Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Постановление Правительства Москвы от 17.10.2012 N 564-ПП

(ред. от 22.11.2016)
«Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги "Выдача разрешения на право организации розничного рынка" в городе Москве»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Обзор за 14.08.2007

Обзор федерального законодательства подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс"
Полные тексты всех документов представлены в СПС Консультант Плюс. Тексты отдельных документов представлены в разделе Документ дня.

Федеральный закон от 24.07.2007 N 212-ФЗ

«О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности»

Федеральный закон от 24.07.2007 N 212-ФЗ (далее — Закон) изменил порядок приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в т.ч. порядок установления цены выкупаемых земельных участков и арендной платы, изменил порядок отчуждения земельных участков в процессе приватизации государственной и муниципальной собственности, а также изменил сроки переоформления земельных участков. Закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования, за исключением некоторых норм, о чем будет сказано отдельно.

Изменения, касающиеся порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности

Закон установил, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, порядок определения и оплаты которой устанавливается, в зависимости от принадлежности участков, Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления. В отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена между Российской Федерацией и субъектами РФ, порядок определения их цены, а также порядок оплаты этих земельных участков, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ. Цена выкупаемых земельных участков не может превышать их кадастровую стоимость. До установления Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости (подп. «б», «в» п. 2 ст. 2, п. 1 ст. 3; здесь и далее указываются статьи, пункты и подпункты Закона).

Земельным кодексом РФ установлено, что в случае, если помещения в здании, расположенном на неделимом земельном участке, закреплены за несколькими казенными предприятиями и государственными или муниципальными учреждениями, данный земельный участок предоставляется одному из этих лиц на основании решения собственника земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, а другие из этих лиц обладают правом ограниченного пользования земельным участком для осуществления своих прав на закрепленные за ними помещения. Закон уточнил, кому из совладельцев здания земельный участок предоставляется в постоянное (бессрочное) пользование — это лицо, во владении которого находится большая площадь помещений в здании (подп. «д» п. 2 ст. 2).

Законом установлено, что перечень документов, который собственники или владельцы здания, строения или сооружения обязаны прилагать к заявлению о приобретении прав на земельный участок, на котором расположена принадлежащая им недвижимость, должен определить федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию земельных отношений (в настоящее время — Минэкономразвития РФ). При этом исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставления никаких дополнительных документов, кроме предусмотренных перечнем.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обязан принять решение о предоставлении государственных или муниципальных земельных участков в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, либо подготовить проект договора купли-продажи или аренды участка, в отличие от ранее установленного порядка, в месячный, а не в двухнедельный срок со дня поступления заявления (подп. «е», «ж» п. 2 ст. 2).

Порядок приобретения государственных и муниципальных земельных участков собственниками зданий, строений и сооружений, расположенных на этих участках, установленный на период до 1 января 2010 года

Закон изменил порядок определения выкупной цены земельных участков, установленный ранее Федеральным законом «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», для двух категорий граждан и организаций. К таким гражданам и организациям отнесены:

коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками расположенных на государственных и муниципальных земельных участках зданий, строений, сооружений, в том числе возведенных на месте разрушенных или снесенных либо реконструированных зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности;

граждане и некоммерческие организации, являющиеся собственниками расположенных на государственных и муниципальных земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса РФ и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.

При приобретении указанными лицами земельных участков в период до 1 января 2010 года их цена устанавливается субъектами РФ в пределах двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек, и в пределах двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности. До установления субъектами РФ цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.

В целях ограничения спекуляции земельными участками, приватизированными указанными лицами, Закон установил механизм изъятия в бюджет спекулятивного дохода. Так, в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек органы государственной власти могут устанавливать запрет на строительство и реконструкцию зданий, строений, сооружений, расположенных на приватизированном земельном участке (за исключением зданий, строений и сооружений, не соответствующих градостроительному регламенту). Запрет подлежит снятию по заявлению собственника земельного участка после внесения им специальной платы за снятие запрета, размер которой не может превышать восемьдесят процентов кадастровой стоимости земельного участка. С 1 января 2008 года вступает в силу норма Закона, в соответствии с которой плата за снятие запрета поступает в бюджеты субъектов РФ по нормативу 100 процентов (ст. 1, п. 1 ст. 3, ст. 7).

