Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Постановление Правительства Москвы от 17.10.2012 N 564-ПП

(ред. от 22.11.2016)
«Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги "Выдача разрешения на право организации розничного рынка" в городе Москве»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Обзор за 15.03.2007

Обзор федерального законодательства подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс"
Полные тексты всех документов представлены в СПС Консультант Плюс. Тексты отдельных документов представлены в разделе Документ дня.

Постановление Президиума ВАС РФ от 30.01.2007 № 10383/06

«Правило ст. 62 Устава железнодорожного транспорта РФ об исключении технологического времени, связанного с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки и уборкой вагонов с этих мест, из платы за пользование вагонами за все время их нахождения на подъездном пути распространяется на всех владельцев железнодорожных путей необщего пользования и не поставлено в зависимость от того, выступают ли они одновременно грузоотправителями или грузополучателями»

Суть спора

Между железнодорожным перевозчиком (далее — перевозчик) и обществом с ограниченной ответственностью, являющимся владельцем железнодорожного пути необщего пользования (далее — владелец пути), был заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования. По условиям договора вагоны подаются локомотивом перевозчика на выставочный путь предпортового парка. Дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом владельца пути с расстановкой по местам погрузки и выгрузки. В договоре стороны установили, что неоплачиваемое технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки и уборкой с этих мест локомотивом владельца пути, составляет 4,87 часа. Подача и уборка вагонов осуществлялась тепловозом, который истец арендовал у ответчика.

Настоящий спор возник в связи со списанием перевозчиком с лицевого счета владельца пути в технологическом центре по обработке перевозочных документов (далее — ТехПД) платы за пользование вагонами без учета технологического времени, предусмотренного договором на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути, поскольку перевозчик полагал, что такое время не должно предоставляться владельцу пути в тех случаях, когда он получает грузы для себя, так как владелец пути фактически становится грузополучателем.

Владелец пути обратился в арбитражный суд с иском к перевозчику о взыскании денежных средств, списанных с лицевого счета владельца в ТехПД за пользование вагонами.

Решения судов разных инстанций

Решением суда первой инстанции иск был удовлетворен, при этом суд сослался на заключенный сторонами договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, в котором устанавливалось неоплачиваемое технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки, предоставляемое владельцу пути. В договоре не содержались оговорки о предоставлении такого времени только в случае обслуживания грузоотправителей или грузополучателей.

Суд кассационной инстанции решение суда первой инстанции отменил, в иске отказал. Суд указал на несоответствие выводов, содержащихся в решении, положениям части 2 статьи 62 Устава железнодорожного транспорта РФ (далее — Устав), согласно которым неоплачиваемое технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки, предоставляется владельцу пути необщего пользования, только если он обслуживает грузоотправителей, грузополучателей. В случае совпадения в одном лице владельца пути необщего пользования и грузоотправителя или грузополучателя технологическое время не должно предоставляться.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд РФ, о пересмотре в порядке надзора постановления суда кассационной инстанции владелец пути просил его отменить в связи с неправильным применением судом статьи 62 Устава.

В отзыве на заявление перевозчик просил оставить оспариваемый судебный акт без изменения, считая его законным и обоснованным. Он сообщил, что владелец пути в соответствии с пунктом 19 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденных Постановлением Федеральной энергетической комиссии РФ от 19.06.2002 N 35/12, получает скидку с тарифа на перевозку грузов в размере внесенной перевозчику платы за пользование вагонами.

По мнению перевозчика, Уставом не предусмотрен вариант совпадения в одном лице владельца железнодорожного пути необщего пользования и грузоотправителя или грузополучателя. В этом случае не должно предоставляться технологическое неоплачиваемое время, поскольку владелец железнодорожного пути необщего пользования не выполняет работ по обслуживанию грузоотправителей, грузополучателей.

Позиция Президиума ВАС РФ

Проверив обоснованность доводов сторон, Президиум ВАС РФ установил следующее.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и статьей 2 Устава, железнодорожными путями необщего пользования называются железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей железнодорожным транспортом на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.

Если железнодорожные пути необщего пользования обслуживаются локомотивом, принадлежащим перевозчику, то вагоны подаются перевозчику на железнодорожный путь необщего пользования к местам погрузки, выгрузки и убираются им с этого пути. В таком случае перевозчик заключает с грузоотправителями, грузополучателями договоры на подачу и уборку вагонов.

