Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Распоряжение Мэра Москвы от 30.06.2014 N 542-РМ

(ред. от 30.11.2016)
«О предельных (максимальных) индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в городе Москве»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.03.2014 по делу N А40-164562/201313.10.2015 13:22

Предоставлено системой КонсультантПлюс

 

 

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.03.2014 по делу N А40-164562/2013

<Об отказе в удовлетворении требований о признании недействительным постановления от 16.08.2013 N 113-тпэ "Об установлении платы за технологическое присоединение к распределительным устройствам ОАО "Мосэнерго" на территории города Москвы для заявителей, подающих заявку на технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно">

РЕШЕНИЕ
от 19 марта 2014 г. по делу N А40-164562/2013

 Резолютивная часть объявлена 18 марта 2014 года
Решение изготовлено в полном объеме 19 марта 2014 года
Арбитражный суд города Москвы в составе:
Председательствующий судья Кастальская М.Н. (шифр судьи 153-1540),
Судей Кузина М.Н., Дранко Л.А.
при ведении протокола секретарем К.Н.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску ОАО энергетики и электрификации "М"
к РЭК г. Москвы
третьи лица: Правительство г. Москвы, Федеральная служба по тарифам
о признании недействительным постановления от 16 августа 2013 г. N 113-тпэ "Об установлении платы за технологическое присоединение к распределительным устройствам ОАО "Мосэнерго" на территории города Москвы для заявителей, подающих заявку на технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно"
в заседании приняли участие:
от заявителя - У.М.И. паспорт, дов. N <...> от 16.07.2012 года;
Б.К.В. паспорт, дов. N <...> от 19.08.2013 года;
от ответчика - С.Д.Г. дов. б/н от 13.09.2013 года;
от третьего лица: Федеральная служба по тарифам - Р.М.А. дов. N <...> от 25.10.2013 года;
от третьего лица: Правительство г. Москвы - не явился, извещен.
установил:

ОАО энергетики и электрификации "М" (далее заявитель) обратилось в суд с заявлением о признании недействительным постановления РЭК г. Москвы от 16 августа 2013 г. N 113-тпэ "Об установлении платы за технологическое присоединение к распределительным устройствам ОАО "Мосэнерго" на территории города Москвы для заявителей, подающих заявку на технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно".
С учетом принятого судом изменения оснований заявленных требований, заявитель обосновал требования со ссылкой на несоответствие постановления п. 4 ст. 23.1 ФЗ от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", ст. 6 ФЗ от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Закона об электроэнергетике", п. 5 "Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям", утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, п. 6.6.3 "Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей РФ", утвержденных приказ Минэнерго РФ от 19.06.2003 N 229, имеющим большую юридическую силу.
Представители третьего лица Правительство г. Москвы, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, в связи с чем, дело рассмотрено в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ без их участия.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования, по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях, со ссылкой на соответствие оспариваемого постановления действующему законодательству.
Представитель третьего лица Федеральная служба по тарифам поддержал позицию ответчика, против удовлетворения требований возражал, полагая постановление соответствующим закону.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, оценив представленные доказательства, арбитражный суд установил, что требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с пунктом 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов", существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Как следует из материалов дела, РЭК г. Москвы, в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861, Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178, Методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденными приказом ФСТ России от 11 сентября 2012 г. N 209-э/1 (зарегистрирован в Минюсте России 28 ноября 2012 г. N 25948), Регламентом установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и формы принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденным приказом ФСТ России от 28 марта 2013 г. N 313-э (зарегистрирован в Минюсте России 15 мая 2013 г. N 28392), принято постановление от 16 августа 2013 г. N 113-тпэ "Об установлении платы за технологическое присоединение к распределительным устройствам ОАО "Мосэнерго" на территории города Москвы для заявителей, подающих заявку на технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно", которым:

- установлена плата за технологическое присоединение к распределительным устройствам ОАО "М" на территории города Москвы для заявителей, подающих заявку на технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), в размере 550 рублей с учетом НДС (466,10 рубля без учета НДС) при присоединении объектов, отнесенных к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения), при условии, что расстояние от границ участка Заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого Заявителю уровня напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности (пункт 1).

