Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Постановление Правительства Москвы от 17.10.2012 N 564-ПП

(ред. от 22.11.2016)
«Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги "Выдача разрешения на право организации розничного рынка" в городе Москве»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Жилье для военнослужащих15.08.2011 15:16

Компания «ЭЛКОД» провела интернет-интервью с первым заместителем министра строительства Правительства Московской области Сергеем Александровичем Пригариным. Тема для беседы была выбрана очень актуальная – предоставление жилья военнослужащим, наши клиенты прислали много вопросов, а Сергей Александрович на каждый из них подробно и обстоятельно ответил, поэтому материал получился объемным. Но, поверьте, чтобы получить ответы на все вопросы, его стоит дочитать до конца!

– Сергей Александрович, Московская область для уволенных в запас военнослужащих является одним из самых востребованных регионов страны: многие выбирают именно ее местом своего постоянного местожительства. Можете озвучить конкретные цифры – сколько уволенных в запас военнослужащих в области сейчас еще ждут своей очереди на улучшение жилищных условий?

– В настоящее время в Московской области на учете состоят 1 636 граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, причем среди них есть и такие, которые состоят на учете более 20 лет, начиная с 1990 года.

Часто граждане в своих обращениях в Министерство выказывают недовольство из-за того, что государство, приняв на себя обязательства по обеспечению жильем, на деле их не исполняет. В среднем за месяц поступает около 70 подобных обращений. Сейчас государство предприняло ряд конкретных мер для решения этого вопроса. В Московской области уже практически все готово, чтобы начать реализовывать эту программу: Московской областной Думой и Правительством Московской области приняты необходимые нормативные правовые документы, в бюджет Московской области перечислены средства федерального бюджета в размере около 2,5 млрд рублей. Законом Московской области эти средства распределены между муниципальными образованиями Московской области.

– В марте 2011 года был принят Закон Московской области от 25.03.2011 № 34/2011-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы, со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, и членов их семей». В соответствии с этим законом органы местного самоуправления муниципальных районов и органы местного самоуправления городских округов Московской области наделены государственными полномочиями по обеспечению граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц жилыми помещениями. У местных органов власти, наверное, тоже возникает множество вопросов по применению нового законодательства?

– Перед тем как приступить к работе, мы очень внимательно изучили не только опыт наших коллег из Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области, но и опыт работы других субъектов РФ по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны. По этому направлению была проделана огромная работа, и мы учились на опыте наших коллег. Они нам сами подсказали, где тонкие места, на что надо обратить внимание. Одним из самых сложных вопросов стал вопрос передачи государственных полномочий по обеспечению жильем граждан, уволенных с военной службы, органам местного самоуправления. Как правило, органам местного самоуправления законами субъектов РФ передавали полномочия и говорили: «А теперь сами работайте!» И они начинали работать. В том числе принимать свои нормативные правовые акты, многие из которых размещены в системе КонсультантПлюс. По Закону № 34/2011-ОЗ такого не будет. Потому что вслед за ним мы приняли постановление от 08.06.2011 № 528/21 о порядке предоставления жилых помещений, где изложен весь механизм реализации мероприятий по обеспечению граждан жилыми помещениями. То есть мы создали муниципальным образованиям необходимые условия для реализации мероприятий и подготовили всю нормативную базу. В результате при необходимости они могут разработать лишь один муниципальный правовой акт, который будет регламентировать взаимодействие между структурными подразделениями администрации при реализации этих мероприятий. Мы этот механизм прописать не можем, потому что в каждой администрации есть своя специфика.

– Сергей Александрович, в январе этого года в средствах массовой информации появились весьма серьезные и даже сенсационные заявления: в 2012 году в стране очередь уволенных с военной службы граждан, которые были приняты органами местного самоуправления на учет нуждающихся в жилье до 1 января 2005 года, должна исчезнуть. Иными словами, все они будут обеспечены жильем! Звучит фантастически. Удастся ли реализовать это в действительности?

– Однозначно ответить, что очередь исчезнет, мы не можем. По многим причинам.

