнергетики и изменений законодательства в других регулируемых сферах деятельности, функционал РЭК Москвы существенно изменился. Были определены новые приоритеты, цели деятельности и увеличены полномочия. В настоящее время РЭК Москвы действует на основании нового Положения, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 6 марта 2013 года № 124-ПП.

 

Какими полномочиями обладает РЭК Москвы?

РЭК Москвы – тарифный регулятор и действует строго в соответствии с федеральным законодательством и нормативно-правовыми актами г. Москвы. В рамках указанных полномочий по ценовому регулированию РЭК Москвы  принимает решения об установлении цен (тарифов) в отношении регулируемых организаций на заседаниях Правления РЭК Москвы. При этом, при рассмотрении и принятии решений по вопросам регулирования цен (тарифов) в области электроэнергетики, в состав правления РЭК Москвы входят также по одному представителю от Совета рынка и ФАС России. Помимо ценовых полномочий, РЭК Москвы обладает также контрольными полномочиями и квазисудебными полномочиями.

      В целях реализации именно контрольных полномочий в РЭК Москвы создано Управление контроля, надзора и правовой защиты, которое я, как заместитель председателя РЭК,  курирую. Основной задачей Управления является контроль за соблюдением субъектами регулирования законодательства о ценообразовании, в том числе в части применения установленных тарифов (цен), посредством проведения контрольных мероприятий и рассмотрения соответствующих дел, возбуждаемых в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Расскажите, пожалуйста, более подробно об особенностях  проведения контрольных мероприятий в РЭК Москвы.

       В рамках контрольных полномочий РЭК Москвы производит проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих деятельность в сфере регулируемого ценообразования на территории города Москвы, в части обоснованности величины цен (тарифов) и правильности их применения; региональный государственный контроль (надзор) за применением регулируемых РЭК Москвы цен (тарифов). Также мы ведем контроль использования инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые цены (тарифы), контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности; рассматриваем дела об административных правонарушениях в сфере государственного регулирования цен (тарифов) и т.д.

 

Какие виды проверок хозяйственной деятельности организаций осуществляются РЭК? Как часто они проводятся?

 

          Что касается возможных видов проверок, то РЭК Москвы осуществляет их в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». К ним относятся: плановые и внеплановые проверки (выездные и документарные).

Важно отметить, если Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя, то в сфере государственного регулирования тарифов субъектов естественных монополий, такой срок составляет один год. Первый план проверок РЭК Москвы был сформирован и согласован с прокуратурой города Москвы только в 2012 году, несмотря на то, что нормы вышеназванного закона вступили в силу с 2009 года.

В 2011 году была проведена одна проверка в сфере ТЭК, в 2012 году было проведено четыре проверки, из них три – в сфере ТЭК и одна – в сфере ЖКХ. В 2013 году было проведено уже семь проверок, четыре – ТЭК и три – ЖКХ и транспорта. При проведении проверок РЭК Москвы выявлен ряд типовых нарушений законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов). Совокупный эффект результатов плановых проверок за 2012 год, учтенный при формировании тарифов на 2013 год, составил более 1,6 миллиарда рублей. Совокупный эффект результатов плановых проверок за 2013 год, учтенный при формировании тарифов на 2014 год, составил более 3 миллиардов рублей.

При проведении проверок РЭК Москвы выявлен ряд типовых нарушений законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов).

Динамика проведения проверок за 2011–2013 годы

Показатель

2011

2012

2013

Количество проведенных проверок, в т. ч.:

1

4

7

– в сфере ТЭК

1

3

4

– в сферах ЖКХ и транспорта

0

1

3

 

Ирина Станиславовна, а Вы могли бы привести пример из Вашей практики осуществления государственного контроля за применением тарифов?

Да, конечно, РЭК Москвы осуществляет такой контроль как в рамках плановых проверок, так и по обращениям в РЭК Москвы.  Основные нарушения в данной области приходятся на плату за технологическое присоединение к электрическим сетям.

В качестве примера можно привести ситуацию, когда ОАО «МОЭСК» применяло полную ставку платы за технологическое присоединение в соответствии с Калькуляцией стоимости мероприятий, осуществляемых при технологическом присоединении единицы мощности, утвержденной постановлением РЭК Москвы от 28.12.2010 № 270 (в редакции постановления РЭК Москвы от 25.05.2011 № 35), при отсутствии подтверждения несения затрат на строительство, а именно – 16 648,80 руб. кВт вместо 641,84 руб. кВт.

РЭК Москвы, усматривая нарушение в части применения платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «МОЭСК», в отношении последнего возбудила дела об административных правонарушениях в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по статье 14.6 КоАП РФ (нарушение порядка ценообразования).

ОАО «МОЭСК», не согласившись с позицией РЭК Москвы по данному вопросу, обратился в Арбитражный суд города Москвы о признании недействительным Приложения 3 к постановлению РЭК Москвы от 28.12.2010 № 270 (в редакции постановления РЭК Москвы от 25.05.2011 № 35), пункта 1.3. постановления № 35 и Приложения к постановлению РЭК Москвы от 25.05.2011 № 35 «Калькуляция стоимости мероприятий, осуществляемых при технологическом присоединении единицы мощности  (1 кВт). ОАО ««МОЭСК» просило признать недействующими вышеуказанные нормативные правовые акты, которыми была утверждена калькуляция, с учетом которой, по мнению РЭК Москвы, и должна была определяться плата за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «МОЭСК», исходя из перечня мероприятий и реальных затрат, понесенных как заявителем, так и ОАО ««МОЭСК».

