Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Постановление Правительства Москвы от 17.10.2012 N 564-ПП

(ред. от 22.11.2016)
«Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги "Выдача разрешения на право организации розничного рынка" в городе Москве»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.02.2011 по делу N А40-135203/10-106-874»30.01.2014 12:03

Предоставлено системой КонсультантПлюс



 



Арбитражный суд г. Москвы

Именем Российской Федерации

Решение от 4 февраля 2011 г. по делу № а40-135203/10-106-874
 


 

Резолютивная часть решения объявлена 28 января 2011 года

Полный текст решения изготовлен 04 февраля 2011 года

Арбитражный суд в составе:

Председательствующего - судьи Кузнецовой С.А.

Судей: Махлаевой Т.И., Кастальской М.Н.

при ведении протокола секретарем судебного заседания В.И.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ЗАО "М" к Московской городской Думе

3-и лица: Мэр Москвы, Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы

о признании недействующим Закона г. Москвы от 20.12.2006 N 64 "О лицензировании и декларировании розничной продажи алкогольной продукции" в части п. 16 ч. 7 ст. 11

при участии:

от заявителя - Н.С.И. по дов. от 10.06.2010, С.М.И. по дов. от 10.06.2010

от заинтересованного лица - К.О.Е. по дов. от 11.01.2011

от третьих лиц:

Мэра Москвы - К.А.И. по дов. от 12.11.2010 N 4-14-21031/0

Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы - Е.К.А. по дов. от 09.11.2010 N 1/1-6

 

установил:

 

ЗАО "М" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании Закона г. Москвы от 20.12.2006 N 64 "О лицензировании и декларировании розничной продажи алкогольной продукции" в части п. 16 ч. 7 ст. 11 недействующим со дня его принятия.

Заявитель мотивировал свои требования тем, что Закон г. Москвы от 20.12.2006 N 64 в части пункта 16 части 7 статьи 11 противоречит Федеральному закону от 22.11.1995 N 171-ФЗ. Полагает, что к полномочиям органов государственной власти города Москвы не отнесено установление оснований аннулирования лицензии по решению суда. Вопрос установления основания для аннулирования соответствующей лицензии в судебном порядке, по мнению заявителя, отнесен абз. 11 ст. 5 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ исключительно к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Ссылается на абз. 4 п. 1 ст. 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ, согласно которому запрещается оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии. Иных видов ограничений в данном случае федеральным законом не установлено. Считает, что п. 16 ч. 7 ст. 11 Закона г. Москвы от 20.12.2006 N 64 нарушает законное право лицензиата, осуществлять оборот алкогольной продукции в соответствии с действующим законодательством, в случае принятия решения по применению к нему лицензирующим органом противоречащего п. 1 ст. 11, п. 3 ст. 20, п. 1 ст. 26, п. 2 ст. 26, п. 1 ст. 25, ст. 5, ст. 6 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ и ч. 2 ст. 1 ГК РФ оспариваемого нормативного правового акта в указанной части. В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования.

Представитель Московской городской Думы в судебном заседании против удовлетворения требований возражал по основаниям, изложенным в письменных объяснениях, ссылаясь на то, что согласно ст. 6 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относятся, в том числе, определение порядка лицензирования и осуществление государственного контроля за соблюдением организациями законодательства, регулирующего производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также условий, предусмотренных лицензиями на розничную продажу алкогольной продукции. При этом согласно п. 1 ст. 16 и п. 1 ст. 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается нарушение установленных законом правил розничной продажи алкогольной продукции. Порядок лицензирования розничной продажи алкогольной продукции в городе Москве установлен Законом г. Москвы от 20.12.2006 N 64 "О лицензировании и декларировании розничной продажи алкогольной продукции". Следовательно, оспариваемый заявителем пункт 16 части 7 статьи 11 Закона г. Москвы от 20.12.2006 N 64 полностью соответствует требованиям Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ.

Представитель Мэра Москвы поддержал позицию Московской городской Думы, возражая против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях, согласно которым указал, что Закон г. Москвы от 20.12.2006 N 64 принят Мосгордумой в пределах ее полномочий, в том числе с учетом разграничения компетенции Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления, с соблюдением требований к форме нормативного правового акта. При этом, указал, что осуществляя розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции без соответствующей лицензии, общество нарушает прямой запрет Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ.

Представитель Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы также возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных пояснениях, поддержав позицию Московской городской Думы.

Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы заявления и отзыв на него, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно п. 1 ч. ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании нормативных правовых актов в сфере организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, в иных сферах.

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ и ст. 3 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.

В рамках полномочий субъекта Российской Федерации, предусмотренных Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ, Московской городской Думой в установленном порядке принят Закон города Москвы от 20.12.2006 N 64, который определяет порядок лицензирования и вводит декларирование розничной продажи алкогольной продукции на территории города Москвы.