- установлена плата за технологическое присоединение к распределительным устройствам ОАО "М" на территории города Москвы для заявителей - физических лиц, подающих заявку в целях временного (на срок не более 6 месяцев) технологического присоединения принадлежащих им энергопринимающих устройств для обеспечения электрической энергией передвижных объектов с максимальной мощностью до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), в размере 550 рублей с учетом НДС (466,10 рубля, без учета НДС) при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности (пункт 2).

- установлена плата за технологическое присоединение к распределительным устройствам ОАО "М" на территории города Москвы для заявителей - юридических лиц - некоммерческих организаций для поставки электроэнергии гражданам - членам этих организаций, рассчитывающимся по общему счетчику на вводе, в размере 550 рублей, с учетом НДС (466,10 рублей, без учета НДС), умноженную на количество членов (абонентов) этой организации, при условии присоединения каждым членом этой организации не более 15 кВт (пункт 3).

- кроме того, разъяснено, что к юридическим лицам - некоммерческим организациям, на которые распространяется вышеуказанная плата, относятся: садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - некоммерческие организации, учрежденные гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства; содержащиеся за счет прихожан религиозные организации; объединенные хозяйственные постройки граждан (погреба, сараи и иные сооружения аналогичного назначения).

Оспариваемое постановление РЭК г. Москвы от 16 августа 2013 г. N 113-тпэ "Об установлении платы за технологическое присоединение к распределительным устройствам ОАО "Мосэнерго" на территории города Москвы для заявителей, подающих заявку на технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно" является правовым актом и обладает признаками нормативного правового акта, а потому в силу пункта 2 части 2 статьи 17 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был сформирован коллегиальный состав суда, и судом применены нормы главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее по тексту Правила N 861).
В соответствии с пунктом 4 Правил технологического присоединения любые лица имеют право на технологическое присоединение построенных ими линий электропередачи к электрическим сетям в соответствии с названными Правилами.
В силу пункта 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Одним из необходимых условий договора технологического присоединения, является условие о размере платы за технологическое присоединение.
В соответствии с пп. "д" п. 16 Правил технологического присоединения размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики является одним из существенных условий договора технологического присоединения (при осуществлении технологического присоединения по индивидуальному проекту размер платы за технологическое присоединение определяется с учетом особенностей, установленных разделом III настоящих Правил).
Плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств и объектов электросетевого хозяйства может устанавливаться либо в соответствии с указанными принципами и порядком определения платы за технологическое присоединение объектов по производству электрической энергии, либо посредством установления размера платы уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 23 Закона об электроэнергетике плата за технологическое присоединение к электрическим сетям подлежит государственному регулированию, полномочиями по установлению которой согласно пункту 17 Правил технологического присоединения наделены уполномоченные органы исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Согласно части 4 статьи 24 Закона об электроэнергетике за органами исполнительной власти, субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, закреплены полномочия по установлению цен (тарифов), указанных в статье 23.1 настоящего Закона, в том числе платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и стандартизированы тарифные ставки, определяющие ее величину.
РЭК Москвы, в силу пункта 17 приложения N 1 к постановлению Правительства Москвы от 29 сентября 2009 года N 1030-ПП "О регулировании цен (тарифов) в городе Москве", наделена правом установления платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы.
В соответствии с Положением о Региональной энергетической комиссии города Москвы (на правах Департамента), утвержденным постановлением Правительства Москвы от 6 марта 2013 года N 124-ПП, Комиссия является органом исполнительной власти города Москвы в области государственного регулирования цен (тарифов), уполномоченным осуществлять государственное регулирование цен (тарифов) на товары (услуги) организаций, осуществляющих регулируемую деятельность на территории города Москвы.
Таким образом, оспариваемое постановление принято РЭК г. Москвы в рамках предоставленных полномочий.
Обращаясь в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным постановления РЭК г. Москвы от 16 августа 2013 г. N 113-тпэ "Об установлении платы за технологическое присоединение к распределительным устройствам ОАО "Мосэнерго" на территории города Москвы для заявителей, подающих заявку на технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно", заявитель указал, что оспариваемый нормативно-правовой акт не соответствует п. 4 ст. 23.1 ФЗ от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", ст. 6 ФЗ от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Закона об электроэнергетике", п. 5 "Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям", утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, п. 6.6.3 "Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей РФ", утвержденных приказ Минэнерго РФ от 19.06.2003 N 229.
