Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Постановление Правительства Москвы от 17.10.2012 N 564-ПП

(ред. от 22.11.2016)
«Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги "Выдача разрешения на право организации розничного рынка" в городе Москве»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Решение Московского городского суда от 19.05.2015 по делу N 3-0174/201523.03.2016 18:03

Предоставлено системой КонсультантПлюс

 

 

Решение Московского городского суда от 19.05.2015 по делу N 3-0174/2015

<Об отказе в удовлетворении заявлений о признании недействующим пункта 1145 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 29.11.2013 N 772-ПП, в части включения нежилых помещений>

Московский городской суд в составе председательствующего судьи Казакова М.Ю., с участием прокурора Ларионовой О.Г., при секретаре Я.Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-0174/2015 по заявлениям Открытого акционерного общества "Н" о признании недействующим пункта 1145 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2013 года N 772-ПП в части включения нежилого помещения с кадастровым номером ***, Открытого акционерного общества "Н.А" о признании недействующим пункта 1145 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2013 года N 772-ПП в части включения нежилых помещений с кадастровыми номерами ***, ***,

 установил:

 29 ноября 2013 года Правительством Москвы принято постановление N 772-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год", которое подписано Мэром Москвы и официально опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 29 ноября 2013 года и в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, 10 декабря 2013 года.
Пунктом 1 постановления определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год в соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (далее Перечень).
Пунктом 1145 названного Перечня в качестве объекта недвижимого имущества в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено здание с кадастровым номером <...>, расположенное по адресу: <...>.
Открытое акционерное общество "Н" (далее ОАО "Н") и Открытое акционерное общество "Н.А" (далее ОАО "Н.А"), являясь собственниками нежилых помещений, расположенных в указанном здании, обратились в суд с заявлением, в котором просят признать незаконным постановление Правительства Москвы от 29 ноября 2013 года N 772-ПП в части пункта 1145 Перечня, в части включения в Перечень принадлежащих им нежилых помещений.
В обоснование своих требований заявители указывают, что принадлежащие им нежилые помещения фактически являются частью здания, расположенного на пяти земельных участках с различными кадастровыми номерами и видами разрешенного использования. Земельные участки, на которых расположены нежилые помещения, принадлежащие заявителям, являются обособленными, имеют свой кадастровый номер и свое целевое назначение и не соответствуют требованиям пункта 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" и статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, следовательно, включение принадлежащих заявителям нежилых помещений в Перечень противоречит указанным законоположениям и нарушает права и законные интересы ОАО "Н", ОАО "Н.А" в сфере экономической деятельности, так как незаконно возлагает на них обязанности по уплате налога на имущество, в большем размере.
Определением Московского городского суда от 28 апреля 2015 года гражданские дела по заявлениям ОАО "Н", ОАО "Н.А" объединены в одно производство.
Представитель заявителей ОАО "Н", ОАО "Н.А" (по доверенности) П.М.Л. в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель Правительства Москвы, Департамента экономической политики и развития города Москвы (по доверенности) Е.А.М. требования заявителей не признал, указал, что постановление принято в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, оспариваемые нормативные положения не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают каких-либо прав и законных интересов заявителя.
Выслушав объяснения представителя заявителей, представителя заинтересованных лиц, изучив материалы дела, проверив постановление в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Ларионовой О.Г., полагавшей необходимым в удовлетворении заявления отказать, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налоговым кодексом Российской Федерации разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.
Статьей 14 и пунктом 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Объектами налогообложения для российских организаций согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.
На основании пунктов 1 и 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Состав сведений, подлежащих включению в соответствующий перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 года N 307-ФЗ).
На территории города Москвы в соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (в редакции Закона города Москвы от 20 ноября 2013 года N 63) с 1 января 2014 года введен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
Пунктом 1 статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы" предусмотрено, что Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность других органов исполнительной власти города Москвы.
Пунктом 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" установлено, что Правительство Москвы в пределах своих полномочий обеспечивает проведение экономической, инвестиционной, промышленной, финансовой, ценовой, тарифной и налоговой политики.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что Правительство Москвы является органом, который на момент издания постановления и приложения к нему обладал достаточной компетенцией для принятия названного нормативного правового акта, который в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации был размещен на официальном сайте Правительства Москвы до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций.
Из подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость недвижимого имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них, признаваемых объектами налогообложения.
В пунктах 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации раскрывается содержание используемых в настоящей статье таких терминов, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы).
Так, административно-деловым центром признается, в частности, отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.
Под торговым центром (комплексом) понимается, в частности, отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (в редакции Закона города Москвы от 20 ноября 2013 года N 63) налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 5 000 квадратных метров и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Таким образом, отнесение недвижимого имущества к административно-деловому центру или торговому центру (комплексу), на территории города Москвы с 1 января 2014 года, осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение).
