Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Закон г. Москвы от 21.11.2007 N 45

(ред. от 23.11.2016)
«Кодекс города Москвы об административных правонарушениях»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Обзор за 20.11.2007

Обзор федерального законодательства подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс"
Полные тексты всех документов представлены в СПС Консультант Плюс. Тексты отдельных документов представлены в разделе Документ дня.

Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ

«Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ (далее — Закон) урегулировал вопросы дорожного хозяйства, использовав нормы действующих в настоящее время подзаконных нормативных правовых актов по вопросам дорожного хозяйства. Закон установил основы правового регулирования проектирования, строительства, реконструкции, ремонта, содержания и использования автомобильных дорог единообразно для федерального уровня, для субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

Закон вступает в силу со дня его официального опубликования за исключением отдельных норм, регулирующих финансирование дорожной деятельности и порядок размещения государственного или муниципального заказа в сфере дорожной деятельности, которые вступают в силу с 1 января 2008 года.

Собственность на автомобильные дороги. Классификация, перечни, реестр автомобильных дорог

В соответствии с Законом автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.

Закон закрепил существующую классификацию автомобильных дорог, в зависимости от их значения, на автодороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, и частные автодороги, а в зависимости от вида разрешенного использования — на автодороги общего и необщего пользования.

В зависимости от условий проезда и доступа транспортных средств Закон установил классификацию автодорог на автомагистрали, скоростные автомобильные дороги и обычные автомобильные дороги. Кроме этого, Правительство РФ должно установить порядок отнесения автодорог к категориям автомобильных дорог (первой, второй, третьей, четвертой и пятой категориям) в зависимости от их транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств.

В наименовании автодороги, в отличие от действующего в настоящее время порядка (установленного Постановлением Правительства РФ от 24.12.1991 N 61), можно будет указывать не только соединяемые ею либо расположенные вблизи нее населенные пункты, но также и наименования географических или иных объектов, наименования исторических событий; при присвоении автодороге наименования можно будет также учитывать национальные традиции.

Правительство РФ должно утверждать перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения (в настоящее время действуют «Перечни федеральных дорог в РСФСР», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 24.12.1991 N 62), а уполномоченный федеральный орган исполнительной власти — перечень автодорог необщего пользования федерального значения; высшие органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления должны утверждать аналогичные перечни автодорог регионального и местного значения.

Закон возложил на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, формирование и ведение Единого государственного реестра автомобильных дорог. В настоящее время таким федеральным органом является подведомственное Минтрансу РФ Федеральное дорожное агентство (Росавтодор). (Далее наименование «Росавтодор» будет применяться при изложении норм Закона, содержащих упоминание федерального органа исполнительной власти, наделенного функциями, которыми в настоящее время обладает Федеральное дорожное агентство.)

Сведения из Единого государственного реестра автомобильных дорог, в частности сведения о собственнике или владельце дороги, о виде разрешенного использования дороги, о соответствии дороги и ее участков техническим характеристикам данного класса и категории, должны будут предоставляться в виде выписок любым заинтересованным лицам за плату, предельный размер которой устанавливается Правительством РФ (ст. ст. 5, 6, 8, 10 Закона).

Дорожная деятельность (строительство и содержание дорог)

Термином «дорожная деятельность» Закон определил деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Закон регулирует дорожную деятельность, устанавливая порядок выдачи разрешений на производство соответствующих работ.

Так, в частности, разрешение на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт автомобильных дорог федерального значения, а также частных автомобильных дорог, строительство, реконструкцию или капитальный ремонт которых планируется осуществлять на территориях двух и более субъектов РФ, выдает Росавтодор. На те же работы в отношении автодорог регионального или межмуниципального значения, а также частных автодорог на территориях двух и более муниципальных образований разрешение выдает уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ, а в отношении автомобильных дорог поселения, муниципального района, городского округа, частных дорог в границах поселения, на территориях двух и более поселений или на межселенных территориях, в границах городского округа — органы местного самоуправления соответственно поселения, муниципального района, городского округа.