Время нахождения вагонов под погрузкой, выгрузкой исчисляется с момента фактической подачи вагонов к месту погрузки или выгрузки до момента получения перевозчиком от владельцев, пользователей или контрагентов железнодорожного пути необщего пользования уведомления о готовности вагонов к уборке (статьи 56, 62 Устава, пункты 2.1, 3.1, 4.1 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения РФ от 18.06.2003 N 26).

При обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивом владельца этого пути между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования заключается договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.

В этом случае вагоны подаются локомотивом, принадлежащим перевозчику, на предусмотренные договором железнодорожные выставочные пути. Дальнейшее продвижение вагонов, расстановка их на места погрузки, выгрузки и возврат на выставочные пути обеспечиваются локомотивом владельца пути или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.

Местом погрузки, выгрузки является часть железнодорожных путей необщего пользования, примыкающая к крытым и открытым складам и предназначенная для погрузки и выгрузки.

При этом время нахождения вагонов под погрузкой, выгрузкой исчисляется с момента передачи вагонов на железнодорожных выставочных путях до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути и сдачи перевозчику (пункты 2.1, 3.1, 3.3, 4.3 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования).

В соответствии со статьей 62 Устава в договорах на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования должно быть оговорено технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки и уборкой вагонов с этих мест.

Согласно пункту 3.1 Порядка разработки и определения технологических сроков оборота вагонов, а также технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов, утвержденного Приказом МПС РФ от 29.09.2003 N 67, технологическое время состоит из времени, затрачиваемого владельцем или пользователем железнодорожного пути необщего пользования на выполнение маневровой работы своим локомотивом с вагонами, поступающими в адрес обслуживаемых им грузоотправителей, грузополучателей при подаче и расстановке вагонов на места погрузки, выгрузки таких грузоотправителей, грузополучателей и уборке вагонов с этих мест.

Согласно статье 62 Устава плата за пользование вагонами, контейнерами вносится перевозчику владельцем железнодорожного пути необщего пользования и исчисляется с момента передачи вагонов, контейнеров владельцу железнодорожного пути необщего пользования на железнодорожных выставочных путях до момента возвращения их на железнодорожные выставочные пути. В оплачиваемое время не включается технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки и уборкой вагонов с указанных мест. В этом случае грузоотправители, грузополучатели компенсируют владельцу железнодорожного пути необщего пользования плату, перечисленную этим владельцем перевозчику.

Правило статьи 62 Устава об исключении технологического времени из платы за пользование вагонами распространяется на всех владельцев железнодорожных путей необщего пользования и не поставлено в зависимость от того, выступают ли эти ветвевладельцы одновременно грузоотправителями или грузополучателями.

Поскольку вагоны, предназначенные ветвевладельцу как грузоотправителю или грузополучателю, также подаются перевозчиком на выставочные пути, а дальнейшее их продвижение к местам погрузки, выгрузки и возвращение на выставочные пути производится локомотивом ветвевладельца, последний, являясь грузоотправителем или грузополучателем, также выполняет маневровые работы своим локомотивом при подаче вагонов на места погрузки, выгрузки и уборке вагонов с этих мест.

Время на выполнение таких операций в силу пункта 2 статьи 62 Устава не должно включаться в оплачиваемое время пользования вагонами. Их продолжительность оговаривается в договоре на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.

Таким образом, с владельца железнодорожного пути необщего пользования в случае совпадения в одном лице владельца, грузоотправителя или грузополучателя взимается плата за пользование вагонами за все время нахождения вагонов на подъездном пути, из которого подлежит исключению время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки и уборкой вагонов с этих мест. Его продолжительность следует оговорить в договоре на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.

Довод ответчика о компенсации истцу технологического времени скидкой с тарифа на перевозку грузов является несостоятельным. Такая скидка предоставляется по договорам перевозки только грузоотправителям, в то время как истец выступает в качестве и грузоотправителя, и грузополучателя. Отношения по перевозке грузов не должны подменять отношений по эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования, поскольку оформляются самостоятельными договорами, которые имеют несовпадающий субъектный состав.

Суд первой инстанции, признавая обоснованными доводы владельца пути, исходил из положений статьи 62 Устава и положений заключенного между сторонами договора и сделал обоснованный вывод о необходимости предоставления истцу 4,87 часа неоплачиваемого технологического времени.

Выводы же суда кассационной инстанции были основаны на неправильном толковании Устава железнодорожного транспорта РФ.

С учетом изложенного, Президиум ВАС РФ решение суда первой инстанции оставил без изменения, постановление суда кассационной инстанции отменил.