Согласно части 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию подлежат плата за технологическое присоединение к единой национальной (общероссийской) электрической сети, к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.
В силу пункта 6.6.3 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Минэнерго Российской Федерации N 229 от 19.06.2003, не допускается присоединение потребителей (поселков и пр.) к шинам распределительных устройств собственных нужд электростанций.
Согласно пункту 5 "Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям", утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, при присоединении энергопринимающих устройств к распределительным устройствам электростанции последняя выполняет функции сетевой организации в части определения технической возможности технологического присоединения, согласования технических условий с субъектами оперативно-диспетчерского управления и смежными сетевыми организациями, а также выполнения необходимых условий договора.
Статья 6 ФЗ от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Закона об электроэнергетике" устанавливает, что в целях обеспечения последовательного и постепенного реформирования оптового и розничных рынков электрической энергии и мощности до 1 января 2011 года к полномочиям Правительства Российской Федерации относятся: установление предельного объема электрической энергии (мощности), продажа которого разрешается по свободным (нерегулируемым) ценам каждому субъекту оптового рынка - поставщику электрической энергии (мощности); определение перечня зон оптового рынка (далее - ценовые зоны оптового рынка), совпадающих с территориями одного или нескольких субъектов Российской Федерации, в границах которых всем субъектам электроэнергетики предоставляется право осуществления деятельности по купле-продаже электрической энергии по свободным (нерегулируемым) ценам. В течение указанного в настоящей статье переходного периода реформирования электроэнергетики: в отношении остального объема электрической энергии сохраняется государственное регулирование цен (тарифов); оптовый рынок электрической энергии (мощности) и розничные рынки электрической энергии функционируют на основании правил переходного периода, которые в том числе устанавливают особенности участия поставщиков в оптовом рынке электрической энергии (мощности), связанные с условиями закупки топлива (степень монополизации рынка топлива, порядок регулирования цен на топливо). Правила переходного периода утверждаются Правительством Российской Федерации; В ценовых зонах оптового рынка субъекты оптового рынка - производители электрической энергии (мощности), определенные федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов в соответствии с критериями, утвержденными Правительством Российской Федерации, обязаны заключать в установленном правилами оптового рынка порядке договоры поставки электрической энергии (мощности): с гарантирующими поставщиками и энергоснабжающими организациями, энергосбытовыми организациями, к числу покупателей электрической энергии (мощности) которых относятся население и (или) приравненные к нему по решению Правительства Российской Федерации или уполномоченного им федерального органа исполнительной власти категории потребителей, для обеспечения с 1 января 2011 года электрической энергией (мощностью) населения и указанных потребителей; до 1 января 2015 года с определенными Правительством Российской Федерации субъектами оптового рынка - покупателями электрической энергии (мощности), функционирующими в отдельных частях ценовых зон оптового рынка, для которых Правительством Российской Федерации установлены особенности функционирования оптового и розничных рынков. Указанные договоры поставки электрической энергии (мощности) заключаются на один год и вступают в силу с 1 января соответствующего года, если иной срок их вступления в силу и (или) иной срок их действия не предусмотрены правилами оптового рынка. Правительство Российской Федерации определяет условия указанных договоров поставки электрической энергии (мощности) с учетом требований о: продаже электрической энергии (мощности) одному или нескольким гарантирующим поставщикам (энергоснабжающим организациям, энергосбытовым организациям, к числу покупателей электрической энергии (мощности) которых относятся население и (или) приравненные к нему по решению Правительства Российской Федерации или уполномоченного им федерального органа исполнительной власти категории потребителей), а также определенным Правительством Российской Федерации субъектам оптового рынка - покупателям электрической энергии (мощности), которые функционируют в отдельных частях ценовых зон оптового рынка, для которых Правительством Российской Федерации установлены особенности функционирования оптового и розничных рынков, в объеме до 35 процентов электрической энергии (мощности), произведенной каждым таким производителем. Указанный объем определяется в соответствии