Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Распоряжение Мэра Москвы от 30.06.2014 N 542-РМ

(ред. от 30.11.2016)
«О предельных (максимальных) индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в городе Москве»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Интервью с Андреем Сергеевичем Харчевым, начальником Юридического отдела Управления Федерального казначейства по Московской области 18.09.2014

А. С. Харчев

– Андрей Сергеевич в случаях, когда судебные органы требуют наложить взыскание на бюджетное учреждение, существуют ли особенности исполнения таких требований?

Для ответа на данный вопрос необходимо сначала пояснить, что действующее Российское законодательство разделяет государственные (муниципальные) организации по своему типу на казенные, бюджетные и автономные учреждения. Каждый из трех типов учреждений имеет свое законодательно установленное определение.

Порядок осуществления взыскания на денежные средства данных учреждений также различен.

Особенностью исполнения требований об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации является то, что оно осуществляется только в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством, и только органами, осуществляющими ведение лицевых счетов должников. Следовательно, органы ФССП России не имеют правовой возможности принять к производству исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства казенных учреждений регламентирован главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Порядок же исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетных и автономных учреждений урегулирован положениями части 20 статьи 30 Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Различие в порядке исполнения судебных актов к тем или иным учреждениям состоит, прежде всего, в сроках исполнения должником требований исполнительного документа: казенное учреждение обязано перечислить денежные средства в срок до трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий ведение лицевых счетов. Для  бюджетных и автономных учреждений, являющихся должниками по исполнительному документу, установлена обязанность в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления о поступлении исполнительного документа представить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, платежный документ на перечисление средств для исполнения требований исполнительного документа.

 Кроме того, различие состоит и в перечне документов, которые необходимо прилагать к исполнительному документу, направляемому для взыскания. При взыскании денежных средств с казенных учреждений взыскатель обязан приложить судебный акт, на основании которого выдан исполнительный документ. При осуществлении взыскания с бюджетных или автономных учреждений необходимости в представлении взыскателем судебного акта нет.

 

– Куда следует направлять исполнительный лист, взыскания по которому должны осуществляться из средств федерального бюджета? Куда следует обращаться, если исполнение накладывается на муниципальные учреждения?

Согласно статье 242.3 БК РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального казенного учреждения-должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевого счета для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета. Также в органы Федерального казначейства могут направляться исполнительные документы, предусматривающие взыскание денежных средств с муниципальных или региональных учреждений, при условии наличия открытого лицевого счета должника на обслуживании в соответствующем органе Федерального казначейства.

Вместе с тем, лицевые счета могут открываться не только в органах Федерального казначейства, но и в финансовых органах субъекта Российской Федерации (муниципального образования). Вследствие этого исполнительные документы, предусматривающие обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам его учреждения-должника (местного бюджета по денежным обязательствам его учреждения-должника), могут направляться, соответственно, в финансовые органы субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

 

– В случае если на счету должника отсутствуют необходимые средства для выплаты задолженности, какие шаги предпринимает орган Федерального казначейства для исполнения решения суда?

(Орган Федерального казначейства направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.

Должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган Федерального казначейства информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы соответствующего бюджета. Для исполнения исполнительного документа должник одновременно с вышеуказанной информацией представляет в орган Федерального казначейства платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя бюджетных средств).

При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа должник направляет органу государственной власти (государственному органу), осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств соответствующего бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган Федерального казначейства. В свою очередь, орган государственной власти (государственный орган), осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств соответствующего бюджета, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.

В случае нарушения должником сроков, установленных БК РФ, органы Федерального казначейства наделены полномочиями по приостановлению операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе Федерального казначейства (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) до момента устранения нарушения с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.

 

– Существует ли статистика – какие нарушения чаще всего являются основанием для взыскания средств из бюджета? Какие суммы приходится выплачивать?

Федеральным казначейством не ведется специальная статистика нарушений законодательства, приводящих к обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Спектр взыскиваемых сумм простирается от самых минимальных до сумм в несколько сот миллионов рублей. Но основная масса взыскиваемых сумм находится  в пределах от 10 000 до 150 000 рублей.

 

– Какие требования предъявляются к исполнительным документам? Какие ошибки чаще всего допускаются при предоставлении документов в казначейство для организации исполнения решения суда?

Требования, предъявляемые к исполнительным документам, прямо закреплены в статье 13 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Однако БК РФ установлены дополнительные требования к документам, прилагаемым к исполнительному документу. Это необходимость представления судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист, заявления с указанием реквизитов взыскателя, а также представление доверенности или ее нотариально заверенной копии в случае предъявления исполнительного документа представителем взыскателя. К дубликату исполнительного листа прилагается копия определения суда о его выдаче.

Основными причинами возврата исполнительных документов без исполнения являются:

– отсутствие в исполнительных документах данных о должнике или взыскателе, в том числе – идентификационного номера налогоплательщика и даты государственной регистрации в качестве юридического лица;               

– предоставление ненадлежащим образом заверенной копии судебного акта;

– предоставление ненадлежащим образом заверенной копии доверенности либо  отсутствие доверенности на представление интересов взыскателя в органах Федерального казначейства при подаче исполнительных документов представителем.

Также хочу обратить внимание, что на официальном сайте Управления по адресу mo.roskazna.ru в разделе «Информация для взыскателя» мы разместили «Памятку взыскателя», в которой постарались максимально отразить информацию по вопросам исполнения исполнительных документов.

 

– Если выплаты осуществляются физическому лицу, в каком порядке из этих сумм удерживается подоходный налог?

Здесь необходимо отметить, что вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ (п. 2 ст. 13 ГПК). Соответственно, если суд предписал должнику выплатить физическому лицу (взыскателю) определенную сумму, то именно она и должна быть выплачена.

Бюджетным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами или подзаконными нормативными правовыми актами не предусмотрена обязанность органов Федерального казначейства осуществлять удержания подоходного налога, а также нет обязанности контролировать действия должника, связанные с выплатами в пользу физических лиц, которые могут быть признаны доходами в контексте налогового законодательства.

 

– Андрей Сергеевич пользуетесь ли Вы системами КонсультантПлюс? Есть ли у Вас какие-либо пожелания и предложения к компании «ЭЛКОД» – разработчику систем по Московскому региону?

Система Консультант Плюс в силу своего удобства и содержательности является основной правовой системой, которую используют в своей работе сотрудники Управления.

В свою очередь хотелось бы выразить слова благодарности компании «ЭЛКОД» за многолетнее сотрудничество в рамках информационного взаимодействия и пожелать дальнейших успехов.