Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Постановление Правительства Москвы от 29.11.2016 N 794-ПП

«Об установлении величины прожиточного минимума в городе Москве за III квартал 2016 г.»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Обзор за 17.04.2008

Обзор федерального законодательства подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс"
Полные тексты всех документов представлены в СПС Консультант Плюс. Тексты отдельных документов представлены в разделе Документ дня.

Постановление Президиума ВАС РФ от 22.01.2008 № 9713/06

«Иск о признании права собственности на АЗС был удовлетворен правомерно, поскольку истцом были созданы новые имущественные комплексы АЗС в результате полной реконструкции прежних АЗС, выполнены все обязательства по инвестиционному контракту и завершены все взаиморасчеты»

Суть спора

Общество с ограниченной ответственностью (далее — Общество) обратилось в арбитражный суд с иском к закрытому акционерному обществу (далее — Фирма) об истребовании из незаконного владения ответчика двух имущественных комплексов автозаправочных станций (далее — АЗС).

Решения судов разных инстанций

Решением суда первой инстанции исковое требование было удовлетворено.

Постановлением суда апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Суд кассационной инстанции указанные судебные акты отменил, дело передал на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела Фирма предъявила два встречных иска о признании права собственности на имущественные комплексы АЗС.

При новом рассмотрении дела суд первой инстанции первоначальный иск удовлетворил, полагая, что право собственности Общества на спорные имущественные комплексы АЗС подтверждено в судебном порядке, а АЗС хотя и изменились в результате реконструкции, но сохранили свое назначение, поэтому могут быть истребованы во владение Общества в порядке виндикации. В удовлетворении встречных исков суд отказал.

Постановлением суда апелляционной решение суда первой инстанции в части удовлетворения первоначального иска было отменено, в остальной части оставлено без изменения, так как Общество не доказало своего права на имущественные комплексы АЗС в том виде, в каком они существуют после реконструкции.

Суд кассационной инстанции постановление суда апелляционной инстанции отменил в части отказа во встречном иске и дело в этой части направил в апелляционный суд на новое рассмотрение.

Суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении встречных исков оставил без изменения, считая, что Фирма не предприняла мер к выкупу спорных имущественных комплексов АЗС в порядке, установленном инвестиционными контрактами.

Суд кассационной инстанции решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции в части отказа в удовлетворении встречных исков отменил, встречные иски удовлетворил. В остальной части постановление суда апелляционной инстанции было оставлено без изменения.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд РФ, о пересмотре постановления суда кассационной инстанции в порядке надзора, Общество просило этот судебный акт отменить, ссылаясь на нарушение им норм материального и процессуального права.

Позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ

Проверив обоснованность доводов сторон, Президиум ВАС РФ счел, что обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения по следующим основаниям.

Как было установлено судом, распоряжением Москомимущества от 03.10.1994 N 2573-р «О регистрации государственного предприятия «Московский производственный комбинат автообслуживания» (далее — предприятие) и договором от 04.10.1994 N 2573, заключенным между Комитетом и названным предприятием, спорные имущественные комплексы АЗС были закреплены на праве хозяйственного ведения за предприятием.

В соответствии с приложением к Постановлению Правительства Москвы от 16.11.1993 N 1039 «О неотложных мерах по ускоренному развитию сети автозаправочных станций в городе Москве и улучшению обеспечения моторным топливом автотранспортных средств» был утвержден Порядок организации и проведения конкурса по передаче в аренду фирмам-инвесторам действующих АЗС, подлежащих реконструкции, совместно с земельным участком (далее — порядок передачи АЗС инвесторам). Согласно названному Порядку предприятие заключало типовой договор по установленному образцу с компанией, ставшей победителем конкурса по реконструкции существующих АЗС, а Департамент транспорта и связи Правительства Москвы совместно с Комиссией по земельным отношениям и градостроительству оформлял передачу в аренду конкретных АЗС. Условия проведения реконструкции АЗС за счет средств компании, согласования проекта на реконструкцию с Департаментом транспорта и связи Правительства Москвы, введения новых мощностей по дополнительным услугам (моечной станции, ремонтной зоны, магазина автозапчастей, кафе и т. п.) предусматривались в договоре аренды.

