Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Постановление Правительства Москвы от 29.11.2016 N 791-ПП

«Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости земель города Москвы по состоянию на 1 января 2016 г.»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Обзор за 17.05.2007

Обзор федерального законодательства подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс"
Полные тексты всех документов представлены в СПС Консультант Плюс. Тексты отдельных документов представлены в разделе Документ дня.

Постановление Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 N 15355/06

«В соответствии с положениями Земельного кодекса РФ отказ в предоставлении в собственность земельных участков, ограниченных в обороте, не допускается, если Федеральным законодательством такое предоставление разрешено»

Суть спора

Общество с ограниченной ответственностью приобрело в порядке приватизации нежилое помещение. Земельный участок, необходимый для эксплуатации этого помещения, в 1994 году был предоставлен обществу постановлением мэра города на праве постоянного (бессрочного) пользования. Данный земельный участок, согласно Постановлению Совета Министров РСФСР от 1974 года, был включен в список памятников культуры, подлежащих охране как памятники государственного значения. В декабре 2005 года общество обратилось в областной департамент имущественных и земельных отношений с заявкой на приватизацию находящегося в государственной собственности земельного участка, на котором расположено приватизированное им помещение. Однако департамент уведомил общество, что поскольку указанный земельный участок входит в охранную территорию распространения памятника федерального значения и археологического наследия, следовательно, он ограничен в обороте и приватизации не подлежит.

Полагая, что такой отказ не соответствует действующему законодательству, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и понуждении департамента заключить договор купли-продажи земельного участка.

Решения судов разных инстанций

Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований было отказано.

Постановлением суда апелляционной инстанции решение суда первой инстанции было отменено, исковые требования удовлетворены. Суд признал незаконным отказ департамента в заключении указанного договора купли-продажи земельного участка и обязал департамент в течение 14 дней заключить с обществом договор на его приватизацию.

Судом кассационной инстанции постановление суда апелляционной инстанции было оставлено без изменения.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд РФ о пересмотре в порядке надзора постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций, департамент просил их отменить, полагая, что они являются незаконными. Общество, со своей стороны, просило оставить оспариваемые судебные акты без изменения как соответствующие законодательству.

Позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ

Проверив обоснованность доводов сторон, Президиум ВАС РФ счел, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.

Суды апелляционной и кассационной инстанций, удовлетворяя требования общества, исходили из положений статьи 5 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 73-ФЗ), согласно которым земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и названным Федеральным законом.

В силу статей 94, 99 Земельного кодекса РФ земли историко-культурного назначения являются землями особо охраняемых территорий. Земельные участки, отнесенные к землям историко-культурного назначения, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, за исключением случаев, установленных законодательством. На отдельных землях историко-культурного назначения может быть запрещена любая хозяйственная деятельность.

Спорный земельный участок из хозяйственного использования не изымался.

Пунктом 2 статьи 49 Федерального закона N 73-ФЗ предусмотрено, что объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которого он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно.

Как было установлено судами, между обществом и областным государственным учреждением культуры с учетом требований пункта 3 статьи 63 Федерального закона N 73-ФЗ было оформлено охранное обязательство в отношении археологического культурного слоя, расположенного по адресу нежилого помещения, приобретенного обществом в собственность.

Общество как собственник объекта недвижимого имущества обратилось с заявлением о приобретении в собственность земельного участка.

В силу части 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте, если федеральным законодательством разрешено такое предоставление.

В соответствии с частью 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию таких земельных участков.

Президиум ВАС РФ указал, что при изложенных обстоятельствах суды апелляционной и кассационной инстанций обоснованно удовлетворили заявленные требования, поэтому оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.