Прокладка или переустройство инженерных коммуникаций в границах полосы отвода автомобильной дороги должны осуществляться владельцами таких инженерных коммуникаций или за их счет на основании договора с владельцем дороги, а в границах придорожных полос — при наличии согласия в письменной форме владельца дороги.

Согласие в письменной форме владельцев автомобильных дорог требуется также для строительства, реконструкции и капитального ремонта сооружений пересечения на автодорогах, а также для ремонта пересечений с автодорогами и примыканий автодорог к автодорогам федерального, регионального, межмуниципального, местного значения, причем порядок осуществления и объем работ по ремонту также должны быть согласованы с владельцами дорог (ст. ст. 3, 16, 19, 20 Закона).

Закон установил, что автомобильные дороги должны быть обеспечены объектами дорожного сервиса. Минимально необходимые для обслуживания участников дорожного движения требования к обеспеченности автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального (межмуниципального), местного значения объектами дорожного сервиса, размещаемыми в границах полос отвода автодорог, и требования к перечню минимально необходимых услуг, оказываемых на объектах дорожного сервиса, устанавливаются Правительством РФ (ст. 22 Закона).

Полосы отвода и придорожные полосы автомобильных дорог

Границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории, предназначенной для размещения автодорог или объектов дорожного сервиса, с учетом утверждаемых Правительством РФ норм отвода земель для размещения указанных объектов.

В границах полосы отвода запрещается выполнение работ и размещение объектов, не связанных со строительством, ремонтом, содержанием дороги или с размещением объектов дорожного сервиса (за исключением некоторых случаев, например прокладки или переустройства инженерных коммуникаций, по договору с владельцем дороги).

Земельные участки в границах полосы отвода могут предоставляться гражданам или юридическим лицам для размещения, как уже говорилось, объектов дорожного сервиса. Земельные участки для размещения объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги федерального значения предоставляет Росавтодор (ст. 25 Закона).

Для автомобильных дорог, за исключением автомобильных дорог, расположенных в границах населенных пунктов, устанавливаются придорожные полосы. В зависимости от класса или категории автомобильных дорог ширина придорожной полосы устанавливается в размере от двадцати пяти до ста пятидесяти метров.

Решение об установлении границ придорожных полос, в зависимости от значения дороги и ее расположения, принимается Росавтодором, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.

Орган местного самоуправления городского округа или муниципального района в месячный срок со дня поступления копии решения об установлении границ придорожных полос обязан уведомить собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в границах придорожных полос, об особом режиме использования этих земельных участков.

Строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей допускаются при наличии согласия в письменной форме владельца дороги (ст. 26 Закона).

Порядок установления и использования полос отвода, а также порядок установления и использования придорожных полос автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения может устанавливаться соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления (п. 5 ст. 25, п. 9 ст. 26 Закона).

В настоящее время порядок установления и использования полос отвода федеральных автомобильных дорог установлен Постановлением Правительства РФ от 14.04.2007 N 233, а придорожных полос федеральных автомобильных дорог — Постановлением Правительства РФ от 01.12.1998 N 1420.

Использование автомобильных дорог. Перевозки опасных, тяжеловесных или крупногабаритных грузов

Глава Закона, регулирующая использование автомобильных дорог, содержит, в частности, нормы, устанавливающие права и обязанности пользователей автомобильных дорог (право осуществлять проезд, получать информацию об ограничениях движения, получать компенсацию вреда в результате ненадлежащего содержания дороги, соблюдать запреты на загрязнение дорожного покрытия, на создание условий, препятствующих обеспечению безопасности дорожного движения, и т.д.) (ст.ст. 28, 29, 30 Закона).

Значительное место в данной главе Закона занимает статья, регламентирующая движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных или крупногабаритных грузов.

Движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки указанных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого, в зависимости от значения дороги, федеральным органом исполнительной власти (Росавтодором — в отношении тяжеловесных и крупногабаритных грузов, а в отношении перевозки опасных грузов — уполномоченным на выдачу таких разрешений органом) или региональным органом исполнительной власти, либо органом местного самоуправления.

Для получения специального разрешения требуется согласование маршрута с владельцами автомобильных дорог, а в определенных случаях также с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и возмещение владельцем транспортного средства вреда, причиняемого при перевозке указанных грузов.