В соответствии с Законом города Москвы от 14.12.2001 N 70 "О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы" (в редакции от 19 ноября 2003 года, действующей на момент принятия Закона города Москвы от 20.12.2006 N 64), текст Закона города Москвы от 20.12.2006 N 64 опубликован в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы", N 5, 24.01.2007, газете "Тверская, 13", N 9-10, 25.01.2007, "Ведомостях Московской городской Думы", 23.03.2007, N 2, ст. 384.

Таким образом, при издании Закона города Москвы от 20.12.2006 N 64 соблюден порядок принятия нормативного правового акта, в том числе в части соблюдения конституционных положений о разграничении компетенции Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления, наличия полномочий города Москвы как субъекта Российской Федерации на принятие закона по вопросу определения порядка лицензирования розничной продажи алкогольной продукции, а также в части опубликования закона в установленном порядке.

В соответствии со ст. 6 Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относятся:

- определение порядка лицензирования и выдача лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, ведение государственной регистрации выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий;

- введение декларирования розничной продажи алкогольной продукции и установление порядка представления деклараций о розничной продаже алкогольной продукции;

- осуществление государственного контроля за соблюдением организациями законодательства, регулирующего производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также условий, предусмотренных лицензиями на розничную продажу алкогольной продукции;

- внесение предложений о разработке и реализации совместных программ производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В соответствии с п. 1 ст. 11 Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" установлено, что производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляются организациями при наличии соответствующих лицензий.

Под оборотом понимается - закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа (п. 16 ст. 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ).

Пунктом 10 статьи 18 Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются субъектами Российской Федерации в установленном ими порядке с учетом положений настоящего Федерального закона только организациям.

Следовательно, в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции органы государственной власти субъектов РФ в данной сфере самостоятельно определяют порядок лицензирования и выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции (абз. 4 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ).

Согласно п. 1 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции осуществляется только организациями при наличии соответствующих лицензий.

Статья 5 Закона города Москвы от 20.12.2006 N 64 "О лицензировании и декларировании розничной продажи алкогольной продукции" определяет порядок выдачи лицензий, согласно части 1 которой лицензия и приложения к лицензиям выдаются на осуществление следующих видов работ и услуг:

1) розничная продажа алкогольной продукции для потребления не на месте покупки;

2) розничная продажа алкогольной продукции для потребления на месте покупки;

3) розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 15 процентов для потребления не на месте покупки;

4) розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 15 процентов для потребления на месте покупки.

Таким образом, городом Москвой как субъектом Российской Федерации, в пределах предоставленных полномочий издан закон в области лицензирования розничной продажи алкогольной продукции, самостоятельно определив виды лицензий.

Федеральный закон указывает, что субъекту РФ предоставлено право определять порядок и выдачу лицензии с учетом Федерального закона, но данная норма не является ограничением права субъекта РФ расширить перечень ограничений по продаже алкогольной продукции, с учетом интересов и особенностей того или иного субъекта Российской Федерации.

Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.06.2010 N 5-Г10-75 в котором указано, что анализ ст. 6, 18, 19 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" свидетельствует о том, что лицензирование розничной продажи алкогольной продукции отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации, которые на своей территории самостоятельно определяют перечень документов, необходимых для предоставления в лицензирующий орган.

При этом согласно п. 1 ст. 16 и п. 1 ст. 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются:

производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий;

розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 настоящего Федерального закона;

нарушение установленных законом правил розничной продажи алкогольной продукции.

Пунктом 16 ч. 7 ст. 11 Закона г. Москвы города Москвы от 20.12.2006 N 64 вышеуказанные требования расширены и предусмотрено, что лицензия может быть аннулирована также по решению суда в случае розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции при наличии действующей лицензии на розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 15 процентов объема готовой продукции для потребления на месте покупки либо не на месте покупки.

Учитывая изложенное, пункт 16 части 7 статьи 11 Закона города Москвы от 20.12.2006 N 64 "О лицензировании и декларировании розничной продажи алкогольной продукции" принят Московской городской Думой в пределах предоставленной компетенции и в соответствии с п. 1 ст. 11, п. 3 ст. 20, п. 1 ст. 26, п. 2 ст. 26, п. 1 ст. 25, ст. 5, ст. 6 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ.

В этой связи пункт 16 части 7 статьи 11 Закона города Москвы от 20.12.2006 N 64 не нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, в том числе ЗАО "М", в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а требования заявителя удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 65, 71, 167-170, 176, 181, 191, 192, 194-196 АПК РФ, суд

 

решил:

 

Признать пункт 16 части 7 статьи 11 Закона города Москвы от 20.12.2006 N 64 "О лицензировании и декларировании розничной продажи алкогольной продукции" соответствующим п. 1 ст. 11, п. 3 ст. 20, п. 1 ст. 26, п. 2 ст. 26, п. 1 ст. 25, ст. 5, ст. 6 Федерального закона Российской Федерации от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и отказать ЗАО "М" в удовлетворении заявленных требований.

Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в арбитражный суд кассационной инстанции.

 

Председательствующий судья
С.А. Кузнецова

 

Судьи
Т.И. Махлаева
М.Н. Кастальская

 

 

 

 

Перейти в раздел