Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Закон г. Москвы от 23.11.2016 N 40

«О внесении изменений в статью 4.1 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Письмо Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы от 08.09.2006 № ДЖ-ОЗ-12798/604.12.2006 16:11

Предоставлено системой КонсультантПлюс

Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы

Письмо от 8 сентября 2006 г. N ДЖ-ОЗ-12798/6

О жилищных льготах по медицинским показаниям

1. Согласно Федеральному закону от 24.11.1995 N 181-ФЗ (в ред. от 31.12.2005) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (Статья 17. Обеспечение инвалидов жилой площадью):
«Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации».
Аналогичные нормы содержит Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ (в ред. от 19.12.2005) «О ветеранах».
Таким образом, указанные категории граждан, вставших на жилищный учет после 1 января 2005 года, должны обеспечиваться жилыми помещениями согласно действующему законодательству.
К жилищному законодательству, регулирующему в Москве отношения в сфере обеспечения жилыми помещениями нуждающихся граждан, относятся:
— Жилищный кодекс Российской Федерации (вступил в силу 1 марта 2005 года);
— Закон города Москвы от 14.06.2006 N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» (вступил в силу 6 августа 2006 года).
В данных законодательных актах никаких изъятий из общего порядка обеспечения граждан жильем для указанных категорий граждан не содержится.
При этом в период с 1 января по 28 февраля 2005 года указанные выше нормы Законов N 181-ФЗ и N 5-ФЗ противоречили Жилищному кодексу РСФСР, действовавшему до 28 февраля 2005 г. включительно. В статье 36 ЖК РСФСР было зафиксировано право на первоочередное получение жилых помещений гражданами, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, перечисленных в приказе Минздрава СССР от 28.03.1983 N 330 (в ред. от 06.06.1991) «Об утверждении списка заболеваний, дающих право лицам, страдающим этими заболеваниями, на первоочередное получение жилой площади».
Таким образом, инвалиды (коды категорий в АСУ «КУРС-3»: 8, 14, 27, 63, 67, 69, 91, 92, 96) и семьи, имеющие детей-инвалидов (код категории в АСУ «КУРС-3»: 97), а также ветераны (коды категорий в АСУ «КУРС-3»: 4, 5, 7, 9, 24, 38, 66, 77, 90, 93), вставшие на жилищный учет с 1 марта 2005 года, не имеют первоочередного права на улучшение жилищных условий и обеспечиваются жилыми помещениями на общих основаниях.
При этом инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, а также ветераны, вставшие на жилищный учет до 1 марта 2005 года, обеспечиваются жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета. Особо необходимо отметить, что согласно Федеральным законам от 24.11.1995 N 181-ФЗ (статья 28.2) и от 12.01.1995 N 5-ФЗ (статья 23.2) за счет средств федерального бюджета финансируется предоставление жилья лишь непосредственно носителю данной льготы (то есть самому ветерану или инвалиду, но не членам его семьи) и строго по нормам предоставления (18 кв. метров на человека).
2. Согласно статье 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (в редакции от 31.12.2005) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам «может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым Правительством Российской Федерации».
Аналогичная норма содержится в части 5 статьи 20 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения»:
«5. Семьям, в составе которых имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, перечень которых установлен федеральным законодательством, предоставляются жилые помещения, позволяющие выделить в пользование таким лицам отдельное изолированное жилое помещение в квартире».
Перечень, ссылка на который дана в вышеперечисленных законодательных актах, был утвержден постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 N 817 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь», вступившим в силу 1 января 2005 года.
До 1 января действовало постановление Правительства РФ от 28.02.1996 N 214 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты».
Однако необходимо учитывать, что:
А) согласно части 5 статьи 20 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 «не подлежат удовлетворению требования о предоставлении дополнительной площади, если <указанные больные граждане> обеспечены отдельным изолированным жилым помещением в квартире»;
Б) согласно статье 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (в редакции от 31.12.2005) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам «может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза)…». Таким образом, если гражданин получает жилое помещение по иным видам договоров, нежели договор социального найма или безвозмездного пользования, то право на дополнительную площадь он теряет;
В) право на дополнительную площадь может быть реализовано лишь при предоставлении жилого помещения, но не при постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях (см. часть 2 статьи 58 Жилищного кодекса РФ и часть 5 статьи 20 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29).
3. В настоящий момент действие совместного циркуляра НКВД РСФСР от 15.01.1928 N 27 и Наркомздрава РСФСР от 19.01.1928 N 15, предоставляющего право лицам, страдающим заболеваниями, указанными в списке, пользоваться дополнительной комнатой или дополнительной жилой площадью, не может быть распространено на граждан:
— принятых на жилищный учет после 1 марта 2005 года;