Назову основные из них. Например, в очереди есть граждане, их около 30%, которые по 3–5 и более лет не обновляли документы. Если гражданин не объявляется, не представляет никаких документов, ничего о себе не заявляет, то юридических оснований исключить его из очереди нет. Но и предоставить ему жилое помещение тоже нет оснований. Он так в очереди и останется. Это одна категория людей.

Вторая категория людей – это те, которые сегодня уже имеют жилое помещение для постоянного проживания. Например, сейчас открыли военные городки. Граждане, уволенные с военной службы, проживающие в этих городках, заключили договоры социального найма на свое жилье. Тех граждан, которые имеют жилые помещения и проживают в них по договорам социального найма, но не захотят сдавать органам местного самоуправления свое жилье, исключить из очереди мы не имеем права. Они, вероятнее всего, тоже останутся в очереди.

Третья проблема: за эти годы у многих граждан, уволенных с военной службы, произошли какие-либо изменения по вопросам обеспечения жильем. И часть из них, в настоящее время уже не нуждающаяся в улучшении жилищных условий, просто к нам не обращается. Добровольно сниматься с учета они не хотят, одновременно не хотят представлять документы, потому что понимают: прав на обеспечение жильем у них уже нет.

И еще. У нас очень много очередников, которые хотят получить жилое помещение в близлежащих к Москве районах. Жители Красногорска, например, нам говорят, что они хотят получить жилое помещение только в Красногорске. Аналогичные заявления, в том числе и в форме обращений, поступают в Министерство от граждан из Одинцово, Химок, Люберецкого района и других. А теперь давайте посчитаем: при стоимости, установленной для Московской области 42 950 руб. за 1 кв. метр общей площади, что мы можем купить в Красногорске?

– Наверное, ничего.

– Вот именно. И при этом мы стараемся найти выход, предлагаем различные пути решения вопроса. Так, в частности, в Химках мы приглашали застройщиков на встречи с гражданами, уволенными с военной службы. Застройщики на Сходне предлагали: давайте мы заключим с вами договоры об участии в долевом строительстве с вводом жилья в конце 2012 года. При этом стоимость жилья получается до 50 тысяч за 1 кв. метр. То есть при заинтересованности граждан, а также с учетом того, что администрация поможет и поддержит граждан в решении их жилищных проблем, можно вести конструктивный диалог с застройщиками. Мы ищем такие пути. Но сказать о том, что мы сможем и в Красногорске, и в Химках, и в Подольске, и в Реутове дать жилые помещения всем уволенным военнослужащим, которые стоят у нас на очереди и которые изъявят желание приобрести что-нибудь за эти деньги, мы не можем. Поэтому Законом № 34/2011-ОЗ предусмотрены возможности приобретения жилых помещений на всей территории Московской области, а не только в том муниципальном образовании, где гражданин состоит на учете.

– Это значит, если военнослужащий изъявил желание жить в Красногорске, ему могут предоставить жилье в Волоколамске?

– Нет, нет, без личного заявления, согласия гражданина никто ему жилое помещение в другом муниципальном образовании предоставлять не будет. Просто мы разъясняем, что в федеральной целевой программе «Жилище» на 2011–2015 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050, средства федерального бюджета предусмотрены только на 2011–2012 годы. То есть деньги есть на два года. Пройдут эти два года – и все. И какие решения после 2012 года примет Правительство РФ по этому вопросу, я сказать не могу.

– Получается, что уволенные в запас военнослужащие, желающие жить в ближнем Подмосковье, могут так и не получить жилье?

– Пожалуй, все те граждане, кто действительно нуждается в жилье и захочет решить свою жилищную проблему, отпразднуют новоселье до конца 2012 года. Мы для этого создадим все условия и сделаем все, зависящее от нас.