с правилами оптового рынка исходя из объема электрической энергии (мощности) генерирующих компаний в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России на год, в котором осуществляются поставки электрической энергии (мощности) по соответствующим договорам; продаже электрической энергии (мощности) по указанным договорам по ценам (тарифам), определенным в соответствии с законодательством Российской Федерации. Утверждаемые Правительством Российской Федерации основные положения функционирования розничных рынков и иные регулирующие функционирование (ценообразование) оптового и розничных рынков нормативные документы обязательны для сторон публичного договора со дня их вступления в силу и распространяются также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров, если указанными нормативными документами не установлен иной срок их вступления в силу. Юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрещается совмещать деятельность по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и (или) купле-продаже электрической энергии. В целях обеспечения реализации указанных требований юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрещается иметь одновременно на праве собственности или ином предусмотренном федеральными законами основании имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, и имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по производству и (или) купле-продаже электрической энергии. Требования настоящей статьи об обеспечении разделения по видам деятельности не распространяются на: хозяйствующие субъекты, функционирующие в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, в условиях отсутствия или ограничения конкуренции, а также хозяйствующие субъекты, осуществляющие эксплуатацию объектов электроэнергетики, технологически не связанных с Единой энергетической системой России или технологически связанных с ней исключительно через электроэнергетические системы иностранных государств; хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике исключительно для удовлетворения собственных производственных нужд; территориальные сетевые организации в случае, если им в установленном законодательством Российской Федерации порядке присвоен статус гарантирующего поставщика электрической энергии; эксплуатирующие организации, которые осуществляют деятельность на основании лицензий на право ведения работ в области использования атомной энергии и частью имущества которых являются объекты электросетевого хозяйства, обеспечивающие безопасный режим работы атомных электростанций; хозяйствующие субъекты, осуществляющие указанные в настоящей статье виды деятельности с использованием принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании электростанций и иных объектов электроэнергетики, непосредственно связанных между собой и (или) с принадлежащими этим субъектам энергопринимающими устройствами, преимущественно для удовлетворения собственных производственных нужд при условии соблюдения такими хозяйствующими субъектами установленных Правительством Российской Федерации особенностей функционирования хозяйствующих субъектов и при условии направления ими уведомления об использовании указанных объектов электроэнергетики в антимонопольный орган. Допускается аффилированность лиц, исполняющих требования настоящей статьи об обеспечении разделения по видам деятельности, с хозяйствующими субъектами, указанными в настоящем абзаце, осуществляющими деятельность в электроэнергетике преимущественно для собственных производственных нужд. Юридические лица - хозяйствующие субъекты, не обеспечившие выполнения установленных настоящей статьей требований в указанные сроки, подлежат принудительной реорганизации (в форме разделения или выделения) по решению антимонопольного органа в установленный им срок в соответствии с законодательством Российской Федерации. Цены на продукцию (работы, услуги) хозяйствующих субъектов, которые на день вступления в силу Федерального закона "Об электроэнергетике" совмещают указанные виды деятельности, подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). Правительство Российской Федерации может устанавливать в соответствии с федеральными законами иные особенности деятельности хозяйствующих субъектов, не обеспечивших выполнения установленных настоящей статьей требований. Контроль за выполнением хозяйствующими субъектами требований настоящей статьи, в том числе контроль за соблюдением особенностей функционирования хозяйствующих субъектов, осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Из приведенных ОАО энергетики и электрификации "М" доводов и представленных доказательств не усматривается несоответствие постановления от 16 августа 2013 г. N 113-тпэ "Об установлении платы за технологическое присоединение к распределительным устройствам ОАО "Мосэнерго" на территории города Москвы для заявителей, подающих заявку на технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно" п. 6.6.3 "Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей РФ", утвержденных приказ Минэнерго РФ от 19.06.2003 N 229, имеющим большую юридическую силу, поскольку постановление не содержит императивных правовых норм, обязывающих ОАО энергетики и электрификации "М" осуществлять деятельность по технологическому присоединению потребителей на напряжение 0,4 кВ, запрещающих обращаться за разработкой индивидуальных схем питания.

