Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Постановление Правительства Москвы от 17.10.2012 N 564-ПП

(ред. от 22.11.2016)
«Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги "Выдача разрешения на право организации розничного рынка" в городе Москве»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Анонс журнала «Налоговая политика и практика», № 11/201226.11.2012 17:53

ФНС России внесла предложения, направленные на противодействие незаконным финансовым операциям
 
Для регистрации создания юридического лица требуется четыре документа: заявление о регистрации, решение о создании компании, учредительные документы и документ об уплате госпошлины; а для смены руководителя — только один документ: заявление о регистрации. При этом регистрирующий орган не вправе проверять эти документы на предмет соответствия указанных в них сведений требованиям законодательства. 
 
Первоначально отказ допускался фактически только в двух случаях: представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган и непредставление определенных Федеральным законом № 129-ФЗ документов. Плюс основание, связанное с нахождением организации в процедуре ликвидации.
 
Благодаря усилиям ФНС России в Федеральном законе № 129-ФЗ постепенно закрепляются дополнительные обоснованные практикой основания для отказа. Однако до сих пор этот перечень не включает в себя такие очевидные основания, как предоставление недостоверных сведений о паспортах, месте нахождения, неисполнение закрепленных законодательством требований при создании, реорганизации, ликвидации юридического лица, дисквалификация руководителя, наличие запрета суда на совершение определенных регистрационных действий. Нелишним было бы дополнить этот перечень и таким основанием, как наличие возражений физических лиц относительно предстоящего внесения данных о них в ЕГРЮЛ.
Очевидно, что действующее законодательство позволяет недобросовестным субъектам предпринимательства уклоняться от уплаты обязательных платежей в бюджет путем создания фирм-однодневок и завладевать объектами недвижимого имущества (осуществлять рейдерство).
 
Так как ФНС России реализует функции как в области регистрации субъектов предпринимательской деятельности, регулируемой гражданским законодательством, так и в области налогового администрирования, регулируемого законодательством о налогах и сборах, она выступает за совершенствование процедуры регистрации с учетом соблюдения баланса интересов бизнеса и государства. 
 
Служба принимает участие в разработке поправок в законодательство в рамках проекта национальной предпринимательской инициативы по улучшению инвестиционного климата Российской Федерации «Оптимизация процедур регистрации предприятий». В то же время она внесла предложения в проект федерального закона, направленные на противодействие незаконным финансовым операциям.
 
И это не взаимоисключающие, а сбалансированные предложения, предусматривающие, с одной стороны, создание комфортных современных условий для оказания государственной услуги по регистрации юридических лиц, а с другой — препятствующие использованию недобросовестными представителями предпринимательского сообщества процедуры регистрации юридических лиц в противоправных целях.
 
Об этом и не только — интервью с начальником Управления информатизации ФНС России В.Г. Колесниковым, журнал «Налоговая политика и практика», № 11/2012.
 
Налоговые органы готовы к приему электронных счетов-фактур
 
Об этом сообщил заместитель руководителя ФНС России Д.В. Егоров. 
 
Электронные счета-фактуры должны подписываться усиленной квалифицированной электронной подписью, которая выдается удостоверяющими центрами, входящими в поле доверия ФНС России. 
 
Когда у продавца и покупателя разные операторы электронного документооборота, может возникнуть проблема роуминга. Но она вполне преодолима: заключение соглашений о роуминге между основными операторами находится в завершающей стадии. 
 
Основные этапы электронного документооборота счетов-фактур следующие. Оператор, получив от продавца электронный счет-фактуру, должен прочесть подпись продавца, не «вскрывая» документ (если иное не предусмотрено договором между продавцом и оператором), проверить ее легитимность и перенаправить либо непосредственно покупателю, если имеется с ним прямой договор, либо оператору покупателя через соответствующую базу идентификации операторов. В последнем случае оператор покупателя опять проверяет подпись продавца и передает счет-фактуру покупателю. Движение счета-фактуры от субъекта к субъекту происходит в течение суток. Далее покупатель (опять же в течение суток) отправляет извещение о получении счета-фактуры. 
 
В чем для продавца состоит различие между датой составления и датой выставления счета-фактуры?
 
Дату составления счета-фактуры означает также отражение его в книге продаж независимо от даты получения покупателем. Исключение составляют ситуации, когда счета-фактуры составляются продавцом в начале следующего налогового периода по отгрузкам конца прошлого квартала, т. е. на стыке кварталов. В этом случае счета-фактуры с датой составления, относящейся к следующему кварталу, регистрируются в книге продаж за период отгрузки. Здесь дата составления имеет значение только для идентификации счета-фактуры как документа. В журнале учета выставленных счетов-фактур отправленный в адрес покупателя счет-фактура не отражается до получения извещения от покупателя вне зависимости от даты составления счета-фактуры. 
 