Одно из направлений, которое мы прописали в Законе № 34/2011-ОЗ, – это возможность получения гражданами единовременной денежной выплаты. Постановлением Правительства Московской области от 08.06.2011 № 528/21 «Об утверждении Порядка предоставления отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы, со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, и членам их семей жилых помещений» предусмотрено, что единовременная денежная выплата может использоваться гражданином на следующие цели:

1) для оплаты договора купли-продажи жилого помещения;

2) для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере (в случае если гражданин является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива), после уплаты которого жилое помещение переходит в собственность гражданина;

3) для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения, или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам;

4) для оплаты разницы цены договора мены имеющегося у гражданина в собственности жилого помещения на другое жилое помещение, находящееся в собственности любых физических или юридических лиц, большей площади;

5) для оплаты договора участия в долевом строительстве жилого помещения (жилых помещений) в многоквартирном доме (домах), благоустроенного (благоустроенных) применительно к условиям населенного пункта, в том числе в сельской местности, заключенного с любым юридическим лицом (одним или несколькими);

6) для оплаты договора на создание объекта индивидуального жилищного строительства, заключенного с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (одним или несколькими) на строительство индивидуального жилого дома (жилых домов), благоустроенного (благоустроенных) применительно к условиям населенного пункта, в том числе в сельской местности;

7) для оплаты приобретенных гражданином строительных материалов в целях осуществления индивидуального строительства жилого помещения собственными силами.

Самым оптимальным, на наш взгляд, является вариант, предполагающий участие в долевом строительстве многоквартирного дома в том районе, какой граждане выберут сами. Единовременную выплату можно расходовать на приобретение жилого помещения площадью меньше расчетной. К примеру, для семьи из трех человек единовременная выплата рассчитывается на 54 кв. метра, а они могут купить не 54 кв. метра, а жилое помещение меньшей площади.

Единовременная денежная выплата дает более широкий выбор гражданам. Они могут купить жилое помещение в том населенном пункте, где им нравится, в том доме, на том этаже, где им захочется. Вы знаете, если муниципальное образование будет приобретать жилье для военнослужащих на аукционе, то жилье купят у того продавца, кто выставит самую низкую цену за имеющееся у него жилое помещение. А где будет расположено это жилое помещение, какой вид из окна в квартире, этого в аукционной документации не отразишь.

Это все реальные сложности, они существуют и, наверное, будут существовать. Мы активно работаем с гражданами и пытаемся каким-то образом влиять на эти процессы, но, поверьте, это очень тяжело. Мы делаем все, чтобы в очереди осталось как можно меньше людей.

– Можно озвучить в цифрах, сколько граждан, уволенных с военной службы за последние годы, получили жилье в Московской области?

– На протяжении последних 12 лет основной формой обеспечения жильем граждан, уволенных с военной службы, было предоставление им государственных жилищных сертификатов. Механизм обеспечения жильем был основан на едином принципе предоставления гражданам социальных выплат на приобретение жилья, удостоверяемых государственными жилищными сертификатами, и определен подпрограммой «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002–2010 годы.

За последние 5 лет через механизм государственных жилищных сертификатов в Московской области было обеспечено жилыми помещениями 753 семьи граждан, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.

Кроме этого, в конце 2008 года Минрегионом России были приобретены 104 квартиры в Серпухове, Дмитровском и Ленинском районах. Мы активно работали с гражданами и предлагали им уже полностью готовое жилье с необходимой отделкой. Им не надо было ничего платить, жилое помещение передавалось полностью готовое к эксплуатации. Но тем не менее в Серпухове и в Дмитрове у нас остались 24 квартиры, которые мы вынуждены были вернуть в Минрегион России. Никто не захотел там жить – слишком далеко от Москвы!

– По поводу участия в долевом строительстве. Все знают, что участие в долевом строительстве – довольно рискованный шаг. Министерство со своей стороны как-то отслеживает ситуацию с долевым строительством?

– Регулирование отношений, связанных с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов, а также установление гарантий защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства осуществляет Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

У нас в Министерстве ведется регистр всех жилых домов, которые строятся в Московской области. Еще мы создали на официальном сайте Министерства строительного комплекса Московской области раздел, где есть сведения о тех застройщиках, которые предлагают жилые помещения. Все наши граждане, которые будут принимать участие в долевом строительстве, могут связаться с нами по каждому дому, по каждому застройщику в Московской области. И мы можем четко сказать, есть ли там возможность подключения электричества, есть ли там коммунальная инфраструктура, что там с социальной инфраструктурой и так далее. А по всем остальным вопросам, которые могут возникнуть у граждан, мы всегда можем ответить. В этом плане мы интересы граждан защитим.