Для лиц, не относящихся к двум указанным категориям, но также являющимся собственниками зданий, строений и сооружений, расположенных на государственных или муниципальных земельных участках, выкупная цена земли определяется субъектами РФ в порядке, установленном ранее Федеральным законом «О введении в действие Земельного кодекса РФ», предусматривающем расчет цены в кратном размере ставки земельного налога за единицу площади земельного участка, с учетом численности населения соответствующего поселения. Действие этого порядка Закон также ограничил периодом до 1 января 2010 года (п. 1 ст. 3).

Из Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» исключена норма, в соответствии с которой при продаже государственного или муниципального земельного участка собственнику расположенного на участке здания, строения или сооружения к стоимости земельного участка должен применяться поправочный коэффициент, учитывающий основной вид использования указанных зданий, строений и сооружений (п. 1 ст. 3).

Переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками

В соответствии с Земельным кодексом РФ земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования могут предоставляться только государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти и местного самоуправления. Иные юридические лица обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды этих участков или приобрести их в собственность. Религиозные организации вправе также переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право безвозмездного срочного пользования. В соответствии с Федеральным законом «О введении в действие Земельного кодекса РФ» такое переоформление необходимо было осуществить до 1 января 2008 года. Закон продлил этот срок до 1 января 2010 года, а в отношении земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения, — до 1 января 2013 года.

С 1 января 2011 года вступит в силу норма Закона, устанавливающая административную ответственность за нарушение сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или сроков и порядка приобретения земельных участков в собственность. За указанное правонарушение на юридических лиц, а также на индивидуальных предпринимателей может быть наложен административный штраф в размере от двадцати тысяч до ста тысяч рублей (подп. «а» п. 2 ст. 3, ст. ст. 6, 7).

Изменения, касающиеся порядка аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Закон установил пределы размера арендной платы в отношении земельных участков, право аренды которых оформлено вместо права постоянного (бессрочного) пользования. В таких случаях размер арендной платы на год устанавливается в пределах: двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков; трех десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения; полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте (подп. «а» п. 2 ст. 3).

Законом уточнено, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ (подп. «в» п. 2 ст. 3).

Собственникам зданий, строений и сооружений предоставляется право приобрести находящиеся у них на праве аренды государственные или муниципальные земельные участки в собственность независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков — до или после дня вступления в силу Земельного кодекса РФ (подп. «б» п. 2 ст. 3).

Для государственных, в т.ч. казенных, и муниципальных унитарных предприятий, являющихся арендаторами государственных или муниципальных земельных участков, установлен запрет на совершение определенных операций в отношении этих земельных участков. Так, предприятия не вправе сдавать земельный участок в субаренду, передавать свои права и обязанности по договору аренды другим лицам, отдавать арендные права в залог, вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или в качестве паевого взноса в производственный кооператив (ст. 5).

Отчуждение земельных участков в процессе приватизации государственного и муниципального имущества

Закон исключил из Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» норму, регулирующую порядок определения цены выкупа земельного участка, на котором расположены приватизируемые здания, строения и сооружения, и заменил ее нормой, устанавливающей, что предоставление земельных участков собственникам расположенных на этих земельных участках зданий, строений и сооружений в аренду или в собственность осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены земельным законодательством.

Изменен порядок определения стоимости земельного участка, подлежащего приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия. Стоимость таких земельных участков принимается равной их кадастровой стоимости в случае создания открытого акционерного общества путем преобразования унитарного предприятия, а в иных случаях — равной рыночной стоимости земельных участков, определенной в соответствии с законодательством об оценочной деятельности. В настоящее время стоимость земельных участков, подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, принимается равной пятикратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельных участков в поселениях с численностью населения свыше 500 тысяч человек или трехкратному размеру ставки земельного налога в остальных случаях.

Земли сельскохозяйственного назначения, водоохранного и санитарно-защитного назначения исключены из перечня категорий земель, земельные участки в составе которых не подлежат отчуждению в процессе приватизации государственного и муниципального имущества (ст. 4).