Дата выставления счета-фактуры определяет дату фактического отправления составленного документа покупателю. В журнале учета выставленных счетов-фактур продавца этот счет-фактура регистрируется после получения извещения от покупателя. Причем в графе 6 отражается дата составления счета-фактуры, а в графе 2 — дата, указанная в подтверждении оператора продавца о получении им счета-фактуры от продавца. 
 
Подробности — в свежем номере журнала «Налоговая политика и практика», № 11/2012. 
 
Личный кабинет для каждого физического лица
 
Интерактивные сервисы и информационные материалы, размещенные на сайте Службы, доступны независимо от времени суток и местонахождения налогоплательщиков. Важнейшим шагом к реализации принципа экстерриториальности является создание интернет-сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц».
 
Подключившись к «Личному кабинету», пользователь сможет: 
 
получать актуальные сведения об объектах налогообложения (недвижимом имуществе, земельных участках и транспортных средствах), информация о которых содержится в базе данных налоговых органов;
отслеживать уплаченные суммы налогов, суммы переплат и задолженностей перед бюджетом;
просматривать суммы начислений по налогам, в том числе сформированные налоговые уведомления;
оплачивать задолженность и текущие начисления в режиме on-line, а при необходимости формировать и распечатывать квитанции для оплаты в отделениях банков;
обращаться в режиме on-line в налоговые органы по всем возникающим вопросам;
 отслеживать статус камеральной проверки налоговой декларации по форме № 3-НДФЛ на предоставление имущественного или социального налогового вычета.
Комплекс перечисленных услуг особенно актуален для тех, кто на протяжении длительного времени проживает вдали от места прописки или имеет объекты налогообложения в других населенных пунктах (регионах страны), а также для всех, кто ценит свое время. 
 
С помощью сервиса налогоплательщик также сможет просмотреть полный перечень налоговых инспекций по месту своей регистрации и учета имеющихся у него объектов налогообложения, получить доступ к истории действий пользователя в «Личном кабинете», воспользоваться функцией редактирования профиля пользователя.
 
Дальнейшее развитие сервиса предполагает, что при выборе соответствующей опции на адрес электронной почты пользователя будут приходить оповещения о ключевых изменениях в «Личном кабинете» — получении нового налогового уведомления, поступлении сведений об оплате, корректировке информации об объектах налогообложения.
 
Подробности — в статье начальника Управления по работе с налогоплательщиками ФНС России Т.В. Матвеевой и начальника отдела интернет-проектов О.Ю. Грицковой, журнал «Налоговая политика и практика», № 11/2012. 
 
Перенос прочих расходов на следующий налоговый период не допускается 
 
Отдельные виды прочих расходов по правилам главы 25 НК РФ подлежат единовременному списанию. Но иногда сумма таких расходов бывает весьма существенной, и единовременное списание приводит к налоговому убытку. Нередко у налогоплательщиков в связи с этим возникает вопрос: могут ли они закрепить в учетной политике для целей налогообложения решение о постепенном списании таких расходов? 
 
Правила списания тех или иных расходов в целях формирования налоговой базы по налогу на прибыль определены нормами главы 25 НК РФ, в соответствии с которыми налогоплательщик не имеет права самостоятельно выбирать тот или иной порядок признания расходов в зависимости от величины налоговой базы отчетного (налогового) периода. 
 
Иногда налогоплательщики приводят следующий аргумент: постепенное признание расходов, подлежащих единовременному списанию, не влечет за собой занижение налоговой базы. Но это не совсем верно. В том отчетном (налоговом) периоде, когда налогоплательщик отразил в декларации не полную, а частичную сумму такого расхода, налоговая база действительно не занижена. Но в последующих отчетных (налоговых) периодах происходит занижение налоговой базы, потому что она уменьшается на сумму расходов, которые уже давно следовало списать. 
 
На этот и другие вопросы участников круглого стола, проведенного редакцией журнала «Налоговая политика и практика», ответил начальник Управления налогообложения ФНС России Д.Ю. Григоренко, журнал «Налоговая политика и практика», № 11/2012. 
 
Налогоплательщик должен иметь первичные документы, обосновывающие убытки прошлых лет
 
Обязанность налогоплательщиков по обеспечению сохранности данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов в течение четырех лет предусмотрена подп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ.
 
Указанные документы нужны налоговым органам в целяхконтроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, в том числе посредством проведения налоговых проверок.
 