– Вопрос от нашего клиента – пользователя системы КонсультантПлюс. Сейчас в некоторых муниципальных образованиях стало возможным получить участок земли под индивидуальную застройку. Если военнослужащий получит такой участок, остается ли за ним право на получение жилья или его из списков нуждающихся в жилье автоматически исключают?

– Этот вопрос регламентируется Жилищным кодексом РФ. Пунктом 5 части 1 статьи 56 установлено, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома.

– Тоже часто задаваемый вопрос: кто считается членом семьи гражданина, уволенного с военной службы в запас?

– В соответствии с пунктом 3.1 статьи 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих» члены семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, а также члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, до 1 января 2005 года принятые органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обеспечиваются жилыми помещениями в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 настоящего закона.

Пункт 2.1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» устанавливает порядок обеспечения жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета граждан и совместно проживающих с ними членов их семей.

Согласно пункту 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 № 9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» (с изменениями от 06.02.2007) по установленным законом основаниям жилые помещения предоставляются военнослужащим и проживающим совместно с ними членам их семей. При решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса РФ.

Таким образом, при решении вопроса, кого следует относить к членам семьи гражданина на момент вынесения решения о предоставлении жилого помещения в рамках реализации мероприятий Федерального закона «О статусе военнослужащих», в том числе к членам семьи умерших (погибших) граждан, уволенных с военной службы, следует руководствоваться положениями статей 31 и 69 Жилищного кодекса РФ.

Но есть очень сложный вопрос, на который окончательного ответа на сегодняшний день нет. Кого считать членом семьи погибшего военнослужащего – тех, кто проживал с ним на момент гибели, или тех, кто на сегодняшний момент проживает, к примеру, совместно с вдовой погибшего военнослужащего? Тут тоже разные ситуации. Например, в состав семьи военнослужащего входила его жена и дочка. Военнослужащий погиб. Через какое-то время у дочки родился ребенок, но мужа нет. Они живут одной семьей – вдова, дочка и ее ребенок. И при этом встает вопрос: считать ли этого ребенка членом семьи погибшего военнослужащего? Ведь на момент его гибели ребенок еще не родился. Или учитывать его как члена семьи вдовы военнослужащего? Четкого ответа на этот вопрос пока нет. Наши юристы склоняются к такому мнению: кто на момент гибели военнослужащего входил в состав его семьи, тот и должен учитываться при обеспечении жильем. Потому что после его гибели его семья на этом закончилась, теперь это другая семья. А в части 3 статьи 1 Федерального закона № 342-ФЗ написано, что «за членами семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, а также за членами семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, сохраняется право на обеспечение жилыми помещениями, которое они приобрели в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы».

– Внуки не считаются членами семьи?

– Доказать, что внук – член семьи, можно только по суду. Логика тут простая. Государство обещало жилье только военнослужащему, и государство за это обязательство отвечает. Хотя ситуации бывают разные. Например, была семья военнослужащего, у них была дочь, она выросла, вышла замуж, переехала к мужу, родила ребенка. А потом развелась и вернулась со своим ребенком к родителям. Является ли при этом ее ребенок членом семьи гражданина, уволенного с военной службы? Конечно, они живут одной семьей, у них одно жилье, общее хозяйство, один бюджет, и суд всегда может установить этот факт. Но бывает и другая ситуация. Очень похожая, но, к примеру, дочка не разведена, у нее есть муж. Это уже в соответствии с законодательством другая семья. И обеспечивать жильем эту вторую семью, наверное, уже не совсем правильно. Но опять же это можно оспаривать в суде.

– Еще один часто встречающийся вопрос: кто и на основании каких нормативных правовых актов относится к категории граждан, указанных в п. 2 статьи 2, «граждане, уволенные с военной службы, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с законодательством СССР и подлежащие обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета»?