Распоряжением Правительства Москвы от 16.02.1995 N 152-РП «О передаче фирмам-инвесторам АЗС, подлежащих реконструкции» был утвержден Перечень автозаправочных станций, подлежащих передаче фирмам-инвесторам и российским нефтяным компаниям для реконструкции, в том числе предусмотрена передача Фирме спорных АЗС. Распоряжением Правительства Москвы от 27.03.1996 N 295-РП «О передаче фирмам-инвесторам АЗС для реконструкции» было предписано осуществить передачу АЗС фирмам-инвесторам в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 27.02.1996 N 199 «Об утверждении примерных форм инвестиционного контракта на реконструкцию АЗС города Москвы и договора аренды имущественного комплекса АЗС». Во исполнение указанных распоряжений между Москомимуществом и предприятием, с одной стороны, и Фирмой, с другой стороны, были заключены договоры аренды, согласно которым спорные АЗС в целях реконструкции были переданы Фирме на правах аренды. Кроме того, в соответствии с утвержденным Правительством Москвы Порядком передачи АЗС инвесторам между Москомимуществом, Фондом имущества, Департаментом транспорта и связи Правительства Москвы, предприятием и Фирмой были заключены инвестиционные контракты, которыми предусматривалось право инвесторов на приобретение реконструированного объекта в собственность на основании и условиях договоров купли-продажи.

В процессе реализации заключенных договоров спорные АЗС были капитально отремонтированы Фирмой и приняты в эксплуатацию государственной комиссией.

Президиум ВАС РФ указал, что суд кассационной инстанции исходил из установленных обстоятельств реконструкции обеих АЗС, осуществленной Фирмой на условиях, утвержденных Правительством Москвы, инвестиционных контрактов, а также актов государственной комиссии по приемке АЗС в эксплуатацию. Из указанных документов усматривается, что Фирма на основании действующих правовых актов и инвестиционных контрактов путем модернизации двух АЗС и строительства дополнительных объектов автосервиса в соответствии с разработанными проектами создала новые имущественные комплексы.

Президиум ВАС РФ отметил, что согласно Постановлению Правительства Москвы от 27.07.1999 N 685 «О выполнении программы развития сети автозаправочных станций в Москве и ее дальнейшем совершенствовании» комплекс АЗС представляет собой единый имущественный комплекс, предназначенный для оказания услуг по заправке автомобильного транспорта моторным топливом и дополнительных услуг (мойка, продажа автопринадлежностей, техническое обслуживание и пр.), все компоненты которого связаны с землей так, что перемещение этих объектов без несоразмерного ущерба их назначению и (или) ущерба функционированию комплекса в целом невозможно. Технический паспорт имущественного комплекса АЗС — это документ установленного образца, содержащий перечень и технические характеристики имущества, входящего в состав АЗС. В приложении к указанному Постановлению определено: данные технического учета имущественных комплексов АЗС являются исходной информацией для государственной регистрации прав на имущественный комплекс АЗС и сделок с ним. Регистрация прав на отдельные объекты недвижимости, входящие в состав имущественного комплекса АЗС, не производится.

Таким образом, после приемки в эксплуатацию имущественных комплексов спорных АЗС, реконструированных на условиях, предусмотренных названными Постановлениями Правительства Москвы и инвестиционными контрактами, владельцем этих комплексов является Фирма.

В соответствии с пунктом 1 статьи 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Материалами дела подтверждаются создание Фирмой новых имущественных комплексов АЗС в результате полной реконструкции прежних АЗС, выполнение инвестором всех обязательств по контракту, завершение взаиморасчетов, включая оплату выкупной цены, установленной договорами купли-продажи, совместными актами и соглашениями участников инвестиционных контрактов по вопросу реализации контрактов, и отсутствие между их участниками спора о праве на реконструированные объекты АЗС.

В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса РФ к способам защиты нарушенного права собственности относятся иски о признании права.

По мнению Президиума ВАС РФ, суд кассационной инстанции правильно пришел к выводу о том, что в результате инвестиционной деятельности Фирма на законных основаниях, в силу пункта 1 статьи 218 Гражданского кодекса РФ, приобрела спорные имущественные комплексы АЗС в собственность.

С учетом изложенного, Президиум ВАС РФ постановление суда кассационной инстанции оставил без изменения, заявление Общества — без удовлетворения.