За выдачу специального разрешения на движение по автомобильной дороге транспортного средства, осуществляющего перевозки (за исключением транспортного средства, осуществляющего международные автомобильные перевозки) опасных грузов, установлена государственная пошлина в размере 400 рублей, тяжеловесных и крупногабаритных грузов — 500 рублей. Соответствующую норму, вступающую в силу с 1 января 2008 года (но не ранее чем по истечении месяца со дня официального опубликования Закона), Закон внес в Налоговый кодекс РФ.

Более подробную регламентацию перевозок по автомобильным дорогам опасных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов поручено осуществлять Правительству РФ, которое должно устанавливать, в частности, порядок выдачи специального разрешения, порядок осуществления весового и габаритного контроля, порядок возмещения вреда и порядок определения размера вреда, причиняемого движением транспортного средства, перевозящего указанные грузы (ст. ст. 31, 52 Закона).

В настоящее время порядок взимания платы за провоз тяжеловесных грузов, а также ставки платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам установлены Постановлениями Правительства РФ от 26.09.1995 N 962 и от 14.10.1996 N 1211.

Платные автомобильные дороги

Закон установил, что решения об использовании автомобильных дорог на платной основе принимаются, в зависимости от значения дороги (федерального, регионального или межмуниципального, а также местного значения), Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления, а в отношении частной автомобильной дороги — собственником такой дороги.

Решения об использовании автомобильных дорог на платной основе в отношении автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, расположенных вне границ населенных пунктов, могут быть приняты только в случае строительства или реконструкции дорог, а в отношении указанных дорог, расположенных в границах населенных пунктов, — только в случае их строительства. Для принятия решений об использовании на платной основе частных автомобильных дорог такие условия не установлены.

Еще одним условием для принятия решения об использовании автодороги на платной основе является обеспечение возможности альтернативного бесплатного проезда по автомобильным дорогам общего пользования, или обеспечение возможности альтернативного бесплатного проезда до ввода в эксплуатацию строящейся или реконструируемой платной автодороги. Протяженность автомобильных дорог или их участков, обеспечивающих возможность альтернативного бесплатного проезда, не должна превышать более чем в три раза протяженность платной автомобильной дороги, за исключением случаев, если более пятидесяти процентов протяженности платной автодороги составляют мосты, тоннели и путепроводы, и если строительство платной автодороги осуществляется в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Решение об использовании автомобильной дороги на платной основе, в том числе частной автодороги, в течение тридцати дней со дня его принятия должно быть опубликовано, а также размещено на соответствующем официальном сайте (в отношении частной автодороги — на официальном сайте муниципального образования, а при его отсутствии — на официальном сайте субъекта РФ).

Строительство, реконструкция и использование платных автомобильных дорог могут осуществляться на основе концессионных соглашений.

Закон установил, что от платы за проезд по платным автомобильным дорогам освобождается транспорт общего пользования (за исключением такси, маршрутного такси, автобусов междугородного и международного сообщения), специальные транспортные средства (пожарной охраны, милиции, медицинской скорой помощи, аварийно-спасательных служб, военной автоинспекции), транспортные средства организаций федеральной почтовой связи.

Собственник платной автодороги вправе принять решение о предоставлении права бесплатного или льготного проезда отдельным категориям пользователей дороги или категориям транспортных средств (в случае заключения концессионного соглашения — по согласованию с концессионером). Владелец платной автодороги вправе предоставлять право льготного или бесплатного проезда, если это предусмотрено решением об использовании автодороги на платной основе.

Правила оказания услуг по организации проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, методика расчета и максимальный размер платы за проезд транспортного средства по платным автомобильным дорогам должны утверждаться соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления (ст. ст. 36, 37, 38, 40, 41 Закона).

В настоящее время являются действующими «Временные правила организации эксплуатации на платной основе федеральных автомобильных дорог и дорожных объектов» и «Временные правила определения стоимости проезда по платным автомобильным дорогам и дорожным объектам и использования взимаемых за проезд средств», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27.08.1999 N 973.