Однако для отдельных документов устанавливается иная продолжительность срока хранения. В частности, документы, подтверждающие объем понесенного убытка, налогоплательщик обязан хранить в течение всего срока, когда он уменьшает налоговую базу текущего налогового периода на сумму ранее полученных убытков (п. 4 ст. 283 НК РФ).
 
Для хранения первичных документов, подтверждающих осуществление расходов в виде амортизационных начислений, установлен общий срок (4 года). Его исчисление осуществляется в специальном порядке. С учетом требований ст. 252 НК РФ срок хранения первичных документов, отражающих формирование первоначальной стоимости амортизируемого имущества, должен исчисляться с момента завершения начисления амортизации в налоговом учете (учета расходов на приобретение такого имущества).
 
Законодательством о бухгалтерском учете устанавливается срок хранения первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в течение не менее пяти лет.
 
Согласно приказу Министерства культуры Российской Федерации от 25.08.2010 № 558 документы об определении амортизации основных средств хранятся постоянно. Указанная позиция подтверждается письмом Минфина России от 26.04.2011 № 03-03-06/1/270.
 
Подробности — в статье заместителя начальника Контрольного управления ФНС России К.В. Новоселова, журнал «Налоговая политика и практика»,№ 11/2012.
 
С 2013 года отменяется обязанность применения унифицированных форм первичных учетных документов
 
Остается только требование к наличию в документе ограниченного перечня обязательных показателей, идентифицирующих хозяйственную операцию. При этом ни одному органу исполнительной власти не передана компетенция унификации форм или файлов обмена. 
 
Это значит, что стороны хозяйственного договора вправе устанавливать свои формы бумажных первичных документов и свои форматы для их электронного обмена. 
 
Использование данного права не слишком удобно как самим организациям (ведь навязать свой формат всем контрагентам вряд ли удастся), так и государственным структурам, которые реально смогут принимать электронные документы только в формате, который реализован в их программных средствах.
 
Понимание бизнесом этой неопределенности, скорее всего, является основным фактором, сдерживающим развитие электронного документооборота «первички».
 
Учитывая, что все заинтересованы в единых форматах внешнего документооборота, ФНС России уже предложила форматы наиболее востребованных первичных документов: товарной накладной (ТОРГ-12) и акта приемки-сдачи работ (услуг) (приказ от 21.03.2012 № ММВ-7-6/172@).
 
Использование этих форматов гарантирует, что и товарную накладную, и акт без дополнительных затрат на вывод бумажного экземпляра и соответствующее заверение или иное преобразование можно передать в налоговый орган как для подтверждения права на вычеты, так и для иных целей по его запросу.
 
Важно также, что единожды переданный по телекоммуникационным каналам связи такой документ повторно налоговым органом запрашиваться уже никогда не будет.
 
Казалось бы, удобства очевидны. Поэтому многие организации уже взяли данные форматы на вооружение. Многие, но не все. Некоторые считают, что специфика их отрасли требует наличия в первичном документе особенных реквизитов, которые в форматах ФНС России отсутствуют. 
 
Изначально понимая, что создать единый идеальный макет показателей, устраивающий всех пользователей и учитывающий все условия сделок, нереально, Служба предусмотрела особый подход к «форматированию» информации, который, с одной стороны, позволяет каждой организации выполнить требования о минимальном наборе обязательных реквизитов, а с другой — дает возможность дополнять первичный документ любой информацией, необходимой сторонам сделки. 
 
Подробности — в статье советника государственной гражданской службы РФ 2-го класса О.Г. Лапиной, журнал «Налоговая политика и практика», № 11/2012.
 
Предоставление банковской гарантии на часть суммы налога, заявленной к возмещению, не противоречит НК РФ
 
Вправе ли налогоплательщик предоставить банковскую гарантию на часть суммы налога, заявленной к возмещению в налоговой декларации по НДС?
 
Напомним, что требования банковской гарантии содержатся в п. 6 ст. 176.1 НК РФ: в частности, гарантия должна обеспечивать исполнение обязанности по возврату в бюджет в полном объеме заявленной к возмещению суммы налога.
 
Так, если решение о возмещении налога будет отменено полностью или частично, налогоплательщик обязан не только вернуть в бюджет излишне полученные им (зачтенные ему) в указанном порядке суммы (включая уплаченные проценты), но и уплатить начисленные на эти суммы проценты. Данное обязательство содержится в заявлении налогоплательщика.
 
Налогоплательщик имеет право на возмещение налога в заявительном порядке, как в отношении всей суммы налога, предъявленной к возмещению в декларации по НДС за соответствующий налоговый период, так и в отношении ее части.
 