— состоящих на жилищном учете на общих основаниях и представляющих после 1 марта 2005 г. справку о возникновении льгот в соответствии с данным циркуляром.
Жилищным кодексом Российской Федерации (часть 2 статьи 58) предусмотрено, что «жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне».
Согласно пункту 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ «перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации».
Таким образом, правовым актом, в соответствии с которым граждане получают право на дополнительную площадь, с 1 марта 2005 года может быть только акт, принятый в установленном порядке Правительством РФ, но никак не совместный циркуляр НКВД РСФСР и Наркомздрава РСФСР.
Льготы в соответствии с данным циркуляром могут быть получены только теми гражданами, кто представил до 1 марта 2005 года в жилищные органы справку о наличии льгот на основании данного документа и в настоящий момент сохраняет основания, послужившие условием для предоставления соответствующих льгот.
4. Согласно статье 8 Закона города Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» заявители, проживающие в коммунальной квартире, при условии, что в составе одной из семей имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, подтвержденного документами установленного образца, выдаваемыми клинико-экспертными комиссиями, при котором совместное проживание с ним в одной коммунальной квартире невозможно, признаются нуждающимися в жилых помещениях независимо от учетной нормы. При этом перечень соответствующих заболеваний у граждан, при которых совместное проживание с ними в квартире невозможно, устанавливается федеральным законодательством.
Аналогичные нормы содержатся в статье 51 ЖК РФ.
Упоминаемый в двух указанных документах перечень был утвержден постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».
Граждане, которые страдают заболеваниями, перечисленными в данном перечне, имеют, при условии проживания в коммунальной квартире, право на внеочередное получение жилого помещения.
Однако реализовать такое право могут лишь те граждане, которые были приняты на жилищный учет после 1 марта 2005 года — т. е. после вступления в силу Жилищного кодекса РФ, установившего соответствующую льготу. Граждане, страдающие заболеваниями из данного перечня и принятые на жилищный учет до 1 марта 2005 года, не могут обладать на основании постановления Правительства РФ от 16.06.2006 N 378 правом на внеочередное получение жилых помещений.
5. Определенные юридические проблемы возникают в связи с тем, что Жилищным кодексом Российской Федерации (часть 2 статьи 58) предусмотрено, что хронические заболевания, дающие право на получение жилых помещений по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, устанавливаются только в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ перечне. Этот перечень был утвержден постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».
То есть в настоящий момент действуют два федеральных правовых акта, различающихся списком указанных в них заболеваний и предоставляющих гражданам право на получение жилых помещений по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, а именно: постановление Правительства РФ от 21.12.2004 N 817 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь» и указанное постановление Правительства РФ от 16.06.2006 N 378. При этом порядок одновременного применения этих двух актов в настоящий момент не определен.
Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы планирует в этой связи обратиться в Министерство здравоохранения и социального развития РФ для получения в установленном порядке разъяснений по данному вопросу.
Таким образом:
1. Совместный циркуляр НКВД РСФСР от 15.01.1928 N 27 и Наркомздрава РСФСР от 19.01.1928 N 15 действовал до 1 марта 2005 г. и продолжает действовать сейчас для тех граждан, кто представил до 1 марта 2005 года в уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы документы, подтверждающие соответствующее право, и на момент предоставления или приобретения с помощью города Москвы жилого помещения сохранят основания, послужившие условием предоставления соответствующих льгот.
2. Приказ Минздрава СССР от 28.03.1983 N 330 (в ред. от 06.06.1991) действовал до 1 марта 2005 г. и продолжает действовать сейчас для тех граждан, кто представил до 1 марта 2005 года в уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы документы, подтверждающие соответствующее право, и на момент предоставления или приобретения с помощью города Москвы жилого помещения сохранят основания, послужившие условием предоставления соответствующих льгот.
3. Постановление Правительства РФ от 28.02.1996 N 214 действовало до 1 января 2005 г. и продолжает действовать сейчас для тех граждан, кто представил до 1 марта 2005 года в уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы документы, подтверждающие соответствующее право, и на момент предоставления или приобретения с помощью города Москвы жилого помещения сохранят основания, послужившие условием предоставления соответствующих льгот.
4. Постановление Правительства РФ от 21.12.2004 N 817 вступило в силу с 1 января 2005 года и действует в настоящий момент для инвалидов в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
5. Постановление Правительства РФ от 16.06.2006 N 378 вступило в силу 27 июня 2006 года, действует в настоящий момент и распространяется на всех граждан, принятых в установленном порядке на учет нуждающихся в жилых помещениях с 1 марта 2005 года.

Руководитель
П. В. Сапрыкин

Перейти в раздел