Несоответствия постановления РЭК г. Москвы п. 4 ст. 23.1 ФЗ от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", ст. 6 ФЗ от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Закона об электроэнергетике", п. 5 "Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям", утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, судом также не установлено, поскольку постановлением установлена плата за технологическое присоединение к распределительным устройствам для заявителей, подающих заявку на технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно, положения ФЗ от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" применяются при технологическом присоединении как к электрическим сетям сетевой организации, так и к объектам генерирующих компаний, выступающих в данном случае в качестве сетевой организации.
В рассматриваемом случае, плата за технологическое присоединение правомерно определена РЭК г. Москвы с применением п. 17 "Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям", утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, согласно которому размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Более того, на основании пункта 23 Правил государственного регулирования и применения тарифов в электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N 109, (действовавших до 31.12.2013, то есть на момент издания оспариваемого постановления) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в недельный срок со дня принятия решения об установлении тарифов представляет в Федеральную службу по тарифам заверенную копию этого решения, а также информацию о составе тарифов, показателях, использованных при расчете тарифов.

В свою очередь, согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 332 (далее - Положение), ФСТ России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, а также федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.
Данное решение РЭК Москвы не было отменено Федеральной службой по тарифам.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 193 Кодекса в заявлении о признании недействующим нормативного правового акта должно быть указано название нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый акт или его отдельные положения.
Суд проверил доводы заявителя, определил предмет регулирования, пределы полномочий РЭК г. Москвы и пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление федеральному законодательству не противоречит и соответствует п. 4 ст. 23.1 ФЗ от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", ст. 6 ФЗ от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Закона об электроэнергетике", п. 5 "Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям", утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, п. 6.6.3 "Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей РФ", утвержденных приказ Минэнерго РФ от 19.06.2003 N 229, имеющим большую юридическую силу.
Доводы ОАО энергетики и электрификации "М" относительно нарушения процедуры принятия оспариваемого постановления опровергаются представленными в материалы дела доказательствами.
Кроме того, при рассмотрении указанной категории дел подлежит установлению одновременно как не соответствие нормативного правового акта нормативному акту, имеющему большую юридическую силу, так и необходимость установления, чем нарушаются законные права и интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В силу статьи 3 АПК РФ за судебной защитой в арбитражный суд может обратиться лицо, чьи права нарушены.
В соответствии со статьей 4 АПК РФ предъявление иска имеет цель восстановления нарушенного права.
Согласно статье 65 АПК РФ заявитель должен доказать, каким образом оспариваемое решение нарушает его права и законные интересы, а также в защиту и на восстановление каких прав предъявлены требования о признании недействительным оспариваемого решения.
Заявитель указал, что постановление нарушает его права и законные интересы, поскольку оспариваемое постановление возлагает на ОАО энергетики и электрификации "М" обязанность по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств неопределенного круга потребителей за плату в установленном размере, что нарушает права и законные интересы заявителя на полную компенсацию понесенных расходов, причиняя тем самым ему прямые убытки.
Между тем, как указано непосредственно в оспариваемом постановлении, оно распространяется только садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство), некоммерческие организации, учрежденные гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства; содержащиеся за счет прихожан религиозные организации; объединенные хозяйственные постройки граждан (погреба, сараи и иные сооружения аналогичного назначения). При этом, Заявитель не представил доказательств фактического нарушения его прав, доводы заявителя относительно прямых убытков носят предположительный характер.
Нормы Арбитражного процессуального кодекса не предусматривают возможность судебной защиты от предполагаемого или возможного в будущем нарушения права.
При указанных обстоятельствах требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Согласно ч. 2 ст. 195 АПК РФ по результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта арбитражный суд принимает одно из решений: о признании оспариваемого акта или отдельных его положений соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу; о признании оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующими полностью или в части.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Согласно части 4 статьи 195 Кодекса решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 4, 8, 9, 41, 64, 65, 66, 68, 71, 110, 123, 156, 167-170, 176, 194, 195 АПК РФ, суд

 решил:

Отказать в удовлетворении требований ОАО энергетики и электрификации "М" о признании недействительным постановления РЭК г. Москвы от 16 августа 2013 г. N 113-тпэ "Об установлении платы за технологическое присоединение к распределительным устройствам ОАО "Мосэнерго" на территории города Москвы для заявителей, подающих заявку на технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно".
Признать постановление РЭК г. Москвы от 16 августа 2013 г. N 113-тпэ "Об установлении платы за технологическое присоединение к распределительным устройствам ОАО "Мосэнерго" на территории города Москвы для заявителей, подающих заявку на технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно", соответствующим п. 4 ст. 23.1 ФЗ от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", ст. 6 ФЗ от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Закона об электроэнергетике", п. 5 "Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям", утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, п. 6.6.3 "Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей РФ", утвержденных приказ Минэнерго РФ от 19.06.2003 N 229, имеющим большую юридическую силу.
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Московского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.

 

Председательствующий судья
М.Н. Кастальская

 Судьи
М.М. Кузин
Л.А. Дранко

Перейти в раздел