Решением Арбитражного суда от 26.09.2013 по делу № А40-74296/2013 в удовлетворении заявленных требований было отказано. Впоследствии ФАС Московского округа постановлением от 09.12.2013 по делу № А40-74296/13-2-429 оставил решение Арбитражного суда в силе.

Иное нарушение порядка ценообразования было выявлено РЭК Москвы, когда сетевая организация учитывала затраты для присоединения энергопринимающих устройств потребителей по II категории надежности к двум независимым источникам энергоснабжения, удваивая тарифную ставку платы за технологическое присоединение, утвержденную РЭК Москвы.

Еще одним распространенным нарушением в указанной сфере является применение сетевыми организациями размера платы за технологическое присоединение в размере более чем 550 рублей в случае, когда присоединение энергопринимающих устройств осуществлялось с мощностью, не превышающей 15 кВт включительно.

 

Президентом Российской Федерации в последнее время неоднократно подчеркивалось, что состояние жилищно-коммунального хозяйства в России плачевное, а тарифы непрозрачные и не соответствуют качеству предоставляемых услуг. Как Вы относитесь к подобной критике?

Считаю, что к критике необходимо относиться конструктивно. И что касается  нашей  деятельности, то в РЭК Москвы уже ведется планомерная работа по повышению прозрачности. При РЭК Москвы в 2009 году был создан Общественно-экспертный совет. Практика его существования показала, что ключевые вопросы,  возложенные на Совет, не решались и, более того, с учетом изменившего законодательства требуют в настоящее время существенной переработки и качественного обновления подходов.

В контексте поручений Президента РФ,  РЭК Москвы 10 сентября 2013 года утвердила новое положение об Общественно-экспертном совете при РЭК Москвы. В рамках Совета предложено проводить всесторонние обсуждения по всем  ключевым вопросам в  сфере тарифного регулирования, в том числе проводить  «нулевые» обсуждения законопроектов и нормативных правовых актов, разработка которых обусловлена необходимостью изменения законодательства в сфере тарифного регулирования и выработки политики в области государственного регулирования цен (тарифов) в городе Москве.

Кроме этого, на рассмотрение Совета планируется выносить рассмотрение инвестиционных программ субъектов естественных монополий, а также принимаемые решения РЭК Москвы об установлении цен (тарифов) на очередной финансовый год.

Учитывая общественно значимые интересы, состав Совета сформирован из числа высококвалифицированных представителей образовательных организаций высшего профессионального образования, общественных и научных организаций, обладающих признанной репутацией и опытом работы, которые будут выступать в роли профессиональных экспертов, а также конструктивных оппонентов при осуществлении государственной политики в области установления цен (тарифов).

На сегодняшний день актуальным является повышение эффективности системы контроля и надзора. Вместе с тем, в настоящее время сложилась ситуация, когда полномочиями по контролю и надзору наделены несколько различных органов власти, например, ФАС России, ФСТ России, РЭК Москвы, Роспотребнадзор, Счетная палата Российской Федерации, Прокуратура Российской Федерации и т.д. Как вы оцениваете сложившуюся ситуацию?

 

Такая ситуация приводит к избыточному контролю государства за деятельностью хозяйствующих субъектов, пересечению полномочий контролирующих органов. Функции по контролю и надзору становятся малоэффективными, в конечном счете, размываются, становятся неэффективными и малорезультативными. Помимо этого, на сегодняшний день, идет смешение функций контроля и надзора, нет методологического и координационного руководства контрольно-надзорной деятельности.

Одним из возможных путей модернизации системы контроля может стать создание единого контролирующего органа, наделенного всеми полномочиями по контролю в сфере тарифного регулирования.

Создание такого органа позволило бы сформировать прозрачную и понятную для общества систему контроля, повысить эффективность государственной власти, избежать дублирования функций по надзору, предотвратить избыточный контроль государства за деятельностью хозяйствующих субъектов и минимизировать объем осуществления органами государственной власти взаимоконтроля, а, следовательно, и реализовать тезисы, прозвучавшие в ежегодном послании Президента Российской Федерации.

В настоящее время обсуждение и проработка данного вопроса осуществляются в Генеральной прокуратуре Российской Федерации в рамках рабочей группы по вопросам осуществления контроля (надзора) в сфере тарифного регулирования ТЭК и ЖКХ, в состав участников которых входят представители РЭК Москвы.

 

В заключение необходимо отметить, что система контроля в сфере ценового регулирования, конечно же, не лишена недостатков. Необходимы новые методы и формы контроля, позволяющие адекватно реагировать не только на выявленные правонарушения в сфере тарифного регулирования, но и быть более гибкими в условиях происходящих реформ и поэтапного перехода к рыночному ценообразованию. Накопленный на основе анализа норм права и правоприменительной практики опыт представляет ценность, что позволит учесть его в целях дальнейшего совершенствования законодательства в части государственного контроля (надзора) в сфере тарифного регулирования.

 

Ирина Станиславовна, спасибо Вам за содержательную и интересную беседу.