Поэтому предоставление банковской гарантии на часть суммы налога, заявленной к возмещению из бюджета, не противоречит действующим нормам НК РФ. При этом в заявлении налогоплательщика о применении заявительного порядка должна быть указана сумма налога, не превышающая сумму, поименованную в соответствующей банковской гарантии. 
 
Например, в налоговой декларации по НДС предъявлено к возмещению из бюджета 100 000 руб. Если налогоплательщиком подано заявление о применении заявительного порядка возмещения налога на сумму 30 000 руб., то банковская гарантия должна быть выдана также на сумму не менее 30 000 руб. 
 
Официальное разъяснение по данному вопросу направлено ФНС России письмом от 17.10.2012 № ЕД-4-3/17586 по системе налоговых органов и размещено в разделе сайта "Разъяснение Федеральной налоговой службы, обязательные для применения налоговыми органами".
 
Подробности — в статье консультанта Управления налогообложения ФНС России, советника государственной гражданской службы РФ 3-го класса И.В. Апарышева, журнал «Налоговая политика и практика», № 11/2012.
 
Физические лица, получившие доход, с которого не удержан НДФЛ, должны его уплатить самостоятельно
 
Налоговые агенты обязаны удерживать начисленные суммы налога непосредственно из доходов налогоплательщиков при их фактической выплате. При невозможности это сделать они обязаны не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога.
 
Такая ситуация может возникнуть, например, в случае выплаты дохода в натуральной форме или возникновения дохода в виде материальной выгоды. При этом, если до окончания налогового периода налоговый агент выплачивает налогоплательщику какие-либо денежные средства, он обязан удержать с них налог с учетом ранее не удержанных сумм.
 
После окончания налогового периода, в котором налоговым агентом выплачивался доход физическому лицу, и письменного сообщения налоговому органу о невозможности удержать налог его обязанность по удержанию соответствующих сумм НДФЛ прекращается и возлагается на физическое лицо.
 
Пример. Организация один раз в год обеспечивает своим бывшим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по возрасту, бесплатный проезд на железнодорожном транспорте. На основании п. 2 ст. 211 НК РФ это признается доходом, полученным в натуральной форме. Вместе с тем у организации нет возможности удержать с него налог. 
 
Соответственно физические лица, получившие доход, с которого налоговым агентом не был удержан налог, должны самостоятельно исчислить и уплатить соответствующие суммы налога в порядке, определенном ст. 228 НК РФ, при подаче налоговой декларации в налоговые органы в сроки, установленные ст. 229 НК РФ.
 
Подробности — в статье советника государственной гражданской службы РФ 2-го класса Л.А. Гуськовой, журнал «Налоговая политика и практика», № 11/2012.
 
Ежедневно в ЕГРЮЛ вносится более 25 тыс. записей и регистрируется около 1800 новых организаций
 
В этом году исполнилось 10 лет, как ФНС России были переданы функции по регистрации юридических лиц. До этого в стране функционировало около 4,5 тыс. регистрирующих органов, что создавало определенные трудности как для налогоплательщиков, так и для государства.
 
В результате была установлена единая для всей территории страны, удобная для заявителя и осуществляемая в сжатые сроки процедура регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Кроме того, стал применяться единый образец документа о регистрации и на основе принципа открытости и общедоступности для всех заинтересованных лиц начал формироваться Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), а затем и Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП). 
 
В настоящее время ЕГРЮЛ содержит сведения почти об 11 млн юридических лиц, из которых 4,6 млн — действующие. Ежедневно в него вносится более 25 тыс. записей, регистрируется около 1800 новых организаций. 
 
Востребованным становится и ЕГРИП. В нем имеются сведения о более чем 4,12 млн действующих и почти 5,9 млн прекративших свою деятельность индивидуальных предпринимателях и крестьянских (фермерских) хозяйствах.
За год ФНС России предоставляет около 9 млн выписок из указанных реестров на бумаге и десятки миллионов сведений в электронном виде. Кроме того, Служба является поставщиком сведений о юридических и физических лицах по 220 государственным услугам из 360, оказываемых федеральными органами исполнительной власти в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).
 
 Важным достижением является то, что теперь для регистрации необязательно идти в налоговую инспекцию. Необходимые для этого документы можно направить в электронном виде через официальный сайт Службы в сети Интернет. В конце прошлого года этот сервис действовал в четырех субъектах Российской Федерации, а с 31 мая — запущен на всей территории страны.
 
По состоянию на 1 ноября в налоговые органы при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей представлено около 20 тыс. комплектов электронных документов. 
 
В сентябре этого года заработал новый интернет-сервис «Подача заявки на государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя». 
 
Подробности — в интервью с начальником Управления информатизации ФНС России В.Г. Колесниковым, журнал «Налоговая политика и практика», № 11/2012.

Перейти в раздел