– Согласно статье 2 Федерального закона № 342-ФЗ порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции Федерального закона № 342-ФЗ), распространяются на граждан, уволенных с военной службы, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с законодательством СССР и подлежащих обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

До вступления в силу Закона РФ от 22.01.1993 № 4338-1 «О статусе военнослужащих» (далее – Закон «О статусе военнослужащих» 1993 года) порядок обеспечения жильем в избранном постоянном месте жительства граждан, уволенных с военной службы, регулировался законодательством СССР, в частности Положением о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей, утвержденным постановлением Совета Министров СССР 1981 г. № 193, в соответствии с которым военнослужащие сверхсрочной службы, прапорщики, мичманы и лица офицерского состава, уволенные в запас или в отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов, подлежали обеспечению исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов жилой площадью в первую очередь, но не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия к месту жительства, избранного с учетом существующего порядка прописки (пункт 19).

При этом обеспечение жилой площадью военнослужащих сверхсрочной службы, прапорщиков и мичманов в указанном порядке производилось при условии, если они находились на действительной военной службе не менее 20 календарных лет.

Лицам офицерского состава, уволенным в запас или в отставку по вышеуказанным основаниям, указанная льгота предоставлялась вне зависимости от продолжительности их военной службы.

При этом право уволенных военнослужащих на получение жилья в льготном порядке подтверждалось удостоверением на льготы по форме, устанавливаемой Министерством обороны.

Удостоверения выдавались по просьбе военнослужащих воинскими частями, местными органами военного управления и Комитетом государственной безопасности СССР.

Удостоверения могли выдаваться также исполнительными комитетами районных, городских, поселковых и сельских Советов народных депутатов, если у них имелись сведения, необходимые для выдачи таких удостоверений.

Законом «О статусе военнослужащих» 1993 года были определены категории граждан, уволенных с военной службы, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями по установленным нормам в избранном постоянном месте жительства органами местного самоуправления не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий.

К указанным категориям были отнесены граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей (п. 6 ст. 15 Закона).

Таким образом, к категории «граждане, уволенные с военной службы, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с законодательством СССР и подлежащие обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета» следует относить граждан, уволенных с военной службы до вступления в силу вышеуказанного Закона «О статусе военнослужащих» 1993 года и имеющих право на льготное обеспечение жильем в трехмесячный срок со дня прибытия к новому месту жительства в соответствии с постановлением Совета Министров СССР 1981 года № 193.

На граждан, уволенных с военной службы после вступления в силу Закона «О статусе военнослужащих» 1993 года не по льготным основаниям либо имеющих общую продолжительность военной службы менее 10 лет, порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», не распространяются.

– К нам часто обращаются с вопросом: имеют ли право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Московской области, Главного управления МЧС России по Московской области, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, которые ранее (до службы в указанных органах) были признаны органами местного самоуправления нуждающимися в улучшении жилищных условий и поставлены в очередь для обеспечения жильем не в льготную очередь, а на общих основаниях до 01.01.2005? Некоторые из указанной категории граждан состояли в очереди и продолжают состоять в ней в качестве членов семей своих родителей или иных лиц.

– Статья 2 Федерального закона № 342-ФЗ распространяет порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», на принятых до 1 января 2005 года органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждан, уволенных со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.

На сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы МЧС России, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, принятых органами местного самоуправления до 1 января 2005 года на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на общих основаниях (не за счет средств федерального бюджета) и уволенных со службы из соответствующих структур после 1 января 2005 года, порядок и условия предоставления жилых помещений за счет средств федерального бюджета, предусмотренные Федеральным законом № 342-ФЗ, не распространяются.

Кроме того, обязательным условием наличия права граждан, уволенных со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, является их увольнение до 1 января 2005 года из органов внутренних дел, содержащихся за счет средств федерального бюджета.

– Сергей Александрович, вопрос о предоставлении жилья действительно очень сложный и болезненный. Вы можете дать какие-то советы гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий?