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, среди которых в отдельную категорию выделены земли населенных пунктов.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. При этом возможность самостоятельного выбора любого вида разрешенного использования без дополнительных разрешений и процедур согласования предусмотрена при наличии зонирования территории.
В судебном заседании из письменных материалов дела и объяснений представителей сторон установлено, что ОАО "Н" является собственником нежилых помещений с кадастровым номером ***, общей площадью *** кв. м (т. 1 л.д. 96-97). ОАО "Н.А" является собственником нежилых помещений с кадастровым номером ***, общей площадью *** кв. м, с кадастровым номером ***, общей площадью *** кв. м (т. 3 л.д. 25, 27).
Указанные нежилые помещения расположены в здании с кадастровым номером ***, находящегося по адресу: *** (т. 1 л.д. 155-156, т. 3 л.д. 23, 24).
Также в судебном заседании из объяснений представителей сторон и письменных материалов дела установлено, что здание с кадастровым номером ***, расположено на земельных участках с кадастровыми номерами ***, ***, ***, ***, *** (т. 1 л.д. 81, т. 2 л.д. 219, т. 3 л.д. 118).
На дату принятия оспариваемого в части постановления Правительства Москвы земельный участок с кадастровым номером *** имел вид разрешенного использования: "участки смешанного размещения производственных объектов различного вида (1.2.7/1.2.13); объекты размещения складских предприятий (1.2.9)"; земельный участок с кадастровым номером *** имел вид разрешенного использования: "эксплуатация помещений, используемых под офис, эксплуатация проектно-конструкторского института"; земельный участок с кадастровым номером *** имел вид разрешенного использования: "эксплуатация существующей части семиэтажного здания (секция N 10) под служебное помещение"; земельный участок с кадастровым номером *** имел вид разрешенного использования: "земельные участки научно-исследовательских институтов. Код классификатора земель города Москвы 2011401"; земельный участок с кадастровым номером *** имел вид разрешенного использования: "эксплуатация существующей части семиэтажного здания из ж/б конструкций (три секции N 6, 7, 8), строение, сооружений для научно-производственной деятельности института (разработка ЭВТ, программ, продуктов и маркетинга услуг) (т. 2 л.д. 6-12, 13-30, т. 3 л.д. 119-121).
Земельный участок с кадастровым номером *** по договору аренды N *** от *** года предоставлен в аренду ОАО "Н" для эксплуатации зданий и сооружений предприятия и осуществления иных видов деятельности, определенных Уставом (т. 2 л.д. 219).
Земельный участок с кадастровым номером *** по договору N *** от *** года предоставлен в аренду ОАО "Н.А" для эксплуатации существующей части семиэтажного здания из железобетонных конструкций (три секции - N 6, 7, 8) для научно-производственной деятельности института (разработка электронной вычислительной техники, программных продуктов и маркетинговых услуг) (т. 3 л.д. 118).
Анализ изложенного показывает, что здание, в котором расположены нежилые помещения, принадлежащие на праве собственности заявителям, расположено на земельных участках один из видов разрешенного использования которого предусматривает эксплуатацию помещений, используемых под офис, что в соответствии с требованиями подпункта 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, вопреки утверждениям заявителей, позволяет отнести названный объект к административно-деловому центру.
Общая площадь здания составляет более 5 000 квадратных метров, что соответствует требованиям пункта 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".
Таким образом, судом установлено, что включение в строку 1145 Перечня здания с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: *** в полной мере соответствует требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций". Доводы заявителя об обратном основаны на неверном понимании приведенных законоположений, в связи с чем суд их отклоняет
Исходя из положений подпункта 1 пункта 1, пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" объектами недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, признаются административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них, то есть отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения).
При этом, исходя из приведенных законоположений, нахождение отдельно стоящего здания на нескольких земельных участках с различными видами разрешенного использования само по себе не влияет на решение вопроса об отнесении этого объекта к административно-деловому или торговому центрам, в случае, если один из видов разрешенного использования, названных земельных участков, предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания. Поскольку такое здание, как единый объект недвижимости, возможно использовать для любых целей, в рамках разрешенных видов использования, установленных для каждого земельного участка.
Данный вывод суда в частности подтверждается представленной представителем заявителя информацией об арендаторах нежилых помещений, принадлежащих заявителям, из которой видно, что часть помещений сдается заявителями в аренду, в том числе, для размещения офисов и объектов торговли.
Кроме того, не нашли своего объективного подтверждения доводы заявителей о том, что принадлежащие им нежилые помещения расположены исключительно на земельных участках с кадастровыми номерами *** и ***, поскольку из кадастровых паспортов названных земельных участков усматривается, что их границы в установленном законом порядке не установлены (т. 1 л.д. 98, т. 3 л.д. 32).
Нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, которым противоречило бы постановление в оспариваемой части, не имеется.
Таким образом, постановление и приложение к нему приняты Правительством Москвы по предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъекта в соответствии с полномочиями, предусмотренными федеральным законодательством, и в оспариваемой части федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не противоречат, прав и свобод заявителей не нарушают.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

 решил:

 В удовлетворении заявлений Открытого акционерного общества "Н" о признании недействующим пункта 1145 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2013 года N 772-ПП в части включения нежилого помещения с кадастровым номером ***, Открытого акционерного общества "Н.А" о признании недействующим пункта 1145 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2013 года N 772-ПП в части включения нежилых помещений с кадастровыми номерами ***, *** отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации, через Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

 

Судья Московского
городского суда
М.Ю. Казаков

Перейти в раздел