– Все граждане, уволенные с военной службы из органов внутренних дел, противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, кто действительно хочет быть обеспеченным жильем, нуждается в его улучшении и имеет на это право, пусть как можно быстрее идут в органы местного самоуправления. Специалисты жилищных отделов всегда подскажут, что и как нужно делать. Чем быстрее люди придут к нам и принесут свои документы, тем быстрее мы сможем приступить к работе.

– Какие документы эти граждане должны предоставить в орган местного самоуправления?

– У нас есть распоряжение Министерства строительного комплекса Московской области от 09.02.2011 № 70 «Об утверждении Порядка формирования органами местного самоуправления Московской области списков граждан, изъявивших желание об обеспечении их жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих"» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан», в котором изложен полный перечень необходимых документов. Это распоряжение есть в системе КонсультантПлюс. Открывайте и изучайте. Но, прежде чем собирать документы, нужно прийти в орган местного самоуправления и получить разъяснения по оформлению всех документов. Это позволит быстрее их собрать и оформить.

– Куда именно нужно гражданам обращаться, в какой отдел?

– Туда, где они состоят на учете. Это, как правило, жилищный отдел администрации муниципального образования.

При необходимости можно обращаться и в Министерство строительного комплекса Московской области. Наш телефон: (495) 917-99-09. Мы всегда стараемся помогать, но лучше, конечно, все вопросы решать на местном уровне. Мы включаемся в том случае, если на местном уровне проблема не решается.

– Какие рекомендации Вы можете дать руководителям и сотрудникам органов местного самоуправления Московской области в целях решения вопросов обеспечения жильем граждан, уволенных с военной службы?

– Как я уже говорил, в бюджет Московской области для осуществления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц поступили средства федерального бюджета в объеме 2 458 214 600 рублей.

Распределение средств федерального бюджета между муниципальными образованиями Московской области предусмотрено Законом Московской области «О внесении изменений в Закон Московской области "О бюджете Московской области на 2011 год"», принятым Московской областной Думой 07.07.2011.

С принятием указанного Закона вступает в силу Закон Московской области от 25.03.2011 № 34/2011-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы, со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, и членов их семей», в соответствии с которым муниципальным районам и городским округам Московской области передаются государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц.

В целях выполнения поручения председателя Правительства РФ В.В. Путина о завершении мероприятий по обеспечению жильем граждан, уволенных с военной службы, которые до 1 января 2005 года были приняты на учет в муниципальных образованиях в качестве нуждающихся в жилье, и эффективного использования средств федерального бюджета Министерство строительного комплекса Московской области рекомендует:

1. Принять необходимые меры по безусловному выполнению государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилье в вашем муниципальном образовании.

2. Организовать информационно-разъяснительную работу с гражданами по вопросам обеспечения их жилыми помещениями, в том числе в средствах массовой информации. Провести встречи с гражданами, уволенными с военной службы (службы), выяснить их намерения по вопросам обеспечения жильем и оказать необходимую помощь в оформлении необходимых документов, подборе и приобретении жилья.

3. Осуществлять мониторинг планируемых к вводу в 2011 жилых домов и формирование перечня квартир, которые будут готовы к заселению в 2012 году в муниципальном образовании, с целью доведения этой информации до граждан, уволенных с военной службы (службы).

Дополнительная информация по данному вопросу размещена на интернет-сайте Министерства в разделе «Жилье – уволенным с военной службы (службы)».

– Сергей Александрович, наш традиционный вопрос. Используете ли Вы в своей работе систему КонсультантПлюс? Если у Вас какие-либо пожелания и предложения к ООО «ЭЛКОД» – соразработчику системы?

– Мы очень плотно работаем с СПС КонсультатантПлюс: Сводное региональное законодательство. Эта база объемная, и, к сожалению, у многих наших коллег из других регионов ее нет, а хотелось бы видеть, как по нашим вопросам работают остальные регионы. Еще очень бы хотелось видеть больше комментариев к законам. И чтобы комментарии к новому законодательству как можно быстрее выходили. Это, конечно, не только от вас зависит. А база у вас хорошая, нам ее достаточно, она нам очень здорово помогает в работе.

– Сергей Александрович, спасибо за интересную беседу.

Перейти в раздел